суббота, 3 сентября 2016 г.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Его личность в свете Христовой правды


Михаил Юрьевич Лермонтов
Лермонтову мы посвятим только одну лекцию. Его наследие не столь обширно: публицистики у него фактически нет, проза у него «Герой нашего времени» и разные отрывки — не самая удачная. Драматургия «Маскарад» — юношеское произведение. В нем главное — личность.

Никакая личность из русских писателей не вызывала столь разноречивых оценок. Достаточно одного посмертного отзыва о нем Николая I: «Собаке — собачья смерть». Это запись Бартенева со слов самих членов царской семьи. Притом, это было при людях. В это время за чаем сидела старшая сестра Николая — великая княгиня Мария Павловна, «жемчужина семьи», которая сразу отнеслась к этим словам с горьким упреком и пристыдила Николая. Он был за это небрежное слово наказан: его собственная смерть еще горше — он умер самоубийством, отравившись во время Крымской войны.
По Лермонтову «сходили с ума», но главным образом дамы. Фактически, он умер, не успев ни разу полюбить. Вся его любовная лирика получила от Жуковского наименование «безочарование». Но что все-таки главное в его творчестве?
Христоцентричность.
Пушкин никогда не был христоцентричен. Для него многие вещи имели привлекательность: и масонство, и светская жизнь («говор балов»), диалог с читателями, государственные планы, история. Для Лермонтова было ничто не мило. Это умонастроение и назвал Жуковский «безочарованием». Я утверждаю: этот термин не работает. Я предлагаю другой термин: «Авелева тоска».
По изгнании из Рая, сыновья Адама: Каин строил цивилизацию, Авель ни в чем не видел утешения, ибо понимал, что богообщения не заменит никто и ничто. Поэтому, личность Лермонтова и вся ее духовная установка колеблется между вызовом Богу, ропотом на Бога и молитвой.
Наиболее знаменитое ропотное стихотворение: «Благодарность»
За все, за все Тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей...
……………………………………………...
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
(Поэт почти требует себе преждевременного конца).
Романс писать на эти стихи можно было только по недоразумению. В других стихах ему все время мерещится насильственная смерть:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
И в ранних стихах: «Нет, я не Байрон...» — та же мысль.
Но это как бы «качание»; ропот на Господа не уничтожает авелевой тоски, потому что заменить ее нечем. Нет в этом видимом мире «манящих огней». Это чувствовали и современники. Все-таки внутренний центр Лермонтовского эпоса — «Демон». Отчасти материал для «Демона» он берет из собственной души. Даже диавол у него не испытывает злорадного удовольствия: «И зло наскучило ему...».
Он слов коварных искушенья
Найти в уме своем не мог.
Забыть? Забвенья не дал Бог,
Да он и не взял бы забвенья.
И все-таки, кроме «Демона», его программным произведением остается «Ангел»:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц и звезды и тучи толпой
Внимали той песне святой.
……………………………………
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук этой песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Итак, «чудное желание» относится к небесным обителям, а на земле только скучные песни. У Лермонтова постоянное внутреннее самосознание странника и пришельца. А отечество для него — только небесное.
Если мы начнем перелистывать его лирику, то стихов, отвергающих Божью благодать, мы соберем больше. Стихи, которые начинаются с «благодарности» — у странника!
За всё, за всё Тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез,
(но это же не о покаянных слезах!)
Отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей...
Здесь поэт описывает то варево страстнуй жизни, куда человек погружается своей волей, своими грехами! Причем же здесь Господь, распявшийся за нас! Искупивший нас Своей честной кровью, чтобы не дать нам погибнуть в смуте той греховной и страстной жизни, описанной в стихотворении. Чтобы дать нам силу вырваться из этого омута.
