воскресенье, 10 февраля 2019 г.

Свѣдѣнія о преподобномъ Исаакѣ Сиринѣ и его писаніяхъ


Преподобный Исаак Сирин
Преподобный Исаак Сирин
Россия, Москва, конец XV в., миниатюра из Постнических слов Исаака Сирина.
Цѣлую тысячу лѣтъ по смерти преп. Исаака Сирина, именно-съ начала VIII в. до начала XVIII-го, въ Европѣ ничего не знали о немъ, кромѣ его имени и сочиненій. Ученые строили догадки о личности его.




Одни принимали нашего автора за одно лицо съ Исаакомъ, пресвитеромъ Антіохійскимъ, извѣстнымъ полемистомъ и стихотворцемъ V в.; другіе ученые считали его за одно ліцо съ Исаакомъ, спасавшимся въ Италіи около города Сполеты, о которомъ говоритъ св. Григорій Двоесловъ въ 3-й книгѣ своихъ „Діалоговъ«1. Греческія же и славянскія рукописи съ сочиненіями преп. Исаака сообщали, что онъ был „епископомъ Ниневійскимъ и отшельникомъ».
Такъ дѣло обстояло до 1719 года.
Въ 1719 году въ Римѣ вышелъ въ свѣтъ первый томъ „Bibliothecae orientalis clementino-vaticanae: de scriptoribus syris orthodoxis", Ios. S. Assemani Suri Maronitae.
Здѣсь, на стр. 444-445, помѣщено составленное анонимнымъ авторомъ арабское жизнеописаніе преп. Исаака. Это жизнеописаніе, не говоря точно о времени жизни и смерти преподобнаго, ни о мѣстѣ его рожденія и кончины, даетъ, однако довольно много интересныхъ свѣдѣній о его жизни.
Труды:
Слова подвижническія. Слово 1. Объ отреченіи отъ міра и о житіи монашескомъ.
Слова подвижническія. Слово 2. О Благодарности Богу, съ присовокупленіемъ краткого изложенія первоначальніхъ ученій
Слова подвижническія. Слово 3. О томъ, что душа до познанія Божіей премудрости и Божіихъ тварей доходитъ безъ труда, если безмолствуетъ вдали отъ міра и житейскихъ  попеченій; ибо тогда можете позначать естество свое и тѣ сокровища,  какія имѣетъ сокрытыми внутр. себя.
Слово 4. О душе, о страстях и о чистоте ума, в вопросах и ответах
По этому жизнеописанію преп. Исаакъ вмѣстѣ со своимъ роднымъ братомъ поступилъ въ монастырь Мар-Матѳея2.
Когда братья стали выдаваться изъ среды другихъ своею ученостію и подвижничествомъ, брату св. Исаака было предоставлено начальствованіе надъ монастыремъ и управленіе монахами А св. Исаакъ „по исполненіи монашескаго порядка", т. е. пройдя вполнѣ искусъ общежитія, удалился въ отшельническую келлію, находившуюся неподалеку отъ монастыря, гдѣ всецѣло отдался безмолвію и уединенію, отлучивши себя отъ человѣческаго общества. И хотя братъ настаивалъ въ частыхъ письмахъ къ нему, чтобы онъ вернулся въ монастырь, однако преподобный оставался непоколебимъ въ своемъ намѣреніи3 . Когда же слава о его учености и святости жизни распространилась повсюду, онъ былъ возведенъ на епископскій престолъ великаго города Ниневіи. Но, увидя грубые нравы жителей этого города и чувствуя себя не въ силахъ исправить ихъ4 и въ то же время тоскуя по тишинѣ и миру отшельнической келліи, онъ отказался отъ епископства и удалился „въ святую скитскую пустыню", гдѣ и жилъ до самой смерти, достигнувъ высочайшаго совершенства въ богоугодной жизни. Жилъ этотъ святой въ началѣ седьмой тысячи лѣтъ отъ сотворенія міра.
