пятница, 9 сентября 2016 г.

Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция


Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры находится в пяти километрах от центра города Керкиры (Корфу) на полуострове Канони.

Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Поводом для создания монастыря Пресвятой Богородицы Касопитры послужило невероятное чудо, произошедшее в рыбацком поселке Касьопи на северо-востоке острова Керкира в 1530 году. В храме поселка при большом стечении молящихся Пресвятая Богородица вернула глаза подростку Стефану, несправедливо обвиненному и ослепленному по приговору венецианского суда. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Касопитры, при которой произошло это чудо, по-прежнему находится в Касьопи.
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
С тех пор Пресвятой Богородице Касопитре молятся об исцелении от глазных болезней.
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Ансамбль  монастыря Пресвятой Богородицы Касопитры в Канони состоит из  нескольких зданий, в центре – собор – типичная  базилика ионических островов,  представляющая из себя небольшой однонефный храм с плоским потолком и с мраморным иконостасом, который увенчивается  фронтоном.

Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Главной святыней монастыря является икона Пресвятой Богородицы Касопитры, изображающая Пресвятую Богородицу, которая вкладывает новые глаза распростертому на земле слепому подростку, рядом с юношей изображена молящаяся мать.

Далее

четверг, 8 сентября 2016 г.

Рабочая группа православных клириков и мирян Русской Православной Церкви завершила свою работу

Всеправославный Собор
Предисловие
Вскоре после закрытия Критского собора по инициативе ряда клириков и мирян Русской Православной Церкви была создана рабочая группа для подготовки отзывов, содержащих критический разбор итоговых документов этого собора, вызвавших в целом довольно стойкое неприятие у наиболее авторитетных представителей мирового Православия – иерархов, духовников и богословов.

Материалы было решено предоставить в распоряжение Синодальной Библейско-богословской комиссии РПЦ, поскольку от ее имени было официально объявлено о приеме критических замечаний по документам Критского собора.
Симптоматично, что некоторые вопросы, поднятые в отзывах, ставятся достаточно давно, но не получают ответа – более того, очевидно, что аргументированного ответа у оппонентов и быть не может. Вот почему в отзывах содержатся также пожелания относительно дальнейших действий церковной полноты. В состав рабочей группы вошли: протоиерей Всеволод Чаплин (Москва), протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер (Москва), протоиерей Максим Колесник (Московская областная епархия), игумен Кирилл (Сахаров, Москва), иеромонах Арсений (Железнов, Александровская епархия), диакон Илия Маслов (Московская областная епархия), публицист, главный редактор информационно-аналитического портала о религии «Аминь. SU» Владимир Семенко, публицист Игорь Друзь, Евгений Иванов, Андрей Серебрич, руководитель Аналитического Центра свт. Василия Великого Максим Козлов-Шульженко. В разработке одного из текстов также принял участие диакон Владимир Василик.
К настоящему моменту работа группы закончена, материалы переданы в распоряжение СББК. В дальнейшем группа планирует проведение ряда богословских и научно-практических конференций по теме современного церковного модернизма, уже вне специальной привязки к итогам Критского собора. Информационное обеспечение предоставляется сайтами «Аминь. SU», «Вестник верных» и рядом других. Мы начинаем публикацию итоговых документов с критикой Критского Собора, подготовленных членами группы для СББК.
О «единстве» человеческого рода в Новом Адаме —Иисусе Христе
В документе «Миссия Православной Церкви в современном мире» (пункты А и В, 1–2) и в Окружном послании (пункты 4, 6) Критского собора недвусмысленно излагается сомнительная богословская теория о фактическом «единстве» всего человеческого рода во Христе — Новом Адаме. Это учение, восходящее к Оригену, проникло в начале XX века в Католическую церковь и практически восторжествовало в подготовленных идеологами «новой теологии» документах II Ватиканского собора и тексте современного катехизиса Католической церкви. Параллельно учение о восприятии Христом в Воплощении всех человеческих ипостасей распространилось и в модернистских кругах Православной Церкви, будучи тесно связано с либеральным «богословием открытости» и служа прямым обоснованием современного экуменического движения и различных процессов глобализации. На несовместимость подобной модернистской интерпретации тайны Боговоплощения и Халкидонского догмата, с одной стороны, и традиционной православной христологии, антропологии, сотериологии и экклесиологии — с другой, многократно указывали компетентные богословы Русской и других Поместных Церквей. В частности, это учение было подвергнуто жесткой критике в книге святителя Серафима (Соболева) «Искажение православной истины в русской богословской мысли». В принятой редакции вышеупомянутых документов Критского собора учение о «единстве» всех людей в Новом Адаме — Христе — не может считаться выражением православного святоотеческого Предания по следующим причинам:
1. Подобное «богословие» не подтверждается предыдущими Соборами и святыми отцами (ссылка на Евсевия Кесарийского, не являющегося святым и известного как арианин, не может быть авторитетной для Церкви, а цитата из творений святого Кирилла Александрийского вырвана из контекста), поэтому уже не может претендовать на общецерковное признание. Это учение не может считаться даже частным богословским мнением определенной группы современных либеральных теологов, поскольку прямо противоречит утверждению преподобного Иоанна Дамаскина, включенному в «Точное исповедание православной веры»: «Бог Слово, воплотившись, не воспринял природы, усматриваемой в роде (ибо Он не воспринял всех ипостасей)». Оно противоречит также святоотеческому учению о различии понимания терминов «сущность» и «ипостась» в отношении Лиц Троицы и человеческих ипостасей, полагая тождественным единосущие Лиц Троицы и единосущие людей.

