среда, 5 мая 2021 г.

Великомученик Георгий Победоносец

Икона "Георгий Победоносец"

Дни памяти:  Апрель 23/6 мая,  Ноябрь 3/16,  Ноябрь 10/23 (колесование (грузинское празднование)),  Ноябрь 26/9 декабря

Георгий Победоносец (Святой Георгий, Георгий Каппадокийский, Георгий Лиддский; греч. Άγιος Γεώργιος) — христианский святой, великомученик,  один из наиболее известных святых в христианском мире.

 

Согласно византийскому житию, изложенному преподобным Симеоном Метафрастом, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии.

В некоторых источниках названы имена его родителей и приведены краткие о них сведения: отец Георгия — воин Геронтий (сенатор из Севастополя Армянского, имевший достоинство стратилата), мать — Полихрония (владела богатыми имениями около города Лидда, Сирия Палестинская).

Великомученик Георгий Победоносец

После смерти отца переехали в Лидду. Поступив на военную службу, Георгий, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения.

Отличавшийся необыкновенным умом, силой и отвагой, юноша быстро дослужился до звания тысяченачальника, став при этом любимцем императора Диоклетиана.

Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу

Молитвы святому великомученику Георгию Победоносцу

Не зря икона Святого Георгия Победоносца покровительствует в военных делах. Будучи талантливым правителем, Диоклетиан все же оставался закоренелым язычником и оставил след в истории как один из самых бессердечных гонителей христиан. Пораженный бесчеловечным приговором об истреблении верующих во Христа Святой Георгий раздал свое имущество беднякам и, явившись к императору, обвинил его в несправедливости и безудержной жестокости.

  1. В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень.
  2. На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
  3. Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому.
  4. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
  5. Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
  6. Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.
  7. На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленными волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство.

Колесование святого великомученика Георгия

Георгий перенёс все эти мучения и не отрёкся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение, его приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тотчас позвал слугу, который записал всё сказанное (один из апокрифов написан от лица именно этого слуги) и велел после смерти отвезти своё тело в Палестину.

Проповеди:

Слово в день памяти святого Великомученика Георгия Победонорсца. Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Поученіе на день святаго Великомученика и Побѣдоносца Георгія. (Третье). Прот. Арсеній Копецкій.

В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, ещё раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как Бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона кре́стным зна́мением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме.

Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху.

Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана (реальную супругу императора, известную по историческим источникам, звали Приска).

Легенды о святом Георгии излагали Симеон Метафраст, Андрей Иерусалимский, Григорий Кипрский.

Евсевий Кесарийский рассказывает:

Когда впервые был оглашён указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один — самый старший — и другой, занимавший после него четвёртую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал всё, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие.Евсевий Кесарийский. Церковная история. VIII. 5

Упоминается надпись 346 года на греческом языке из церкви в городе Изра (Сирия), изначально бывшей языческим храмом. В ней говорится о Георгии как о мученике.

В традиции Византийской империи существует легендарная связь между Георгием Победоносцем и святыми воинами Феодорами — Феодором Стратилатом и Феодором Тироном. Исследователи объясняют это тем, что Галатия и Пафлагония, которые являлись центрами почитания святых Феодоров, были недалеко от Малой Азии и Каппадокии, где почитали святого Георгия.

Существует ещё одна связь между Феодором Стратилатом и Георгием Победоносцем. В русских духовных стихотворных произведениях Феодор (без уточнения) — это отец Егория (Георгий Победоносец). Существует также немецкая средневековая поэма, в которой братом Георгия назван воин Феодор (из контекста неясно, Тирон или Стратилат).

Согласно преданию, святой Георгий захоронен в городе Лод (в прошлом Лидда), в Израиле. Над его гробницей построен храм Святого Георгия, который принадлежит Иерусалимской православной церкви. Глава и меч святого хранится под главным алтарём в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Это не единственная глава Георгия, другая хранилась, как об этом пишет Трифон Коробейников в конце XVI века, в церкви Георгия Победоносца в городе Лод. В 1821 году де Планси описывает несколько голов, которые хранились в храмах и монастырях и считались главой Георгия Победоносца, они находились: в Венеции, в Майнце, в Праге, в Константинополе, в Кёльне, в Риме, в Лоде и т. д.

Также известно, что часть мощей содержится в храме-реликварии Сент-Шапель в Париже. Реликвию сохранил французский король Людовик Святой, после чего она неоднократно служила на церковных празднествах в честь святого Георгия. Другие части мощей — десница, то есть правая рука до локтя, — хранятся в серебряной раке на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта (Греция).

Уже в VI веке культ Георгия Победоносца возник в Каппадокии и быстро распространился по Ближнему Востоку и странам Европы. Английский король Ричард Львиное Сердце провозгласил Георгия своим покровителем. Эдуард III учредил орден Подвязки Святого Георгия в образе змееборца.

Чудо Георгия о змие

Чудо Георгия о змие.

Начало XIX века. Углич. Старообрядческая мастерская.

Образ Георгий Победоносец – это изображение Святого, сидящего на белом коне и разящего своим копьем змея. Сюжет отображает посмертное чудо, сотворенное великомучеником. По преданию в те далекие времена в озере Бейрута поселился змей, который пожирал людей. Тогда для успокоения змеиной ярости жителям пришлось по жребию отдавать гаду на съедение юношу или девушку. Однажды, когда жребий пал на дочь правителя, и девушка, трясясь от ужаса, уже поджидала расправы на берегу озера, вдруг возник светлый юноша на белом коне, который в мгновение вонзил в змея копье, и тем самым спас ей жизнь. После такого чудесного избавления жители той страны, бывшие язычниками, обратились к Христу. Изображение Георгия Победоносца свидетельствует об этой истории. Скорее всего, именно этот подвиг, победа над древним змием или диаволом, а также чудесное исцеление единственного вола, кормившего семью земледельца, стали причиной того, что иконе Георгия Победоносца возносят молитвы как покровителю скотоводства и защитнику от нападения хищных зверей.

Демоноборческий аспект культа святого ассоциировался с борьбой против врагов, и Георгий издревле считался заступником русских воинов и назывался Победоносцем.

Святой великомученик Георгий Победоносец почитается  как покровитель православного воинства и государства. Ему молятся об избавлении от скорби, о возвращении потерянных детей, об укрощении диких зверей. Святой является небесным помощником земледельцев и скотоводов.

Сказания о чудесах Георгия многообразны и широко распространены. Подавляющее большинство из них представляет собой посмертные чудеса. Вместе с почитанием святого становились известны и сказания о его чудесах, часто в вариациях, кроме того, возникали аутентичные сюжеты, например в грузинской, коптской и эфиопской редакциях. Период формирования греческих текстов в VII–IX вв. приходится на эпоху византийско-арабского противостояния в Сирии, Палестине и М. Азии, которое находит отражение в чудесах Георгия. Ниже приведены наиболее известные сказания о чудесах Георгия, вошедшие в византийскую агиографическую литературу.

