вторник, 17 декабря 2019 г.

Святитель Геннадий Новгородский, архиепископ

Память 4/17 декабря
Архиепископ Геннадий (в схиме — Галактион, предположительное прозвище   (фамилия) — Гонзов; ок. 1410, Москва — 4 декабря 1505); создатель   первого полного библейского кодекса в России, автор посланий.  Ве­ро­ят­но, происходил из московского боярского рода Гонзовых.
Память  совершается (по юлианскому календарю): 10 февраля (Собор  святителей  Новгородских), 4 декабря, в 3-ю неделю по Пятидесятнице  (Собор  Новгородских святых), в воскресенье перед 26 августа (Собор  Московских  святых), в субботу между 31 октября и 6 ноября (Собор  Карельских  святых).


В 1470-х — начале 1480-х был архимандритом московского Чудова монастыря.
В 1479—1481 гг. он принимал участие в возникшем по поводу освящения   перестроенного Успенского собора споре, как нужно ходить крестным ходом   при освящении храмов — по солнцу ли, или против солнца, как это сделал   митрополит Геронтий. Большинство было за митрополита, против него  только  несколько человек с великим князем во главе, к ним примкнул и  Геннадий Новгородский , что  испортило его отношения с митрополитом.
В 1482 г. митрополит Геронтий отомстил Геннадиюй Новгородскому,  подвергнув его суровому наказанию по незначительному поводу. Геннадий  Новгородский, руководясь словами устава: «литургию отпев, вкусити по укруху хлеба в церкви и по чаше вина, и вечерню начинати и воду свящати»,  позволил чудовским монахам принять пищу до вкушения Богоявленской воды.  Митрополит нашел распоряжение Геннадия Новгородского противозаконным и  велел схватить архимандрита и привести к себе. Геннадий Новгородский  стал искать защиты у великого князя Иоанна Васильевича, но митрополит  потребовал выдачи непокорного архимандрита. Великий князь выдал Геннадия  Новгородского, а Геронтий, заковав его в цепи, посадил Геннадия. в  монастырский ледник и освободил его через некоторое время только по  ходатайству великого князя и бояр.
В 1483 г. арх.Геннадий предпринял постройку в Чудовом монастыре  каменной трапезы и каменной церкви во имя святителя Алексия, но не успел  кончить начатого дела, получив Новгородскую кафедру; однако поручив при  отъезде попечение о строящемся храме «сообщникам своим», грекам  Траханиотам, он и из Новгорода снабжал монастырь денежными средствами  для окончания постройки.
Еще в 1483 г. (17 июля) Геннадий был одним из трех кандидатов,  намеченных на архиепископство в Новгороде, но тогда жребий пал на  Троицкого старца Сергия. Вскоре, в 1484 г., Сергий оставил кафедру, и 12  декабря 1484 г. (6993 г.) Геннадий Новгородский посвящен был в сан  архиепископа Великого Новгорода и Пскова. В мясоед он был уже в  Новгороде. Здесь предстояло ему много забот и трудов. Как москвич, он  был чужим человеком для своей паствы, только недавно потерявшей свою  политическую независимость. Геннадий Новгородский настойчиво принялся за  проведение в своей епархии политических и церковных стремлений  Московского правительства, но действовал медленно и осторожно.  Постепенно добился он того, что новгородское духовенство ввело в  богослужение молитвы за великого князя и стало почитать Московских  святителей и других святых. В одном из своих первых посланий Геннадий  Новгородский высказал свой взгляд на отношения между духовенством и  светской властью: духовенство должно исполнять приказы этой власти, но  государи должны признать руководственную роль духовенства. Но  поддерживая правительственную политику, Геннадий Новгородский, когда  следовало, соблюдал и древние новгородские обычаи: так, он, по примеру  прежних владык, взял на себя постройку третьей части возобновляемой  городской стены. Много хлопот доставлял архиепископу Псков.
В спорах между Иваном III и митрополитом Московским Геронтием поддерживал великого князя.
В 1485 г., по вступлении на кафедру, архиепископ Геннадий послал  псковичам благословенную грамоту с богатым подарком. В 1486 г.  архиепископ Геннадий  сам ездил в Псков по приглашению псковичей, прожил  в Пскове три недели и приобрел уважение граждан своими проповедями; но в  том же году у него произошло столкновение с псковичами, которые не  хотели позволить присланным Геннадием игумену Евфимию и боярину описать  церкви и монастыри Псковской области и «положить в число» Псковское  духовенство, а также не признавали власти Евфимия, назначенного  архиепископским наместником в Пскове. В 1499 г. Г. снова прибыл в Псков  для судебных дел, но псковичи запретили своим священникам служить с ним,  потому что он хотел молиться за сына Иоанна, Василия, об объявлении  которого великим князем они еще не имели известия от своих посадников,  поехавших в Москву; спор их с владыкой кончился победой последнего. В  1500 г. псковичи согласились наконец на осмотр церквей. Когда ревизия  была окончена, архиепископ Геннадий  получил возможность определить  валовую сумму следуемых ему с Псковского духовенства пошлин.  Одновременно он перевел на денежный счет те повинности, которые до того  времени взимались натурой. Свои определения архиепископ Геннадий занес в  составленную им уставную грамоту, не дошедшую до нас. Эта грамота  надолго определила тягловые отношения Псковского духовенства к  Новгородскому владыке. В 1492 г. епархия Геннадия уменьшилась путем  присоединения Вологды к Пермской епископии.