Это говорит о глубоком помутнении самосознания и религиозного сознания. Лермонтов не один такой. Это было замутнено у подавляющего большинства людей его круга. Из этого поколения особняком стоит группа славянофилов. Лермонтов родился в 1814 году, а Хомяков был на 10 лет его старше — родился в 1804 году. Он по рождению, воспитанию, по обстоятельствам жизни — стоит особняком. До его московского благочестия петербургские влияния не доходят. У Лермонтова же все это проходит по самому сердцу.
Публицистики у Лермонтова нет, но стихи с глубоко публицистическим зарядом есть. Первый образец из них1: «Прощай, немытая Россия».
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Быть может, за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
 В варианте было «укроюсь от твоих царей», но «пашей» — более выразительно, а главное, «азиатчина», которая для поэта ненавистна. Стихотворение «Дума»:
Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее иль пусто, иль темно,
Меж тем, по бременем познанья иль
сомнения,
В бездействии состарится оно.
…………………………………………
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию презренные рабы.
Это тоже — выпад на Николая. Позиция поэта была выражена однозначно. Получается, что «прощай, немытая Россия...» — вот дума, а где же Бог? Однако же у него к каждому стихотворению найдется противовес. Это стихотворение «Родина»:
Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой...
Николай I не дожил до окончания Крымской войны, этот «полный гордого доверия покой» — исчез, его все предали (бывшие союзники); пришло разочарование.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
………………………………………
И пляски с топотом и свистом
Под говор пьяных мужичков.
 Так никто не писал. У А.К. Толстого, наиболее «укорененного» в православии поэта, — взгляд хозяина («Уважаю ли я мужика? Коль мужик не пропьет урожай, я тогда мужика уважаю»). А у Лермонтова — взгляд пришельца. Он и в деревне чужой, пришелец, странник.
Остаются стихи-молитвы. Наиболее совершенное «Когда волнуется желтеющая нива».
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный, душистый,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
…………………………………….
Тогда смиряется души моей тревога,
Расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
И в небесах он видит Бога, — но он еще к Нему не обращается. Еще нет: «Ты, Господи!»; еще нет «Авва Отче». Он замирает где-то на пороге молитвы и замолкает. Другая молитва уже с явным риторическим налетом:
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образа ярким сиянием...
И третье такого же рода стихотворение: «Выхожу один я на дорогу»:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянии голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал на веки так заснуть,
……………………………………….
«Уж не жду от жизни ничего я» — доминанта «ж» создает ощущение режущей пилы по железу, на которую начинаешь натыкаться. Эти стихи просятся на романс (в известном исполнении Козловского). Где здесь религиозный человек? Что такое «холодный сон могилы»? Прежде всего, — отделение души от тела, душа пойдет куда-то. Этот вопрос его лирика вообще обходит. Только в «Демоне» он, наконец, его ставит пред собой. Человек отстраняет Христа со своего пути. Это с одной стороны «Авелева тоска», когда земное не мило, с другой стороны — Господь стучит, но не может достучаться: в Откровении (Откр.3,20): «Се стою пред дверьми и стучу, и аще отворит... войду к нему и буду вечерять...», но Лермонтов не «отворяет». Христова имени у него нет. Оно появляется единственный раз в «Демоне» в мольбе Тамары:
Отдай в священную обитель
Дочь безрассудную твою;
Там защитит меня Спаситель,
Пред Ним тоску свою пролью.
 Но мы помним, как ее находит в той же обители Демон, и как она его встречает. Он является ей не под видом ангела света, он не скрывает ни своей сущности, ни своего имени. О чем он ей говорит:
...нас могут слышать!
— Мы одне. — А Бог?
— На нас не кинет взгляда:
Он занят небом, не землей!
— А наказание? Муки ада!
— Так что ж? Ты будешь там со мной!
 Это и есть верх обольщения. Здесь есть все: как диавол клевещет на Бога: «Он занят небом, не землей». Это значит, что Господь как бы «заперт» на небесах. Вместо ангельского послушания, Лермонтов и ангелов представляет мятежными. Это и есть диавольская клевета.
Страницы: 1 2