«Чудо о змии» — одно из самых известных. В греческой традиции оно считается единственным прижизненным чудом святого, однако в славянской и др. относится к числу посмертных, как и все остальные чудеса мученика. Древнейшее изображение Георгия, поражающего копьем змея, встречается в росписях церкви св. Варвары в Соганлы (Каппадокия) и относится к 1006 или 1021 г., а самый древний список «Чуда о змии» датируется XII–XIII вв. Всего насчитывается свыше 200 рукописей, содержащих это сказание.

Согласно основным греческим, латинским и славянским версиям текста, в озере, неподалеку от некоего города, поселился огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и овец и отравлял воздух ядовитым дыханием. Все попытки уничтожить его заканчивались гибелью людей. Правитель города, жители которого были язычниками, обратился к богам, и они якобы посоветовали ему каждый день отдавать в жертву змею юношу или девушку. Причем правитель обещал, что если жребий падет на его единственную дочь, то и она разделит участь проч. жертв. Когда до нее дошла очередь, девушку отвели к озеру и оставили на берегу. С ужасом она ждала гибели, но появился всадник на белом коне. Узнав о чудовище, воин, не внимая предостережениям девушки, бросился на вылезшего из озера змея. Он прижал копьем гортань чудовища к земле, а конь стал топтать его копытами. Затем воин приказал девушке накинуть на усмиренного змея пояс и отвести в город. Увидев чудовище, которое она вела, подобно смирному псу, горожане замерли от изумления. Георгий объяснил им, что он одолел змея силой Христа. Когда по просьбе горожан святой убил змея, они приняли Крещение. На том месте, где змей был умерщвлен, построили церковь во имя вмч. Георгия, около которой забил целебный источник. По всей видимости, это чудо произошло в Сирии. В многочисленных версиях и редакциях этого сказания присутствуют разные названия города: Ласия, Лаосия, Гевал, Нагава, Наглава и т. д. Предполагалось, что Ласия — это искаженное название Лаодикии, Нагава — ошибочное написание, а Гевал (Гебал или Габала) — город близ Лаодикии Сирийской (совр. Латакия) (Кирпичников. С. 115) или, возможно, в 40 км от Бейрута (Ливан). Однако окончательных выводов по этому вопросу нет. В тексте из соб-рания «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского (ЖСв. Апр. С. 390), источником которого служили «Acta Sanctorum» (ActaSS. Apr. T. 3. P. 106), сообщается, что этот город находился неподалеку от Берита (совр. Бейрут). В некоторых редакциях приводится имя царя: в латинской традиции — Севиус, в греческой — Селвиос, в славянской — Селевий, Селевин, Селевкий, в грузинской — Селинос . «Чудо о змии» впоследствии получило аллегорическую трактовку, став символом торжества христианства над язычеством или победы христианина над страстями.

«Чудо о колонне вдовы» (BHG, N 691a–691c) относится автором к числу первых чудес великомученика. В палестинском городе, где покоились мощи Георгия, византийский император задумал перестроить храм, освященный во имя святого, сделав его более величественным. Но в городе не было подходящего материала для изготовления колонн, и за ним отправилась экспедиция по морю в другой город, где находились каменоломни. Некая благочестивая вдова, почитавшая Георгия, на все деньги, которые у нее были, купила колонну и хотела погрузить ее на императорский корабль, т. к. не имела средств отправить ее. Но чиновник, ведавший отправкой груза, отказался принять колонну под предлогом того, что не следует смешивать дар императора с приношением бедной женщины. Расстроенная таким ответом вдова осталась на берегу. Вдруг перед ней появился Георгий и спросил, где в храме она хотела бы поставить колонну, и пальцем написал на колонне, чтобы та была установлена 2-й справа. Когда корабль подплывал к городу, чиновник увидел на берегу колонну вдовы и, пораженный этим чудом, раскаялся в своем высокомерии. Колонна была установлена в храме согласно надписи, края оставалась на ней на протяжении многих столетий. С начала IX в. в некоторых византийских рукописях город, где строился этот храм, называется Рамла. Он возник около 715 г., после захвата Палестины арабами, в 4 км от Лидды. Храм во имя вмч. Георгия был построен в Рамле в 784 г., до наст. времени в этой церкви показывают «колонну вдовы». По мнению А. Ю. Виноградова (Бугаевский А. В., Владимир (Зорин), игум. C. 32–33), в «Чуде о колонне вдовы» речь идет о периоде, когда Палестина входила в состав Византии (до 637). Императором, приказавшим реконструировать храм великомученика, скорее всего был Юстиниан I (527–565), построивший церковь в Лидде, а не в Рамле (см. в ст. Георгия великомученика церковь в Лидде).

«Чудо о сарацине, пустившем стрелу в икону св. Георгия» (или «Чудо об обращении сарацина» (BHG, N 691), в слав. традиции называемое «Чудом об иконе Георгия Победоносца», произошло в Рамле после захвата Палестины арабами. Один араб зашел в христианский храм, где увидел священника, молящегося перед образом Георгия. Желая показать пренебрежение к христианским иконам, араб выстрелил в образ из лука, но стрела была пущена так, что, не причинив вреда иконе, вонзилась в руку стрелявшего. Араб, страдавший от невыносимой боли, призвал священника, который рассказал ему о Георгии и посоветовал для исцеления повесить над постелью икону святого, а утром помазать рану елеем из горевшей перед ней лампады. После исцеления священник принес арабу Житие Георгия на его родном языке, и оно произвело на него такое впечатление, что араб крестился и вскоре принял мученическую смерть, проповедуя христианство среди соплеменников.

«Чудо о воине и коне» известно в изложении паломника, галльского еп. Аркульфа (ок. 670 или 685). Когда в Лидде собралось большое войско, чтобы отправиться в поход, некий воин дал обет в храме Георгия, что если он вернется из похода живым, то отдаст в дар великомученику любимого коня. Вернувшись из похода целым и невредимым, хотя войско понесло большие потери, воин вместо обещанного оставил перед иконой Георгия 20 солидов (столько стоил его конь) и хотел увести коня, но тот не сдвинулся с места. Он добавил к приношению еще 10 солидов, но конь опять оставался неподвижен. Воин продолжал увеличивать сумму, пока она не достигла 60 солидов, и наконец понял, что надо исполнить обет: вместе с деньгами он оставил коня, который легко пошел за ним к иконе святого. Этот сюжет о необходимости строгого выполнения данного обета весьма характерен для чудес Георгия.

