воскресенье, 28 августа 2016 г.

Ореховый Спас

Этот Спас третий по счету после Медового и Яблочного и приходится она на 29 августа.
29 августа православные отмечают третий Спас – Ореховый. В этот день завершается Успенский пост, поэтому верующие могут позволить себе и мясные, и рыбные блюда.

Согласно древнему преданию (документ, найденный в IV веке Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве), правитель месопотамского города Эдесса Авгарь страдал проказой. Желая избавиться от поразившей его болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он послал к нему живописца Ананию с письмо, в котором просил придти и исцелить его. Иисус обещал послать к правителю одного из своих учеников.
Все попытки Анании написать образ Иисуса Христа оставались безуспешными. Тогда Господь попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На полотенце отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан один из 70 учеников Христа Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и распространил там христианство.
Образ Иисуса Христа, прикрепленный царем Авгарем над главными воротами города, был похищен мусульманами, и лишь девять столетий спустя был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого. Этот холст с чудодейственным ликом привезли царю, и тот излечился от проказы. Спас Нерукотворный неоднократно исцелял людей, но, к сожалению, после четвертого Крестового похода был утерян.
Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия «Спас на полотне»; «Спас Нерукотворный». Особой известностью и ценностью обладала новгородская икона XI в.
В этот день выпекают хлеб из зерна нового урожая. Также было принято торговать холстами, полотнами

Далее

суббота, 27 августа 2016 г.

Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника

В. Терехов

Изображение
Греция, XVI век, Критская школа.
Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований

«Успение Пресвятой Богородицыь»

В ранних русских иконах типа «Успение», как ни в каких других, трагедия смерти предстает особенно явственно. Взять, к примеру, икону «Успение» конца XII-начала XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде. Здесь трагическое недоумение перед тайной смерти и скорбь утраты близкого человека переданы с поразительной наглядностью. С болью в душе, напряженно вглядывается в черты усопшей Богоматери один из апостолов. Еще совсем недавно Она была жива и беседовала с ними. Теперь же Ее бездыханное тело смиренно лежит на смертном одре. Перед ложем на маленькой скамейке мы видим красные туфли Богоматери. Эта трогательная деталь придает всей сцене глубоко человеческое звучание.

Апостолы, их фигуры и лики, запечатленные неизвестным новгородским художником, потрясают жизненной правдивостью своих переживаний. Простоту и задушевность сюжета не умаляют отсутствие привычной для современного зрителя трехмерности пространства и условность композиции.

Эта удивительно красочная по своим густым, плотным краскам икона написана в соответствии с византийскими канонами. Она отличается сложной иконографией. Помимо стоящих вокруг ложа почившей Богоматери традиционных двенадцати апостолов, а также святителей в епископских одеяниях, мы видим возвышающуюся в центре композиции фигуру Иисуса Христа. Он держит в рука спеленутого младенца, символизирующего душу Девы Марии. В верхней части иконы ангелы и прилетевшие на облаках апостолы, а также архангел Михаил, возносящий на звездное небо душу Богоматери. Как и на византийских изображениях, лики апостолов на древней новгородской иконе утонченные. Однако фигуры учеников Иисуса Христа более плоские в отличие от присущей византийским мастерам относительной объемности форм.

Иконография Успения в византийском искусстве восходит к VI веку. В основе ее лежат апокрифические, то есть неканонические источники, а также поучения святых отцов церкви.