пятница, 2 сентября 2016 г.

Феномен детской святости

Дети в храме
Изучение агиографической (житийной) литературы – излюбленного чтения наших предков – является средством постижения духовной жизни народа. Как пишет замечательный русский философ и историк Георгий Федотов, “в допетровские времена сложился архетип духовной жизни русского народа, ставший идеалом для всех последующих поколений”.

Святые Владимир, Борис и Глеб. XVI в
История русской святости начинается со святых страстотерпцев Бориса и Глеба, затем к ним присоединяются монахи, святители, далее князья, прославленные своим общественным и религиозным служением. Наконец, XV–XVI века ознаменованы новым типом подвижничества, которого не знало католическое христианство, это подвиг юродства.
В русской православной традиции, на наш взгляд, существует еще один особый тип святости, не привлекший внимание исследователей, – это чин детской святости, который составляют особо почитаемые, канонизированные церковью или местно чтимые дети (младенцы до 7 лет и отроки до 15 или до 18 лет). В этом контексте несомненный интерес представляют жития в части описания детских и юношеских лет будущих святых /Жития Святых Святителя Дмитрия Ростовского. Репр. изд. Козельск, 1992/.
Кто они – святые дети? Среди них есть князья, такие, как юный князь Феодор Новгородский, умерший в 16 лет при загадочных обстоятельствах. Есть и монахи – двенадцатилетний инок Иоасаф, умерший в 17 лет в монастыре, благословляя всех братьев-монахов как отец. Были среди них юродивые Христа ради: Иаков Боровичский, Иоанн Устюжский и др. Особое религиозное благоговение питалось в народе к детям, погибшим насильственной смертью, что приближает их к русским страстотерпцам и мученикам: это царевич Димитрий, зарезанный в Угличе, отрок Гавриил Слуцкий – жертва ритуального убийства, младенец Иоанн Углический, убитый работником отца, Василий Мангазейский, также погибший от рук мучителя и убийцы. Совершенно особняком стоит житие святого отрока Артемия Веркольского – крестьянского мальчика из глухой деревни в Архангельской губернии, в 12 лет убитого молнией, канонизированного в XVII в...
Уже краткое перечисление детей – святых невольно вызывает вопрос: почему, за какие заслуги перед Церковью и государством эти имена оказались в святцах? Почему, например, не Ярослав Мудрый, а его современник – кроткий княжич Феодор Новгородский, – в 16 лет, внезапно умерший накануне своей свадьбы, сподобился венца святости? Парадоксальность детской святости и народного почитания детей кажется еще более очевидной при обращении к историческим материалам о месте ребенка, детства в социальной жизни русского народа того времени.
В российском законодательстве вплоть до начала ХХ века отсутствовали статьи, охраняющие права детей; даже совершеннолетние дети в отношении к родителям имели преимущественно обязанности, а не права. Это положение дел убедительно иллюстрирует анализ русского языка: например, этимология слова «ребенок» восходит к слову «рабъ», а «отрокъ» восходит к праславянскому языку и означает «не имеющий права говорить», т.е. молодой человек до совершеннолетия, до 21 года (либо до вступления в брак) не имел на Руси решающего права голоса в обсуждении семейных дел.

Далее

Всеволод Чаплин о «современности», «архаике» и вечных ценностях



Искренне уважаю Михаила Васильевича Демурина – за гражданскую позицию и за то, что он не побоялся оставить высокий пост в МИДе из-за несогласия с нашими уступками перед лицом агрессивной политики некоторых стран. Рад, что Михаил Васильевич поднимает темы нравственного обновления нашего общества. В этой сфере, впрочем, уступки тоже опасны и губительны.
Для меня как христианина главное – не приспособиться к «современности», политические и культурные штампы которой порождены антихристианскими силами, начиная с Руссо и заканчивая «ассоциациями планирования семьи». Христианин призван менять реальность – как это сделали апостолы и их преемники, превратив языческую Римскую империю в империю святых Константина и Юстиниана. Может получиться — может нет. Но по крайней мере призвать к этому надо – и не покоряться «реальности», сочтя ее вроде как безальтернативной (много ли было альтернатив языческому Риму?). В данном случае для христианина нет иного пути, как действовать словом – и принуждением (вслед за словом именно принуждение, как бы ни чурались его запуганные секуляристами либеральные богословы, привело к торжеству христианства в мире).
Принуждение к нравственности необходимо и сегодня. Без этого нашим обществом будут управлять глобальные силы, которые используют порок для деструкции народа, а затем и государства. Если хотите, «личная жизнь» есть дело общественной важности. Отказ от публичного осуждения супружеских измен, пропаганда гомосексуализма, навязчивое распространение абортов и контрацепции, культ «свободной любви», привлекательный образ «одинокого волка» в культуре – все это удары по нашему будущему. Хотя бы в силу того, что эти удары координируются структурами, заточенными на сокращение народонаселения. Для Россия эта цель, мягко говоря, неактуальна.

Далее

вторник, 30 августа 2016 г.