«Чудо о спасении от разбойников». В г. Дидии (Пафлагония) находился храм во имя вмч. Георгия. Среди его благочестивых прихожан были Лев и его сын Ма-нуил. Последний каждый год ходил в г. Хоны, относя богатые пожертвования на храм архистратига Михаила. Однажды в пути его застала ночь и он, увидев в пещере огонь, попросился на ночлег, не зная, что здесь живут разбойники, которые в тот момент отсутствовали. Женщина, бывшая в пещере, узнав о том, что у юноши с собой большая сумма денег, решила задержать его до прихода мужа и сына и, прикинувшись радушной хозяйкой, уложила его спать.

Проснувшись, Мануил услышал разговор разбойников и стал молиться Георгию Сделав вид, что они тоже хотят совершить паломничество в Хоны, разбойники завели юношу в безлюдное место. Осознав, что настал смертный час, Мануил закричал, призывая на помощь Георгия. Перед ними появился всадник, который одного за другим бросил разбойников в реку. Затем посадил Мануила на коня, и в одно мгновение они очутились в Хонах, хотя до города было 8 дней пути. Всадник объяснил, что он — Георгий, и стал невидимым. Святой появился в разбойничьем вертепе и сжег его вместе с коварной хозяйкой. Сюжет об избавлении от опасности является одним из самых распространенных в чудесах великомученика.

«Чудеса об избавлении отрока из плена» широко отражены в иконографии. На острове Лесбос был храм во имя вмч. Георгия, где в престольный праздник собиралось много людей. Зная об этом, на христиан напали арабы и увезли на о-в Крит большое количество пленников, среди них был некий юноша, чьи родители тяжелее других переживали разлуку с сыном. Через год, в день памяти Георгия, они устроили обед в честь святого, а мать юноши горячо молилась о возвращении сына. В тот момент, когда ее муж обращался с молитвой к Георгию, а гости разливали вино, сын хозяев появился в доме с сосудом вина в руках. На удивленные расспросы юноша ответил, что долгое время был рабом в доме критского эмира и сегодня прислуживал ему за обедом, разливая вино. Внезапно перед ним предстал Георгий, посадил его на коня и перенес в родной дом. Одной рукой юноша держался за пояс святого, а в другой так и остался сосуд с вином из дома эмира.

Похожий рассказ сохранился в изложении мон. Космы («Чудо о сыне попове») и относится к царствованию визант. имп. Василия I Македонянина (867–886). Филофей, сын священника из церкви св. Георгия, был захвачен арабами по пути на Кипр и 3 года провел в плену в Палестине. Однажды в день памяти Георгия он нес вино в баню хозяина, по дороге молясь великомученику об избавлении от плена. Разбавляя вино, юноша почувствовал, что его подняла какая-то сила, и тотчас он очутился в алтаре храма, где его отец совершал литургию. В руках юноши остался араб. мраморный сосуд.

Подобное чудо произошло и при императоре Константине VII Порфирородном . Сын благочестивых родителей Леонтия и Феофано из Амастриды (Пафлагония), почитавших Георгия, также по имени Георгий, ушел на войну с болгарами и попал в плен. Родители, не имея известий о сыне, считали его погибшим. В день памяти Георгия они по обыкновению устроили пышный обед. Внезапно среди гостей появился пропавший юноша, державший горшок с едой. Он рассказал, что работал на кухне и нес пищу хозяину, но вдруг увидел сияющего воина на коне, который перенес его в родной дом. Это случилось так быстро, что еда в горшке не успела остыть и была поставлена на стол в качестве угощения, а горшок родители юноши впоследствии передали в храм Георгия, где он хранился долгое время.

Известны и др. чудеса Георгия, которым посвящены греческие тексты: «О быке Феописта», «О видении сарацина» (автор Григорий Декаполит), «О пронзенном образе», «Об убитом воине», «О пироге», «О поясе святого», «О пафлагонском юноше».

Фрагмент статьи из X тома «Православной энциклопедии»

Тропарь.

Яко пленных свободитель и нищих защитетель, немощствующих врач, православных поборниче, Победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим

Георгиевский крест

Знак отличия военного ордена, обычно называемый «Георгиевский крест» был учрежден в 1807 году российским императором Александром I. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время. Заслужить «Егория» можно было только настоящей храбростью и бесстрашием в бою. Носился он на груди впереди всех медалей на ленте с равными оранжево-черными полосками цветов ордена святого Георгия. Знак представлял собой крест с расширяющимися к концам равносторонними лопастями и центральным круглым медальоном. На лицевой стороне медальона изображался святой Георгий поражающий копьем змея, а на другой стороне медальона переплетенные вензеля С. и Г.

Лопасти креста с лицевой стороны оставались чистыми, а с оборотной стороны на них набивался порядковый номер, под которым герой заносился в Капитульные списки кавалеров Знака Отличия Военного ордена. После смерти кавалера крест возвращался в Капитул для переплавки или для нового награждения. Среди нижних чинов это была самая почетная и уважаемая награда, которую не снимали с груди даже при дальнейшем производстве в офицерский чин и, будучи уже в офицерском звании с гордостью носили на груди с другими офицерскими наградами. Знак отличия военного ордена был самой демократичной наградой для нижних чинов, т.к. мог быть вручен независимо от звания, сословия, а в некоторых случаях награжденных выбирали по решению собрания роты или батальона. Нижние чины, удостоенные знака отличия, получали пожизненную пенсию и освобождались от телесных наказаний, а также пользовались целым рядом льгот, положенных по статуту. За свою более чем вековую историю статут знака отличия военного ордена претерпевал некоторые изменения, особенно в 1856году и в 1913 годах.

В 1807 был утвержден первый статут знака отличия военного ордена. Первые знаки не имели номеров и в дальнейшем были возвращены в капитул для нанесения на них номеров согласно списков Капитула орденов. Таких знаков было около 9 тысяч. При первом награждении знаком отличия военного ордена жалование нижнего чина увеличивалось на одну треть, при совершении следующего подвига, подходящего под статут нижнему чину жалование увеличивалось еще на одну треть и так максимально до двойного оклада, при том знак ордена выдавался только единожды. Чтобы выделить нижних чинов, представленных к награждению не один раз, в 1833 году в новой редакции статута предписывалось за неоднократные подвиги нижним чинам носить знак отличия на ленте с бантом.

Изначально знак отличия могли получить только нижние чины православного вероисповедания, а остальные награждались медалями за храбрость и за усердие. Это вызывало недовольство со стороны нижних чинов-представителей других конфессий, т.к. любой солдат мечтал иметь на груди крест с изображением «воина». С 1844 года знаками отличия военного ордена начали награждать нижних чинов — нехристианского вероисповедания. Такие знаки отличались тем, что на лицевой и оборотной стороне в центральном медальоне помещался государственный герб России — двуглавый орел. Нумерация таких крестов была отдельная, всего было выдано до 1856года — 1368 штук.

В 1849 году императором Александром II знаками отличия военного ордена были награждены ветераны прусской армии за войну с Наполеоном и особым отличием этих знаков, был вензель А II на верхнем луче и отдельная нумерация (на левом оборотном луче выбивался знак «N», а на правом оборотном номер креста). Таких знаков было выдано — 4264 штук. Данные о награждениях и порядковых номерах крестов передавались в Капитул орденов, где они регистрировались и хранились в особых списках.

