пятница, 6 декабря 2019 г.

Святитель Григорий, епископ Акрагантийский

Память 23 ноября/ 6 декабря
Святой Григорий родился на острове Сицилии1 в селении Претории, близ города Акраганта2  от благочестивых и добродетельных родителей — Харитона и Феодотии.  Родители его были люди весьма богатые и щедро благотворили из своего  имущества всем нуждающимся.
При крещении младенца Григория восприемником его от купели был  блаженный Патамион, епископ Акрагантийский. На восьмом году от рождения  Григорий отдан был для научения книгам одному искусному учителю, по  имени Дамиану, и в два года прекрасно обучился читать, писать и петь  церковные песнопения. На двенадцатом же году он был поставлен епископом  Патамионом в клирики и поручен архидиакону3 Донату, который  должен был руководить его в духовных подвигах и добродетельной жизни.  Отрок упражнялся в молитве и целые дни и ночи проводил за чтением  Священного Писания и житий святых отцов; отсюда в нем всё более  разгоралось желание пойти по стопам тех, о ком он читал.
Когда ему исполнилось 22 года, он вознамерился идти в Иерусалим  поклониться святым местам; и он начал горячо молиться Богу, чтобы Он  благоустроил путь его. Однажды ночью, когда он спал в доме архидиакона  около его постели, кто-то вдруг позвал его:
— Григорий!
Он отвечал: «Я здесь», и, вставши, спросил архидиакона:
— Зачем ты звал меня, господин мой?
— Я не звал тебя, чадо, — отвечал архидиакон.
И Григорий пошел, опять лег и уснул. Но тот же голос во второй раз  позвал его, и он опять подошел к архидиакону, спрашивая, зачем тот звал  его и опять архидиакон отвечал ему, что он никого не звал; но на этот  раз архидиакон, поняв, что Григория зовет Сам Бог, затрепетал от страха и  сказал отроку:
— Если еще раз позовет тебя тот же голос, то ты ответь ему: «Что, Господи? Что велишь рабу Твоему»?
Когда Григорий, ушедши от архидиакона, лёг опять на свою постель,  голос в третий раз назвал его по имени. Зовущий же был Ангел Господень.  Григорий отозвался, как был научен, и Ангел сказал ему:
— Молитва твоя услышана: ступай на морской берег и там найдешь ты людей, которые возьмут тебя с собою к святым местам.
Григорий тотчас встал и, ничего никому не сказавши, ранним утром  отправился к морю и, пришедши к берегу, нашел там корабль и спросил  корабельщиков, куда они плывут. Они отвечали, что — в Карфаген4, и он упросил их взять его с тобою. Все взошли на корабль и чрез три дня благополучно приплыли к Карфагену.
В Карфагене Григорий пробыл несколько дней, при чем часто ходил в  церковь святого мученика Иулиана. Когда однажды он находился в этой  церкви и занимался чтением Св. Писания, вошли три черноризца,  благообразные видом, и начали молиться. По окончании молитвы, один из  них сел, а два остальные стали около него. Григорий, увидев их,  поклонился им. Инок, который сидел, взглянув на Григория, сказал:
— Что делаешь ты здесь, раб Божий Григорий, избравший благую часть, которая не отнимется у тебя, по слову Господню? (Лк.10:42).
Услышав свое имя, Григорий пришел в ужас и, поклонившись старцу в землю, сказал:
— Прости меня, отче и помолись за меня грешного и нерадивого.
Старец отвечал:
— О, если бы я имел твои грехи, сын мой5! Знай, — прибавил  он, — что милосердый Бог открыл нам о тебе всё и возрадуйся, ибо Он  послал нас взять тебя и проводить до святых мест, как ты желаешь, — мы и  сами идем туда же.
Тогда Григорий, в умилении, воскликнул:
— Благословен Бог, устрояющий всё ко благу нашему!
Затем все четверо отправились в путь. Дорогою старец, испытывая Григория, однажды спросил его:
— Чадо Григорий! Не скучаешь ли ты по своих родителях?
— Господь наш сказал, — отвечал Григорий: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня»  (Мф.10:37). Но всё-таки, отче, будем молиться Богу, чтобы он и  родителям моим (утратившим меня) подал благоутешение, и меня, грешного,  сохранил бы от вражеских сетей.
После многодневного пути они приблизились к святому граду и зашли в  один монастырь, встретившийся по дороге. Между тем наступил пост св.  Четыредесятницы, и потому они не пошли дальше, а остались в том же  монастыре до Страстной седмицы. Здесь Григорий увидел строгий пост  иноков и их бодрствование: многие из них не принимали пищи и не спали  всю седмицу. Здесь он увидел людей, живущих подобно ангелам и  беспрестанно славящих Бога, как славят Его на небесах; увидел иноков,  проливающих слёзы потоками и весь день и ночь стоящих на молитве, увидел  и другие их труды и неимоверные подвиги, и пришел в ужас и бил себя в  грудь, восклицая:
— Горе мне! Что же такое — я? Что делать мне, нерадивому, ленивому? Как могу в день суда стать на ряду со святыми?!
Но, не желая, однако, совершенно погрузиться в бездну отчаяния, говорил себе:
— Если, как говорит Давид, близ «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19), то Он может спасти и меня, как спас пришедших в одиннадцатый час6 и не сделавших ничего достойного награды.
