четверг, 5 декабря 2019 г.

Святой благоверный Ярополк Изяславич, во Святом Крещении Петр, князь Владимиро-Волынский

Память 22 ноября/ 5 декабря
Святой  благоверный  князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын ве­ликого  князя  киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав  Мудрый был  великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого  Влади­мира.
Время   рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г.   князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в   50-х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава.   Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна,   сестра короля Казимира.


В  тяжелые времена жил благоверный князь  Ярополк, в годы усобиц между  братьями-князьями, детьми Ярослава Мудрого,  а также между ними и их  младшими родичами. Во время этих усобиц  великий князь Изяслав два раза  был принужден оста­вить Киев и скитаться  по чужим землям со всей семьей  своей. Благоверный князь Ярополк делил с  отцом своим его горе и  несчастье.
После  Ярослава осталось пять  сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод,  Вяче­слав и Игорь. Святой Ярополк  был сыном старшего из них — Изяслава  Ярославича (родившегося в 1024  г.). Три старших Ярославича померли  великими князьями киевскими, Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и  Игорь (сначала  владимиро-волынский, потом смоленский; + 1060 г.) — не  дождавшись  очереди побывать на великокняжеском столе. Еще ранее смерти  Ярослава  помер св. Вла­димир Ярославич (+ 1052 г.; память его 4/17  ноября),  оставив сына Рос­тислава, князя тмутараканского (отравлен ядом  в 1065  г.).
У благоверного князя Ярополка были два родных брата: Мстислав, (+  1068 г.) и Святополк (умер великим князем в 1113 г.).
Из  двоюродных  братьев его будут упо­минаться: Владимир Всеволодович  Мономах,  знаменитый князь (род. в 1053 г., был великим князем с 1114 г.  по 1125  г., или с 1113 г. по 1126 г.), Борис Вячеславич, князь  тмутараканский,  павший в битве в 1078 г., Олег Святославич, князь  черни­говский (+ 1115  г.), Давид Игоревич, князь владимиро-волынский  (после св. Ярополка, +  1112 г.).
Будут  упомянуты двоюродные племянники св. князя Ярополка, дети  Ростислава  Владимировича: Рюрик, князь перемышльский (+ 1092 г.),  Володарь (тоже  после него князь перемышльский) и Василько, князь  теребовльский (+ 1024  г.). Дальше по родству стоял удельный князь  полоцкий Всеслав  Брячиславич, внук Изяслава, сына св. Владимира (в 1066  г. он был  схвачен Изяславом и посажен в Киеве в темницу, + 1101 г.) и  сын его  Глеб, женатый на дочери князя Ярополка (+ 1118 г.).

При  жизни  св. Ярополка на Киевском столе сменилось немало князей: отец  его,  Изяслав Ярославич, первый раз — с 1054 г. по 1068 г., Всеслав   Брячи­сла­вич — с 1068 г. по 1069 г., Изяслав Ярославич во второй раз — с   1069 г. по 1073 г., Святослав Ярославич — с 1073 г. по 1076 г.,   Всеволод Ярославич — первый раз с 1075 г. по 1076 г. (шесть месяцев),   Изяслав Ярославич третий раз — с 1076 г. по 1078 г., Всеволод Ярославич   во второй раз — с 1078 г. по 1093 г.
Первый  раз Изяслав был изгнан из  Киева 15 сентября 1068 года, после поражения  от половцев, возмутившихся  против него народом, который про­возгласил  своим князем Всеслава  полоцкого, сидевшего тогда в киевской тюрь­ме.  Изяслав бежал в Польшу,  оставив свое имущество на разграбление  киевлянам, а через семь месяцев  (весной 1069 года) с по­мощью поляков  он снова занял Киев. В наказание  за обиду Изяслав изгнал Всеслава из  Полоцка и посадил туда сына своего  Мстислава, а когда Мстислав умер —  другого сына, Святополка. Но храбрый и  предприимчивый Всеслав вскоре  набрал большую и сильную рать, ограбил  Новгород и, разумеется, выгнал  Святополка Изяславича из По­лоцка. Против  Всеслава, по приказанию отца,  пошел с войском благовер­ный князь  Ярополк. Они встретились у  Голотичска, и Ярополк разбил Всеслава (в 1071  г.). Од­нако побежденный  Всеслав удержался на Полоцком столе и  при­мирился с великим князем.
Скоро  открылась вражда между брать­ями  Ярославичами. Великий князь один  теперь вел войну с полоцким кня­зем —  братья ему не помогали; один он  заключал с ним и мир. Но это по­казалось  подозрительным. Братья стали  думать, что Изяслав сносится с Всеславом  «на лихо» им и потому против  него вос­стали: Святослав черниговский и  Всеволод переяславский по­шли  на вели­кого князя войной. Изя­слав должен  был второй раз бежать из  Киева в марте 1073 года, оставивши  великокняжеский престол Святославу.