В 1856 году произошло очередное изменение статута знака отличия военного ордена святого Георгия. Изменения во внешнем виде самого креста произошли незначительные и затронули только нижний луч оборотной стороны, где теперь появилась надпись 1 степ, 2 степ, 3 степ или 4 степ. Знаки были разделены на четыре степени и этим объясняется добавление на нижнем луче креста слова «степ» с указанием цифры от 1 до 4:

1 степень — золотой крест на георгиевской ленте с бантом.

2 степень — золотой крест на георгиевской ленте без банта.

3 степень — серебряный крест на георгиевской ленте с бантом

4 степень — серебряный крест на георгиевской ленте без банта.

Такие же изменения во внешнем виде креста произошли со знаками для солдат не крещеных в Православии.

Нумерация крестов в 1856 году была начата с начала и по каждой из четырех степеней велась отдельно. Цифры порядкового номера набивались на левом и правом лучах оборотной стороны так же, как и на безстепенных крестах. В 1856 году все нижние чины, бывшие в строю и имевшие неоднократные награждения знаком отличия военного ордена были представлены к степенным знакам, в зависимости от количества представлений. Нижний чин награжденный по статуту до 1856 года четыре раза в дополнение к имевшемуся у него знаку без степени получал Знак Отличия 1-й степени (3-я и 2-я степень не выдавались), а награжденный трижды – получал 2-ю степень знака. Те нижние чины, которые награждались знаками отличия военного ордена после 1856 года, получали все степени последовательно, начиная с 4-й степени и заканчивая 1-й. Такая последовательность строго соблюдалась, хотя известно много случаев, когда нижний чин по ошибке был награжден двумя знаками одной степени. В случае установления такой ошибки повторный знак изымался, а вручалась следующая по порядку степень. Известны также редкие случаи награждения более высокой степенью нижних чинов не имеющих низшей.

Очередное изменение статута знака оличия военного ордена произошло в 1913 году. С этого времени он стал называться «Георгиевский крест», к Георгиевскому статуту также была причислена Георгиевская медаль (номерная медаль за храбрость). Количество награжденных Георгиевскими крестами не ограничивалось. Внешний вид крестов существенных изменений не претерпел, только перед порядковым номером стали набивать знак «N». Знак номера набивался на всех крестах имеющих порядковые номера от 1 до 99999, а на крестах имеющих 6 цифр в номере знак «N» не набивался (под это правило попали кресты только 4-й степени и 3-й степени). Порядок ношения крестов на лентах также не изменился. Были отменены награждения крестами для лиц не исповедующих Православную веру. По новому статуту стало возможным посмертное награждение Георгиевским крестом, и крест мог быть передан родственникам погибшего.

Порядок награждения Георгиевскими крестами:

— Георгиевский крест жаловался в порядке старшинства степеней, начиная с четвертой степени постепенно до первой.

— Об отличившихся нижних чинах, не наблюдая их числа, командир роты, эскадрона или батареи не позднее месяца по окончании боя или дела, во время которых подвиги оказаны должен передать вышестоящему командиру части именной список с описанием каждого подвига и под какую статью статута он подходит.(Списки представляются в подлинниках без сведения их в общие списки и с оговорками о тех чинах, которые уже имеют Георгиевские кресты.)

— Право утверждать представления к награждению Георгиевским крестом имели командиры неотдельных корпусов и начальники их властью облеченные а во флоте начальники эскадр и отдельных отрядов.

— Особое право лично награждать Георгиевскими крестами имели Главнокомандующий или командующий армией или флотом. Кроме того, командир корпуса (во флоте начальник отдельного отряда) при условии его личного присутствия на самом месте боя при совершении подвига.

— В случае отсутствия должного количества Георгиевских крестов, до вручении крестов выдавались ленточки, которые и носились на груди на орденской колодке.

— Все материалы по представлениям к Георгиевскому кресту считались секретными до времени объявления окончательного результата.

— Георгиевский крест, как по сухопутному ведомству, так и по флоту возлагался на нижних чинов в присутствии главных военачальников, самими ими, а в их отсутствие старшими после них начальниками.

— Награждение производилось перед строем части со знаменами и штандартами, войска держали на «караул», а при возложении крестов войска отдавали кавалерам честь «с музыкой и походом».

— По окончании войны обо всех удостоенных Георгиевским крестом с утверждением высшей в армии и во флоте власти, отдавался особый почетный приказ по армии и флоту, с подробным описанием подвигов и номерами пожалованных крестов.

Особые права и преимущества награжденных Георгиевским крестом:

— Георгиевский крест никогда не снимался.

— На плаще вне строя носили только ленту на борту плаща.

— Каждому награжденному Георгиевским крестом назначалалась со дня совершения подвига ежегодная денежная выдача по 4 степени -36 рублей, 3 степени — 60 рублей, 2 степени — 96 рублей и по 1 — степени — 120 рублей. При награждении высшей степенью выдача по низшей степени прекращалась.

— Вдова награжденного после его смерти пользовалась причитающейся ему по кресту денежной выдачей еще один год.

— Денежные выдачи во время службы осуществлялись, как прибавка к жалованью, а после увольнения от действительной службы, в качестве пенсии.

— При увольнении в запас чины награжденные знаком 2 степени представлялись к званию подпрапорщика (или ему соответствующего), а награжденные 1- степенью представлялись к такому же званию при награждении.

— При пожаловании Георгиевским крестом 4 степени, одновременно жаловался следующий чин.

— Нижние чины имеющие Георгиевский крест 3 и 4 степеней при пожаловании медалью «За усердие» представлялись к шейной серебряной медали, а имеющие Георгиевский крест1 и 2 степеней — к золотой шейной медали.

— Имеющие Георгиевский крест, как служащие, так и запасные и отставные нижние чины, впавшие в преступление, лишались Георгиевского креста только как по суду.

— В случае утраты или неумышленной потери Георгиевского креста кем-либо из нижних чинов, хотя бы запасным или отставным, выдается ему, по требованию подлежащего начальства, новый крест безвозмездно.

В 1915 году был уменьшен состав золота в Георгиевских крестах 1 и 2 степени от 90-99% до 50-60%. Для чеканки Георгиевских крестов с уменьшенным содержанием золота использовался сплав золота и серебра с последующим поверхностным золочением высокопробным золотом. Это было связано с экономическими трудностями, в результате начавшейся I-й Мировой войны.

Когда нумерация знаков 4-й степени подошла к предельной, для размещения на двух лучах (не более шести знаков) Георгиевские кресты с номерами более миллиона стали чеканить со знаком «1/М» на верхнем луче оборотной стороны, что означало один миллион. Первые такие знаки с номерами от 1 до 99999 имели впереди числа нули и набивались таким образом: от 000001 до 099999.

