Диакон Владимир Василик
Статью мы начинаем с образа империи и императора в византийской
гимнографии и с традицией, связанной с Константином Великим. Несколько
иной образ императора – царя-мученика дает нам служба, посвященная
Никифору Фоке, убитому своими приближенными. Император-победитель и
император-страстотерпец органично связаны друг с другом архетипом
Креста, неразрывно соединенным с имперской темой.
Империя и Крест в Византийской гимнографической традиции
Имперской идее и образу императора посвящена большая литература,
однако в области исследования гимнографии существует значимый пробел,
который призвана отчасти заполнить данная статья. Недостаток
исследований гимнографических текстов в данном аспекте тем более
огорчителен, что они дают многое для освещения восприятия византийцами
империи, императорской власти и самого императора.Для примера приведем тропарь Воздвижения Креста:
Спаси, Господи, народ Твой
и благослови достояние Твое,
победы царям
на варваров даруя,
и Твое сохраняя
крестом Твоим общество.
В этом гимне, прежде всего, отражается вера в победительную силу
Креста, как основу не только царских побед, но и самой самодержавной
власти. Вторая идея этого тропаря – Крест как хранитель империи,
защитник цивилизации от варварства, отождествляемого с язычеством и
неверием {Не случайно позднее П.И. Чайковский положил в основу
увертюры «1812 год» для русской темы именно напев 1 гласа для тропаря
«Спаси, Господи, люди твоя»}. Следующая мысль, содержащаяся в этом
гимне – представление об империи, как об обществе христианском по
преимуществу, достоянии или собственности Христа, Его «политии», в
которой в идеале действуют Его законы. Далее, значимо то, что Империя
является «политией», то есть идеальным государством по определению
Аристотеля. В ней действуют (или должны действовать идеальные законы
Христа и Его Церкви.и благослови достояние Твое,
победы царям
на варваров даруя,
и Твое сохраняя
крестом Твоим общество.
Сходные идеи несет кондак Воздвижения Креста, написанный в самом начале седьмого века:
Вознесшийся на крест волею,
тезоименитому Твоему новому обществу
щедроты Твои даруй,
Христе Боже,
возвесели силою Твоею
верных царей наших
победы даруя им на врагов
в союзе имеющим твое
оружие мира, непобедимое победное знамение.
тезоименитому Твоему новому обществу
щедроты Твои даруй,
Христе Боже,
возвесели силою Твоею
верных царей наших
победы даруя им на врагов
в союзе имеющим твое
оружие мира, непобедимое победное знамение.
{Данный текст является началом
большой поэмы, посвященной Воздвижению. Trypanis K, Fourteen Byzantine
Canticles. Wien, 1968. P. 149-152.}
В этой строфе присутствует образ Креста как победного знамения и
одновременно – «оружия мира». В нем своеобразно выражается идея
имперского миролюбия – война ведется для мира, что выражается в
амбивалентном образе Креста. Важным является и осознание христианского
государства, как «нового» общества, «новой политии». Византийский
консерватизм давно стал общим местом в научной литературе, однако,
зачастую исследователи недооценивают того эсхатологического пафоса и
любви к божественной новизне, которое принесло христианство. «Се творю
все новое» (Откр. 22, 5). Эта максима Апокалипсиса временами остро
переживалась византийцами, которые осознавали себя «новым народом Бога»,
что отражалось в том числе и в гимнографии, казалось бы, достаточно
консервативном жанре. Соответственно – христианская империя – общество
нового типа, не только идеальная политии, но в чем-то – прообраз нового
неба и новой земли, которые явятся после Второго пришествия. Следует
отметить, что «имперский хилиазм» — восприятие Ромейской империи, как
некоего тысячелетнего царства Христова на земле не был чужд для
гимнографических памятников.Так, в «кондаке на освящение св. Софии» встречаются следующие восторженные строки:
Как царящий державой над всеми, * во свой жребий явился Создатель.
Как Владыку своего Его мы приняли.
И Ему ведь храм в обитание * приуготовляется.
И недостойно * ведь для Владыки
в вертепе жалчайшем * быть сокрытому.
Здесь подспудно присутствует антитеза между неприятием Христа иудеями
и Его принятием христианской империей, поскольку текст отчасти
построен на скрытая цитата из евангелия от Иоанна: «Во своя пришел и
свои не приняли Его» (Иоан. 1, 12).Как Владыку своего Его мы приняли.
И Ему ведь храм в обитание * приуготовляется.
И недостойно * ведь для Владыки
в вертепе жалчайшем * быть сокрытому.