Вотъ что узнала о св. Исаакѣ Европа съ 1719 г, и только это она и знала о немъ и до 1890 г., когда французскій ученый сиріологъ аббатъ Chabot открылъ и опубликовалъ твореніе сирскаго историка VIII в. Іезудены, еп Басры5 .
Въ сочинсніи Іезудены „de castitate" (de la Ghastete), куда авторъ по словамъ сирскаго писателя Ebed-Iesm», «со6ралъ исторіи всѣхъ святыхъ и основателей (монастырей)», говорится, между прочнмъ, и о св. «Мар-Исаакѣ, епіскопѣ Ниневін, который отказался отъ епископства и написалъ книги о монашеской жизни».
Вотъ что Іезудена разсказываетъ объ этомъ Исаакѣ:
Онъ былъ поставленъ въ епископы Ниневіи патріархомъ Георгомъ въ монастырѣ Беѳ-Абэ. Послѣ управленія своего въ теченіе пяти мѣсяцевъ Ниневійскимъ діоцезомъ, въ качествѣ преемника епископа Моисея, онъ отказался (отъ епископства) по причинамъ, Богъ знаетъ какимъ, и удалился жить на гору... Мату (Matout), которая окружаетъ мѣстность Беѳ-Гузайа (Beit-Houzayé), и жилъ въ уединеніи вмѣстѣ съ отшельниками, находившимися тамъ. Потомъ онъ ушелъ въ монастырь Раббанъ-Шабуръ. Онъ весьма прилежно изучалъ Священныя книги, до такой степени, что потерялъ зрѣніе вслѣдствіе пылкости въ чтеніи и своего поста6. Исаакъ былъ достаточно свѣдущъ въ знаніи Божественныхъ тайнъ: онъ составилъ труды о духовной жизни монаховъ.
Исаакъ покинулъ свою временную жизнь въ глубокой старости и сложилъ свое тѣло въ монастырѣ Шабуръ. Онъ былъ изъ Беѳ-Катарайа (Beit-Katarayé)».
Безъ сомнѣнія, Іезудена говоритъ о томъ же св. Исаакѣ Сиринѣ, о которомъ говоритъ и анонимный авторъ у Ассемана, потому что странно было бы думать, что могли быть два Исаака, оба — епископы Ниневіи, которые по краткомъ времени отказалисъ отъ престола и т. д. Но въ то же время эти свидѣтельства о св. Исаакѣ противорѣчатъ другъ другу въ нѣкоторыхъ своихъ пунктахъ, и даже весьма рѣзко. Сдѣлаемъ сравненіе ихъ.
Іезудена дополняетъ Ассемановскій разсказъ указаніемъ родины и времени жизни св. Исаака. «Онъ былъ, — говоритъ Іезудена, — изъ Беѳ-Катарайа». Беѳ-Катарайа, по словамъ Bedjan’a, находится на берегу Персидскаго залива, «по сю сторону Индіи»7. Далѣе, Іезудена говоритъ, что св. Исаакъ былъ поставленъ въ епископы Ниневіи патріархомъ Георгомъ въ преемники Моисею, а патріархъ Георгъ и епископъ Ниневіи Моисей жили во 2-ой половинѣ VII в.8. Значитъ, и св. Исаакъ жилъ во 2-ой половинѣ VII в., а умеръ, вѣроятнѣе всего, въ первой половинѣ ѴIII-го.
О монастырѣ Мар-Матѳея Іезудена ничего не говоритъ.
О епископствѣ и отказѣ отъ него оба автора говорятъ одинаково, но, пo Ассеману, св. Исаакъ удалился послѣ сего въ «святую скитскую пустыню», подъ которой естественнѣе всего разумѣть Египетскую, извѣстную подъ такимъ названіемъ, а Іезудена говоритъ, что св. Исаакъ удалился жить на гору Мату, окружающую мѣстность Беѳ-Гузайа (современный Хузистанъ), которая лежитъ выше сѣвернаго берега Персидскаго залива.