В 1917 году Георгиевские кресты по новому положению стали чеканить из недрагоценных металлов и на крестах появились буквы Ж. — в нижнем углу на левом луче оборотной стороны, М — в нижнем углу на правом луче оборотной стороны на всех знаках 1 и 2-й степени. На 3 и 4-й степенях чеканились буквы Б. и М. В 1917 году произошло очередное изменение в статуте о награждении офицеров солдатскими знаками с веточкой на ленте и о награждении нижних чинов офицерскими знаками ордена святого Георгия с веточкой на ленте. Такими знаками награждались нижние чины и офицеры по решению общего собрания роты, полка, батареи, дивизиона или др. военного соединения.

Во время I-й Мировой войны ощущался большой недостаток средств, и правительство проводило сбор пожертвований в фонд защиты Отечества. Одним из подобных сборов был сбор наград из драгоценных металлов в фонд государства. В армии и на флоте повсеместно нижние чины и офицеры сдавали свои награды из серебра и золота. В архивах сохранились документы, подтверждающие эти факты.

История наград Российской Империи восходит к царствованию Петра Великого, учредившего первый орден: св. Апостола Андрея Первозванного. Орденом этим, высшей наградой России, предполагалось награждать за исключительные заслуги как военных, так и гражданских лиц. Однако Император полагал необходимым учредить в стране и новый орден Александра Невского, который бы давался исключительно военным за боевые заслуги. Сам Император, скончавшийся в 1725 г., никого наградить этим орденом не успел, а его преемница – Екатерина I стала жаловать им и гражданских лиц.

В 1765 г., во времена «блестящего века» Екатерины II, был подготовлен проект введения русского военного Екатерининского ордена 2-х степеней («большого и малого крестов»), однако реализован он не был.

Один из наиболее чтимых в русской армии «Военный св. Великомученика и Победоносца Георгия орден» был учрежден 26 ноября (9 декабря н.ст.) 1769 года. В этот день Екатерина II «изволила возложить на себя» его знаки, а на следующий день был обнародован первый статут ордена. Императрица и «ея преемники» провозглашались гроссмейстерами нового ордена, а лица «сопричисленные» к нему, стали именоваться «Кавалерами св. Георгия». День учреждения ордена, торжественно отмеченный в Санкт-Петербурге, должен был ежегодно праздноваться как при Высочайшем дворе, так и «во всех тех местах, где случится кавалер большого креста».

Подлежали награждению новым орденом исключительно военные «за ревность и усердие и для поощрения к дальнейшим по военому искусству подвигам».

Ордена удостаивался офицер, отличившийся в сражении, совершивший «отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу» или прослуживший в звании офицера в сухопутных войсках 25 лет, принявший участие хотя бы в одном сражении. Флотские офицеры могли быть награждены орденом в том случае, если принимали участие в 18 кампаниях, каждая из которых длилась не менее 6 месяцев. С 1833 г. им стали награждать также морских офицеров, не принимавших участия в сражениях, но участвовавших в го морских кампаниях. Однако с 15 мая 1855 г. повелением Императора Александра II награждение офицеров за выслугу лет и морские кампании орденом св. Георгия 4-й степени было прекращено (его заменил орден св. Владимира).
Старая Ладога. Храм св.вмч. Георгия Победоносца, один из старейших храмов Руси и Северо-Запада (XII в.)

Первоначально были установлены четыре класса (степени) ордена св. Георгия для награждения офицеров и генералов.

Значительно позднее, 13 февраля 1807 г., Император Александр I «во изъявление особенной милости к воинству и в вящее доказательство Всемилостивейшего внимания к заслугам оного, искони ознаменованным во всех случаях толикими опытами любви к отечеству, верности к Государю, ревности к службе и неустрашимой храбрости» учредил особый знак отличия Военного ордена, который давался за боевые заслуги нижним чинам: солдатам, матросам, унтер-офицерам.

Знаки ордена св. Георгии 1-й степени, «большого креста», представляли собой ленту (носилась через правое плечо), состоявшую из трех черных и двух желтых (оранжевых) полос, на которой помещался большой золотой крест (концы ленты и крест выпускались наружу), и четырехугольной золотой звезды.

Крест ордена с обеих сторон покрывала белая финифть, края имели золотую кайму, а в середине креста был изображен (также на финифти) московский герб – «в красном поле Святой Георгий, вооруженный серебряными латами, с золотою сверх оных висящей епанчею, имеющий на главе златую диадему, сидящий на серебряном коне, на котором седло и вся сбруя золотые, и поражающий золотым копьем черного змея в подошве щита».

На оборотной стороне креста на белом поле находилось «вензелевое Святого Георгия имя».

Четырехугольная звезда, носимая на левой стороне груди, была выполнена из золота и имела посреди «в черном обруче, желтое или золотое поле, а на оном изображено вензелем имя святого Георгия». В черном обруче золотыми буквами был нанесен девиз «За службу и храбрость».

Знаки ордена второй степени включали такой же, как и в предыдущем случае, крест, носимый на более узкой ленте на шее, и звезду.

Ордену третьей степени соответствовал носимый на шее крест меньшей величины, а четвертой – еще меньший крест, на более узкой ленте в петлице. Поскольку орденом 4-й степени офицеры награждались и за выслугу лет, с 1816 г. в этих случаях на поперечных лучах георгиевского креста помещали надпись: «25 лет», «18 камп.» или «20 камп.» По статуту орден св. Георгия никогда не снимался, «ибо оный приобретается заслугами».

Если орден жаловался не христианам, то на звездах и крестах вместо св. Георгия и его имени должен был изображаться Императорский российский орел.

Знак отличия Военного ордена (с 1913 г он так же, как и орден святого Георгия, стал официально называться Георгиевским крестом) первоначально представлял собой серебряный крест на георгиевской ленте с изображением святого. После окончания Крымской войны в 1856 г. при Императоре Александре II статут награды изменился: были учреждены четыре степени, при этом первой и второй соответствовали золотые кресты, а третьей и четвертой – серебряные. К знакам 1-й и 3-й степеней стали присоединять банты из георгиевской ленты.

В годы Первой Мировой войны число награжденных георгиевскими крестами значительно увеличилось. Так, крест 4-й степени получили более миллиона человек. В октябре 1916 г. было принято решение о необходимости замены золота и серебра на недрагоценные металлы. С этого времени на солдатском «Георгии» на оборотной стороне знаков 1-й и 2-й степеней стали ставить обозначение «ЖМ», и на 3-й и 4-й степеней «БМ» (означавшие соответственно «желтый» и «белый» металл). Еще одно изменение претерпел внешний вид знака в августе 1917 г., когда на его ленте появилась выполненная из металла лавровая ветвь.

