пятница, 5 июня 2020 г.

Святой Синезий Киренский (Птолемаидский)

Память 23 мая/ 5 июня

Синезий,  будущий епископ Птолемаидский, родился между 370 и 375 гг. в городе  Кирене (Syn. Ep.4; 50; 94; 101; 103). Судя по всему, Синезий родился в  светской христианской се­мье и получил светское же воспитание; своими  родителями он не предназначался для церковной карьеры и сам не  чувствовал к ней призвания.


В  литературе, посвященной исследованию жизни и творчества Синезия, нет  единой точки зрения о дате его рождения. Исследователи XIX в. по-разному  определяют эту дату. Так, Ф. Краус полагал, что Синезий родился в  период между 370 и 370 гг.; Р.Х. Фолькман придерживался промежутка  365–370 гг.; Х. Дрюон останавливался на 370  г. Историки  двадцатого столетия А.Х.М. Джонс и Р. Мартиндейл придерживаются  промежуточной датировки 365–375 гг. В отечественной историографии  установилась дата, принятая К. Лакомбрадом — 370–375 гг.

Город,  в котором появился на свет Синезий, к моменту его рождения имел уже  тысячелетнюю историю: в IV в. Кирена являлась главным городом области  Киренаики на северном побережье Африки, в которую, помимо Кирены,  входили еще четыре города. По своему географическому положению Киренаика  располагала жителей к выращиванию олив, ведению торговли и  мореплаванию. Город Кирена по преданию, изложенному Геродотом в IV книге  его «Истории», был основан переселенцами-дорийцами с острова Феры  приблизительно в VII в. до н. э.

История  Кирены насчитывает череду войн с Египтом и Карфагеном, а около 540 г.  до н.э. на ее территории образовалось независимое государство, которое  около 460 г. получило демократическое устройство. К середине V в. до н.  э. относится расцвет философской школы киренаиков, основателем которой  стал философ Аристипп. Кирена была родиной философа Карнеада, поэта  Каллимаха, географа Эратосфена.

Семья,  к которой принадлежал Синезий, вела свою родословную от Гераклидов  через спартанского царя Еврисфена. Впоследствии Синезий очень гордился  своим происхождением, восходящим к  глубокой древности, и, видимо,  именно с этим обстоятельством связаны его взгляды на ситуацию в Римской  империи в конце IV – начале V вв., когда стали видны признаки  наступления новой эпохи. Безусловно, и происхождение, и дальнейшее  воспитание в традициях язычества, которое еще сохраняло некоторые  позиции в позднеримском обществе в качестве религии домашнего очага,  определило во многом отношение Синезия к окружающему его миру. Как  справедливо отмечает А.  Остроумов, «Синезий был воспитан в фамильном  аристократическом язычестве».

Круг  его чтения в тот период жизни, когда фор­мируется вкус и стиль,  несомненно составляли классические ав­торы, влияние которых в творчестве  Синезия транзитивно. Едва ли человек его круга посещал каких-либо  учителей: почти навер­няка можно сказать, что его первоначальное  образование было домашним. Отмечают выборочный характер его образования;  со многими авторами классической эпохи он знакомился по ан­тологиям и  комментариям: так, несмотря на очень хорошее зна­ние Гомера и Платона, с  Аристотелем он был знаком, скорее все­го, по комментарию Александра  Афродисийского. Среди новых авторов Синезий определенно выделял Плутарха  Херонейского, Элия Аристида, Флавия Филострата и, конечно же, Диона  Хризо­стома.

Есть  также основание считать, что в Кирене времен кон­ца IV в. сохранялись  очаги научного знания, существовали мест­ные физики и математики, что  позволило будущему епископу получить очень неплохое теоретическое и  прикладное образова­ние в этих областях, так что впоследствии он смог  без предвари­тельной подготовки влиться в школу Гипатии и усвоить там  но­вейшие открытия в сфере небесной механики. Позднее Синезий вспоминал  это время как счастливое и беззаботное, никоим об­разом не связанное ни с  какой рутиной, время открытого пости­жения мира, которое скорее  дополняло естественную для челове­ка его круга жизнь, состоявшую из  обучения присмотру за хозяй­ством и урожаем, охоты, скачек, стрельбы из  лука, а не противо­поставлялась ей и не уводила от нее.

Именно  связь с классической греко-римской религией через семейные традиции  также легла в основу мировоззрения будущего философа. Синезий получил  классическое домашнее образование, главными же его ценностями  признавались идеалы классической древности, представление о которой  можно было составить по литературным и философским произведениям Гомера,  Гесиода, Геродота, Эсхила, Еврипида, Аристотеля и многих других  авторов, чьи творения стали классикой уже в античности. Ориентация  Синезия в его сочинениях на классические образцы несомненна, кроме того,  образы, метафоры, а зачастую и целые цитаты в трудах Синезия  принадлежат авторам V–IV  вв. до н. э. Как сообщает сам Синезий в  трактате «Дион», его первоначальное образование состояло в чтении и  изучении произведений писателей классической древности, причем потом у  него развился талант не только к запоминанию прочитанного, но и к  самостоятельному творчеству. Хотя имя воспитателя Синезия неизвестно,  поэтому невозможно определить степень его влияния на ученика, но Синезий  имел доступ к обширной библиотеке отца. Таким образом, место рождения  Синезия, семья и образование заложили в нем основу для стремления к  продолжению образования.