Далее

вторник, 6 сентября 2016 г.

57 оттенков школьного романа


57 оттенков школьного романа
1 сентября в элитной московской школе № 57 в этом году внешне ничем не отличалось от прежних, но всё же было иным: сдав нарядных детей педагогам, родители сбились в кучки.

Им было что обсудить: учителя истории Бориса Меерсона заподозрили в педофилии, он уже уволился и сбежал в Израиль, в самой школе ждут следователей, которые начали проверку. В социальных сетях до сих пор бывшие и нынешние ученики, сочувствующие и просто зеваки сходятся в словесных баталиях, выясняя, нравственно ли учителям заводить романы с учениками, пусть даже повзрослевшими.
По шквалу постов бывших школьниц и учителей уже трудно понять, где правда, а где месть. Одни до сих пор боготворят Меерсона, считая, что в его жизни не могло быть мыслей о девичьих трусах, другие проклинают его, уверяя, что только теперь для них закончилась вся эта грязная и отвратительная история. Лайф поговорил с одной из жертв Меерсона, коллегами и родителями школьников. Почти все из них согласились говорить о деталях этой грязной истории только на условиях анонимности.
«Он писал мне, что его жизнь кончилась»
 Я была ученицей Меерсона в старших классах. Никаких предпосылок в школе не было, а роман начался уже после выпускного (это было начало 2000-х), когда я закончила школу, — рассказывает Лайфу одна из выпускниц. — Инициатором был сам Борис Маркович (Борис Меерсон. — Прим. Лайфа). Мне тогда было без пяти минут 17 лет. Безусловно, никаких предпосылок в школе не было. Я настолько не ожидала поползновений с его стороны, что это действительно было полной неожиданностью. О нём многие шутили, на него многие засматривались, но назвать это предпосылками я не могу, поэтому была очень удивлена вниманием с его стороны. 
По её словам, отношения начались во время поездки на археологическую практику.
— Мы ещё в школе ездили с ним на раскопки. И даже после школы, если было желание продолжать участие в работе экспедиции, могли туда ездить. Я приехала туда после окончания школы. И Борис Маркович был в этой экспедиции. Там, собственно, всё и произошло. Да, в сексуальном плане он ко мне приставал, — вспоминает девушка. — Он вёл романтические разговоры, а потом... У него ко мне были чувства, но про себя я не могу такого сказать. Наши отношения длились много лет: с момента выпускного и до 2008 года, когда мы окончательно перестали подавать друг другу руку. Я сама инициировала расставание, потому что у меня начались другие отношения.
Она утверждает, что расставание не входило в планы Меерсона.
 Мы расстались со скандалом. Он не хотел заканчивать отношения. Он довольно умный человек, и ничего такого, что дало бы мне повод формально оградиться, он не делал. Он не угрожал. Он просто писал письма о том, как он несчастен и что его жизнь кончилась, — добавляет она.
Даже пройдя через длительные отношения с бывшим учителем, девушка считает, что «дело Меерсона» лежит не в юридической плоскости, а в этической.
 Фаворитки учителя истории
Судя по всему, она была всего лишь одной из фавориток учителя истории. Возможно, подобные истории так и остались бы темой обсуждения для узкого круга бывших школьников, если бы в конце августа выпускница того же 2000 года Екатерина Кронгауз не вывесила на своей странице в «Фейсбуке» пост, который и породил грандиозный скандал.
— Больше 16 лет мы знали, что учитель истории крутит романы с ученицами. Довольно симпатичный мужик, умный, ироничный, обаятельный. Немудрено было влюбиться. Мы были маленькие, а думали, что большие. А потом шли годы — мы становились больше, а его возлюбленные менялись и оставались маленькими, — писала Екатерина Кронгауз, не оглашая никаких имён. Впрочем, вычислили школу и учителя довольно быстро. Почти сразу стало известно, что Меерсон уволился летом и даже уехал в Израиль.
С разоблачениями потянулись и другие бывшие ученицы школы № 57. Тогда же прозвучали имена некоторых других учителей.
— Я думаю, что разрастающееся и системное насилие над ученицами в старших классах, которое происходило больше 15 лет, дошло до своей финальной фазы. Думаю, школа в таком виде должна прекратить своё существование, — написала в «Фейсбуке» выпускница 2000 года Надежда Плунгян, которая ранее в рамках сетевого флешмоба #ЯНеБоюсьСказать поведала историю о том, как в детстве пережила сексуальное домогательство со стороны некоего учителя.
Мне было 13, ему 20—21, он преподавал в матклассах, и я была не первым его объектом. Он караулил меня после каждой перемены и шёл за мной до дома, тесня к стене, а потом звонил по телефону и держал меня часами на проводе, угрожая самоубийством. Уверял, что бросил из-за меня институт. Заваливал меня электронными письмами, по несколько в день. Я страшно его боялась, но мне было некому сказать, — вспоминала Надежда.
Девушка открыто признавалась: в 57-й школе было много насилия.
Вообще насилия в стенах школы было много, и никто не осознавал масштабов, хотя почти все дети его видели. Ни у кого не было ответов. Вслух ничего не обсуждалось, — писала она.
Позже появилось признание Инны Маршановой:
«Я, когда училась в 11-м классе, занималась сексом с Б.М. Меерсоном. Мне очень страшно писать об этом в открытом посте. Я считаю, что учителя не должны спать с ученицами».
О подобных историях стали писать не только бывшие ученицы, но и учителя. Одно из таких сообщений разместила на своей странице экс-преподаватель школы № 57 Александра Кнебекайзе.
— Я очень не хотела ничего писать по поводу ситуации, сложившейся вокруг пятьдесят седьмой школы. К сожалению, после последних событий такой возможности для себя я не вижу. Я работала в этой школе, в ней работал мой муж, в ней отучились с первого по одиннадцатый класс мои дети, я знаю многих учителей и выпускников, и я скажу, что знаю и думаю. Начну с того, с чего всё началось, — с секса с учениками. К сожалению, сомневаться в том, что он происходил, не приходится. До сегодняшнего дня мне были известны три случая (один из них закончился абортом, второй — рождением ребёнка), не считая многочисленных и упорных слухов. Только один из случаев связан с уволенным из школы Борисом Меерсоном, два других — с двумя другими учителями. Один из них, вернее, одна уволена, другой продолжает работать в школе, — пишет бывший преподаватель.
В 2005 году школьники пытались что-то с этим сделать: публиковали в «Живом журнале» посты с критикой учителей и намёками на проблему педофилии.
— В ответ Борис Меерсон и учитель права Андрей Петроковский составили «меморандум», запрещающий ученикам «диффамацию учителей». Это было оформлено как некий документ нравственности, позволяющий выгнать любого ученика, который сообщает неприятные сведения об учителе публично, — рассказала в «Фейсбуке» Плунгян. — Многие учителя это подписали, почти даже не читая. «Меморандум» был опубликован в Сети от лица администрации с подписью директора.
Этот «меморандум» до сих пор вызывает споры и негодование у бывших и нынешних учеников.
«Я не хочу видеть, как страдают другие»
Увольнению Меерсона предшествовала другая непубличная история: группа бывших выпускниц школы разоблачала учителя, собирая показания его жертв и другие доказательства. Они же обратились за помощью к некоторым бывшим учителям, которые их не только поддержали и вынесли проблему на поверхность, но и добились ухода Меерсона из школы, пусть даже и под благовидным предлогом. Инициатором этого разоблачения стала выпускница 2015 года Ревекка Гершович.
О хронологии событий на своей странице в «Фейсбуке» рассказала её подруга, коллега и также бывшая учащаяся школы № 57 Ольга Николаенко. Последняя была директором в Центре адаптации и обучения детей беженцев, где в своё время Ревекка работала волонтёром.
— Однажды Ривка пришла ко мне и рассказала о том, что с ней происходило в школе. И сказала, что очень хочет, чтобы этого больше не было ни с кем и никогда. И что есть ещё люди, которые готовы мне рассказать о том, что произошло с ними. Я пообещала что-нибудь предпринять и храбро пошла рыдать на плече Саши Танхилевича (одноклассник. — Прим. Лайфа). И обратилась к Надежде Ароновне (учитель словесности Надежда Шапиро. — Прим. Лайфа) за помощью и советом, — пишет Николаенко.
Как выяснилось, Ревекка Гершович до сих пор тяжело переживает всё, что у неё случилось с Меерсоном.
— Последние два года, с начала 11-го класса, я желаю всей душой, чтобы со мной ничего этого никогда не происходило, чтобы это всё оказалось страшным сном. Я не могу даже передать, насколько это было болезненно. Я не хочу больше просыпаться и не дышать. Я не хочу больше судорожно раздирать своё тело. Я не хочу больше видеть, как страдают другие. Я хочу, чтобы этого ада никогда-никогда не было в моей жизни. Однако уже ничего не воротишь. Единственное, что я могу сказать сейчас: я излечусь, а другие не пройдут через всё это! — написала на своей странице в соцсети Ревекка. — Знаете, почему я молчала два года? Потому что Борис Маркович говорил, что если ты скажешь, то школу закроют. Фактически это был своеобразный шантаж. Меерсон отлично знал, что его действия противоправны, поэтому он подготовил себе местечко для побега — Йокнеам.
Девушки начали собственное расследование, привлекли юриста и стали собирать свидетельства жертв разных годов выпуска.
— Я хочу здесь сказать ещё одно важное: в значительном числе случаев происходящее нельзя было описать как «романы с ученицами». Это было сознательное и циничное использование положения учителя без всякой «романтической» составляющей. В конце июля мы пришли к администрации и рассказали о том, что узнали. Борис Маркович на тот момент находился в Израиле. Мы не планировали этого — мы выбрали единственный день, когда все представители администрации были в Москве. Мы назначили встречу с самим Меерсоном, однако Борис Маркович остался в Израиле и подписал заявление об увольнении, — пояснила Ольга Николаенко.
По её словам, они не хотели предавать историю широкой огласке, чтобы лишний раз не травмировать бывших жертв Меерсона. Однако считали необходимым рассказать о произошедшем в педагогическом коллективе, чтобы осмыслить ситуацию и предотвратить возможность её повторения в будущем.
29 июля в школе прошёл педсовет, на котором выступила Надежда Шапиро и рассказала коллегам о причинах увольнения Бориса Марковича.
Страницы: 1 2