В русской армии «георгиевскими отличиями» награждались за боевые подвиги и целые воинские части. Так, за кампанию 1799 г. Архангелогородский, Московский, Смоленский и Таврический полки получили первые Георгиевские знамена, а за кампанию 1810 г. в русско-турецкую войну 1806—1812 гг. Московский гренадерский и Стародубский драгунский полки также первыми были награждены Георгиевскими трубами. Среди знаков отличий были также Георгиевские штандарты и рожки, ленты на знамена и флотские бескозырки, петлицы на воротники мундиров.

В 1916 г. произошел единственный в истории эпизод коллективного награж-дения орденом св. Георгия (4-й степени), который получила французская крепость Верден за мужество ее защитников, проявленное при обороне в годы первой мировой войны т. н. «Верденского выступа».

Интересно, что через пять лет после учреждения ордена, 3 декабря 1774 г., его имя было присвоено целому полку русской армии. Этот так же единственный в истории ордена случай был связан с 3-м Кирасирским полком (позднее 13-м драгунским), который стал именоваться Кирасирским Военного ордена святого великомученика и победоносца Георгия полком. Все штаб- и обер-офицеры этого полка были кавалерами ордена.

Одной из почитаемых боевых наград в русской армии издавна считалось офицерское золотое оружие. С 1855 г. на золотом наградном оружии «За храбрость» было указано носить темляк на Георгиевской ленте. С 1869 г. все офицеры, награжденные таким оружием, «были причислены» к кавалерам ордена. Во время боевых действий в русско-турецкую войну 1877—1878 гг. офицеры, имевшие наградное оружие, носили на боевом, заменявшем его в походах, георгиевский темляк, а к его эфесу прикреплялся небольшой георгиевский крест. И позднее, в годы I-й Миро-вой войны, «Георгиевское оружие» было одной из самых почетных наград. С гордостью носил его, например, знаменитый русский генерал А.А. Брусилов, получивший наградную золотую шашку с бриллиантами и надписью «За поражение австро-венгерских армий на Волыни, в Буковине и Галиции 22-25 мая 1916 г».

На Георгиевской ленте нижним чинам жаловались также медали «За храбрость» за различные походы и участие в боях.

Кавалеры ордена

Всеми орденами в российской Империи ведал так называемый Капитул Российских Императорских и Царских орденов (он входил в Министерство Императорского двора). Гроссмейстером (главой) всех орденов являлся сам Император, а канцлером – министр Императорского двора.

Орденом св. Георгия 1-й и 2-й степеней российские офицеры награждались «по собственному Императорского величества усмотрению», а к ордену 3-й и 4-й степеней их «удостаивали особые Думы, из самих кавалеров составленные».

При награждении орденом 4-й степени Дума должна была принимать во внимание только «особое отличие» офицера, вне зависимости от его происхождения, прежних заслуг или полученных ранений. Представление о награждении делал ближайший начальник офицера, не позднее чем через четыре недели после совершения подвига. Затем главнокомандующий (командующий армией), адмирал («начальствующий над флотом» или начальник отдельной эскадры) передавал это представление на рассмотрение Думы, создаваемой при Главной квартире из кавалеров ордена (не менее 1 или «в крайнем случае» 3 человек), которая большинством в две трети голосов могла принять решение о награждении. При этом орден 3-й степени могли получить лишь генералы и штаб-офицеры и только те из них, которые уже имели орден 4-й степени.

Награжденные орденом или его знаком отличия имели значительные привилегии. Они могли и после увольнения с военной службы носить мундир, даже если и не выслужили десятилетнего срока, который давал в российской армии право на «увольнение с мундиром». Награжденные орденами 1-й и 2-й степеней имели «вход при Высочайшем Дворе за кавалергардов», а кавалеры орденов 3-й и 4-й степеней – «вход вместе с полковниками», даже если и имели чин ниже полковничьего.

Кавалеры любой степени ордена получали потомственное дворянство, а по Высочайшему повелению от н апреля 1849 г. имена георгиевских кавалеров заносились на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве. Кроме того, в стенах военного учебного заведения, выпустившего георгиевского кавалера, должен был находиться его портрет.

Старшим кавалерам всех четырех степеней устанавливались «по смерть кавалера» пенсии: шести награжденным орденом первой степени – по 1000 руб. в год, пятнадцати второй – по 400 руб., пятидесяти третьей — по 200 руб. и тремстам двадцати пяти четвертой — по 150 руб. После смерти женатого кавалера ордена его вдова пользовалась пенсией еще в течение года.

Унтер-офицеры, солдаты и матросы, награжденные знаком отличия ордена, также получали ряд существенных льгот: они не могли быть подвергнуты телесным наказаниям, исключались из податного сословия. Унтер-офицеры, имеющие знак отличия, не могли быть разжалованы в рядовые без суда. Жалование награжденным увеличивалось на одну треть. Если ранее награжденный совершал новый подвиг, то происходила новая прибавка жалованья (и так до полного оклада). Если награжденный знаком отличия унтер-офицер переводился из армейского полка в гвардию, то за ним сохранялся прежний чин.

С 1837 г. одним из постановлений «обеспечивалась участь» детей «недостаточных» (т. е. малоимущих) кавалеров ордена. Так, дочери кавалеров 3-й и 4-й степеней (с 1853 г. – 4-й степени), состоящих в чинах не свыше обер-офицерских, могли быть помещены на воспитание в Мариинский институт на вакансии пансионерок.

Первым российским офицером, награжденным орденом св. Георгия (третьей степени), стал подполковник 1-го гренадерского, впоследствии лейб-гвардии Гренадерского полка, Ф.И. Фабрициан, отличившийся при взятии Галаца. 8 декабря 1769 г. отряд Ф.И. Фабрициана численностью около 1600 человек, окруженный у Дуная семитысячным турецким отрядом, смело атаковал противника, заставил его бросить пушки и нанес большие потери. На плечах отступавших турок Ф.И. Фабрициан ворвался в г. Галац. Первым из российских военачальников ордена 1-й степени 27 июля 1770 г. был удостоен генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев за победу при Ларге 7 июля того же года в русско-турецкой войне (1768—1774). Первым кавалером ордена св. Георгия 4-й степени 3 февраля 1770 г. стал премьер-майор Р. фон Паткуль.

За всю историю ордена всеми четырьмя степенями были награждены только четыре российских фельдмаршала: князь М.И. Голенищев-Кутузов, князь М.Б.Барклай-де-Толли, князь И.Ф. Паскевич и граф И.И. Дибич. Три первые степени ордена имел А. В. Суворов. Среди российских самодержцев орден имели: Императрица Екатерина II (1-й степени), Императоры Александр I (4-й степени: последний в 1805 г. в «доказательство, сколь он военный орден уважает, нашел приличным принять знак 4-го класса», вместо предложенного ему ордена 1-й степени), Николай I («пожелал иметь знак ордена 4-й степени по случаю истечения в августе 1838 г. 25-ти летнего срока своей действительной службы), Александр II (1-й и 4-й степеней), Александр III (2-й степени). Орден св. Гергия 4-й степени имел также Император Николай II.