Изображение
Начало XIII в., Новгород.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


У изголовья и в ногах ложа Богоматери стоят оплакивающие ее кончину двенадцать апостолов. Петр взмахнул кадилом, Павел наклоняется к ногам Марии, Иоанн Богослов приник к ее ложу. Остальные жестами выражают скорбь. Ноги апостолов почти не касаются позема. Среди апостолов находятся три епископа-святителя. Иерофей с ручной кадильницей (кацеей) и Дионисий Ареопагит (с ораторским жестом левой руки) представлены слева. Справа помещен Иаков брат Божий. На скамейке перед ложем изображены красные туфли Богоматери. За ложем стоят две свечи. Посредине на золоте фона высится фигура Христа в фас. На левой руке, покрытой полой гиматия, он держит душу Богоматери — запеленутого младенца. С обеих сторон к Христу летят два архангела, готовые принять эту душу на покрытые одеждой руки.
В верхней части слева и справа представлены предводимые двумя поколенными ангелами двенадцать апостолов в рост, несущиеся в облаках, подобных раковинам с загнутыми краями. В свободных позах апостолов выражена стремительность полета: одежды их развеваются, края облаков как бы обдуваются ветром. Вверху посредине два архангела вносят душу Богоматери, сохраняющую то же положение, что и внизу, в темно-синий полукруг неба со звездами.
Колорит образуют светлые, разбеленные тона (голубые, розоватые, желтые) и различные оттенки коричневого, сочетаемые с плотным, сияющим золотом. Контур изображений широкий, темный. Вохрение жидкой охрой по оливковому санкирю. Внизу, в отличие от верхних изображений, апостолы представлены без нимбов. Позем темно-зеленый, фон золотой. Лузга черная, с золотым ромбическим орнаментом. У Луки, Филиппа, Андрея и Матфея в облаках — надписи греческие, у остальных — русские.


Далее

Разрыв между умными и глупыми нарастает

Чиновники из министерства образования России искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу, полагает социопсихолог Людмила Ясюкова.

Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью «Росбалту» она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.
— Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?
— Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.

Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: «Почему утка?» А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.

— И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?

— По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

— Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?

— Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…

Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати.

По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал? Иди, ищи.

— Школьные программы последние двадцать лет беспрерывно меняются. Как это влияет на формирование понятийного мышления?

— Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения «Окружающий мир». Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Якобы это практико-ориентированный, исследовательский предмет. Ничего там этого нет.

Дальше, раньше с 5-го класса начинались ботаника и история как история развития цивилизаций. Теперь у нас в 5 классе природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций — «История в картинках» — та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей.
Далее

пятница, 26 августа 2016 г.

Что надо Фанару от Украины?

Константинопольский Патриархат опять нацелился на Украину. Почему?
митрополит Александр (Драбинко)
Владыка Александр (Драбинко) не перестаёт нас удивлять. После довольно длительного молчания он вдруг развозился интервью, в котором в очередной раз, в присущем ему стиле, то есть, лукаво и бездоказательно, вылил ушат грязи на вскормившую его Церковь. А не так давно он опять же в очередной раз бросил вызов своему священноначалию.

Создаётся впечатление, что он специально делает всё, чтобы попасть под канонические прещения. Или, что совершенно невероятно, испытывает терпение Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Невероятно потому, что если это правда, то владыка Александр выступает в роли... искусителя.
Уверен, что его христианская совесть ещё жива и поэтому идти на поводу желаний мелкого беса, который тщится досадить Блаженнейшему, он вряд ли будет. Скорее всего, он просто поддался на уговоры своего ближайшего окружения, которое убедило его в том, что запрет – единственный путь для того, чтобы вернуть утраченное доверие какой-то части населения. О чём же речь?
Я вас ещё больше заинтригую и напомню, что митрополит Александр – всего лишь викарной епископ, в ведении которого ни много ни мало, а целых два прихода. Не так давно, на одном из собраний киевского духовенства, предстоятель нашей Церкви в строгой форме указал ему на это. Конкретно – запретил без благословения правящего архиерея (читай – Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины) покидать пределы епархии. До этого владыка Александр регулярно совершал две-три поездки в месяц за границу, и даже сделал себе дипломатический паспорт. Чтоб меньше стоять на таможне. Потом, правда, когда из-за этого паспорта поднялся небольшой шум, документ у него изъяли (есть информация, что уже вернули и в более высоким статусе, чем прежде; за какие заслуги?). Какое-то время владыка, что называется, поутих. И если и ездил куда-то, то не особо об этом распространялся. Я не знаю, сообщал ли он каждый раз в письменной форме о том, куда направлялся, но знаю, что один такой случай задокументирован. Речь идёт о посещении владыкой Александром ближнего зарубежья, которое запланировано им было в аккурат... перед Крестным Ходом в Киеве. Именно в этот раз он написал прошение на имя Блаженнейшего, которое последним было удовлетворено. Почему владыка Александр не захотел принимать участие во Всеукраинском Крестном Ходе, догадаться нетрудно – он, скорее всего, не ассоциирует себя с той Церковью, которая его инициировала.
В качестве доказательства этого предположения (перехожу, наконец, к главному) приведу следующий пример.