Иноки, видя его опечаленное лицо, утешали его, думая, что он тоскует по своей стороне и родителях.
— Не жалей, чадо, — говорили они ему, — о том, что ты зашел с нами  так далеко: мы надеемся, что, при помощи Божией, ты опять возвратишься  на свою сторону и увидишь родителей своих живыми.
— У Бога, — отвечал он, — нет чужой страны: всё принадлежит Ему и  всюду Он проникает Своим всевидящим оком. И я не тужу о том, что зашел  сюда и не тоскую я о своих родителях, а напротив, радуюсь, что, оставив  отца и мать, нашел Бога, заботящегося обо мне. Нет, другая печаль лежит у  меня на сердце. Умоляю вас, святые отцы, помолиться о мне, смиренном,  Господу.
После этого ответа черноризцы умолкли.
Когда настал праздник Воскресения Христова, путники отправились в  Иерусалим и, поклонившись святым местам, пришли за благословением к  патриарху — святому Макарию7. Увидев их, патриарх сказал:
— Радуйся о Господе, авва Марк! Откуда привёл ты к нам этого богоугодного юношу Григория.
— Не мы его привели, владыка, — отвечал Марк, — а хотящий всем спастись Господь и твои святые молитвы.
Григорий изумился, что патриарх называет по имени и его, и старца, и  обрадовался, что узнал имя старца; до сих же пор, находившись с ними  столько времени, он не знал, как зовут — ни старца, ни двух других  спутников, а спросить их, откуда они и как их имена, не смел, — до такой  степени он был молчалив и нелюбопытен.
Затем патриарх воззрел на двух других иноков и сказал:
— Хорошо, что вы пришли, Серапион и отец Леонтий. Я благодарю Бога,  даровавшего вам силы придти сюда и привести с собою этого отрока,  пламенеющего духом, служащего Господу, утешающегося надеждою,  постоянного в молитве, как открыл мне о нем Господь.
Сказав это, патриарх отправился в храм служить Божественную литургию,  и все путники приобщились Пречистых Таин. А на утро авва Марк с двумя  братиями, взяв благословение у патриарха, пошел посетить братию, живущую  кругом Сионской горы. Григорий не знал, что они уходят и, оставшись,  очень горевал, что отстал от них. Но патриарх, в утешение ему, сказал,  что отцы не уйдут в свою страну, не возвратившись сначала в монастырь.
Тогда Григорий, поклонившись патриарху, осмелился спросить его,  откуда явились эти три великие мужа. Патриарх отвечал, что они — из  Рима. Когда же черноризцы возвратились в Иерусалим, авва Марк, взяв  Григория за руку и, наклонив его к ногам патриарха, сказал:
— Святый отец! И этот — из стада Христова: он приметь власть в Церкви  и, как веслом, направит ее духовным учением ко благу. А ты, отче,  позаботься о нем, дабы он сохранил во всей чистоте свое душевное  совершенство и не осквернился греховными помышлениями, свойственными  юности.
— Бог избрал его Себе, — отвечал патриарх, — от чрева матери и оградил его страхом Своим: Он же и сохранит его до конца.
Потом, подняв Григория и заметив, что он плачет, патриарх сказал ему:
— Если тебе, дитя мое, нравится здесь, оставайся с нами, — и Господь  наш Иисус Христос всё устроит тебе на пользу; если же хочешь идти с  ними, то иди с миром.
— Нет, святейший отец, — отвечал Григорий, — я не хочу уходить  отсюда, но только молю Бога сподобить меня еще раз в этой жизни  увидаться с этими святыми отцами.
Таким образом иноки, испросив у патриарха на дорогу благословения и  молитвы, ушли из святого града, а Григорий остался в Иерусалиме при  патриархе Макарии.
По пути в Рим авве Марку с Серапионом и Леонтием пришлось плыть мимо  Акраганта. Они остановились здесь, приветствовали епископа Патамиона и  прожили некоторое время в епископском доме, так как наступил праздник  святых Апостолов Петра и Павла8. После праздника, когда они  уже собирались уезжать и просили у епископа напутственного  благословения, к Патамиону пришли из своего селения родители Григория  Харитон и Феодотия, чтобы совершить в первый день месяца июля память по  своем сыне, так как в этот именно день Григорий покинул родину. Феодотия  горько плакала по сыне, и никто не мог ее утешить. Авва Марк спросил  епископа:
— О чем, отче, так плачут эти люди?
Епископ, вздохнув, прослезился и ответил:
— У них был единственный сын, которого я принял от святой купели.  Когда ему минуло восемь лет, родители привели его ко мне, а я велел  учить его грамоте; и Бог дал ему такие способности, что в два года он  научился прекрасно читать, писать и петь в церкви. По двенадцатому году  родители посвятили его моими грешными руками Богу, и я поставил его в  клирики и поручил своему архидиакону, чтобы последний наставил его на  путь заповедей Господних; и отрок сделался настолько сведущим в  Священном Писании, что подобного ему и до сих пор не сыщешь во всей  Сицилии. И вот мы не знаем, что с ним случилось, куда он ушел? Он  внезапно пропал без вести; и долго искали мы его по всему острову в  городах и селениях, в горах, пещерах и пустынях, но не могли найти, и не  знаем, убил ли его кто-нибудь и зарыл в землю, или же он похищен и  уведен на чужую сторону. А теперь всем нам жалко его до крайности,  родители же его уже начали совершать поминовение о нем в тот день, когда  он исчез.