Однако, далеко не все гимнографические тексты, связанные с темой империи, столь эсхатологически оптимистичны. Зачастую идеи империи и имперского патриотизма в византийской гимнографии связаны с представлениями о страдании и мученичестве.
Приведем в качестве примера стихиры из службы Аморийским мученикам, находящуюся в Синайской Триоди №734 (Х в., F.11-F.18):
Показал Ты поборников
народа Твоего, Христе всесильне
твердую веру
в Тебя сохранившись,
твердою волей
смерть за Тебя
воспринявших радостно,
в узах же пребывавших
за Тебя в многолетних,
и не отрекшихся
от Живого Господа,
сопричти же их
к ликам святых
и душам всех праведных.
Явились отчизны
и рода всякого основания,
жизнь же дольнюю
презрев как временную,
очистили души
крови потоками,
и ударам мечей,
и узам они приобщились,
и к вышнему миру
преставились, радуясь…
Cм. также первый тропарь второй песни канона.народа Твоего, Христе всесильне
твердую веру
в Тебя сохранившись,
твердою волей
смерть за Тебя
воспринявших радостно,
в узах же пребывавших
за Тебя в многолетних,
и не отрекшихся
от Живого Господа,
сопричти же их
к ликам святых
и душам всех праведных.
Явились отчизны
и рода всякого основания,
жизнь же дольнюю
презрев как временную,
очистили души
крови потоками,
и ударам мечей,
и узам они приобщились,
и к вышнему миру
преставились, радуясь…
Рима рождения, стада священного овцы твоего,
Варварам свирепым, исповедуя Тебя,
воспротивились, и ими убитые
наследуют жизнь.
Согласно мысли автора этих текстов, 42 аморийских мученика, взятые в
плен в 838 г. и замученные в 845 г, а равно и воины, павшие при защите
Амория, пострадали не только за Христа, но и за Его народ, за
христианское отечество, за православную Ромейскую империю. Их жертвенная
смерть является утверждением христианской отчизны, онтологическим
фундаментом империи.Варварам свирепым, исповедуя Тебя,
воспротивились, и ими убитые
наследуют жизнь.
Итак, империя носит имя Христа и находится под знамением Креста. Из этого явствует, что она призвана к сораспятию Христу и к воскресению с Ним. Соответственно, несчастья, обрушивающиеся на империю, в некотором смысле носят характер крестных страданий, а победы – пасхального торжества.
Образ «крестоносной империи» берет свое начало в рассказе о явлении на небе Креста императору Константину перед решающей битвой с узурпатором Максенцием на Мульвийском мосту в 312 году {Впервые этот рассказ появляется у Евсевия в его сочинении «Жизнь Константина»: «Просьба его была услышана: когда он двинулся в путь со своим войском, после полудня, когда солнце уже начало клониться к горизонту, Константин увидел на небе крест с надписью «сим знамением победишь». Солдаты видели то же самое и пришли в ужас. Но император не был еще вполне убежден: в душе у него оставались еще некоторые сомнения, когда ночью к нему явился Христос, держа в руке изображение, увиденное раньше Константином на небе, и повелел водрузить его на знамени, которое носят во время битвы перед армией». Евсевий сообщает, что слышал этот рассказ от императора, который клятвенно подтвердил его точность» (Euseb.V.C., I,28-29)}. Ученые до сих пор спорят: имело ли место данное явление и если да, то где – в Италии 312 г. или на дунайской границе в 320 г. во время отражения нашествия готов и аланов. Существуют различные варианты предания и относительно знаменитых слов «Сим победиши» (правильнее «Сим побеждай» -Ἐν τούτῳ νίκα). По одному из них эти слова были написаны на небе, по другому – император Константин услышал некий голос, произносивший их.
В литургической традиции впервые рассказ о явлении Креста Константину появляется в Иадгари, грузинском сборнике начала IX в., отражающем реалии иерусалимского богослужения V-VIII в., который содержит службу 7 мая на явление Креста Господня императору Константину. Судя по всему, это празднество явления Креста отражает раннюю традицию воспоминания явления, бывшего 7 мая 351 г. при императоре Констанции. После II Вселенского Собора (381 г.) воспоминание о Констанции – царе-еретике, покровительствовавшем арианам, стало неудобным и он превратился в благочестивого императора Константина. Тем не менее, стихиры из Иадгари представляют собой не только один из ранних гимнографических слоев, связанных с Воздвижением, но и по-видимому древнейшие церковно-поэтические тексты, связанные с императором Константином.
Далее
Комментариев нет:
Отправить комментарий