понедельник, 5 сентября 2016 г.

Пророчества и наставления прп. Лаврентия Черниговского

Преподобный Лаврентий Черниговский
...В 1930 году храмы повсеместно стали закрывать, монастыри разоряли, а монахов изгоняли из обителей. Закрыли и Троицкий монастырь. Некоторое время Батюшка Лаврентий жил у богобоязненной и благочестивой вдовы Елены, в маленьком домике, расположенном в глубине огромного сада.

По свидетельству монахини Евлампии, близкой духовной дочери Старца, Преподобный в то время усилил пост и молитву; молился он за весь мир, за души христианские и за своих рассеянных чад. Попасть к Старцу тогда было почти невозможно, он редко кого принимал, только при крайней необходимости, всегда зная наперед, кто с чем приходил под окна его маленькой келлии и в чем нужда у просящего.
Это было в 1939 году. Батюшка целую ночь разговаривал. С кем, я разобрать не
могла. Зайти и посмотреть не посмела. Утром батюшка сказал: «Матушка, у
нас были гости, и ты этому свидетельница»
. Я спросила: «Кто?» — А
старец радостно ответил: «Пророче Божий Илия и праведный Енох. Они со
мной беседовали о последних судьбах мiра, России, Православном Царе и
антихристе. И ещё сказали, что придёт со мной беседовать святый апостол
Иоанн Богослов».

Это случилось лишь через 10 лет, в 1949 году,
Перед самым закрытием монастыря отец Лаврентий предупреждал: «Храните церковные книги, они еще нужны будут. Еще будут и монастыри, и архиереи, и все нужно будет, - и строго добавлял: — За то, что все делается не по закону, да в церковные праздники, то все стрясется и сгорит, а потом вновь откроют монастыри, и люди будут каяться и молиться, и Господь, по Своей милости, даст немного времени, чтобы пополнить спасающимися число свидетелей Божиих, разоренное отпадением части ангелов».
Задолго до начала второй мировой войны Батюшка говорил, что грядут страшные бедствия и предстоят страшные испытания для всех людей, молился и плакал, что много крови прольется. Когда пришла война, вновь стали открывать храмы и обители. Сначала хотели открыть Елецкий мужской монастырь, но не было братии. Обратились к Преподобному Лаврентию, просили его помощи и молитв в возрождении монашеской жизни, но Батюшка ответил, что Сама Владычица Царица Небесная указала ему иное место -Троицкую обитель.
Летом 1941 года Старец собрал всех своих монашествующих чад и устроил женский Троицкий монастырь на месте Троицкого Черниговского мужского монастыря. С самого начала в нем было около семидесяти насельниц. Черниговский Троицкий монастырь сильно пострадал от безбожников, необходимо было многое отстраивать заново. Шла война. Отец Лаврентий с любовью относился ко всякому делу по восстановлению обители, везде и во всем помогал: давал указания печникам, другим мастерам. Ему приходилось работать штукатуром в самое холодное время, когда замерзал весь материал и вода. Однажды дело совсем не ладилось: глина замерзла так, хоть топором руби. Пригласили рабочего на помощь, он сказал, что необыкновенная сила нужна, а Батюшка подошел с любовью, осенил крестом глину, и та стала мягкой и пригодной для работы. После тяжелых трудов в 1942 году на Светлое Воскресение Христово впервые отслужили Литургию в Большом Троицком соборе. Преподобный Лаврентий, имевший от Господа дар прозорливости, открыл нам время своей кончины. Когда приехали в Троицкий монастырь, Батюшка, посмотрев окрест, промолвил: «Здесь кто проживет восемь лет, а кто больше». После отшествия Батюшки именно через восемь лет многие вспомнили эти слова. За полгода до кончины прямо сказал: «От этого дня я проживу ровно полгода». Отец Лаврентий непрестанно наставлял своих чад в молитвенном делании, особо строг был в требованиях к монахиням. Одно время стали матушки излишне усердно заниматься рукоделием и иконописью. Батюшка сетовал: «Без Иисусовой молитвы все делают, так монастыри долго, не простоят». Сам святый Старец творил непрестанно Иисусову молитву и духовными очами прозревал, кто молится, а кто нет. Часто повторял, что для монаха молитва нужна как воздух, монах без молитвы подобен «черной головешке смердящей». Старец желал видеть в нас истинное послушание Матери-Церкви, назидал иметь благоговейное отношение к богослужению: «Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после «Отче наш». А если уже вышли с причастием Тела и Крови Христовой, то стой со страхом и молись, потому что незримо присутствует Сам Господь с Архангелами и Ангелами».
Доживете до антихриста!
Игумения Домницкой обители с двумя келейницами зашли к батюшке отцу Лаврентию на чай. А за обедом он сказал:
— Мы с тобой, матушка игумения, не доживем до антихриста, а эти твои келейницы доживут!
Это было в 1948 году. Обе инокини были 1923 года рождения. Рассказала монахиня Н.
Мне нужно видеть
Когда отец Лаврентий садился за стол обедать, то, ожидая всех, говорил:
— Я есть не хочу, а мне надо видеть вас всех, да поговорить, что всех вас ожидает.
Потом сам плакал и говорил:
— Если бы вы знали, что ждет людей и что всем нам предстоит! Если бы вы знали, как мучаются люди в аду!

Далее

воскресенье, 4 сентября 2016 г.

Папа «солнечного» ребенка — о себе, о сыне и о людях с ограниченными возможностями

Папа «солнечного» ребенка — о себе, о сыне и о людях с ограниченными возможностями
Меня зовут Сергей, я папа четырёх сыновей. Два с половиной года назад у нас родился четвёртый сынок, и почти сразу нам сказали, что у него синдром Дауна. Это новость практически в прямом смысле «убила» нас, диагноз оказался для нас полной неожиданностью, потому что во время беременности жена делала все возможные анализы и все свидетельствовали о том, что у нас здоровый ребёнок.

