суббота, 27 августа 2016 г.

Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника

В. Терехов

Изображение
Греция, XVI век, Критская школа.
Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований

«Успение Пресвятой Богородицыь»

В ранних русских иконах типа «Успение», как ни в каких других, трагедия смерти предстает особенно явственно. Взять, к примеру, икону «Успение» конца XII-начала XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде. Здесь трагическое недоумение перед тайной смерти и скорбь утраты близкого человека переданы с поразительной наглядностью. С болью в душе, напряженно вглядывается в черты усопшей Богоматери один из апостолов. Еще совсем недавно Она была жива и беседовала с ними. Теперь же Ее бездыханное тело смиренно лежит на смертном одре. Перед ложем на маленькой скамейке мы видим красные туфли Богоматери. Эта трогательная деталь придает всей сцене глубоко человеческое звучание.

Апостолы, их фигуры и лики, запечатленные неизвестным новгородским художником, потрясают жизненной правдивостью своих переживаний. Простоту и задушевность сюжета не умаляют отсутствие привычной для современного зрителя трехмерности пространства и условность композиции.

Эта удивительно красочная по своим густым, плотным краскам икона написана в соответствии с византийскими канонами. Она отличается сложной иконографией. Помимо стоящих вокруг ложа почившей Богоматери традиционных двенадцати апостолов, а также святителей в епископских одеяниях, мы видим возвышающуюся в центре композиции фигуру Иисуса Христа. Он держит в рука спеленутого младенца, символизирующего душу Девы Марии. В верхней части иконы ангелы и прилетевшие на облаках апостолы, а также архангел Михаил, возносящий на звездное небо душу Богоматери. Как и на византийских изображениях, лики апостолов на древней новгородской иконе утонченные. Однако фигуры учеников Иисуса Христа более плоские в отличие от присущей византийским мастерам относительной объемности форм.

Иконография Успения в византийском искусстве восходит к VI веку. В основе ее лежат апокрифические, то есть неканонические источники, а также поучения святых отцов церкви.

Изображение
Начало XIII в., Новгород.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


У изголовья и в ногах ложа Богоматери стоят оплакивающие ее кончину двенадцать апостолов. Петр взмахнул кадилом, Павел наклоняется к ногам Марии, Иоанн Богослов приник к ее ложу. Остальные жестами выражают скорбь. Ноги апостолов почти не касаются позема. Среди апостолов находятся три епископа-святителя. Иерофей с ручной кадильницей (кацеей) и Дионисий Ареопагит (с ораторским жестом левой руки) представлены слева. Справа помещен Иаков брат Божий. На скамейке перед ложем изображены красные туфли Богоматери. За ложем стоят две свечи. Посредине на золоте фона высится фигура Христа в фас. На левой руке, покрытой полой гиматия, он держит душу Богоматери — запеленутого младенца. С обеих сторон к Христу летят два архангела, готовые принять эту душу на покрытые одеждой руки.
В верхней части слева и справа представлены предводимые двумя поколенными ангелами двенадцать апостолов в рост, несущиеся в облаках, подобных раковинам с загнутыми краями. В свободных позах апостолов выражена стремительность полета: одежды их развеваются, края облаков как бы обдуваются ветром. Вверху посредине два архангела вносят душу Богоматери, сохраняющую то же положение, что и внизу, в темно-синий полукруг неба со звездами.
Колорит образуют светлые, разбеленные тона (голубые, розоватые, желтые) и различные оттенки коричневого, сочетаемые с плотным, сияющим золотом. Контур изображений широкий, темный. Вохрение жидкой охрой по оливковому санкирю. Внизу, в отличие от верхних изображений, апостолы представлены без нимбов. Позем темно-зеленый, фон золотой. Лузга черная, с золотым ромбическим орнаментом. У Луки, Филиппа, Андрея и Матфея в облаках — надписи греческие, у остальных — русские.


Далее

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...