Далее

Описаніе подробное чина празднованія въ скитѣ въ Геѳсиманіи 17-го Августа, съ плотію на небеса Вознесенія Божія Матери, по чину службы Палестинской Геѳсиманіи

Икона "Успение Богоматери"
Икона «Успение Богоматери»
Санкт-Петербург, 1872 г.
Августа 16-го дня, по благословенію, въ два часа по полудни, врата Скита отваряются для богомольцевъ обоего пола. По келіямъ же братскимъ ходить не позволяется.

Вечерня малая начинается въ 3-и часа. Святыя Лавры братія, держатъ правый клиросъ, а скитяне лѣвый. Стихиры и стиховны читаются. По отпустѣ обычный молебенъ храма. На молебнѣ поютъ канонъ весь на распѣвъ: «Многими содержимъ напастьми...», а тропари «Въ рождествѣ дѣвство...». Эктинія обычная и молитва: «О, Пресвятая Госпоже Богородица, Вышши еси всѣхъ Ангелъ и Архангелъ...».
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы. Профессор богословия Иоаннис Фундулис
Во время молитвы два діакона кадятъ мѣстный образъ Успенія. По окончаніи молитвы, Величаніе Успенія Богоматери. По семъ отпустъ и многолѣтіе. Повечеріе малое оставляется. Во время многолѣтія, звонъ и бьютъ въ било внизу.
Если будетъ присутствіе Владыки, со звономъ и съ билы провожаютъ Его до входа въ келіи. Тогда съ билами двоя стоятъ на площадкѣ средней, на лѣстницѣ.
Акафист Успению Пресвятой Богородицы
Молитва на Успение Пресвятой Богородицы
ПОХВАЛЫ, или священнное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя ́Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи
Акафист иконе Божией Матери «Киево-Печерская» (Успение)
По тѣснотѣ церкви, строитель и ризничій обязаны распорядиться, чтобы трубы и окна были открыты, и впускать народъ съ разсужденіемъ. Мужчины, всегда невозбранный имѣютъ входъ въ скитъ, а женщинъ впускаютъ только въ одно это число, однажды въ году; то преимущественно пускать женщинъ въ церковь, и для сего поставить при дверяхъ двухъ монаховъ или послушниковъ расторопныхъ, чтобы они съ разсмотрѣніемъ впускали въ церковь.
Всеночни время.
Въ пять съ половиною, пономарь идетъ принять благословеніе къ благовѣсту, и приготовя Храмъ и свѣтильники, въ 6-ть часовъ начинаетъ благовѣстить ко всеночному служенію.
Назначенные Владыкою въ служеніе: чредный одинъ со крестомъ остается въ церкви, при дверяхъ, ожидая прихода Владычне; служащіе, діаконы со свѣщами и кадилами, и иподіаконы съ мантіею, посошникъ и лампадчикъ, идутъ въ должномъ порядкѣ въ келіи Владыки, и по облаченіи въ мантію, пропѣвъ «Испола...», поютъ тропарь «Въ рождествѣ...» и идутъ порядкомъ въ церковь при звонѣ колоколовъ и билъ, по обычаю скита.
Проповеди:
Поученіе въ праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы. Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ)
Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы, произнесенное въ Саровской пустыни 15 августа 1857 года. Митр. Макарій Булгаковъ
Проповедь на Успения Божией Матери архиепископа Александра Семенова-Тянь-Шанского
Проповедь на Успения Божией Матери митрополита Антония Сурожского
Слово на Успение Пресвятой Богородицы. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Поучение. В день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа). Протоиерей Родион Путятин
В день Успения Пресвятой Богородицы, Протоиерей Родион Путятин
Поученіе. Успеніе Пресвятыя Богородицы (Средства, при помощи коихъ можно встрѣтить смерть не со страхомъ, а съ радостью). Прот. Григорій Дьяченко
Успение Богородицы – преставление к Жизни
По входѣ въ олтарь Владыки, чредный Іеромонахъ и діаконъ, принявъ благословеніе, начинаютъ по обычаю всеночную службу. Въ вощиникахъ, предъ приходомъ Владыки, зажигаютъ по три свѣтильни, а на похвалу Богоматери, всѣ свѣтильники. А въ олтарѣ всѣ до прихода засвѣчаются.
Ризничій и пономари, должны приготовить за ранѣе свѣчи для всего народа, въ церкви и внѣ ея стоящаго.
Строитель долженъ взять мѣры, въ сіе время, къ охраненію скита, келій и храмовъ, отъ какого либо приключенія… или солдатъ инвалидныхъ поставить, или послушниковъ своихъ, во время всеночни смотрѣть за цѣлостію келій и прочаго, и благочинія всюду.
Скитъ освѣтить плошками и фонарями по деревьямъ, и все это приготовить за ранѣе.
По благословеніи хлѣбовъ, если угодно будетъ Владыкѣ, раздать чрезъ діаконовъ благословенный хлѣбъ; то приготовить два блюда, и раздробленный хлѣбъ, стоящему народу, не веля волноваться съ своихъ мѣстъ, могутъ разносить діаконы.