Воображение рисовало самые мрачные картины, трудно сказать, как мы пережили это время, было очень тяжело… В роддоме делали намеки на то, чтобы мы отказались от ребёнка, нас «бросили», у Пашеньки был высокий уровень лейкоцитов, вероятно, из-за тяжёлых родов, «желтушка», но нам не проводили необходимую терапию. В разговоре с врачами проскочила мысль о переводе в областной перинатальный центр, мы стали настаивать на этом, в общем, ребёнка повезли одного, т. к. места для мамы не было, а через день появилось место для мамы. На этом самое страшное оказалось позади, в центре были хорошие условия, хороший уход и лечение, добрые врачи.
У нас теплилась надежда, что врачи в нашем городе ошиблись с диагнозом, хотя генетик в перинатальном центре очень мягко, но настойчиво, намекала, что диагноз верный. Сдав анализы на «генетику», мы услышали «окончательный приговор»: «трисомия 21 хромосомы»… Последние надежды рухнули, и мы оказались лицом к лицу с реальностью, непонятной и мрачной, мы были растеряны и подавлены.
Интернет в наше время даёт широкие возможности для поиска информации, и я стал искать, что же такое синдром Дауна и что теперь нужно делать? Несколько ресурсов очень помогли, я познакомился с людьми с такой же проблемой, почерпнул основные моменты о нашем диагнозе. Помню, тогда самым вдохновляющим была история о парне с синдромом Дауна из Испании, который окончил университет и впоследствии сам стал в нём преподавать. Чувства летели то вверх, то вниз, то страх и безнадежность наполняли сердце, то, казалось, впереди начинала маячить надежда.
Папа «солнечного» ребенка — о себе, о сыне и о людях с ограниченными возможностями
Наверно, нам «повезло» больше, чем другим семьям с такими детьми, ещё в больнице врач-генетик сказала, что он – перспективный. И действительно, не было ни каких физических патологий, в остальном, наверно, всё, как у всех, но и это много. Сколько родителей переживают, пока их ненаглядных деток оперируют? Слава Богу, нас это обошло. Прошло какое-то время, мы разобрались с нашими страхами, по большей части преодолели их, знание многих вещей, связанных с диагнозом, помогло объективно взглянуть на происходящее и успокоиться. Боль притупилась, напряжение спало. Всё это способствовало тому, что мы «расслабились» и понемногу стали радоваться, что у нас есть Паша. Первая ложка яблочка, первая кашка, стал ползать, агукать – это так здорово, улыбался он всегда, и это была самая очаровательная улыбка, которую только можно представить, начал ходить неуверенной походкой... О, какое же счастье это было для нас! Для нас, в кругу нашей семьи, не обману, если скажу, что мы абсолютно счастливы. Да, да, именно так — абсолютно счастливы!

Далее

суббота, 3 сентября 2016 г.

Икона Божией матери «Грузинская»

Икона Грузинская Божия. 15-16 век.
Икона Грузинская Божия Матерь
65×51 см, 15-16 век
.
Дни празднования:   22 августа/ 4 сентября
В 1622 году, когда произошло покорение Грузии персидским шахом Аббасом, были захвачены многие святыни Грузинской земли для их сбыта русским купцам, бывающим в Персии. Среди похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, которую один персидский торговец продал Стефану Лазареву, приказчику ярославского купца Егора Лыткина. Образ понравился этому простому русскому человеку, и он с радостью его приобрел.

Икона  Божией Матери "Грузинская" Россия, первая половина XIX века.
Икона  Божией Матери «Грузинская»
Россия, первая половина XIX века.
В 1622 году, когда произошло покорение Грузии персидским шахом Аббасом, были захвачены многие святыни Грузинской земли для их сбыта русским купцам, бывающим в Персии. Среди похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, которую один персидский торговец продал Стефану Лазареву, приказчику ярославского купца Егора Лыткина. Образ понравился этому простому русскому человеку, и он с радостью его приобрел.
"Грузинская" икона Божией Матери
«Грузинская» икона Божией Матери

Грузия, XVI век
Дерево, левкас, темпера
Переславль-Залесский историко-художественный музей
В 1625 году хозяину Стефана было видение во сне некоей иконы Пресвятой Богородицы, которая, как ему было открыто, находится у его приказчика. Глас повелевал купцу по обретении образа тотчас принести его в Черногорский монастырь на реке Пинеге в Архангельской епархии (монастырь был основан в 1603 году, позднее получил название Красногорского). О своем откровении Егор Лыткин вспомнил только через четыре года, когда возвратился на родину его приказчик Стефан и показал купленную в Персии икону. Увидев образ, купец тотчас вспомнил о бывшем ему видении и, согласно Божиему указанию, немедленно отправился со святыней в Черногорскую обитель.
Акафист Пресвятой Богородице перед иконой, именуемой «Грузинской»
Молитвы ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Грузинская»
Известно, что к середине XVII века Грузинская икона уже почиталась чудотворной. Так, при самом внесении ее в обитель, получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший.

Далее

Наречение имени

Новорожденный (Рождество Христово). Жорж де Латур
Выбор имени ребенка порой вводит родителей в затруднение. тут советчиками становятся и бабушки, и дяди, и тети, и близкие друзья.