Германский Император Вильгельм I получил орден 1-й степени вместе с Александром II 26 ноября 1869 г. в день столетнего юбилея ордена. В 1813 г. был награжден орденом 1-й степени наследник шведского престола Карл-Иоганн, будущий шведский король Карл IV (Бернадотт).

Среди награжденных орденом 1-й степени были видные европейские военачальники: прусский фельдмаршал кн. Гебхарт Леберехт Блюхер, командовавший русско-прусской Силезской армией (1813), австрийский генерал-фельдмаршал князь Карл Филипп Шварценберг (1813), английский фельдмаршал герцог Артур Уэлсли Веллингтон (1814), герцог Людвиг-Антон Ангулемский (1823), австрийский генерал-фельдмаршал граф Иосиф Радецкий (1848), а также австрийский эрцгерцог Альберт (1870).

Первый «солдатский Георгий» получил за подвиг, совершенный в сражении при Фридланде (2 июня 1807 г.), унтер-офицер Кавалергардского полка Егор Митрохин. Интересно, что знак отличия за № 6733 получила известная русская женщина-офицер, «кавалерист-девица» Надежда Дурова.

Георгиевские кавалеры пользовались в русской армии особым уважением. Получить орден св. Гергия было исключительно трудно и почетно. Так, если высшим орденом России (Андрея Первозванного) было награждено более 1000 человек, то первой степенью ордена св. Георгия было награждено всего 25 человек (причем после русско-турецкой войны 1877—1878 гг. первую степень ордена не получил никто).

11 ноября 1917 г. все ордена и прочие знаки отличия царской России были отменены. Казалось, ушел в прошлое и орден св. Георгия. Однако воинские традиции русской армии продолжали жить. Уже в годы Великой Отечественной войны вновь вспомнили о георгиевской атрибутике. Так, солдатский орден Славы трех степеней, учрежденный в СССР в ноябре 1943 г, имел своим прообразом Знак отличия военного ордена. Так же, как и Георгиевский крест, он носится на ленте из трех черных и двух желтых (оранжевых) полос.

Орден св.Георгия Победоносца восстановлен постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 2557-I. Статут ордена св.Георгия утвержден указом президента Российской Федерации от 8 августа 2000 г. № 1463.

В.А.Захаров, С.Григорьев 

Латинские тексты

Латинские тексты его жития, являясь изначально переводами греческих, со временем стали сильно отличаться от них. Они гласят, что по наущению дьявола римский император Дациан, повелитель 72-х царей, подверг жестоким гонениям христиан. В это время жил некий Георгий из Каппадокии, уроженец Мелитены, он жил там у некоей благочестивой вдовы. Его подвергли многочисленным пыткам (дыба, железные клещи, огонь, колесо с железными остриями, сапоги, прибитые к ногам, железный сундук, изнутри утыканный гвоздями, который сбрасывали с обрыва, били кувалдами, клали столб на грудь, швыряли на голову тяжелый камень, клали на раскаленное железное ложе, лили расплавленный свинец, бросали в колодец, забивали 40 длинных гвоздей, сжигали в медном быке). После каждой пытки Георгий снова исцелялся. Мучения продолжались 7 дней. Его стойкость и чудеса обратили в христианство 40 900 человек, в том числе и царицу Александру. Когда по приказу Дациана казнили Георгия и Александру, с неба сошёл огненный вихрь и испепелил самого императора.

Рейнбот фон Турн (XIII век) пересказывает легенду, упрощая её: 72 царя у него превратились в 7, а бесчисленные пытки сократились до 8 (связывают и кладут на грудь тяжелый груз; бьют палками; морят голодом; колесуют; четвертуют и бросают в пруд; спускают с горы в медном быке; загоняют под ногти отравленный меч), и наконец, отрубают голову.

Яков Ворагинский пишет, что сначала его привязали к кресту и драли железными крючьями, пока наружу не вылезли кишки, а потом окатили соленой водой. На следующий день заставили выпить яд. Затем привязали к колесу, но оно сломалось; затем бросили в котел с расплавленным свинцом. Потом по его молитве с небес сошла молния и испепелила всех идолов, а земля разверзлась и поглотила жрецов. Жена Дациана (проконсул при Диоклетиане) обратилась, увидев это, в христианство; её с Георгием обезглавили, а Дациана после этого тоже испепелило.

Апокрифические тексты

К наиболее ранним источникам апокрифических сказаний о святом Георгии относятся:

  • Венский палимпсест (V век);
  • «Мученичество Георгия», упоминаемое в Декрете папы Геласия (ранняя редакция конец V — начало VI веков). Геласий отвергает акты мученичества святого Георгия как еретическую фальсификацию и относит Георгия к святым, которые более известны Богу, чем людям;
  • «Деяния Георгия» (Нессанские отрывки) (VI век, найдены в 1937 году в пустыне Негев).

Апокрифическая агиография относит мученичество Георгия к правлению некоего персидского или сирийского правителя Дадиана. Житие «Страдание славного великомученика Георгия» Феодора Дафнопата, жившего в X веке, называет Дадиана топархом Сирии и племянником императора Диоклетиана. По этому апокрифу казни Георгия приказывал делать Диоклетиан, Дадиан при этом требовал усилить пытки, и присутствовал также Максимиан.

Также в апокрифе о святом великомученике Никите Бесогоне, известном с XI века, упоминается Георгий, «замученный Дадианом», и спрашивается, что не он ли подучил Никиту уничтожить золотых языческих идолов. Иконографический образ Никиты Бесогона из этого жития, о поверженном им бесе-дьяволе, и многократных попытках Максимиана его мученически казнить, чему мешали чудеса, иногда сливается с образом Георгия.

Апокрифические жития о Георгии сообщают о его семилетних мучениях, троекратной смерти и воскрешении, о забивании в его голову гвоздей и т. п. В четвёртый раз Георгий умирает, усечённый мечом, а его мучителей постигает небесная кара.

Мученичества святого Георгия известны в латинских, сирийских, грузинских, армянских, коптских, эфиопских и арабских переводах, которые содержат различные подробности о перенесенных святым страданиях. Один из лучших текстов его жития находится в славянской Минее.

Почитание на Руси

На Руси с древних времён святой Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия (см. Юрьев монастырь) и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября.

В русской народной культуре Георгия почитали как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего дней святого Георгия. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля. Изображения святого Георгия встречаются издревле на великокняжеских монетах и печатях.

По мнению Т. Зуевой, образ святого Георгия, известного в легендах и сказках под именем Егория Храброго, в народной традиции слился с языческим Даждьбогом.

Почитание в Грузии

Святой Георгий вместе с Богородицей считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. По местным преданиям, Георгий приходился родственником равноапостольной Нине, просветительнице Грузии.