Далее

Будет ли Анкара подвергать мощному прессингу патриарха Варфоломея?

Вице-президент США Джо Байден с патриархом Константинопольским Варфоломеем
На фоне неудавшегося переворота в Турции и продолжающегося подавления сочувствующих Фетхуллаха Гюлена, Анкара может нацелиться на православном Константинопольского патриарха, или попытаться выиграть его, пишет посол США (в отставке) Артур Х. Хьюз.

Артур Х. Хьюг служил в качестве посла США в Йемене в 1991—1994 годах, после чего он стал заместителем помощника госсекретаря США по делам Ближнего Востока. Он также занимал должность заместителя помощника министра обороны по вопросам Ближнего Востока и Южной Азии и другие должности в дипломатической службы США, в том числе и в качестве заместителя главы миссии в Тель-Авиве.
По крайней мере, со времен Мустафы Кемаля, православные христиане в Турции стали свидетелями репрессий со стороны государства. Тысячи турецкоязычным христианам пришлось эмигрировать. В 1971 году Халки духовной семинария была закрыта. Распространение православной литературы и миссионерской деятельности любого рода запрещены. В попытке способствовать патриотизм и получить более широкую поддержку со стороны консервативной части общества, турецкое правительство пыталось выстроить отношения с националистами, самым радикальным из которых даже сделала несколько попыток с Патриархом Варфоломеем! [Патриарх Варфоломей I Константинопольский 270-и нынешний архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх, с ноября 1991 года]
Это не удивительно, что такая ситуация побудила Патриархию установить тесные связи с американской политической элитой. Приходы в США и пожертвования от американских бизнесменов греческого происхождения являются основными источниками дохода для Вселенского Патриархата. В свою очередь, Вашингтон рассматривает условие религиозного меньшинства в Турции как козырь в дипломатической игре, чтобы оказать давление на Анкару. К тому же, будучи первым среди равных среди глав других автокефальных церквей, Патриарх Константинопольский может повлиять на весь православный мир. И, очевидно, американская разведка не могла пропустить такой шанс.
Таким образом, один из членов американо-израильской  лобби  в ​​Константинопольской Патриархии отец Александр Карлуцос , сотрудник по связям с общественностью рядом с архиепископом Димитрием. Благодаря его связям с высокопоставленными официальными лицами и греко-американских миллиардеров, он в основном единственный человек, который контролирует денежные потоки из США в Фанаре, и это дает ему широкие возможности оказания давления на Вселенского Патриарха. С другой стороны, Карлуцос  также в хороших отношениях с бывшим директором ЦРУ Джордж Тенет, и с проповедником Фетхуллах Гюлен и сотрудничает с американской разведкой. Это означает, что объем финансирования напрямую связан с тем, как успешно в  Патриархии выполняют задачи, которые они получают от своих руководителей США.