В Киево-Печерской Лавре состоялось прославление двух святых

В Киево-Печерской Лавре состоялось прославление двух святых
28 августа 2016 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, праздник Успения Пресвятой Богородицы, во время Божественной литургии на соборной площади в Киево-Печерской Лавре состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, +1900) и схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича, +1827). Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

За богослужением, которое возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, была совершена последняя заупокойная лития по митрополиту Иоанникию и схииеромонаху Вассиану, после чего были объявлены решения Священного Синода УПЦ от 19 апреля и 20 июля 2016 (Журналы №21 и 29 соответственно) о причислении их к лику святых. Также были зачитаны жития новопрославленных подвижников.

Далее

воскресенье, 28 августа 2016 г.

Ореховый Спас

Этот Спас третий по счету после Медового и Яблочного и приходится она на 29 августа.
29 августа православные отмечают третий Спас – Ореховый. В этот день завершается Успенский пост, поэтому верующие могут позволить себе и мясные, и рыбные блюда.

Согласно древнему преданию (документ, найденный в IV веке Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве), правитель месопотамского города Эдесса Авгарь страдал проказой. Желая избавиться от поразившей его болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он послал к нему живописца Ананию с письмо, в котором просил придти и исцелить его. Иисус обещал послать к правителю одного из своих учеников.
Все попытки Анании написать образ Иисуса Христа оставались безуспешными. Тогда Господь попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На полотенце отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан один из 70 учеников Христа Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и распространил там христианство.
Образ Иисуса Христа, прикрепленный царем Авгарем над главными воротами города, был похищен мусульманами, и лишь девять столетий спустя был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого. Этот холст с чудодейственным ликом привезли царю, и тот излечился от проказы. Спас Нерукотворный неоднократно исцелял людей, но, к сожалению, после четвертого Крестового похода был утерян.
Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия «Спас на полотне»; «Спас Нерукотворный». Особой известностью и ценностью обладала новгородская икона XI в.
В этот день выпекают хлеб из зерна нового урожая. Также было принято торговать холстами, полотнами

Далее

суббота, 27 августа 2016 г.

Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника

В. Терехов

Изображение
Греция, XVI век, Критская школа.
Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований

«Успение Пресвятой Богородицыь»

В ранних русских иконах типа «Успение», как ни в каких других, трагедия смерти предстает особенно явственно. Взять, к примеру, икону «Успение» конца XII-начала XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде. Здесь трагическое недоумение перед тайной смерти и скорбь утраты близкого человека переданы с поразительной наглядностью. С болью в душе, напряженно вглядывается в черты усопшей Богоматери один из апостолов. Еще совсем недавно Она была жива и беседовала с ними. Теперь же Ее бездыханное тело смиренно лежит на смертном одре. Перед ложем на маленькой скамейке мы видим красные туфли Богоматери. Эта трогательная деталь придает всей сцене глубоко человеческое звучание.

Апостолы, их фигуры и лики, запечатленные неизвестным новгородским художником, потрясают жизненной правдивостью своих переживаний. Простоту и задушевность сюжета не умаляют отсутствие привычной для современного зрителя трехмерности пространства и условность композиции.

Эта удивительно красочная по своим густым, плотным краскам икона написана в соответствии с византийскими канонами. Она отличается сложной иконографией. Помимо стоящих вокруг ложа почившей Богоматери традиционных двенадцати апостолов, а также святителей в епископских одеяниях, мы видим возвышающуюся в центре композиции фигуру Иисуса Христа. Он держит в рука спеленутого младенца, символизирующего душу Девы Марии. В верхней части иконы ангелы и прилетевшие на облаках апостолы, а также архангел Михаил, возносящий на звездное небо душу Богоматери. Как и на византийских изображениях, лики апостолов на древней новгородской иконе утонченные. Однако фигуры учеников Иисуса Христа более плоские в отличие от присущей византийским мастерам относительной объемности форм.

Иконография Успения в византийском искусстве восходит к VI веку. В основе ее лежат апокрифические, то есть неканонические источники, а также поучения святых отцов церкви.

