понедельник, 12 февраля 2018 г.

Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен.

Кустодиев Масленница
Кустодиев Масленница
Ма́сленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен. Ритуал связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом масленицы являются блины и народные гуляния.

Масленица (Б. Кустодиев, 1919 г.)
Масленица (Б. Кустодиев, 1919 г.)
До введения христианства Масленица отмечалась в день Весеннего Равноденствия. Православная Церковь приурочила данный праздник к Великому Посту, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния).
Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.
Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.
Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.
Катание с ледяных гор на масленой неделею
Катание с ледяных гор на масленой неделею
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Брейгель. Битва Поста и Масленицы.
Брейгель. Битва Поста и Масленицы.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Степанов Алексей Степанович.  Катание на масленицу
Степанов Алексей Степанович. Катание на масленицу
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами.
Ермолаев Виталий - Масленица в Царицыно.
Ермолаев Виталий - Масленица в Царицыно.
Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
Валентин Белых Собор А.Невского в с. Ижево в 1908 г. Катание на масленицу
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Владимир Рябчиков Масленица
Владимир Рябчиков Масленица
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Крылов Сергей. "Масленица"
Крылов Сергей. "Масленица"
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
Pages: 1 2

воскресенье, 11 февраля 2018 г.

Неделя о Страшном Суде

Страшный Суд. Фреска монастыря Хора, Константинополь
Мысль о Страшном Суде на большинство людей производит удручающее впечатление, даже на тех, которые и Богу молятся и о спасении души своей размышляют. Им все кажется, что приветственные слова праведникам мало имеют отношения к их душе, более подлежащей прещению, изреченному на грешных.
Не так было у древних христиан, которые со светлою радостью ожидали Второго Пришествия и отвечали на слова Господни: «ей гряду скоро» — «ей гряди, Господи Иисусе» (Апок. 22:20).

