четверг, 15 сентября 2016 г.

Вопросы брака и семьи в контексте решений собора на Крите

Всеправославный Собор
Браку и семье посвящен принятый «Святым и Великим Собором» документ «Таинство Брака и препятствия к нему». Также эта тема затрагивается в Окружном послании, Послании Святого и Великого Собора Православной Церкви и документе «Миссия Православной Церкви в современном мире».

Та часть указанных текстов, в которой изложено евангельское, святоотеческое учение о браке и семье, встречает полное согласие со стороны православных христиан. Вместе с тем отдельные положения документа «Таинство Брака и препятствия к нему» противоречат учению Церкви, носят соблазнительный характер, вследствие чего текст в целом должен быть отвергнут как неправославный. Речь идет о фактическом дозволении для православных вступать в брак с инославными под видом «икономии»1, а также об утверждении, согласно которому содомиты, несмотря на свой грех, остаются членами Церкви2.
Прежде чем привести соответствующие формулировки текста, отметим, что проект документа «Таинство Брака и препятствия к нему» подвергся острой критике в ходе предсоборного процесса.
Достойна внимания и одобрения последовательная позиция Грузинской Православной Церкви, которая не подписала проект документа на совещании в Шамбези в январе 2016 г., а также подтвердила свою позицию на заседании Священного Синода 25 мая 2016 г. и в послании Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II к патриарху Константинопольскому Варфоломею (июнь 2016 г.). С точки зрения Грузинской Церкви, допущение неправославных к участию в таинстве Брака является нарушением 72 правила VI Вселенского Собора3. Подобное нарушение носит экклезиологический характер, поскольку искусственно расширяет границы Церкви Христовой, как бы причисляя к ней еретиков (ведь таинства Церкви могут совершаться только над ее членами). Также Грузинская Церковь выступила против формулировки документа об однополых союзах, предложив недвусмысленно осудить грех содомии и убрать утверждение о содомитах как членах Церкви4.
С критикой положения о возможности брака с инославными также выступили, например, профессор богословского факультета Фессалоникийского университета Димитриос Целенгидис, болгарские священнослужители, монахи и миряне в письме к священноначалию от 23 февраля 2016 г., афонский монастырь Григориат, участники круглого стола в Кишиневе 12 июля 2016 г. В Русской Православной Церкви эта позиция была поддержана и обстоятельно изложена иереем Алексием Кнутовым и богословом Павлом Кузенковым5.
Видимо, именно под воздействием критики в итоговом документе было убрано следующее антиканоническое утверждение: Брак православных с инославными <…> может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви6.
Вместо этого в принятом документе относительно браков православных с инославными сказано: «Священный Синод каждой автокефальной Православной Церкви должен подходить к возможности применения церковной икономии относительно препятствий к браку в соответствии с принципами церковных канонов, в духе пастырской рассудительности, служа спасению человека».

Далее

среда, 14 сентября 2016 г.

Записки психиатра. Борьба с психопатологией старших классов

Записки психиатра. Борьба с психопатологией старших классов
Максим Малявин
Наш постоянный автор и врач-психиатр Максим Малявин, рассказывает, что хороша ложка к обеду, а к ЕГЭ надо готовиться уже сейчас.

Помните старый медицинский анекдот, когда в пятницу вечером открывается дверь врачебного кабинета и на пороге появляется полуразложившийся зомби, что-то невнятно мычащий, пошатывающийся и тянущий руки к доктору? Доктор, устало протирая глаза:
— Вот так всегда... Тянут до последнего, и только потом приходят на приём...
На улице по календарю что? Правильно, сентябрь. Так пусть статья будет той самой ложкой, что хороша к обеду, и боржоми, который ещё не поздно пить. По опыту прошлых лет знаю, что через некоторое время (а ближе к весне — так в особенности) начнётся волна нервных срывов, невротических реакций и реактивных депрессий среди будущих выпускников. Причина? Да вполне очевидная: нагрузка и напряжённое ожидание ЕГЭ. И если те, у кого нервная система покрепче, проскочат этот год на волне адреналина, то ребят и девчат, чьё внутреннее устройство сложнее и ранимее, эта волна может накрыть.
Поэтому профилактикой и психогигиеной стоит заняться уже сейчас, чтобы потом не бить по хвостам. С чего следует начать эту битву? Как в случае с любой кампанией — с планирования. Уже сейчас надо поинтересоваться: а куда ребёнок собирается поступать? Туда? Хорошо. А если не получится, то куда? Сеть запасных аэродромов в такой ситуации — наше всё.
Ладно, определились с запасными вариантами на случай малого фиаско. Теперь имеет смысл проговорить ситуацию с большим. Заметьте: не кошмарить (это за вас прекрасно сделают учителя), не уподобляться пророку Возопиилу — мол, вырастут наши сыновья пьяницами и хакерами — а именно проговорить. Без вот этих вот «в армию пойдёшь, если ни на что больше не годен!» или чего-то там про уборщиц и дворников. Спокойно и предметно обсудить самый проигрышный вариант: не поступил никуда. Что будем делать? Готовиться ещё год, чтобы пересдать ЕГЭ, рассматривать варианты платного обучения или что-то ещё. Это важно. Почему?

Далее

Средняя школа полностью ориентирована на девочек

Школа
В педагогических книгах и статьях много пишут о том, что дети отличаются по темпераменту, способу усвоения материала, и другим характеристикам.