Далее

Патриарх Грузинский Илия II: «Не существует множества Церквей, есть только одна Церковь — Православная»

В центре встречи был ответ Грузинской Церкви Критскому Собору
Прием в резиденции Патриарха (слева на право): о. Анастасий Гоцопулос, профессор Димитриос Целенгидис, о. Феодор Зисис, иеродиакон Петр, патриарх Илия II, протоиерей Кахабер, иеромонах Михаил Брегвадзе, митр. Давид (сидит), митр. Феодор (сидит)
Прием в резиденции Патриарха (слева на право): о. Анастасий Гоцопулос, профессор Димитриос Целенгидис, о. Феодор Зисис, иеродиакон Петр, патриарх Илия II, протоиерей Кахабер, иеромонах Михаил Брегвадзе, митр. Давид (сидит), митр. Феодор (сидит)
С 25 по 28 июля церковная делегация, состоящая из духовенства Элладской Церкви, посетила Грузинскую Патриархию и была тепло принята Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II.
. Встреча в Патриархии с иерархами (слева на право): о. Матфей Вулканеску, о. Петр Хиирс, митр. Давид, митр. Герасим, о. Феодор Зисис, митр. Феодор, монах Серафим (Зисис), о. Анастасий Гоцопулос
Встреча в Патриархии с иерархами (слева на право): о. Матфей Вулканеску, о. Петр Хиирс, митр. Давид, митр. Герасим, о. Феодор Зисис, митр. Феодор, монах Серафим (Зисис), о. Анастасий Гоцопулос
В состав делегации вошли: протопресвитер и почетный профессор патрологии Богословского факультета Фессалоникийского университета о. Феодор Зисис, профессор догматического богословия Богословского факультета Фессалоникийского университета Димитриос Целенгидис, протопресвитер и настоятель храма Святого Николая Патрской митрополии о. Анастасий Гоцопулос, протопресвитер и настоятель храма св. пророка Илии в п. Петрокераса Иерисской и Святогорской митрополии о. Петр Хиирс и протопресвитер и настоятель храма в честь св. иконы «Одигитрия» Пирейской митрополии о. Матфей Вулканеску.
Был проведен ряд встреч с иерархами Грузинской Апостольской Православной Церкви, ответственными за межправославные отношения; участники делегации также встретились с Католикосом-Патриархом всея Грузии Блаженнейшим Илией II, который любезно принял гостей в своей летней резиденции. В течение всего пребывания в Грузии, продлившегося пять дней, по отношению к делегации было проявлено исключительное гостеприимство, и гостям был оказан самый теплый прием в духе братской любви и искреннего сотрудничества.
Цель визита делегации была двоякой: с одной стороны, выразить от имени всех верующих православных христиан Греции сердечную благодарность Патриарху, архиереям и верующим досточтимой и мученической Грузинской Церкви за исповедание православной веры и противостояние росту синкретического экуменизма, попытку узаконивания которого предпринял Критский Собор, а, с другой стороны, провести консультации и обсудить лично с Его Блаженством и архиереями надлежащий ответ неправославному «Критскому Собору».
В частности, высокую оценку получила верность Грузинской Церкви православной экклезиологии, что подтверждает решение Грузинской Церкви, принятое вот ужедвадцать лет тому назад – выйти и воздержаться от дальнейшего участия в так называемом «Всемирном Совете Церквей», организации, продвигающей синкретический экуменизм, в составе которой преобладают протестантские конфессии. Подобное решение является примером для всех Поместных Православных Церквей. Верность и преданность Грузинской Церкви Православию была полностьюподтверждена и той позицией, которую заняла Грузинская Церковь по отношению к документам и организации неправильно названного «Великого и Святого Собора» – епископской конференции, где приняло участие небольшое количество архиереев, представляющих менее половины православных верующих, которая была проведена в июне этого года на острове Крит.