Изображение
Начало XIII в., Новгород.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


У изголовья и в ногах ложа Богоматери стоят оплакивающие ее кончину двенадцать апостолов. Петр взмахнул кадилом, Павел наклоняется к ногам Марии, Иоанн Богослов приник к ее ложу. Остальные жестами выражают скорбь. Ноги апостолов почти не касаются позема. Среди апостолов находятся три епископа-святителя. Иерофей с ручной кадильницей (кацеей) и Дионисий Ареопагит (с ораторским жестом левой руки) представлены слева. Справа помещен Иаков брат Божий. На скамейке перед ложем изображены красные туфли Богоматери. За ложем стоят две свечи. Посредине на золоте фона высится фигура Христа в фас. На левой руке, покрытой полой гиматия, он держит душу Богоматери — запеленутого младенца. С обеих сторон к Христу летят два архангела, готовые принять эту душу на покрытые одеждой руки.
В верхней части слева и справа представлены предводимые двумя поколенными ангелами двенадцать апостолов в рост, несущиеся в облаках, подобных раковинам с загнутыми краями. В свободных позах апостолов выражена стремительность полета: одежды их развеваются, края облаков как бы обдуваются ветром. Вверху посредине два архангела вносят душу Богоматери, сохраняющую то же положение, что и внизу, в темно-синий полукруг неба со звездами.
Колорит образуют светлые, разбеленные тона (голубые, розоватые, желтые) и различные оттенки коричневого, сочетаемые с плотным, сияющим золотом. Контур изображений широкий, темный. Вохрение жидкой охрой по оливковому санкирю. Внизу, в отличие от верхних изображений, апостолы представлены без нимбов. Позем темно-зеленый, фон золотой. Лузга черная, с золотым ромбическим орнаментом. У Луки, Филиппа, Андрея и Матфея в облаках — надписи греческие, у остальных — русские.


Далее

Разрыв между умными и глупыми нарастает

Чиновники из министерства образования России искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу, полагает социопсихолог Людмила Ясюкова.

Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью «Росбалту» она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.
— Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?
— Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.

Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: «Почему утка?» А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.

— И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?

— По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

— Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?

— Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…

Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати.

По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал? Иди, ищи.

— Школьные программы последние двадцать лет беспрерывно меняются. Как это влияет на формирование понятийного мышления?

— Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения «Окружающий мир». Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Якобы это практико-ориентированный, исследовательский предмет. Ничего там этого нет.

Дальше, раньше с 5-го класса начинались ботаника и история как история развития цивилизаций. Теперь у нас в 5 классе природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций — «История в картинках» — та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей.
Далее

пятница, 26 августа 2016 г.

Что надо Фанару от Украины?

Константинопольский Патриархат опять нацелился на Украину. Почему?
митрополит Александр (Драбинко)
Владыка Александр (Драбинко) не перестаёт нас удивлять. После довольно длительного молчания он вдруг развозился интервью, в котором в очередной раз, в присущем ему стиле, то есть, лукаво и бездоказательно, вылил ушат грязи на вскормившую его Церковь. А не так давно он опять же в очередной раз бросил вызов своему священноначалию.

Создаётся впечатление, что он специально делает всё, чтобы попасть под канонические прещения. Или, что совершенно невероятно, испытывает терпение Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Невероятно потому, что если это правда, то владыка Александр выступает в роли... искусителя.
Уверен, что его христианская совесть ещё жива и поэтому идти на поводу желаний мелкого беса, который тщится досадить Блаженнейшему, он вряд ли будет. Скорее всего, он просто поддался на уговоры своего ближайшего окружения, которое убедило его в том, что запрет – единственный путь для того, чтобы вернуть утраченное доверие какой-то части населения. О чём же речь?
Я вас ещё больше заинтригую и напомню, что митрополит Александр – всего лишь викарной епископ, в ведении которого ни много ни мало, а целых два прихода. Не так давно, на одном из собраний киевского духовенства, предстоятель нашей Церкви в строгой форме указал ему на это. Конкретно – запретил без благословения правящего архиерея (читай – Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины) покидать пределы епархии. До этого владыка Александр регулярно совершал две-три поездки в месяц за границу, и даже сделал себе дипломатический паспорт. Чтоб меньше стоять на таможне. Потом, правда, когда из-за этого паспорта поднялся небольшой шум, документ у него изъяли (есть информация, что уже вернули и в более высоким статусе, чем прежде; за какие заслуги?). Какое-то время владыка, что называется, поутих. И если и ездил куда-то, то не особо об этом распространялся. Я не знаю, сообщал ли он каждый раз в письменной форме о том, куда направлялся, но знаю, что один такой случай задокументирован. Речь идёт о посещении владыкой Александром ближнего зарубежья, которое запланировано им было в аккурат... перед Крестным Ходом в Киеве. Именно в этот раз он написал прошение на имя Блаженнейшего, которое последним было удовлетворено. Почему владыка Александр не захотел принимать участие во Всеукраинском Крестном Ходе, догадаться нетрудно – он, скорее всего, не ассоциирует себя с той Церковью, которая его инициировала.
В качестве доказательства этого предположения (перехожу, наконец, к главному) приведу следующий пример.