Это все хорошо, только иногда забывается главное — что они отличаются по половому признаку. Мужчины и женщины физически устроены по-другому, и дело не только в тех самых органах.
«Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию.» — Марк Твен
Мышление (а равно и остальные психические функции) мужчин и женщин (также мальчиков и девочек) работает совершенно по-разному. Отсюда бывает непонимание супругов («Я же ему сказала, а он не понимает!»), и отсюда бывают проблемы в учебе.
По вашим воспоминаниям — кто чаще в классе плохо учится, мальчик или девочка? Как правило, почти в каждом классе есть свой отпетый «двоечник», и это мальчишка. Современное школьное обучение (я имею в виду светские смешанные школы) целиком и полностью «женско-ориентированное». Начнем с того, что учитель-мужчина уже давно перешел в разряд раритетов. Разве что учитель физкультуры и труда у мальчиков, но там мыслительные процессы не особо задействованы. Учительница начальных классов, учительница математики, учительница физики...
Все основные дисциплины, где больше должна работать голова, не просто находятся в «женских руках», но и программу составляет кто? Вы когда-нибудь видели серпентарий методический кабинет? Там исключительно женский состав. (Я методист, я в курсе). Программа средней школы целиком и полностью ориентирована на «девочковое» мышление, поэтому так часто плохо учатся именно мальчики.
Программа построена на принципе «копипаст», то есть прочитай параграф и расскажи его, прочитай правило и сделай по нему упражнения, посмотри на образец и сделай по нему. Это типично женское мышление, которое тиражирует. Мужское мышление генерирует идеи и создает новые правила и новые образцы.

Далее

воскресенье, 11 сентября 2016 г.

Зарождение и развитие благотворительности в Киевской Руси

Святитель Николай Сербский
Введение
Благотворительность — это многоаспектная человеческая деятельность, социальный, психологический и экономический феномен, который имеет свою давнюю историю. Первичная форма благотворительности в виде подаяния милостыни нищему, встречается уже в самые отдаленные времена и впоследствии возводится в религиозную обязанность. Милосердие — основа религиозной морали и служит обоснованием различных видов благотворительности.