Поскольку  в Кирене не нашлось достаточно образованных наставников, то Синезий  отправился в Александрию для обучения философии. Вероятно, Синезий  прибыл в Александрию после 391 г. Александрия, основанная в 332  г. до  н.э. Александром Великим, в IV в. представляла собой научный и  культурный центр всей Римской империи, где располагались философская  школа и знаменитая библиотека. Философской школой неоплатоников  руководила Ипатия, дочь математика и философа Феона. Несомненно,  обучение под ее руководством повлияло на становление философского  мировоззрения Синезия: вплоть до своего обращения к христианству в  начале V в. он являлся ярким представителем школы неоплатоников. По  словам Дж. Брегмана, Синезий соединил в себе всю античную культуру от ее  истоков до ее заката, и в этом случае он представляет собой  исключительное явление.

Исходя  из такого понимания личности Синезия, вполне оправданным выглядит его  обращение к философии неоплатонизма как завершающего течения в античной  философии. Знакомство с Ипатией оказало внимание на последующую жизнь  Синения — до своей смерти он переписывался с ней.

(Ипатия  была убита двумя годами позже смерти Сине­зия, в 415 г.), и судя по  тому, что на заре их знакомства Синезий, руководствуясь ее  математическими разработками, конструиру­ет планисферу, а в одном из  писем просит прислать ему гидро­скоп, — можно с уверенностью сказать,  что деятельность алек­сандрийского ученого кружка в тот момент была не в  послед­нюю очередь посвящена решению практических вопросов на­уки.  Впрочем, физика и метафизика в тот век были близки, так же как  астрономия и астрология, химия и алхимия, так что вто­рой момент, на  который здесь нужно обратить внимание, состоит в том, что  александрийский неоплатонизм того времени полно­стью отверг путь Ямвлиха  и сначала Пергамской, а затем Афин­ской школ, т. е. не признал теургии в  качестве метода богопоз­нания, продолжая традицию римского  неоплатонизма Плотина и Порфирия. Это тем более важно, что александрийцы  принимали троическое построение Порфирия, который трактовал  богослов­ские построения своего учителя не-субординационистским  спо­собом, признавая равночестность трех божественных ипостасей, что  делало его троический концепт прообразом оформившего­ся четверть века  спустя после его смерти никейского троического богословия, что, в свою  очередь, делало возможным единомыс­лие в рамках этой доктрины между  язычниками и христианами. Вполне понятно, что в эпоху, когда хранение  сочинений Порфи­рия было уголовным преступлением, лекции, посвященные  уче­нию о Первоначале, могли читаться в Александрийской школе только при  закрытых дверях, и нет никаких сомнений в том, что Синезий принадлежал к  тем, кто, когда эти двери закрывались, оказывался внутри.

Впечатления  от общения с Ипатией он передает, например, в письме 136: «Гомер, чтобы  восхвалить Улисса, говорит, что он многому научился во время его  долгого путешествия, многих людей города посетил и изучил их нравы; но  то были не граждане, а лестригоны и циклопы. Каким же образом возможно  воспеть наше путешествие, которое дало нам возможность убедиться в том,  что молва казалась нам невероятной?

Ибо  мы сами были очевидцами и слушателями истинного руководителя священных  таинств философии». (Ep. 136). Вероятно, обучение Синезия не  ограничивалось рамками философии, и  он изучал также математику и  астрономию.

После  завершения образования в Александрии Синезий совершил путешествие в   Афины, однако, точное время поездки неизвестно. Письмо 136 Синезий  написал из Афин, но уже после поездки в Александрию. (Ep. 136).

Причины,  побудившие совершить эту поездку, приводятся Синезием в его письме  брату (Ep. 54). В нем речь идет о снах, которые предвещают несчастья  Синезию, если он не совершит поездку в Афины. (Ep. 54), но можно  предположить, что не только такая неясная причина побудила Синезия  отправиться в  путь.

Несмотря  на упадок философских школ в IV в., Афины оставались городом со славной  историей и местом развития философской мысли V–IV вв. до н. э., и можно  предположить, что для Синезия, тяготевшего в своем творчестве к  классическим образцам, было необходимо побывать в этом городе. Однако в  письме 135 Синезий выражает явное разочарование Афинами. «Афины, которые  были некогда государством — жилищем мудрых, ныне славятся только  приготовлением меда». (Ep. 135).

Pages:  1 2 3 4

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...