Далее

Описаніе подробное чина празднованія въ скитѣ въ Геѳсиманіи 17-го Августа, съ плотію на небеса Вознесенія Божія Матери, по чину службы Палестинской Геѳсиманіи

Икона "Успение Богоматери"
Икона «Успение Богоматери»
Санкт-Петербург, 1872 г.
Августа 16-го дня, по благословенію, въ два часа по полудни, врата Скита отваряются для богомольцевъ обоего пола. По келіямъ же братскимъ ходить не позволяется.

Вечерня малая начинается въ 3-и часа. Святыя Лавры братія, держатъ правый клиросъ, а скитяне лѣвый. Стихиры и стиховны читаются. По отпустѣ обычный молебенъ храма. На молебнѣ поютъ канонъ весь на распѣвъ: «Многими содержимъ напастьми...», а тропари «Въ рождествѣ дѣвство...». Эктинія обычная и молитва: «О, Пресвятая Госпоже Богородица, Вышши еси всѣхъ Ангелъ и Архангелъ...».
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы. Профессор богословия Иоаннис Фундулис
Во время молитвы два діакона кадятъ мѣстный образъ Успенія. По окончаніи молитвы, Величаніе Успенія Богоматери. По семъ отпустъ и многолѣтіе. Повечеріе малое оставляется. Во время многолѣтія, звонъ и бьютъ въ било внизу.
Если будетъ присутствіе Владыки, со звономъ и съ билы провожаютъ Его до входа въ келіи. Тогда съ билами двоя стоятъ на площадкѣ средней, на лѣстницѣ.
Акафист Успению Пресвятой Богородицы
Молитва на Успение Пресвятой Богородицы
ПОХВАЛЫ, или священнное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя ́Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи
Акафист иконе Божией Матери «Киево-Печерская» (Успение)
По тѣснотѣ церкви, строитель и ризничій обязаны распорядиться, чтобы трубы и окна были открыты, и впускать народъ съ разсужденіемъ. Мужчины, всегда невозбранный имѣютъ входъ въ скитъ, а женщинъ впускаютъ только въ одно это число, однажды въ году; то преимущественно пускать женщинъ въ церковь, и для сего поставить при дверяхъ двухъ монаховъ или послушниковъ расторопныхъ, чтобы они съ разсмотрѣніемъ впускали въ церковь.
Всеночни время.
Въ пять съ половиною, пономарь идетъ принять благословеніе къ благовѣсту, и приготовя Храмъ и свѣтильники, въ 6-ть часовъ начинаетъ благовѣстить ко всеночному служенію.
Назначенные Владыкою въ служеніе: чредный одинъ со крестомъ остается въ церкви, при дверяхъ, ожидая прихода Владычне; служащіе, діаконы со свѣщами и кадилами, и иподіаконы съ мантіею, посошникъ и лампадчикъ, идутъ въ должномъ порядкѣ въ келіи Владыки, и по облаченіи въ мантію, пропѣвъ «Испола...», поютъ тропарь «Въ рождествѣ...» и идутъ порядкомъ въ церковь при звонѣ колоколовъ и билъ, по обычаю скита.
Проповеди:
Поученіе въ праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы. Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ)
Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы, произнесенное въ Саровской пустыни 15 августа 1857 года. Митр. Макарій Булгаковъ
Проповедь на Успения Божией Матери архиепископа Александра Семенова-Тянь-Шанского
Проповедь на Успения Божией Матери митрополита Антония Сурожского
Слово на Успение Пресвятой Богородицы. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Поучение. В день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа). Протоиерей Родион Путятин
В день Успения Пресвятой Богородицы, Протоиерей Родион Путятин
Поученіе. Успеніе Пресвятыя Богородицы (Средства, при помощи коихъ можно встрѣтить смерть не со страхомъ, а съ радостью). Прот. Григорій Дьяченко
Успение Богородицы – преставление к Жизни
По входѣ въ олтарь Владыки, чредный Іеромонахъ и діаконъ, принявъ благословеніе, начинаютъ по обычаю всеночную службу. Въ вощиникахъ, предъ приходомъ Владыки, зажигаютъ по три свѣтильни, а на похвалу Богоматери, всѣ свѣтильники. А въ олтарѣ всѣ до прихода засвѣчаются.
Ризничій и пономари, должны приготовить за ранѣе свѣчи для всего народа, въ церкви и внѣ ея стоящаго.
Строитель долженъ взять мѣры, въ сіе время, къ охраненію скита, келій и храмовъ, отъ какого либо приключенія… или солдатъ инвалидныхъ поставить, или послушниковъ своихъ, во время всеночни смотрѣть за цѣлостію келій и прочаго, и благочинія всюду.
Скитъ освѣтить плошками и фонарями по деревьямъ, и все это приготовить за ранѣе.
По благословеніи хлѣбовъ, если угодно будетъ Владыкѣ, раздать чрезъ діаконовъ благословенный хлѣбъ; то приготовить два блюда, и раздробленный хлѣбъ, стоящему народу, не веля волноваться съ своихъ мѣстъ, могутъ разносить діаконы.