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается c принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Благотворительность, как социальное явление российской действительности имеет многовековые традиции. Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные простейшие формы благотворительности входили в обычаи восточных славян еще в VII-VIII вв. Среди основных направлений социальной помощи в Киевской Руси в IX в. значительное место принадлежало княжеской благотворительности. Летописи отмечают такие «богоугодные деяния» князей как раздача милостыни, кормление нуждавшихся на княжеском дворе, устройство приютов для калек.
В целях упорядочения благотворительности в 996 году Великий князь Владимир Святой издал Устав, согласно которому социальное призрение отдавалось под покровительство церкви.
В Древней Руси при всякой приходской церкви имелась богадельня, а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих. Помощь бедным была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы не производились.
Но уже в эподу Ивана Грозного, Стоглавый Собор (1551 г.) констатирует страшное развитие нищенства и при этом указывает на отсутствие надлежащих мер призрения. Собор рекомендовал: «всех прокаженных и престаревших переписать по всем городам и в каждом устроить богадельни мужские и женские». Содержание призреваемых полагалось осуществить за счет частной милостыни. Заботы правительства о надлежащей организации богаделен были до конца XVIII века весьма слабы.1 Необходимо отметить, что, несмотря на дальнейшее развитие благотворительности в Росси, расцвет её пришелся на времена Киевской Руси и Великого князя Владимира Святого, которого за его многочисленные благие дела канонизировала православная церковь.
Тема этой работы «Княжеская благотворительность в Киевской Руси».
В ходе работы мы рассмотрим роль христианства и церкви на развитие благотворительности в Киевской Руси, проанализируем причины благотворительных деяний  Великого князя Владимира Святого и других князей и великих людей того времени.
1. Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности
Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей – о любви к ближнему. Свое выражение она получила в раздаче милостыни. Идея милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики.
Любить ближнего – это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. Древнерусский благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, а более о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. “В рай входят святой милостыней, – говорили в старину, – нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается”.2 Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего благодетеля, чтобы знать, за кого молиться. Как и повсюду в Европе, в Древней Руси дело призрения бедных находилось в руках Церкви и особенно монастырей, располагавших обширными фондами (в том числе благодаря обычаю князей давать Церкви “десятину” – одну десятую со всех княжеских доходов). Именно при монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Через Церковь, куда передавали свои пожертвования доброхоты, благотворительность осуществлялась фактически до конца XVII в.
Древнерусские цари накануне больших праздников, рано по утрам, делали тайные выходы в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавали милостыню арестантам и призреваемым, также посещали и отдельно живших убогих людей.
Нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из средств нравственного воспитания народа. Как живое орудие душевного спасения, нищий нужен был древнерусскому человеку во все важные минуты его личной и семейной жизни, особенно в минуты печальные. Трудно сказать, в какой степени такой взгляд на благотворительность содействовал улучшению древнерусского общества.
Причины столь сложного в экономическом отношении явления, как нищенство, не могут быть исчерпаны несколькими словами: оно требует целого исследования. Но, не касаясь общих причин нищеты, присущих любой стране и любому времени, обходя причины, породившие исключительно русское нищенство, я позволю себе указать на то, что характер самой древнерусской, допетровской благотворительности способствовал развитию нищеты: благотворительная помощь оказывалась, главным образом, в виде «ручной» милостыни, наивреднейшей формы благотворительности, носящей в себе элементы случайности и безразборчивости и неминуемо влекущей за собою появление профессионального и притворного нищенства; трудовая помощь почти не применялась; предупредительная благотворительность была развита слабо; репрессивные меры отсутствовали; наконец, не было столь необходимого объединительного органа в благотворительной деятельности. Словом древнерусскую благотворительность можно охарактеризовать такими же выражениями, в каких английский писатель ХVII века Фуллер в своей Church History (1656 г.) отзывается о средневековых аббатствах: «их гостеприимство было ложным милосердием», они «кормили тех бедных, которых они сами же создавали».
Никакими методами социологического изучения нельзя вычислить, какое количество добра вливала в людские отношения эта ежедневная, молчаливая тысячерукая милостыня, насколько она приучила людей любить человека и отучала бедняка ненавидеть богатого. Явственнее всего обнаруживалось значение такой личной милостыни, когда нужда в благотворительной помощи вызывалась не горем отдельных несчастливых людей, а народным бедствием. Природа нашей страны издавна становилась доброй, но иногда бывала своенравной матерью своего народа, который, может быть, сам же и вызывал ее своенравие своим неумением обращаться с ней. Недороды и неурожаи были нередки в Древней Руси. Недостаток экономического общения и административной распорядительности превращал местные недоборы продовольствия в голодные бедствия.
Благотворительность есть неотъемлемая часть природы человеческой, являясь одним из важнейших условий выживания человека разумного. В дошедших из глубины веков мифах и сказаниях практически всех народов Земли присутствуют мотивы бескорыстной помощи ближнему, взаимовыручки, сочувствия, сопереживания. В основных моноистических религиях — иудаизме, христианстве, исламе — в той или иной форме проповедуется гуманистическое отношение к обездоленным, попавшим в беду людям.
Так и христианство, пришедшее в Киевскую Русь на рубеже первого и второго тысячелетия, завоевало сердца людские в первую очередь своими догматами, гласившими о человеколюбии, справедливости, порядочности, скромности, о спасении души, совпадшими с принципами народной духовности. Христианство сыграло свою позитивную роль, в том числе и в возвышении уже существовавшего в Киевской Руси обычая помогать ближнему. Если б этого не было, если б гуманистические идеи новой религии не оказались так созвучны мыслестрою большинства, то, несмотря на безусловную выгодность нововведений для администрации («Один Бог на небе — один князь на земле»), вряд ли христианство было бы внедрено даже силовым методом.
Внедряя христианство, князь Владимир в первую очередь предпринимал обращение к душе человека, делая акцент именно на милосердии новой религии, противоставляя ее жестокости прежних богов. Призывал заботиться о ближних своих, говоря: «Блаженны милосердные, ибо помилованы будут», «Просящему у тебя дай, и от жаждущего занять от щедрости твоей не отворачивайся». Согласно летописям, велел князь: «Всякому нищему и больному приходить на двор княжий, брать еду и питье и деньги из казны княжеской». А так как многие искалеченные и больные физически не могли добраться до княжеского подворья, повелел князь Владимир изготовить телеги, куда загружали хлеб, мясо, овощи, рыбу, мед и квас в бочках и возили по Киеву, спрашивая: «Где больные, где нищие, что ходить не могут?». Желая максимально развивать принципы благотворительности, князь Владимир в 996 году издал Устав, в котором ввел специальный налог — «десятину», предназначенный именно на содержание благотворительных учреждений: приютов и лечебниц, училищ для малоимущих... кроме того, ввел специальные народные праздники, во время которых осуществлялись «угощения» вдов, нищих, сирот, бездомных, подача им милостыни.
Наследники мудрого князя следовали по его стопам, благотворительность в Киевской Руси все более принимала характер организованной государственной помощи малоимущим. Князь Ярослав Владимирович основал сиротское училище, в которое ежегодно принималось на полный пансион около 300 подростков. При поддержке князей Изяслава и Всеволода Ярославивичей епископ Переяславский Ефрем построил бесплатные лечебницы для больных и сирот, обеспечив постоянное дежурство врачей и медперсонала, питание, набор лекарств.
При князе Владимире Мономахе сфера благотворительности еще более расширилась. Процитируем строки из «Духовной» — завещания своим детям: «Когда поедете по землям своим, не давайте обижать ни в селе, ни в поле, чтоб не проклинали вас потом. Куда поедете, там станьте, напоите, накормите бедных...»
Именно воспитанное в поколениях стремление делать добро, стремление к взаимовыручке, благотворительности и спасло народ в период разгрома Киевской Руси и последующего за ним ига.
Метки:
Pages: 1 2

суббота, 10 сентября 2016 г.

Азовская икона Божией Матери

Икона "Богоматерь Азовская"
Дни празднования:    10 сентября (28 августа)
  Предыстория
Была Азовская икона Покровской церкви оригинальным сюжетом или повторяла уже известный сюжет?