Предлагаются имена в честь родственников или лучших друзей, народных героев или звезд кино и эстрады, или же просто красивые благозвучные имена. церковь предлагает, прежде всего, заглянуть в святцы, ведь в данном случае имя не просто придаст бытию ребенка личностное измерение, но свяжет его с горним миром — со святым, в честь которого его назвали.
“Мудрость первозданного человека испытана и проявлена была наречением имен всякой душе живой, — поучает святитель Филарет, митрополит Московский. — В наречении имен патриархами не раз проявлялся дар прозорливости и пророчества. Сам Бог, когда благоволил дать Аврааму новое, многознаменательное, потомственное благословение, — как залог, как печать, как таинственное знамение сего благословения, дал ему новое имя: “Не наречется ктому имя твое Аврам, но будет имя твое Авраам: яко отца многих языков положих тя” (Быт. 17: 5).
Святая Церковь учредила прекрасный обычай заимствовать имена от святых, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но при том особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому”.
При выборе имени младенцу родители могут попросить совета у священника, как это было, например, при наречении имени преподобному Феодосию Печерскому. Наши предки давали имена своим детям по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день его крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Были случаи, когда ребенка называли по обету, в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему еще до появления чада, например, об успешном разрешении родов. И сегодня эти принципы имеют свою силу. Если к моменту совершения Таинства Крещения имя уже выбрано (например, в честь кого-то из родственников), то нужно все-таки определить, в честь кого из святых, носивших такое имя (если их несколько), будет совершаться церковное наречение. Бывает, что имя крещаемому нарекается в честь наиболее известного соименного святого, или же по церковному календарю определяется ближайший день памяти святого с этим именем после дня рождения крещаемого. Этот святой и будет небесным покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти называется именинами, или Днем Ангела, а на церковном языке — днем тезоименитства.
Такое же правило может применяться и в том случае, если человек крещен (к примеру, в раннем детстве), однако не знает, в честь какого святого совершалось крещение. Желательно этот вопрос согласовать со священником, чтобы получить у него благословение на ношение имени в честь определенного святого.
В день наречения имени младенцу участники этого события: священник, родители, восприемники, принесшие младенца в храм, а также святой, именем которого нарекается младенец, становятся непосредственными свидетелями начала благодатного союза человека с Богом. Основное содержание молитвы восьмого дня, которую произносит священник, сосредоточено на младенце. В ней говорится, что жизнь новорожденного получает ценность в очах Божиих оттого, что он “придет в земной храм и будет участником спасения”. “Господи Боже наш, Тебе молимся, — читает священник в последовании, — и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые называет имя, нарекаемое младенцу), и да знаменается Крест Единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его… да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем”.
Тропарь праздника Сретения Господня, который поется в завершение молитвы о наречении имени младенцу, еще раз напоминает родителям, что младенец по закону приносится в дом Господень. А пример им — Богоматерь, принесшая Богомладенца Христа в храм по “обычаю законному”.
Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в православном месяцеслове, это еще не значит, что следует менять его при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме.
В таком случае священник обычно переводит его в традиционную, согласно святцам, форму и крестит под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов: Анжела — Ангелина; Жанна — Иоанна; Оксана, Аксинья — Ксения; Юрий, Егор — Георгий; Ян — Иоанн; Денис — Дионисий; Клара, Светлана — Фотина или Фотиния; Марта — Марфа; Корней — Корнилий; Леон — Лев; Томас — Фома.
Кроме того, из истории Церкви известно, что некоторые подвижники благочестия своей жизнью освящали имена, данные им, когда они были еще язычниками. Например, есть святые с такими именами, как Аполлон, Вакх, Меркурий. Сегодня в крещении мы даем имена в честь князя Владимира и княгини Ольги, несмотря на то, что в крещении они были Василием и Еленой. Из благоговения перед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекают именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя Мария дается в честь одной из святых. Имена являются выражением духа целых эпох. Так в послереволюционные годы детям давали такие имена, как Вилен (в честь В. И. Ленина), Даздраперма (да здравствует первое мая)… Сегодня появилась мода на древние имена — Глеб, Дарья, Савелий, Агафья. Но очевидно, что это не просто дань оригинальности или экзотике. От этих имен веет какой-то силой и в то же время нежностью, основательностью и благородством. Это также свидетельствует о возрождении духовных традиций нашего народа, хранительницей которых всегда была и остается Церковь.
Подготовила Галина Омельчук


Михаил Юрьевич Лермонтов. Его личность в свете Христовой правды


Михаил Юрьевич Лермонтов
Лермонтову мы посвятим только одну лекцию. Его наследие не столь обширно: публицистики у него фактически нет, проза у него «Герой нашего времени» и разные отрывки — не самая удачная. Драматургия «Маскарад» — юношеское произведение. В нем главное — личность.