Далее

Будет ли Анкара подвергать мощному прессингу патриарха Варфоломея?

Вице-президент США Джо Байден с патриархом Константинопольским Варфоломеем
На фоне неудавшегося переворота в Турции и продолжающегося подавления сочувствующих Фетхуллаха Гюлена, Анкара может нацелиться на православном Константинопольского патриарха, или попытаться выиграть его, пишет посол США (в отставке) Артур Х. Хьюз.

Артур Х. Хьюг служил в качестве посла США в Йемене в 1991—1994 годах, после чего он стал заместителем помощника госсекретаря США по делам Ближнего Востока. Он также занимал должность заместителя помощника министра обороны по вопросам Ближнего Востока и Южной Азии и другие должности в дипломатической службы США, в том числе и в качестве заместителя главы миссии в Тель-Авиве.
По крайней мере, со времен Мустафы Кемаля, православные христиане в Турции стали свидетелями репрессий со стороны государства. Тысячи турецкоязычным христианам пришлось эмигрировать. В 1971 году Халки духовной семинария была закрыта. Распространение православной литературы и миссионерской деятельности любого рода запрещены. В попытке способствовать патриотизм и получить более широкую поддержку со стороны консервативной части общества, турецкое правительство пыталось выстроить отношения с националистами, самым радикальным из которых даже сделала несколько попыток с Патриархом Варфоломеем! [Патриарх Варфоломей I Константинопольский 270-и нынешний архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх, с ноября 1991 года]
Это не удивительно, что такая ситуация побудила Патриархию установить тесные связи с американской политической элитой. Приходы в США и пожертвования от американских бизнесменов греческого происхождения являются основными источниками дохода для Вселенского Патриархата. В свою очередь, Вашингтон рассматривает условие религиозного меньшинства в Турции как козырь в дипломатической игре, чтобы оказать давление на Анкару. К тому же, будучи первым среди равных среди глав других автокефальных церквей, Патриарх Константинопольский может повлиять на весь православный мир. И, очевидно, американская разведка не могла пропустить такой шанс.
Таким образом, один из членов американо-израильской  лобби  в ​​Константинопольской Патриархии отец Александр Карлуцос , сотрудник по связям с общественностью рядом с архиепископом Димитрием. Благодаря его связям с высокопоставленными официальными лицами и греко-американских миллиардеров, он в основном единственный человек, который контролирует денежные потоки из США в Фанаре, и это дает ему широкие возможности оказания давления на Вселенского Патриарха. С другой стороны, Карлуцос  также в хороших отношениях с бывшим директором ЦРУ Джордж Тенет, и с проповедником Фетхуллах Гюлен и сотрудничает с американской разведкой. Это означает, что объем финансирования напрямую связан с тем, как успешно в  Патриархии выполняют задачи, которые они получают от своих руководителей США.

Далее

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...