История появления Азовской иконы сегодня является предметом пристального изучения исследователей.
Как писал В. Борин, история эта чрезвычайно любопытна и связана с именем и судьбой царевны Софьи Алексеевны. Иконография восходит к прориси для гравюры, написанной по поручению Федора Шакловитого «вещанием Даниила и Якова Ивановых, детей Перекрестовых» (в 1914 году гравюра хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время ее местонахождение неизвестно). «Назнаменована она была на большом листе» в Ахмерке, подмосковном имении князя Василия Васильевича Голицына в доме стрелецкого полковника Ивана Перекрестова, по случаю возвращения «царского оберегателя», князя Голицына из первого Крымского похода, совершенного в 1686 году, в котором участвовал гетман Самойлович с запорожским войском.
В этой прописи, как видно из «дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках», было изображено: вверху Бог Отец и Святой Дух в виде голубином, от Него исходят семь лучей, достигающих главы Богоматери, означающих семь даров Духа Святого: Премудрость, Разум, Совет, Крепость, Ведение, Благочестие, Страх Божий, или же: Веру, Надежду, Любовь, Чистоту, Смирение, Благодать и Славу Божию. По сторонам Господа находятся святые Петр и Иоанн: святой апостол Петр с ключами в руках и святой Иоанн Предтеча, а ниже — София Премудрость Божия: Богоматерь с поднятыми вверх руками (оранта) и с Младенцем Христом в (орле). Следует сказать, что Богоматерь представлена по отношению Ее к воплощению Сына Божия и основания Им на земле церкви Своей. По сторонам (орла) святые: преп. Антоний и пр. Феодосий и еще другие святые. Внизу помещены «призваны к ратному строю» — князь В. В. Голицын, верхом на лошади, поражающий, подобно Георгию Победоносцу, крылатого змея и льва великого, сиречь турок и татар; с другой же стороны и также на лошадях — царевичи Петр и Иоанн, в характере святых мучеников Бориса и Глеба, Иван Самойлович и еще небольшая группа пеших воинов в римских доспехах. С этой «назнаменованой» прописи в Ахтырке была вырезана гравюра на меди «черкашенином Тарасовичем» по заказу Шакловитаго «и похвалу царевне», что и подтвердил, как это из дела видно, Сильвестр Медведев, который сказал, глядя на гравюру: «Похвала вся и честь великой государыне большая и семь даров Духа Святого написано на нее одну». Гравюра эта была поднесена сыновьями Ивана Перекрестова в 1688 году с отцом в Москве, где она на Белгородском подворье и печаталась на атласе, тафте и бумаге. Ни одного экземпляра этих гравюр не осталось.
«Впоследствии оттиски этого портрета по приказанию Петра I отбирались так исправно, что до нас не дошли из них ни одного экземпляра», — писал известный исследователь иконографии Д. А. Ровинский.
Следует заметить, что на это изображение было сделано толкование для царевны Софьи Алексеевны иеромонахом Московского Новоспасского монастыря Иннокентием (впоследствии митрополитом Тобольским).
Имена изографов история не сохранила бы, если бы они вместе со своим вдохновителем дьяком Федором Шакловитым и Сильвестром Медведевым не были допрошены с «пристрастием» по «розыскному делу о Федоре Шакловитом и его сообщниках»

Далее

пятница, 9 сентября 2016 г.

Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция


Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры находится в пяти километрах от центра города Керкиры (Корфу) на полуострове Канони.

Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Поводом для создания монастыря Пресвятой Богородицы Касопитры послужило невероятное чудо, произошедшее в рыбацком поселке Касьопи на северо-востоке острова Керкира в 1530 году. В храме поселка при большом стечении молящихся Пресвятая Богородица вернула глаза подростку Стефану, несправедливо обвиненному и ослепленному по приговору венецианского суда. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Касопитры, при которой произошло это чудо, по-прежнему находится в Касьопи.
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
С тех пор Пресвятой Богородице Касопитре молятся об исцелении от глазных болезней.
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Ансамбль  монастыря Пресвятой Богородицы Касопитры в Канони состоит из  нескольких зданий, в центре – собор – типичная  базилика ионических островов,  представляющая из себя небольшой однонефный храм с плоским потолком и с мраморным иконостасом, который увенчивается  фронтоном.

Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Монастырь Пресвятой Богородицы Касопитры. Корфу. Греция
Главной святыней монастыря является икона Пресвятой Богородицы Касопитры, изображающая Пресвятую Богородицу, которая вкладывает новые глаза распростертому на земле слепому подростку, рядом с юношей изображена молящаяся мать.

Далее

четверг, 8 сентября 2016 г.

Рабочая группа православных клириков и мирян Русской Православной Церкви завершила свою работу

Всеправославный Собор
Предисловие
Вскоре после закрытия Критского собора по инициативе ряда клириков и мирян Русской Православной Церкви была создана рабочая группа для подготовки отзывов, содержащих критический разбор итоговых документов этого собора, вызвавших в целом довольно стойкое неприятие у наиболее авторитетных представителей мирового Православия – иерархов, духовников и богословов.