Между тем авва Марк, вглядевшись в лицо Харитона, догадался, что  это — отец Григория, — так как Григорий во всем очень походил на отца, —  и сказал плачущим родителям:
— Зачем вы скорбите так безмерно о вашем сыне? Вам, напротив, должно  радоваться и благодарить Бога, устрояющего всё на пользу рабам Своим.
И, обратившись к епископу, прибавил:
— Прикажи придти сюда твоему архидиакону.
Епископ тотчас же велел позвать архидиакона, и, когда тот явился, Марк обратился к нему с вопросом:
— Скажи нам, куда скрылся вверенный тебе отрок и почему ты не  откроешь своему господину, епископу, величия Божия, явленного на отроке?
Пораженный этими словами, архидиакон поклонился старцу и просил прощения, а потом начал свой рассказ:
— Когда я спал однажды ночью в своей келлии и отрок почивал недалеко  от меня, кто-то неожиданно позвал его: «Григорий»! Он, вставши, пришел  ко мне и спросил, зачем я его звал. Я ответил ему, что не звал его.  Когда он лёг, голос во второй раз позвал его, и он опять пришел ко мне и  сказал: «вот я, зачем ты звал меня»? Тогда я понял, что зов этот не  человеческий, а от Бога, и научил его, если голос еще позовет его,  отвечать: «вот я, Господи: что велишь рабу твоему». Он ушел на свою  постель, и я услышал голос, который опять говорил ему: «Григорий!  Молитва твоя услышана: ступай на морской берег, и ты найдешь там людей,  которые возьмут тебя с собою». Но я, хотя и сам слышал этот голос,  однако не уразумел хорошенько, о чем он говорил, и сейчас же уснул, а на  утро, вставши, уже не нашел Григория, и с тех пор поныне он не найден;  рассказать же о слышанном мною голосе я никому не посмел, потому что  боялся, как бы не сказали, что я лгу, и, не дав веры моим словам, не  стали бы говорить, что я сам убил отрока или продал его в чужую землю.
Выслушав архидиакона, епископ и родители утешились в своей печали и возблагодарили Бога, а блаженный авва Марк сказал:
— Вот, как читаем в книге Царств о Самуиле (1Цар.3:3-8), так же было в  наши дни и с Григорием: как отрока Самуила, спящего в скинии, Ангел  Господень три раза звал: «Самуил, Самуил»! — так удостоился подобного же  зова и блаженный отрок Григорий. Воистину он будет равен пророку  Самуилу! Теперь послушайте, что я скажу вам о вашем отроке: Когда я был в  Риме, то пошел однажды вместе с братиями моими на молитву в храм святых  Апостолов Петра и Павла. При наступлении же ночи, мы заночевали у  одного инока, и в эту ночь явились мне в видении два светлые мужа,  похожие на Апостолов и сказали: — «Встань скорее вместе с Серапионом и  Леонтием, сядьте на корабль и плывите в Карфаген: там вы найдете одного  странника с острова Сицилии, по имени Григория, из церкви  Акрагантийской; возьмите его с собою и проводите в святой град Иерусалим  к патриарху Макарию; мы уже поведали и патриарху об этом отроке и  велели принять его, так как на нем почивает дух наш, как дух Илии на  Елисее». — Сказав это, явившиеся мне стали невидимы. Пробудившись, я  вместе с братиями Серапионом и Леонтием пошел на пристань, где, по  устроению Божию, нашел корабль, готовый к отплытию в Карфаген. Мы сели  на него и вскоре прибыли туда. Сошедши с корабля, мы вошли в церковь  святого мученика Иулиана и здесь нашли Григория читающим книги. Мы взяли  его с собою, отправились в Иерусалим и там оставили его у патриарха.
Все слушатели аввы были чрезвычайно удивлены его словами и  благодарили Бога, а Харитон и Феодотия от душевного волнения упали на  землю в обмороке, но Марк поднял их и сказал:
— Воздайте славу Богу за то, что сын ваш жив и проводит добродетельную жизнь.
И прекратившие свои сетования Харитон и Феодотия вместе с епископом и  всеми бывшими вознесли благодарение Богу, а также благодарили и авву  Марка за его заботы о Григории и более уже не предавались печали.
Между тем святой Григорий жил в Иерусалиме при святейшем патриархе  Макарии и был поставлен им в диакона. Чрез несколько времени он стал  просить патриарха отпустить его на Елеонскую гору9 для  посещения живших там отцов, и, получив разрешение, провел целый год,  посещая доблестных подвижников и получая от них всякую духовную пользу.  Потом он задумал отправиться во внутреннюю пустыню10, открыл свое намерение отцам и просил их молитв. Они же, помолившись о нем, отпустили его, говоря:
— Ступай, чадо, с миром: вера и любовь, которую ты имеешь ко Христу, спасут тебя.
Спустившись с горы Елеонской, Григорий углубился в пустыню и чрез три  дня, по усмотрению Божию, нашел одного черноризца, молившегося в 6-й  час дня. Уразумев духом, что юный Григорий ищет спасения, черноризец  подозвал его к себе и спросил:
— Куда ты идешь, чадо?
— Куда поведет по этой пустыне Христос, — отвечал Григорий.
— Пойдем со мной, — сказал инок.
Pages:  1 2 3 4