Что же разве древние христиане не считали себя грешниками? Да, конечно, считали, но их уверенность в Божественном милосердии и в окончательной победе Христа над миром была так сильна, что они как бы глаз не отрывали от созерцания будущей победы Его и потому представляли это самое будущее, как нечто светлое и радостное, когда Христос Спаситель отрет всякую слезу от лица человеческого.
Подобное не чуждо было Ветхому Завету.
Вот слова ветхозаветного праведника Товита — «на всех улицах Иерусалима будет раздаваться аллилуиа, и будут славословить, говоря: благословен Бог, который превознес Иерусалим на все веки!» (Тов. 13:18).
Итак, если еще в Ветхом Завете, когда люди не получили еще полного откровения Божьего, когда таинственная завеса будущего только немного была приоткрыта для праведников, а перед большинством людей безраздельно господствовал грех, горе и неправда, и тогда ожидание конечной судьбы мира и человека внушало древним праведникам надежды благие и чувства радостные, то почему же теперь, когда перед нами раскрыто св. Евангелие, все-таки более печальные, а не радостные картины предъявляет нам раскрытие будущих судеб мира и человечества.
Читать по теме:
Беседа о Страшном Суде. Святитель Иоанн (Максимович)
Неделя о Страшном Суде Христовом (Мф. 25, 31-46). Еп. Мефодий (Кульман)
Неделя о Страшном Суде. Протоиерей Николай Гундяев
Неделя о Страшном Суде. Митрополит Антоний (Храповицкий)
О Страшном суде. Митрополит  Антоний Сурожский
О Страшном Суде. Неделя мясопустная. Протоиерей Александр Шаргунов
О Страшном Суде. Протоиерей Вячеслав Резников
О Страшном Суде. Святитель Игнатий Брянчанинов
Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Евангелие о Страшном Суде. Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде. Протоиерей Родион Путятин
Слово в Неделю о Страшном Суде Есть ли адские муки? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Лихие Святки. В эти дни разрешалось то, что было недопустимо в другое время
Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен.
То, что для всех – Масленица, для Церкви – неделя о Страшном суде, неделя подготовки к Великому посту.
Конечно, христианское смирение должно указывать нам на наше постоянное отступление от Заповедей Божиих и пробуждать у нас укоры совести. Однако, почему же участь осужденных грешников как бы несколько затмевает пред нами картину Божественного Милосердия, и светлый рай, обещанный праведникам, представляется нам уже не нашим достоянием, а чем-то чужим? Конечно, это по той причине, что мы в сердце своем чувствуем себя ближе к этой левой стороне предстоящего на суде рода человеческого, нежели к правой. Мы не сомневаемся в истинности Божественных слов, которые будут обращены к праведникам, но как-то эта светлая надежда о помиловании Христом наших душ менее отчетливо запечатлевается в нашей душе, чем прещение Вечного Судии, направленное к осужденным грешникам.
Хождение Богородицы по мукам
Вот почему люди, даже верующие, стараются избегать беседы о Суде Божием и даже исходе нашей смертной жизни.
Увы! не смиренномудрие тому причиной, а некая безотрадная оторванность нашего сердца и всей нашей жизни от Милосердного Христа и Его Промысла.
Видео:
Мы представляем себе Христа в давно прошедшем времени и мало принимаем к сердцу Его постоянную борьбу с нашим невидимым врагом, ту борьбу, к которой нас постоянно призывает Писание, укоряя нас за ленивое участие в этой борьбе, тогда как Апостолы всех призывали подвизаться против греха — «вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12:4).
И вот, если мы, хотя бы постепенно, стремились к постоянному подвизанию против греха, как к главной задаче нашей жизни, то наше воспоминание о картинах Страшного Суда Христова не вводило бы нас в уныние, а, напротив, вливало бы в душу доброе настроение, которое испытывает душа молодого воина, готовящегося к битве, или ожидающего решения полководца о заслугах его полка.
Вместе с этим и прельщения мира не казались бы нам столь заманчивыми и прекрасными, но напротив подобные мысли возбуждали бы в нас отвращение, и мы с сугубым усердием взывали бы к Богу: «Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти» (Пс. 50:2) и далее: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Это молитвенное прошение люди пропускают мимо ушей, глаз, и мимо своей совести, которая постепенно ожесточается и, наконец, доходит да полной неспособности покаяться и умилиться и тем лишает себя надежды на спасение.
В этом смысле и говорится, что в аде нет покаяния. И это не потому, что Праведный Судия не хочет слышать покаянного вопля грешников, а потому, что ожесточившаяся до конца душа грешника совершенно лишилась покаянного чувства.
Да избавит нас Господь от такого состояния!
Конечно, последнее овладевает душою не сразу, а постепенно, заматывая ее все более в нравственные петли и узлы, пока не наденет на нее так называемой мертвой петли, которую развязать уже невозможно потому, что подвергшаяся ее узам душа сама не желает освобождения, а ее страдания от содеянных грехов только умножают в ней досаду, злобу и ропот.
Картины:
Итак, пока не поздно, пока хотя временами душа чувствует приливы раскаяния, то да сохранит нас Бог от злобного упорства и ложного стыда, ради которого безумные люди отвергают призывающий Голос покаяния, ибо он будет раздаваться все реже и слабее в нашем сердце, пока совершенно не умолкнет. Да избавит нас Господь от столикого жестокосердия! — так воспевает Церковь во время службы Страстей Господних, ужасаясь подобного явления у врагов Христовых во время Его Пречистой Страсти.
Митрополит Антоний (Храповицкий)
(«Мысли, высказанные в проповедях»)

суббота, 10 февраля 2018 г.

Вселенская родительская мясопустная суббота

Свечи
В этот день Православная Церковь совершает поминовение усопших.
Причиной установления такого поминовения послужило то, что на следующий день мы совершаем воспоминание Второго пришествия Христова и Страшного Суда; поэтому, накануне этого дня, как бы  в  преддверии Страшного Суда, нам следует войти в особенный союз любви со всеми членами Церкви Христовой — и живыми, и умершими.
В синаксаре на этот день написано «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопеиия и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви».