Материалы было решено предоставить в распоряжение Синодальной Библейско-богословской комиссии РПЦ, поскольку от ее имени было официально объявлено о приеме критических замечаний по документам Критского собора.
Симптоматично, что некоторые вопросы, поднятые в отзывах, ставятся достаточно давно, но не получают ответа – более того, очевидно, что аргументированного ответа у оппонентов и быть не может. Вот почему в отзывах содержатся также пожелания относительно дальнейших действий церковной полноты. В состав рабочей группы вошли: протоиерей Всеволод Чаплин (Москва), протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер (Москва), протоиерей Максим Колесник (Московская областная епархия), игумен Кирилл (Сахаров, Москва), иеромонах Арсений (Железнов, Александровская епархия), диакон Илия Маслов (Московская областная епархия), публицист, главный редактор информационно-аналитического портала о религии «Аминь. SU» Владимир Семенко, публицист Игорь Друзь, Евгений Иванов, Андрей Серебрич, руководитель Аналитического Центра свт. Василия Великого Максим Козлов-Шульженко. В разработке одного из текстов также принял участие диакон Владимир Василик.
К настоящему моменту работа группы закончена, материалы переданы в распоряжение СББК. В дальнейшем группа планирует проведение ряда богословских и научно-практических конференций по теме современного церковного модернизма, уже вне специальной привязки к итогам Критского собора. Информационное обеспечение предоставляется сайтами «Аминь. SU», «Вестник верных» и рядом других. Мы начинаем публикацию итоговых документов с критикой Критского Собора, подготовленных членами группы для СББК.
О «единстве» человеческого рода в Новом Адаме —Иисусе Христе
В документе «Миссия Православной Церкви в современном мире» (пункты А и В, 1–2) и в Окружном послании (пункты 4, 6) Критского собора недвусмысленно излагается сомнительная богословская теория о фактическом «единстве» всего человеческого рода во Христе — Новом Адаме. Это учение, восходящее к Оригену, проникло в начале XX века в Католическую церковь и практически восторжествовало в подготовленных идеологами «новой теологии» документах II Ватиканского собора и тексте современного катехизиса Католической церкви. Параллельно учение о восприятии Христом в Воплощении всех человеческих ипостасей распространилось и в модернистских кругах Православной Церкви, будучи тесно связано с либеральным «богословием открытости» и служа прямым обоснованием современного экуменического движения и различных процессов глобализации. На несовместимость подобной модернистской интерпретации тайны Боговоплощения и Халкидонского догмата, с одной стороны, и традиционной православной христологии, антропологии, сотериологии и экклесиологии — с другой, многократно указывали компетентные богословы Русской и других Поместных Церквей. В частности, это учение было подвергнуто жесткой критике в книге святителя Серафима (Соболева) «Искажение православной истины в русской богословской мысли». В принятой редакции вышеупомянутых документов Критского собора учение о «единстве» всех людей в Новом Адаме — Христе — не может считаться выражением православного святоотеческого Предания по следующим причинам:
1. Подобное «богословие» не подтверждается предыдущими Соборами и святыми отцами (ссылка на Евсевия Кесарийского, не являющегося святым и известного как арианин, не может быть авторитетной для Церкви, а цитата из творений святого Кирилла Александрийского вырвана из контекста), поэтому уже не может претендовать на общецерковное признание. Это учение не может считаться даже частным богословским мнением определенной группы современных либеральных теологов, поскольку прямо противоречит утверждению преподобного Иоанна Дамаскина, включенному в «Точное исповедание православной веры»: «Бог Слово, воплотившись, не воспринял природы, усматриваемой в роде (ибо Он не воспринял всех ипостасей)». Оно противоречит также святоотеческому учению о различии понимания терминов «сущность» и «ипостась» в отношении Лиц Троицы и человеческих ипостасей, полагая тождественным единосущие Лиц Троицы и единосущие людей.

Далее

вторник, 6 сентября 2016 г.

57 оттенков школьного романа


57 оттенков школьного романа
1 сентября в элитной московской школе № 57 в этом году внешне ничем не отличалось от прежних, но всё же было иным: сдав нарядных детей педагогам, родители сбились в кучки.