Снайпер-стресс или снайпер-паника

Позиционное  противостояние, усиление контроля со стороны ОБСЕ очередной раз привело  к изменению военной тактики в Донбассе, которая выражается в новых  витках войны малых групп и снайперской войны. Последний раз такое было в  сентябре, когда, по признанию пресс-штаба ООС, потери ВСУ и Нацгвардии  были связаны с работой снайперов и антиснайперских групп ополчения.  Тогда на мариупольском направлении и Светлодарской дуге потери несла  36-я бригада морской пехоты, полк «Азов», 15-я бригада Нацгвардии. После  выполнения задания был ликвидирован Максим Кондратюк – снайпер 8-го  отдельного полка спецназначения и Михаил Цимбалистый – майор 74-го  отдельного разведбата ВСУ. В сентябре в ВСУ глубоко засел вирус страха  перед снайперами, а военный аналитик Михаил Жирохов даже назвал это  явление «снайперским террором».
Читать дальше... )

Нина Русланова: «Це був такый суржик! Гоголевский... Ничего, переучилась»

Вы  правильно догадались, легендарная фамилия этой популярной киноактрисы  взята от великой русской певицы Лидии Андреевны Руслановой. Однако они  не родственницы, фамилию маленькой Нине дала женщина-инспектор, когда  увидела на детдомовской сцене звонкоголосую девчушку. «Фамилия не моя,  имя не моё, день рождения не мой, а мне очень любопытно узнать, кто я», –  призналась однажды Нина Ивановна Русланова, сменившая в детстве пять  детдомов и всю жизнь пытавшаяся узнать тайну своего рождения и найти  кого-то из родственников.
Читать дальше... )

Экспертиза шпрот: ГОСТ не указ

Шпроты — один из самых популярных видов рыбных консервов. Производители играют на чувстве ностальгии и в один голос заявляют о высоком качестве своей продукции. Так ли это на самом деле?
Читать дальше... )

О том, откуда у математика ноги растут

Моя статья будет полезна родителям учеников начальной школы, а так же тем, кто хочет разобраться с делением.
Читать дальше... )

четверг, 5 декабря 2019 г.