Далее

пятница, 9 февраля 2018 г.

В России пытаются изменить принципиально философское и религиозное отношение к понятию «пол»

А. Щипков
Комментируя приказ министра здравоохранения В. Скворцовой о возможности выдавать справку об изменении пола, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков назвал это решение «беспечным». Этот вопрос стал предметом обсуждения в программе «ЩИПКОВ» на телеканале «Спас».
Подробнее...

четверг, 8 февраля 2018 г.

Совладелец «ИСД» Олег Мкртчян арестован в Москве

Изображение

Украинско-российский бизнесмен Олег Мкртчян арестован Басманным судом Москвы до 5 апреля по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере.

На Украине Мкртчян известен прежде всего как совладелец холдинга «Индустриальный союз Донбасса» и партнер несостоявшегося «майданного» губернатора Донецкой области Сергея Таруты. В России самым известным проектом Мкртчяна был футбольный клуб «Кубань» (Краснодар), который бизнесмен отказался финансировать после начала боевых действий на Донбассе в 2014 году. В Краснодарском крае Мкртчян считался человеком, вхожим в близкое окружение бывшего губернатора Александра Ткачева, ныне министра сельского хозяйства РФ. Еще одним футбольным клубом — ереванской командой «Бананц» — Мкртчян владел в Армении.
 

Американский соцопрос стал приговором для Петра Порошенко

Изображение

Российские СМИ незаслуженно обошли своим вниманием соцопрос, проведенный на Украине Международным Республиканским Институтом (США)*, упомянув его лишь в кратких новостных заметках. Впрочем, на самой Украине большинство СМИ о нем также предпочли умолчать.

Исследование было выполнено украинской компанией GFK 15 ноября — 14 декабря 2017 года среди 2400 респондентов по репрезентативной выборке. Дополнительный опрос был проведен среди жителей Мариуполя, Николаева, Хмельницкого и Днепра (Днепропетровска). Организаторов интересовала оценка гражданами Украины политической и социально-экономической ситуации в стране.

Несмотря на то, что заказчиком исследования выступила американская структура, которую сложно заподозрить в симпатиях к России, обнародовать его результаты в «Незалежной» решились преимущественно либо ярко оппозиционные СМИ (вроде Страны.ua, главред которой недавно попросил политубежища в Австрии), либо небольшие региональные газеты и порталы. И немудрено. Опрос демонстрирует тотальную неудовлетворенность украинцев своей жизнью и тем курсом, которым следует их страна, а также катастрофическое падение поддержки населением деятельности киевского режима.

Далее

среда, 7 февраля 2018 г.

Ватикан перед броском на Украину

Папа Франциск
Разоворы об экуменизме — сближении и восстановлении единства христианских церквей — закончились. Пусть с собственными, далекими от объединения целями, но 70 лет (да-да, с 1946 года) православная и католическая церкви обхаживали друг друга. Сегодня уже очевидно, что папа Франциск перешел в наступление. Там, где тонко. На Украине.
Подробнее...

вторник, 6 февраля 2018 г.

«Больная печень – разбойник для других органов»

Изображение

«Больная печень – разбойник для других органов». Почему такой афоризм родился в древней китайской медицине? А уже тогда было подмечено, что заболевания печени долгое время никак себя не проявляют, маскируясь под болезни других органов и даже вызывая их. Ещё один афоризм – «печень не жалуется, за неё жалуются соседи». И, как увидим, не только соседи, но и совсем отдалённые органы.

Почему я решил об этом написать?

Очень уж больно чувствовать себя бессильным, когда к тебе приходит человек с развёрнутым циррозом, т.е. фатальной стадией печёночного заболевания, и ты стоишь, окаменевший, увидев ту самую голову Медузы Горгоны из греческих мифов у него на животе, и понимаешь, что ничем ему уже не помочь. На твой сакраментальный вопрос «А где ж вы раньше были?» пациент, недоуменно пожимая плечами: «Так ничё ж не болело».