Первый храм в честь святого Георгия был построен в Грузии в 335 году царём Мирианом на месте погребения святой Нины, с IX века строительство церквей в честь Георгия стало массовым.

Житие святого было впервые переведено на грузинский язык в конце X века. В XI веке Георгий Святогорец при переводе «Великого Синаксаря» выполнил краткий перевод жития Георгия.

Георгиевский крест присутствует на флаге грузинской церкви. Впервые он появился на грузинских знамёнах при царице Тамаре.

Почитание в Осетии

В осетинских традиционных верованиях важнейшее место занимает Уастырджи (Уасгерги), представляющийся крепким седобородым старцем в доспехах на трёх- или четырёхногом белом коне и отождествляющийся с Георгием Победоносцем. Он покровительствует мужчинам. Женщинам запрещено произносить его имя, вместо которого они называют его Лэгты дзуар, Lægty dzwar («Покровитель мужчин»). Празднования в его честь начинаются в третье воскресенье ноября и продолжаются неделю. Вторник этой праздничной недели является особо почитаемым. Главным православным храмом Северной Осетии является Свято-Георгиевский кафедральный собор, из 56 православных действующих храмов и часовен 10 являются Георгиевскими.

Название праздника в честь Георгия — Джеоргуыба — было заимствовано в результате значительного влияния грузинского православия из грузинского языка.

Теоним Уастырджи легко этимологизируется из старо-иронской формы Уасджерджи, где уас — слово, которое в раннем аланском языке обозначало святого, а вторая часть — иронский вариант имени Георгий. Ещё более прозрачной этимология теонима предстаёт при анализе дигорской формы Уасгерги.

Почитание в Греции

В Греции 23 апреля отмечают Агиос Георгиос (греч. Άγιος Γεώργιος) — праздник Святого Георгия, покровителя пастухов и хлеборобов.

В славянской традиции

В народной культуре славян называется Егорий Храбрый — защитник скота, «волчий пастырь».

В народном сознании сосуществуют два образа святого: один из них приближён к церковному культу св. Георгия — змееборца и христолюбивого воина, другой, весьма отличный от первого, к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, в народных легендах и духовных стихах воспеваются подвиги святого воина Егория (Георгия), устоявшего перед пытками и посулами «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразившего «люту змию, люту огненну». Мотив победы св. Георгия известен в устной поэзии восточных и западных славян. У поляков св. Ежи сражается с «вавельским смоком» (змеем из краковского замка). Русский духовный стих, также следуя иконописному канону, причисляет к змееборцам и Феодора Тирона, которого восточно- и южнославянские традиции тоже представляют всадником и защитником скота.

На иконах великомученик Георгий, как правило, изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Чудовище пожирало людей и опустошало земли вблизи Бейрута. Георгий спас девушку, приготовленную змию в качестве жертвенной дани: прискакал на белом коне, осенил себя крестным знамением и копьем сразил чудовище наповал.

Со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV—XV веков появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ святого Георгия; в 1730 г. это было закреплено официально.

В настоящее время эта фигура в гербе Российской Федерации описывается как «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона», то есть без прямой ссылки на св. Георгия, и изображается без нимба.

В соответствии с геральдическими соглашениями, на гербе изображён не дракон, а змий. В геральдике змий — отрицательный персонаж, а дракон — положительный, различить их можно по числу лап: две — у дракона (виверна), четыре — у змия. В то же время в гербе Москвы говорится о святом Георгии, поражающем именно змия.

На Востоке

В Турции

В честь святого освящён главный храм Вселенского патриархата в стамбульском квартале Фанар.

Особый характер имеет с конца XX века почитание святого Георгия в монастыре его имени на турецком острове Бююкада (Принкипо) в Мраморном море: в день его памяти 23 апреля (в эту дату также отмечается турецкий государственный праздник — День национальной независимости и детей Турции) в монастырь стекается значительное число турок, не исповедующих христианство.

В исламе Георгий (Джирджис, Гиргис, Эль-Худи) является одной из главных некоранических фигур, и легенда его весьма похожа на греческую и латинскую.

Жил он в те же времена, что и пророк Мухаммед. Аллах послал его к правителю Мосула с призывом принять истинную веру, но владыка повелел казнить его. Его казнили, но Аллах его воскресил и послал обратно к правителю. Его казнили во второй раз, затем в третий (сожгли и пепел бросили в Тигр). Он восстал из пепла, а властитель и его приближенные были истреблены.

Житие святого Георгия было переведено на арабский язык в начале VIII века, и под влиянием арабов-христиан почитание святого Георгия проникло в среду арабов-мусульман. Арабский апокрифический текст жития святого Георгия содержится в «Истории пророков и царей» (начало X века), в нём Георгий называется учеником одного из апостолов пророка Исы, которого язычник царь Мосула подверг пыткам и казням, но Георгий каждый раз был воскрешаем Аллахом.

Греческий историк XIV века Иоанн Кантакузин отмечает, что в его время существовало несколько храмов, возведенных мусульманами в честь святого Георгия. О том же говорит путешественник XIX века Буркхард. Дин Стэнли в XIX веке записал, что видел мусульманскую «часовню» на берегу моря вблизи города Сарафенд (древней Сарепты), которая была посвящена Эль-Худеру. Внутри неё не было усыпальницы, а только ниша, что являлось отступлением от мусульманских канонов — и объяснялось по словам местных крестьян тем, что Эль-Худер не умер, а летает по всей земле, и везде, где он появляется, люди возводят подобные «часовни».

Отмечают большое сходство легенды с историей о воскресающем халдейском божестве Таммузе, известной из «Книги о набатейском земледелии», праздник которого приходится примерно на тот же период, причем на это сходство указал ещё её древний переводчик Ибн Вахшия. Исследователи предполагают, что особое почтение, которое питают к святому Георгию на Востоке, и его необыкновенная популярность объяснялись тем, что он представлял собой христианский вариант Таммуза — умирающего и воскресающего бога, подобного Адонису и Осирису. В мифологии ряда мусульманских народов имеется сказание, напоминающее Чудо св. Георгия о зми.  По предположениям некоторых исследователей, Георгий как мифический персонаж представляет собой семитское божество, перешедшее в христианство, в чью историю в процессе адаптации были внесены некоторые изменения, чтобы очистить её от лишних подробностей и лишить эротического оттенка. Так, богиня любви подобных мифов превратилась в набожную вдову, в доме которой проживал святой юноша, а царица подземного царства — в царицу Александру, которая последует за ним в могилу

Ещё одна гробница пророка Джерджиса находится на территории Азербайджана, в Бейлаганском районе.  Здесь раньше был и древний город Аран-гала.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сатановский: Пока Путин не начнет серьезно заниматься внутренней политикой ничего не не изменится

  Евгений Янович пропал со всех теле и радиоэфиров. Причина отлучения Сатановского известна всем. Читать дальше...