Почти все 19-летнее пребывание Геннадия на Новгородской кафедре  прошло главным образом в борьбе с ересью жидовствующих, появившейся в  Новгороде в 1470 г. Узнал он о ней случайно года через полтора после  приезда. Ему донесли, что несколько священников в пьяном виде ругались  над св. иконами. Архиепископ Геннадий. донес о случившемся в Москву.  Великий князь в ответ прислал грамоту с приказом позаботиться о  пресечении зла и произвести на еретиков обыск.
Архиепископ Геннадий приступил к следствию, приказал поймать еретиков,  обыскал и отдал их на поруки, но они бежали в Москву. Геннадий вслед за  ними (в августе или сентябре 1487 г.) послал великому князю и  митрополиту следственное дело со списком убежавших в Москву и других  обысканных им еретиков. Не получая ответа ни от великого князя, ни от  митрополита, архиепископ Геннадий  в конце 1487 г. обратился с просьбой о  содействии к Сарскому епископу Прохору, жившему в Москве на Крутицах, и  уведомлял его об открытии в Новгороде ереси, а в январе 1488 г. написал  к приехавшим в Москву епископам Суздальскому Нифонту и Пермскому  Филофею, прося их ходатайствовать перед великим князем и митрополитом,  чтобы они позаботились «тому делу исправление учинити». Делу после этого  дан был ход. Беглых еретиков судили в Москве на соборе, троих из них  подвергли наказанию, а затем отослали к Геннадию Новгородскому для  увещания и нового расследования дела, с приказом отсылать нераскаянных  на казнь к гражданской власти (в феврале 1488 г.). Геннадий Новгородский  достиг новых признаний со стороны обвиняемых, найдены были еретические  богослужебные тетради и книги, пасхалия по еврейскому календарю.  Искренно раскаявшихся он предал церковному покаянию, а нераскаявшихся,  но уличенных — предал светской власти, после чего отправил к митрополиту  подробное донесение, прося новых распоряжений. Но в Москве «положили то  дело ни за что», как выразился архиепископ Геннадий в послании к  Ростовскому архиепископу Иосифу (25 февраля 1489 г.). В Москве еретикам  покровительствовал сильный при великокняжеском дворе дьяк Федор Курицын,  поэтому сюда прибыли новгородские еретики, в том числе и чернец  Захарий, сосланный Геннадием в одну пустынь, но по великокняжеской  грамоте возвращенный в свой монастырь в Немчинов, близ Новгорода.  Явившись в Москву в 1487 г., он стал действовать против архиепископа  Геннадия и рассылать хульные грамоты, в которых называл Новгородского  владыку еретиком. Между тем в конце мая 1489 г. умер митрополит  Геронтий, а в сентябре в митрополиты был избран Зосима, тайный  последователь ереси жидовствующих. Геннадия не допустили присутствовать  при избрании митрополита: пришел к нему от великого князя наказ о  государевых великих делах, великий князь велел ему о них хлопотать, а в  Москву ехать не велел. Геннадий прислал свою повольную грамоту на  поставление нового митрополита. Зосима немедленно выказал свое  нерасположение к обличителю ереси, потребовав от него нового  архиерейского исповедания. Оскорбленный Геннадий Ногоролдский ответил  новому митрополиту посланием, в котором жаловался, что его постоянно  отводят от присутствия на соборах московских, и потребовал, чтобы  митрополит вместе с собором предал проклятию ересь жидовствующих. О том  же написал к собору владык, находившихся тогда в Москве. 17 октября 1490  г. собор, на который сам архиепископ Геннадий не был приглашен,  состоялся и предал отлучению 9 еретиков, из коих один был сослан в  заключение, а другие отосланы в Новгород. Геннадий Ногоролдский предал  их публичному позору. Однако, несмотря на все старания архиепископа  Геннадия, ересь, имевшая в Москве таких сильных покровителей, продолжала  распространяться. Не найдя поддержки в Москве у великого князя и  митрополита, он нашел себе союзника в лице Иосифа Волоцкого. 17 мая 1494  г. митрополит Зосима был свергнут, но уже после его свержения,  стараниями Курицына, в Новгородский Юрьев монастырь был назначен еретик,  архимандрит Касьян. В его кельях происходили собрания еретиков.  Геннадий нашел их тут и заставил бежать в Литву и к немцам. Еретики были  не только преданы церковному проклятию, но главнейшие из них были  сожжены в Москве и Новгороде, а остальные отправлены в заточение. Только  на соборе в декабре 1503 г. ересь была окончательно осуждена. Первое  время борьба с ересью велась не на почве догматических споров и  обличений, а исключительно средствами административных кар. «Люди у нас  просты, — писал Геннадий в одном из своих посланий, — не умеют говорить  по обычным книгам, так лучше поэтому о вере никаких прений не плодить.  Собор нужен не для прений о вере, а для того, чтобы еретиков казнить,  вешать и жечь». Однако впоследствии Геннадий наряду с суровыми казнями  стал бороться и духовным оружием. Он призывал к себе ученых старцев  Паисия Ярославова и Нила Сорского «о ересях тех поговорити» и разыскивал  по монастырям книги, нужные для борьбы с еретиками, заботился о  распространении в обществе сочинений, направленных против жидовства и  жидовствующих; так, по его поручению были переведены на русский язык  сочинения: «Магистра Николая Делира, чина меньших феологии  последователя, прекраснейшие стязания, иудейское безверие в православной  вере похуляюще», «Учителя Самоила евреина на богоотметные жидове,  обличительно пророческими речьми, гл. 25» и «Иаков жидовин, вера и  противление крестившихся иудей во Африкии и Карфагене» (все три рукописи  в собрании Царского).
Pages:  1 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...