Изображение

Ничё и не болит. Вплоть до финала. Были у меня пациенты, первой жалобой которых (да это и жалобой в полном смысле слова не назовёшь) оказалось просверливание дополнительных дырочек в брючном ремне – живот стал быстро расти. А у женщин – мысли о внезапной, быстро прогрессирующей беременности – на УЗИ матки приходят. Хорошо, если доктор датчик удосужится повыше передвинуть и увидеть огромную печень, селезёнку и асцитическую жидкость, а нет – «Нет у вас беременности», и дело с концом. Одна трижды ходила, ей «ложную беременность» ставили.

Далее

Принцип оптимальности болезни


Хочу поговорить о парадоксальных, на первый взгляд, вещах – о нужности болезней. Не, не врачам. Нам всем. И о том, когда их надо лечить. А когда – не надо.

Текста много, проскочить и в конец заглянуть не получится – логику изложения потеряете. Так что, кому многабукав трудно читать – закрывайте.

Кому они нужны – болезни? Человечеству в глобальном смысле? Человеку, как индивидууму? Чушь, зачем!

А давайте попробуем разобраться.

Начнём с того, что такое болезнь. Меня продолжает восхищать определение Энгельса, услышанное в 8-м классе – лучшего, более ёмкого и афористичного ничего не знаю: стеснённая в своей свободе жизнь. Тут – всё. И в том числе закон единства и борьбы противоположностей – или его уже отменили, как марксистский? Не задумывались, как будет развиваться жизнь, если её не стеснять? Есть примеры развития таких цивилизаций, когда под пальмой кокосы в рот сами падают. И есть примеры развития таких личностей – тепличных. Вооот, уже понятней, для чего болезни?

Но, от философии – к практике.

Я здесь хотел бы разобрать, что есть ТО, чем болезнь проявляется. Проявляется она симптомами и жалобами. Сначала рассмотрю на примере инфекционных болезней.

На что вы жалуетесь при инфекционной болезни?

Да, первое – это температура. Если это респираторная (воздушная) инфекция, то будет ещё беспокоить кашель, насморк, боль в горле и груди; при кишечной – рвота, понос, боли в животе. Что по сути эти жалобы и симптомы, надо ли с ними бороться?

Всё перечисленное – суть защитные реакции организма. Докажем.

Далее

воскресенье, 4 февраля 2018 г.

Неделя о блудном сыне

Блудный сын
Блудный сын
Пьер Пюви де Шаванн.  1872
Священномученик Сергий Мечнев
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
От Недели о мытаре и фарисее Святая Церковь ведет нас теперь к Неделе о блудном сыне.

Состояние, в котором находится мытарь, когда он взывает к Богу о помиловании и не только не помышляет о своих добродетелях, а не смеет возвести глаз своих к Небу – это состояние еще глубже раскрывается в образе блудного сына.
Господь нас создал, мы в Господе живем и умираем без Него настоящей смертью. Мы поступаем обычно, как блудный сын, который, получив от отца имение, ушел от него на страну далече, думая, что со своими полученными дарованиями он проживет своими силами. Но в духовном отношении это есть смерть, ибо, по словам Святых Отцов, в Боге мы живем. Когда блудный сын возвратился, то отец сказал другому сыну, негодовавшему на радостный прием, оказанный брату: Брат твой <…> был мертв и ожил (Лк. 15, 32). Вот в состоянии отчуждения от Бога самое главное – это то, что мы не сознаем себя находящимися во грехе и забываем, каковы мы по самой природе. По природе нашей мы – образ неизреченной Божией славы, хотя и носим язвы многих согрешений (из песнопений Панихиды). Мы – граждане иного мира, небесные граждане. И если мы живем здесь, на земле – то для того, чтобы на земле устраивать Царство Божие, памятуя о своем Небесном Отечестве.

Далее

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...