Никакая личность из русских писателей не вызывала столь разноречивых оценок. Достаточно одного посмертного отзыва о нем Николая I: «Собаке — собачья смерть». Это запись Бартенева со слов самих членов царской семьи. Притом, это было при людях. В это время за чаем сидела старшая сестра Николая — великая княгиня Мария Павловна, «жемчужина семьи», которая сразу отнеслась к этим словам с горьким упреком и пристыдила Николая. Он был за это небрежное слово наказан: его собственная смерть еще горше — он умер самоубийством, отравившись во время Крымской войны.
По Лермонтову «сходили с ума», но главным образом дамы. Фактически, он умер, не успев ни разу полюбить. Вся его любовная лирика получила от Жуковского наименование «безочарование». Но что все-таки главное в его творчестве?
Христоцентричность.
Пушкин никогда не был христоцентричен. Для него многие вещи имели привлекательность: и масонство, и светская жизнь («говор балов»), диалог с читателями, государственные планы, история. Для Лермонтова было ничто не мило. Это умонастроение и назвал Жуковский «безочарованием». Я утверждаю: этот термин не работает. Я предлагаю другой термин: «Авелева тоска».
По изгнании из Рая, сыновья Адама: Каин строил цивилизацию, Авель ни в чем не видел утешения, ибо понимал, что богообщения не заменит никто и ничто. Поэтому, личность Лермонтова и вся ее духовная установка колеблется между вызовом Богу, ропотом на Бога и молитвой.
Наиболее знаменитое ропотное стихотворение: «Благодарность»
За все, за все Тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей...
……………………………………………...
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
(Поэт почти требует себе преждевременного конца).
Романс писать на эти стихи можно было только по недоразумению. В других стихах ему все время мерещится насильственная смерть:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
И в ранних стихах: «Нет, я не Байрон...» — та же мысль.
Но это как бы «качание»; ропот на Господа не уничтожает авелевой тоски, потому что заменить ее нечем. Нет в этом видимом мире «манящих огней». Это чувствовали и современники. Все-таки внутренний центр Лермонтовского эпоса — «Демон». Отчасти материал для «Демона» он берет из собственной души. Даже диавол у него не испытывает злорадного удовольствия: «И зло наскучило ему...».
Он слов коварных искушенья
Найти в уме своем не мог.
Забыть? Забвенья не дал Бог,
Да он и не взял бы забвенья.
И все-таки, кроме «Демона», его программным произведением остается «Ангел»:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц и звезды и тучи толпой
Внимали той песне святой.
……………………………………
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук этой песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Итак, «чудное желание» относится к небесным обителям, а на земле только скучные песни. У Лермонтова постоянное внутреннее самосознание странника и пришельца. А отечество для него — только небесное.
Если мы начнем перелистывать его лирику, то стихов, отвергающих Божью благодать, мы соберем больше. Стихи, которые начинаются с «благодарности» — у странника!
За всё, за всё Тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез,
(но это же не о покаянных слезах!)
Отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей...
Здесь поэт описывает то варево страстнуй жизни, куда человек погружается своей волей, своими грехами! Причем же здесь Господь, распявшийся за нас! Искупивший нас Своей честной кровью, чтобы не дать нам погибнуть в смуте той греховной и страстной жизни, описанной в стихотворении. Чтобы дать нам силу вырваться из этого омута.
Это говорит о глубоком помутнении самосознания и религиозного сознания. Лермонтов не один такой. Это было замутнено у подавляющего большинства людей его круга. Из этого поколения особняком стоит группа славянофилов. Лермонтов родился в 1814 году, а Хомяков был на 10 лет его старше — родился в 1804 году. Он по рождению, воспитанию, по обстоятельствам жизни — стоит особняком. До его московского благочестия петербургские влияния не доходят. У Лермонтова же все это проходит по самому сердцу.
Публицистики у Лермонтова нет, но стихи с глубоко публицистическим зарядом есть. Первый образец из них1: «Прощай, немытая Россия».
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Быть может, за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
 В варианте было «укроюсь от твоих царей», но «пашей» — более выразительно, а главное, «азиатчина», которая для поэта ненавистна. Стихотворение «Дума»:
Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее иль пусто, иль темно,
Меж тем, по бременем познанья иль
сомнения,
В бездействии состарится оно.
…………………………………………
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию презренные рабы.
Это тоже — выпад на Николая. Позиция поэта была выражена однозначно. Получается, что «прощай, немытая Россия...» — вот дума, а где же Бог? Однако же у него к каждому стихотворению найдется противовес. Это стихотворение «Родина»:
Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой...
Николай I не дожил до окончания Крымской войны, этот «полный гордого доверия покой» — исчез, его все предали (бывшие союзники); пришло разочарование.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
………………………………………
И пляски с топотом и свистом
Под говор пьяных мужичков.
 Так никто не писал. У А.К. Толстого, наиболее «укорененного» в православии поэта, — взгляд хозяина («Уважаю ли я мужика? Коль мужик не пропьет урожай, я тогда мужика уважаю»). А у Лермонтова — взгляд пришельца. Он и в деревне чужой, пришелец, странник.
Остаются стихи-молитвы. Наиболее совершенное «Когда волнуется желтеющая нива».
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный, душистый,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
…………………………………….
Тогда смиряется души моей тревога,
Расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
И в небесах он видит Бога, — но он еще к Нему не обращается. Еще нет: «Ты, Господи!»; еще нет «Авва Отче». Он замирает где-то на пороге молитвы и замолкает. Другая молитва уже с явным риторическим налетом:
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образа ярким сиянием...
И третье такого же рода стихотворение: «Выхожу один я на дорогу»:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянии голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал на веки так заснуть,
……………………………………….
«Уж не жду от жизни ничего я» — доминанта «ж» создает ощущение режущей пилы по железу, на которую начинаешь натыкаться. Эти стихи просятся на романс (в известном исполнении Козловского). Где здесь религиозный человек? Что такое «холодный сон могилы»? Прежде всего, — отделение души от тела, душа пойдет куда-то. Этот вопрос его лирика вообще обходит. Только в «Демоне» он, наконец, его ставит пред собой. Человек отстраняет Христа со своего пути. Это с одной стороны «Авелева тоска», когда земное не мило, с другой стороны — Господь стучит, но не может достучаться: в Откровении (Откр.3,20): «Се стою пред дверьми и стучу, и аще отворит... войду к нему и буду вечерять...», но Лермонтов не «отворяет». Христова имени у него нет. Оно появляется единственный раз в «Демоне» в мольбе Тамары:
Отдай в священную обитель
Дочь безрассудную твою;
Там защитит меня Спаситель,
Пред Ним тоску свою пролью.
 Но мы помним, как ее находит в той же обители Демон, и как она его встречает. Он является ей не под видом ангела света, он не скрывает ни своей сущности, ни своего имени. О чем он ей говорит:
...нас могут слышать!
— Мы одне. — А Бог?
— На нас не кинет взгляда:
Он занят небом, не землей!
— А наказание? Муки ада!
— Так что ж? Ты будешь там со мной!
 Это и есть верх обольщения. Здесь есть все: как диавол клевещет на Бога: «Он занят небом, не землей». Это значит, что Господь как бы «заперт» на небесах. Вместо ангельского послушания, Лермонтов и ангелов представляет мятежными. Это и есть диавольская клевета.
Страницы: 1 2

пятница, 2 сентября 2016 г.