Им было что обсудить: учителя истории Бориса Меерсона заподозрили в педофилии, он уже уволился и сбежал в Израиль, в самой школе ждут следователей, которые начали проверку. В социальных сетях до сих пор бывшие и нынешние ученики, сочувствующие и просто зеваки сходятся в словесных баталиях, выясняя, нравственно ли учителям заводить романы с учениками, пусть даже повзрослевшими.
По шквалу постов бывших школьниц и учителей уже трудно понять, где правда, а где месть. Одни до сих пор боготворят Меерсона, считая, что в его жизни не могло быть мыслей о девичьих трусах, другие проклинают его, уверяя, что только теперь для них закончилась вся эта грязная и отвратительная история. Лайф поговорил с одной из жертв Меерсона, коллегами и родителями школьников. Почти все из них согласились говорить о деталях этой грязной истории только на условиях анонимности.
«Он писал мне, что его жизнь кончилась»
 Я была ученицей Меерсона в старших классах. Никаких предпосылок в школе не было, а роман начался уже после выпускного (это было начало 2000-х), когда я закончила школу, — рассказывает Лайфу одна из выпускниц. — Инициатором был сам Борис Маркович (Борис Меерсон. — Прим. Лайфа). Мне тогда было без пяти минут 17 лет. Безусловно, никаких предпосылок в школе не было. Я настолько не ожидала поползновений с его стороны, что это действительно было полной неожиданностью. О нём многие шутили, на него многие засматривались, но назвать это предпосылками я не могу, поэтому была очень удивлена вниманием с его стороны. 
По её словам, отношения начались во время поездки на археологическую практику.
— Мы ещё в школе ездили с ним на раскопки. И даже после школы, если было желание продолжать участие в работе экспедиции, могли туда ездить. Я приехала туда после окончания школы. И Борис Маркович был в этой экспедиции. Там, собственно, всё и произошло. Да, в сексуальном плане он ко мне приставал, — вспоминает девушка. — Он вёл романтические разговоры, а потом... У него ко мне были чувства, но про себя я не могу такого сказать. Наши отношения длились много лет: с момента выпускного и до 2008 года, когда мы окончательно перестали подавать друг другу руку. Я сама инициировала расставание, потому что у меня начались другие отношения.
Она утверждает, что расставание не входило в планы Меерсона.
 Мы расстались со скандалом. Он не хотел заканчивать отношения. Он довольно умный человек, и ничего такого, что дало бы мне повод формально оградиться, он не делал. Он не угрожал. Он просто писал письма о том, как он несчастен и что его жизнь кончилась, — добавляет она.
Даже пройдя через длительные отношения с бывшим учителем, девушка считает, что «дело Меерсона» лежит не в юридической плоскости, а в этической.
 Фаворитки учителя истории
Судя по всему, она была всего лишь одной из фавориток учителя истории. Возможно, подобные истории так и остались бы темой обсуждения для узкого круга бывших школьников, если бы в конце августа выпускница того же 2000 года Екатерина Кронгауз не вывесила на своей странице в «Фейсбуке» пост, который и породил грандиозный скандал.
— Больше 16 лет мы знали, что учитель истории крутит романы с ученицами. Довольно симпатичный мужик, умный, ироничный, обаятельный. Немудрено было влюбиться. Мы были маленькие, а думали, что большие. А потом шли годы — мы становились больше, а его возлюбленные менялись и оставались маленькими, — писала Екатерина Кронгауз, не оглашая никаких имён. Впрочем, вычислили школу и учителя довольно быстро. Почти сразу стало известно, что Меерсон уволился летом и даже уехал в Израиль.
С разоблачениями потянулись и другие бывшие ученицы школы № 57. Тогда же прозвучали имена некоторых других учителей.
— Я думаю, что разрастающееся и системное насилие над ученицами в старших классах, которое происходило больше 15 лет, дошло до своей финальной фазы. Думаю, школа в таком виде должна прекратить своё существование, — написала в «Фейсбуке» выпускница 2000 года Надежда Плунгян, которая ранее в рамках сетевого флешмоба #ЯНеБоюсьСказать поведала историю о том, как в детстве пережила сексуальное домогательство со стороны некоего учителя.
Мне было 13, ему 20—21, он преподавал в матклассах, и я была не первым его объектом. Он караулил меня после каждой перемены и шёл за мной до дома, тесня к стене, а потом звонил по телефону и держал меня часами на проводе, угрожая самоубийством. Уверял, что бросил из-за меня институт. Заваливал меня электронными письмами, по несколько в день. Я страшно его боялась, но мне было некому сказать, — вспоминала Надежда.
Девушка открыто признавалась: в 57-й школе было много насилия.
Вообще насилия в стенах школы было много, и никто не осознавал масштабов, хотя почти все дети его видели. Ни у кого не было ответов. Вслух ничего не обсуждалось, — писала она.
Позже появилось признание Инны Маршановой:
«Я, когда училась в 11-м классе, занималась сексом с Б.М. Меерсоном. Мне очень страшно писать об этом в открытом посте. Я считаю, что учителя не должны спать с ученицами».
О подобных историях стали писать не только бывшие ученицы, но и учителя. Одно из таких сообщений разместила на своей странице экс-преподаватель школы № 57 Александра Кнебекайзе.
— Я очень не хотела ничего писать по поводу ситуации, сложившейся вокруг пятьдесят седьмой школы. К сожалению, после последних событий такой возможности для себя я не вижу. Я работала в этой школе, в ней работал мой муж, в ней отучились с первого по одиннадцатый класс мои дети, я знаю многих учителей и выпускников, и я скажу, что знаю и думаю. Начну с того, с чего всё началось, — с секса с учениками. К сожалению, сомневаться в том, что он происходил, не приходится. До сегодняшнего дня мне были известны три случая (один из них закончился абортом, второй — рождением ребёнка), не считая многочисленных и упорных слухов. Только один из случаев связан с уволенным из школы Борисом Меерсоном, два других — с двумя другими учителями. Один из них, вернее, одна уволена, другой продолжает работать в школе, — пишет бывший преподаватель.
В 2005 году школьники пытались что-то с этим сделать: публиковали в «Живом журнале» посты с критикой учителей и намёками на проблему педофилии.
— В ответ Борис Меерсон и учитель права Андрей Петроковский составили «меморандум», запрещающий ученикам «диффамацию учителей». Это было оформлено как некий документ нравственности, позволяющий выгнать любого ученика, который сообщает неприятные сведения об учителе публично, — рассказала в «Фейсбуке» Плунгян. — Многие учителя это подписали, почти даже не читая. «Меморандум» был опубликован в Сети от лица администрации с подписью директора.
Этот «меморандум» до сих пор вызывает споры и негодование у бывших и нынешних учеников.
«Я не хочу видеть, как страдают другие»
Увольнению Меерсона предшествовала другая непубличная история: группа бывших выпускниц школы разоблачала учителя, собирая показания его жертв и другие доказательства. Они же обратились за помощью к некоторым бывшим учителям, которые их не только поддержали и вынесли проблему на поверхность, но и добились ухода Меерсона из школы, пусть даже и под благовидным предлогом. Инициатором этого разоблачения стала выпускница 2015 года Ревекка Гершович.
О хронологии событий на своей странице в «Фейсбуке» рассказала её подруга, коллега и также бывшая учащаяся школы № 57 Ольга Николаенко. Последняя была директором в Центре адаптации и обучения детей беженцев, где в своё время Ревекка работала волонтёром.
— Однажды Ривка пришла ко мне и рассказала о том, что с ней происходило в школе. И сказала, что очень хочет, чтобы этого больше не было ни с кем и никогда. И что есть ещё люди, которые готовы мне рассказать о том, что произошло с ними. Я пообещала что-нибудь предпринять и храбро пошла рыдать на плече Саши Танхилевича (одноклассник. — Прим. Лайфа). И обратилась к Надежде Ароновне (учитель словесности Надежда Шапиро. — Прим. Лайфа) за помощью и советом, — пишет Николаенко.
Как выяснилось, Ревекка Гершович до сих пор тяжело переживает всё, что у неё случилось с Меерсоном.
— Последние два года, с начала 11-го класса, я желаю всей душой, чтобы со мной ничего этого никогда не происходило, чтобы это всё оказалось страшным сном. Я не могу даже передать, насколько это было болезненно. Я не хочу больше просыпаться и не дышать. Я не хочу больше судорожно раздирать своё тело. Я не хочу больше видеть, как страдают другие. Я хочу, чтобы этого ада никогда-никогда не было в моей жизни. Однако уже ничего не воротишь. Единственное, что я могу сказать сейчас: я излечусь, а другие не пройдут через всё это! — написала на своей странице в соцсети Ревекка. — Знаете, почему я молчала два года? Потому что Борис Маркович говорил, что если ты скажешь, то школу закроют. Фактически это был своеобразный шантаж. Меерсон отлично знал, что его действия противоправны, поэтому он подготовил себе местечко для побега — Йокнеам.
Девушки начали собственное расследование, привлекли юриста и стали собирать свидетельства жертв разных годов выпуска.
— Я хочу здесь сказать ещё одно важное: в значительном числе случаев происходящее нельзя было описать как «романы с ученицами». Это было сознательное и циничное использование положения учителя без всякой «романтической» составляющей. В конце июля мы пришли к администрации и рассказали о том, что узнали. Борис Маркович на тот момент находился в Израиле. Мы не планировали этого — мы выбрали единственный день, когда все представители администрации были в Москве. Мы назначили встречу с самим Меерсоном, однако Борис Маркович остался в Израиле и подписал заявление об увольнении, — пояснила Ольга Николаенко.
По её словам, они не хотели предавать историю широкой огласке, чтобы лишний раз не травмировать бывших жертв Меерсона. Однако считали необходимым рассказать о произошедшем в педагогическом коллективе, чтобы осмыслить ситуацию и предотвратить возможность её повторения в будущем.
29 июля в школе прошёл педсовет, на котором выступила Надежда Шапиро и рассказала коллегам о причинах увольнения Бориса Марковича.
Страницы: 1 2