С имуществом и семьей Изяслав выехал снова в Польшу. Изгнание его про­должалось на этот раз более трех лет.
Печаль   и горе изгнания разделял с отцом и верный сын его Ярополк. У польского   короля Болеслава Смелого (Болеслав II, Смелый, сын Казимира I, правил   Польшей с 1058 по 1082 гг.) Изяслав просил помощи против   братьев-обидчиков. Но польский ко­роль воевал тогда с Чехией и не мог   оказать ему помощи. Этого мало. Король со своими вельможами захватил   часть имения Изяслава и указал ему путь.
Тогда изгнанник поехал  просить помощи к германскому императору Генриху  IV (был императором с  1050 по 1106 гг.) и принес ему богатые дары.  Император не отказался быть  его защитником и даже послал в Киев своего  чиновника, требуя под  угрозой войны, чтобы русские князья возвратили  Изяславу законную власть.  Но и император не мог оказать  изгнаннику-князю никакой сущест­венной  поддержки, ограничился лишь  пустыми угрозами Святославу.
Вероятно,   одновременно с обращением к императору, а может быть и вскоре после   того, не дождавшись императорской помощи, Изяслав обращался к папе   Римскому, знаменитому Григорию (Григорий VII Гильдебрандт, был римским   папой с 1073 по 1085 гг.) и посылал к нему одного из своих сыновей. Сын   Изя­слава молился в святых местах Рима. Благосклонно принятый папой,   русский князь просил его помощи и, если верить словам папского послания,   смиренно молил, чтобы папа властью святого Петра утвердил его на   княжении, даже буд­то дал присягу быть верным Римскому престолу, то есть   признал и мирскую и духовную власть папы над Русью (едва ли можно   решительно отрицать это грустное происшествие — обращение русского   великого князя к Римскому па­пе и готовность признать власть последнего   над государством и даже над Церковью Русской. Но оно бросает тень на   великого кн. Изяслава, а не на сына его, ко­то­рый явился лишь послом от   своего отца и делал то, что ему было поручено. Притом же неизвестно,   который из двух сыновей Изяслава был у Римского первосвященника —   Ярополк или Святополк (Мстислав Изяславич умер ранее). Наконец, из этого   обращения к папе ничего не вышло для распространения его власти над   Русью: Русь осталась православной и вовсе независимой от Рима).
Сверх   того, князь жаловался папе на хищничество польского короля,   испо­ведовавшего римскую веру, и почтительно просил, чтобы папа своей   духовной властью побудил короля Болеслава возвратить Изяславу   ограбленные у него сокровища. Папа исполнил последнюю просьбу и в   послании своем к королю заклинал его именем Божиим возвратить русскому   князю похищенное имение.
Но  вмешательство папы в русские дела не  принесло изгнан­ному князю  поль­зы, хотя польский король и решил  помогать ему. Более года Изяслав  дол­жен был оставаться за границами  родной земли и вернул себе Киевский  стол в силу договора с братом.
Pages:  1 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...