Феномен детской святости

Дети в храме
Изучение агиографической (житийной) литературы – излюбленного чтения наших предков – является средством постижения духовной жизни народа. Как пишет замечательный русский философ и историк Георгий Федотов, “в допетровские времена сложился архетип духовной жизни русского народа, ставший идеалом для всех последующих поколений”.

Святые Владимир, Борис и Глеб. XVI в
История русской святости начинается со святых страстотерпцев Бориса и Глеба, затем к ним присоединяются монахи, святители, далее князья, прославленные своим общественным и религиозным служением. Наконец, XV–XVI века ознаменованы новым типом подвижничества, которого не знало католическое христианство, это подвиг юродства.
В русской православной традиции, на наш взгляд, существует еще один особый тип святости, не привлекший внимание исследователей, – это чин детской святости, который составляют особо почитаемые, канонизированные церковью или местно чтимые дети (младенцы до 7 лет и отроки до 15 или до 18 лет). В этом контексте несомненный интерес представляют жития в части описания детских и юношеских лет будущих святых /Жития Святых Святителя Дмитрия Ростовского. Репр. изд. Козельск, 1992/.
Кто они – святые дети? Среди них есть князья, такие, как юный князь Феодор Новгородский, умерший в 16 лет при загадочных обстоятельствах. Есть и монахи – двенадцатилетний инок Иоасаф, умерший в 17 лет в монастыре, благословляя всех братьев-монахов как отец. Были среди них юродивые Христа ради: Иаков Боровичский, Иоанн Устюжский и др. Особое религиозное благоговение питалось в народе к детям, погибшим насильственной смертью, что приближает их к русским страстотерпцам и мученикам: это царевич Димитрий, зарезанный в Угличе, отрок Гавриил Слуцкий – жертва ритуального убийства, младенец Иоанн Углический, убитый работником отца, Василий Мангазейский, также погибший от рук мучителя и убийцы. Совершенно особняком стоит житие святого отрока Артемия Веркольского – крестьянского мальчика из глухой деревни в Архангельской губернии, в 12 лет убитого молнией, канонизированного в XVII в...
Уже краткое перечисление детей – святых невольно вызывает вопрос: почему, за какие заслуги перед Церковью и государством эти имена оказались в святцах? Почему, например, не Ярослав Мудрый, а его современник – кроткий княжич Феодор Новгородский, – в 16 лет, внезапно умерший накануне своей свадьбы, сподобился венца святости? Парадоксальность детской святости и народного почитания детей кажется еще более очевидной при обращении к историческим материалам о месте ребенка, детства в социальной жизни русского народа того времени.
В российском законодательстве вплоть до начала ХХ века отсутствовали статьи, охраняющие права детей; даже совершеннолетние дети в отношении к родителям имели преимущественно обязанности, а не права. Это положение дел убедительно иллюстрирует анализ русского языка: например, этимология слова «ребенок» восходит к слову «рабъ», а «отрокъ» восходит к праславянскому языку и означает «не имеющий права говорить», т.е. молодой человек до совершеннолетия, до 21 года (либо до вступления в брак) не имел на Руси решающего права голоса в обсуждении семейных дел.

Далее

Всеволод Чаплин о «современности», «архаике» и вечных ценностях



Искренне уважаю Михаила Васильевича Демурина – за гражданскую позицию и за то, что он не побоялся оставить высокий пост в МИДе из-за несогласия с нашими уступками перед лицом агрессивной политики некоторых стран. Рад, что Михаил Васильевич поднимает темы нравственного обновления нашего общества. В этой сфере, впрочем, уступки тоже опасны и губительны.
Для меня как христианина главное – не приспособиться к «современности», политические и культурные штампы которой порождены антихристианскими силами, начиная с Руссо и заканчивая «ассоциациями планирования семьи». Христианин призван менять реальность – как это сделали апостолы и их преемники, превратив языческую Римскую империю в империю святых Константина и Юстиниана. Может получиться — может нет. Но по крайней мере призвать к этому надо – и не покоряться «реальности», сочтя ее вроде как безальтернативной (много ли было альтернатив языческому Риму?). В данном случае для христианина нет иного пути, как действовать словом – и принуждением (вслед за словом именно принуждение, как бы ни чурались его запуганные секуляристами либеральные богословы, привело к торжеству христианства в мире).
Принуждение к нравственности необходимо и сегодня. Без этого нашим обществом будут управлять глобальные силы, которые используют порок для деструкции народа, а затем и государства. Если хотите, «личная жизнь» есть дело общественной важности. Отказ от публичного осуждения супружеских измен, пропаганда гомосексуализма, навязчивое распространение абортов и контрацепции, культ «свободной любви», привлекательный образ «одинокого волка» в культуре – все это удары по нашему будущему. Хотя бы в силу того, что эти удары координируются структурами, заточенными на сокращение народонаселения. Для Россия эта цель, мягко говоря, неактуальна.

Далее

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...