Гдѣ находился монастырь Раббанъ-Шабуръ, куда, по словамъ Іезудены, удалился подъ конецъ жизни св. Исаакъ, неизвѣстно. Въ «studia syriaca» Rahmani9 есть свидѣтельство, что св. «Исаакъ былъ монахомъ и учителемъ на своей родинѣ». Но трудно рѣшить, относится ли это свидѣтельство ко времени жизни св. Исаака до его епископства, или — ко времени его жизни послѣ епископства10...
Вотъ все, что можно сказать о св. Исаакѣ. Можетъ быть, въ недалекомъ будущемъ, ученые, усердно занимающіеся теперь открытіемъ и изученіемъ сирской христіанской литературы, и откроютъ что-нибудь, чтó дополнитъ или поправитъ сказаніе Іезудены, но пока ничего больше о св. Исаакѣ мы не знаемъ. Въ VI-VII вв. въ Сиріи замѣтно было «значительное увлеченіе аскетическимъ идеаломъ жизни древней Церкви» или начальнаго монашества11. Это увлеченіе отразилось и въ сирской литературѣ; поэтому въ Сиріи появилось за это время довольно много аскетическихъ сочиненій12. Первое мѣсто среди нихъ принадлежитъ, безспорно, сочиненіямъ св. Исаака. И теперь даже, когда прошло цѣлыхъ 12 вѣковъ со времени ихъ написанія, эти сочиненія полны свѣжаго интереса, замѣчательно оригинальны и глубоко поучительны. Св. Исаакъ — великій психологъ и философъ, чтó видно, напримѣръ, хотя бы изъ одного его ученія о вѣдѣніи и вѣрѣ. Онъ — удивительный знатокъ Священнаго Писанія, Новаго и Ветхаго Завѣта, и обширной аскетической литературы, греческой и, по всей вѣроятности, своей родной, сирской13. Онъ, наконецъ, — мудрый и опытный наставникъ и руководитель въ христіанской духовной жизни: «Долгое время искушаемый въ десныхъ и шуихъ, — пишетъ самъ св. Исаакъ, — многократно извѣдавъ себя сими двумя способами14, пріявъ на себя безчисленные удары противника и сподобившись втайнѣ великихъ вспоможеній, въ продолженіе многихъ лѣтъ снискалъ я опытность и по благодати Божіей опытно дозналъ слѣдующее»15, чтó и предлагаетъ «для возбужденія и просвѣщенія душъ» своихъ читателей16 .
Св. Исаакъ былъ, повидимому, однимъ изъ плодовитѣйшихъ писателей. По свидѣтельству сирскаго писателя начала XIV в. Ebed-Iesu, «св. Исаакъ Ниневійскій составилъ семь томовъ о водительствѣ духа, о Божественныхъ тайнахъ, о cудахъ и о благочиніи (politia)»17. Даніилъ Тубанита, еп. Беѳ-Гармэ, по свидѣтельству того же Ebed-Iesu, «написалъ разрѣшеніе вопросовъ божественнаго пятаго тома св. Исаака Ниневійскаго»18. Что это за «томы», о которыхъ говоритъ Ebed-Iesu, неизвѣстно, и, повидимому, они не всѣ до насъ дошли. Въ 1909 году въ первый разъ вышелъ въ свѣтъ печатный сирскій текстъ сочиненій св. Исаака подъ заглавіемъ: «Mar Isaacus Ninivita de perfectione religiosa, quam edidit P. Bedjan». Здѣсь, судя по заглавію, помѣщено 107 словъ, или главъ, но издатель говоритъ, что это только «первая часть сочиненія св. Исаака»19, что онъ могъ бы издать и 2-ой и 3-ій томы этого сочиненія, если-бы только могъ свѣрить имѣющіеся у него манускрипты съ другими параллельными20. И издатель очень жалѣетъ, что не можетъ этого сдѣлать и издать эти новые томы, жалѣетъ потому, что тамъ «много прекрасныхъ страницъ».
Страницы: 1 2 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...