Шесть лет без мира на Донбассе. Дебаты о причинах и виновных


«Новости Донбасса» продолжают обзор мнений на тему того, как может быть достигнут мир на востоке Украины. В эфире UKRLIFE.TV  дискутировали глава Української народної ради Донеччини та Луганщини  Станислав Федорчук и глава аналитического центра «Донбасский институт  региональной политики» Энрике Менендес.
Главные тезисы:
О мирном плане Зеленского
С. Федорчук:
Мы видели, что с самого начала избирательной кампании Владимир  Зеленский сделал тему мира одной из центральных тем своего будущего, о  котором он заявил публично. И он декларировал, что у него есть формула  мира. И я считаю, что во многом его успех, электоральный в том числе,  был связан именно с этой темой.
Что оказалось в итоге, когда он  стал полноценным президентом, сформировал Совет национальной  безопасности и, наконец, начал сейчас набирать советников по вопросам  Донетчины и Луганщины, по вопросам оккупированных территорий? Оказалось,  что никакого нового подхода у него, к сожалению, нет. Есть, несомненно,  желание в быстрый способ продемонстрировать наличие каких-то конкретных  преимуществ, которых на самом деле нет.
Читать дальше... )

Преподобная Параскева (Матиешина)

Преподобноисповедница монахиня Параскева (в миру Параскева   Преподобноисповедница Параскева родилась 28 октября 1888 года в селе  Песчаное Каменец-Подольского уезда Подольской губернии в крестьянской  семье Федора и Матроны Матиешиных. Семья была религиозной, благочестивой  и патриархальной. «По вечерам мы не знали другого времяпрепровождения,  как чтение Священного Писания или житий святых, и не представляли, что  может быть иначе», — вспоминала матушка. Еще в младенческом возрасте она  пережила первое значительное событие духовной жизни. Ей было три года,  когда ее стали приучать к посту. Сначала девочка не хотела поверить, что  Великим постом нужно отказаться от любимого молока, просила его,  капризничала.

Святой благоверный Ярополк Изяславич, во Святом Крещении Петр, князь Владимиро-Волынский

Память 22 ноября/ 5 декабря
Святой  благоверный  князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын ве­ликого  князя  киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав  Мудрый был  великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого  Влади­мира.
Время   рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г.   князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в   50-х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава.   Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна,   сестра короля Казимира.

Климент, епископ Охридский

Дни памяти:   20 июня/ 3 июля,  27 июля/9 августа (Собор Болгарских просветителей),   25 ноября /8 декабря,  23 декабря /5 января
 
Святые равноапостольные Климент, епископ Охридский, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр были славяне, ученики святых Кирилла и Мефодия.
В начале они подвизались на ниве просвещения в Моравии, где после  святителя Мефодия епископом был святой Горазд, прекрасно знавший  славянский, греческий и латинский языки. Святые Климент, Наум, Ангеляр и  Савва были пресвитерами.
Просветителям-славянам противостояла сильная латино-немецкая группа  миссионеров, опиравшихся на поддержку папы и покровительство моравского  князя Святополка. Борьба развернулась вокруг вопросов о необходимости  Богослужения на славянском языке, Filioque и субботнем посте. Папа  Стефан VI запретил Богослужение на славянском языке.
Далее

Мученица Кикилия (Цецилия)

Дни памяти: 22 ноября/ 5 декабря
Святая мученица Кикилия (Цецилия) была римлянкой из богатого и знатного рода.
Она с юности восприняла христианскую веру и усердно молилась, помогала нуждающимся, под богатой одеждой скрывала власяницу.
Родители решили выдать Кикилию замуж за знатного язычника Валериана.  Святая не осмелилась перечить воле родителей, но со слезами молилась  Богу, чтобы ее жених уверовал во Христа, а она сохранила бы девство.  Святая уговорила жениха пойти с ней к епископу Урбану, скрывавшемуся от  гонений в пещере у Аппиевой дороги.
Далее

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...