понедельник, 5 сентября 2016 г.

Пророчества и наставления прп. Лаврентия Черниговского

Преподобный Лаврентий Черниговский
...В 1930 году храмы повсеместно стали закрывать, монастыри разоряли, а монахов изгоняли из обителей. Закрыли и Троицкий монастырь. Некоторое время Батюшка Лаврентий жил у богобоязненной и благочестивой вдовы Елены, в маленьком домике, расположенном в глубине огромного сада.

По свидетельству монахини Евлампии, близкой духовной дочери Старца, Преподобный в то время усилил пост и молитву; молился он за весь мир, за души христианские и за своих рассеянных чад. Попасть к Старцу тогда было почти невозможно, он редко кого принимал, только при крайней необходимости, всегда зная наперед, кто с чем приходил под окна его маленькой келлии и в чем нужда у просящего.
Это было в 1939 году. Батюшка целую ночь разговаривал. С кем, я разобрать не
могла. Зайти и посмотреть не посмела. Утром батюшка сказал: «Матушка, у
нас были гости, и ты этому свидетельница»
. Я спросила: «Кто?» — А
старец радостно ответил: «Пророче Божий Илия и праведный Енох. Они со
мной беседовали о последних судьбах мiра, России, Православном Царе и
антихристе. И ещё сказали, что придёт со мной беседовать святый апостол
Иоанн Богослов».

Это случилось лишь через 10 лет, в 1949 году,
Перед самым закрытием монастыря отец Лаврентий предупреждал: «Храните церковные книги, они еще нужны будут. Еще будут и монастыри, и архиереи, и все нужно будет, - и строго добавлял: — За то, что все делается не по закону, да в церковные праздники, то все стрясется и сгорит, а потом вновь откроют монастыри, и люди будут каяться и молиться, и Господь, по Своей милости, даст немного времени, чтобы пополнить спасающимися число свидетелей Божиих, разоренное отпадением части ангелов».
Задолго до начала второй мировой войны Батюшка говорил, что грядут страшные бедствия и предстоят страшные испытания для всех людей, молился и плакал, что много крови прольется. Когда пришла война, вновь стали открывать храмы и обители. Сначала хотели открыть Елецкий мужской монастырь, но не было братии. Обратились к Преподобному Лаврентию, просили его помощи и молитв в возрождении монашеской жизни, но Батюшка ответил, что Сама Владычица Царица Небесная указала ему иное место -Троицкую обитель.
Летом 1941 года Старец собрал всех своих монашествующих чад и устроил женский Троицкий монастырь на месте Троицкого Черниговского мужского монастыря. С самого начала в нем было около семидесяти насельниц. Черниговский Троицкий монастырь сильно пострадал от безбожников, необходимо было многое отстраивать заново. Шла война. Отец Лаврентий с любовью относился ко всякому делу по восстановлению обители, везде и во всем помогал: давал указания печникам, другим мастерам. Ему приходилось работать штукатуром в самое холодное время, когда замерзал весь материал и вода. Однажды дело совсем не ладилось: глина замерзла так, хоть топором руби. Пригласили рабочего на помощь, он сказал, что необыкновенная сила нужна, а Батюшка подошел с любовью, осенил крестом глину, и та стала мягкой и пригодной для работы. После тяжелых трудов в 1942 году на Светлое Воскресение Христово впервые отслужили Литургию в Большом Троицком соборе. Преподобный Лаврентий, имевший от Господа дар прозорливости, открыл нам время своей кончины. Когда приехали в Троицкий монастырь, Батюшка, посмотрев окрест, промолвил: «Здесь кто проживет восемь лет, а кто больше». После отшествия Батюшки именно через восемь лет многие вспомнили эти слова. За полгода до кончины прямо сказал: «От этого дня я проживу ровно полгода». Отец Лаврентий непрестанно наставлял своих чад в молитвенном делании, особо строг был в требованиях к монахиням. Одно время стали матушки излишне усердно заниматься рукоделием и иконописью. Батюшка сетовал: «Без Иисусовой молитвы все делают, так монастыри долго, не простоят». Сам святый Старец творил непрестанно Иисусову молитву и духовными очами прозревал, кто молится, а кто нет. Часто повторял, что для монаха молитва нужна как воздух, монах без молитвы подобен «черной головешке смердящей». Старец желал видеть в нас истинное послушание Матери-Церкви, назидал иметь благоговейное отношение к богослужению: «Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после «Отче наш». А если уже вышли с причастием Тела и Крови Христовой, то стой со страхом и молись, потому что незримо присутствует Сам Господь с Архангелами и Ангелами».
Доживете до антихриста!
Игумения Домницкой обители с двумя келейницами зашли к батюшке отцу Лаврентию на чай. А за обедом он сказал:
— Мы с тобой, матушка игумения, не доживем до антихриста, а эти твои келейницы доживут!
Это было в 1948 году. Обе инокини были 1923 года рождения. Рассказала монахиня Н.
Мне нужно видеть
Когда отец Лаврентий садился за стол обедать, то, ожидая всех, говорил:
— Я есть не хочу, а мне надо видеть вас всех, да поговорить, что всех вас ожидает.
Потом сам плакал и говорил:
— Если бы вы знали, что ждет людей и что всем нам предстоит! Если бы вы знали, как мучаются люди в аду!

Далее

воскресенье, 4 сентября 2016 г.

Папа «солнечного» ребенка — о себе, о сыне и о людях с ограниченными возможностями

Папа «солнечного» ребенка — о себе, о сыне и о людях с ограниченными возможностями
Меня зовут Сергей, я папа четырёх сыновей. Два с половиной года назад у нас родился четвёртый сынок, и почти сразу нам сказали, что у него синдром Дауна. Это новость практически в прямом смысле «убила» нас, диагноз оказался для нас полной неожиданностью, потому что во время беременности жена делала все возможные анализы и все свидетельствовали о том, что у нас здоровый ребёнок.

Воображение рисовало самые мрачные картины, трудно сказать, как мы пережили это время, было очень тяжело… В роддоме делали намеки на то, чтобы мы отказались от ребёнка, нас «бросили», у Пашеньки был высокий уровень лейкоцитов, вероятно, из-за тяжёлых родов, «желтушка», но нам не проводили необходимую терапию. В разговоре с врачами проскочила мысль о переводе в областной перинатальный центр, мы стали настаивать на этом, в общем, ребёнка повезли одного, т. к. места для мамы не было, а через день появилось место для мамы. На этом самое страшное оказалось позади, в центре были хорошие условия, хороший уход и лечение, добрые врачи.
У нас теплилась надежда, что врачи в нашем городе ошиблись с диагнозом, хотя генетик в перинатальном центре очень мягко, но настойчиво, намекала, что диагноз верный. Сдав анализы на «генетику», мы услышали «окончательный приговор»: «трисомия 21 хромосомы»… Последние надежды рухнули, и мы оказались лицом к лицу с реальностью, непонятной и мрачной, мы были растеряны и подавлены.
Интернет в наше время даёт широкие возможности для поиска информации, и я стал искать, что же такое синдром Дауна и что теперь нужно делать? Несколько ресурсов очень помогли, я познакомился с людьми с такой же проблемой, почерпнул основные моменты о нашем диагнозе. Помню, тогда самым вдохновляющим была история о парне с синдромом Дауна из Испании, который окончил университет и впоследствии сам стал в нём преподавать. Чувства летели то вверх, то вниз, то страх и безнадежность наполняли сердце, то, казалось, впереди начинала маячить надежда.
Папа «солнечного» ребенка — о себе, о сыне и о людях с ограниченными возможностями
Наверно, нам «повезло» больше, чем другим семьям с такими детьми, ещё в больнице врач-генетик сказала, что он – перспективный. И действительно, не было ни каких физических патологий, в остальном, наверно, всё, как у всех, но и это много. Сколько родителей переживают, пока их ненаглядных деток оперируют? Слава Богу, нас это обошло. Прошло какое-то время, мы разобрались с нашими страхами, по большей части преодолели их, знание многих вещей, связанных с диагнозом, помогло объективно взглянуть на происходящее и успокоиться. Боль притупилась, напряжение спало. Всё это способствовало тому, что мы «расслабились» и понемногу стали радоваться, что у нас есть Паша. Первая ложка яблочка, первая кашка, стал ползать, агукать – это так здорово, улыбался он всегда, и это была самая очаровательная улыбка, которую только можно представить, начал ходить неуверенной походкой... О, какое же счастье это было для нас! Для нас, в кругу нашей семьи, не обману, если скажу, что мы абсолютно счастливы. Да, да, именно так — абсолютно счастливы!

Далее

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...