Далее

среда, 24 августа 2016 г.

Что такое послушание

Афон, крест
Послушание духовному отцу является одним из средств против прелести.

Вот как говорит о термине «послушание» толковый словарь Д.Н. Ушакова:
Послушание, послушания, ср.

1. только ед. Повиновение, покорность (книжн.). В полном послушании. Послушание родителям.

2. Определенная обязанность, которую должен нести каждый монах (или послушник) в монастыре, или работа, обязанность, выполняемая как искупление за какую-нибудь вину (церк.). «Тогда я в дальний Углич на некое был услан послушанье.» Пушкин.
Так говорит об этом термине словарь С.И. Ожегова:
1. Повиновение, покорность. Требовать от детей послушания. Послушание родителям.
2. В монастырях: обязанность, к-рая возлагается на каждого послушника или монаха, а также специальная работа, назначаемая в искупление греха, проступка. Наложить послушание.
Послушание.
1) христианская добродетель, заключающаяся в согласовании своей воли с волей Божьей.

Образец послушания – Господь Иисус Христос, Который всю Свою земную жизнь творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца и смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2; 8).

Послушание – основание христианского подвижничества, которое состоит в непрестанном сотрудничестве Бога и человека, позволяющем Богу духовно преобразить человека и пребывать в нем. Виды послушания многоразличны, поскольку все они зависят от Божественного Промысла о человеке. Послушанием может быть и терпение попущенных Богом скорбей, и прохождение особого рода подвига, и исполнение совета духовно опытного наставника или стяжавшего дар прозорливости рассуждения старца. Все виды послушания объединены взысканием и исполнением Божественной воли.
2) Порученное дело, служение, которое выполняет член монастырской братии.

Так говорит о монашеском послушании архимандрит Ефрем, настоятель монастыря Ватопед на Афоне:

«Солдат слушается сержанта, а внутри себя ругает матом командира — потому что это послушание только по дисциплине. А послушник или монах, в отличие от солдата, слушается по любви. Одно дело — послушание, другое дело — дисциплина, повиновение.

Послушание — это сердечное убеждение в словах старца. Старец не приказывает своим послушникам, как царь, повелевающий подчиненным исполнять свои желания. Старец помогает своими заповедями, которые дает ученикам, отождествить свою волю с волей Бога.»

Следует заметить, что послушание для мирян и монахов различаются, так как для монаха это один из обетов, даваемых при постриге, а также у монахов больше возможности постоянно находиться рядом с духовным отцом и спрашивать советы и благословение по любому делу.

Метки:
Pages: 1 2

понедельник, 22 августа 2016 г.

Сталин-2 и Русская Православная Церковь


Сталин, как религия
Мановцев Андрей Анатольевич
Статья рассматривает феномен положительного отношения к Сталину в современной церковной среде. Автор критически разбирает ряд изданий и выставок, посвящённых истории России ХХ века.

Веяние, проникающее и в Церковь
Уже стало привычным встречать положительное отношение к Сталину. Можно говорить об этом как о «веянии времени», увы, проникающем и в Церковь. При этом нельзя не заметить, к сожалению, следующее. До недавнего времени почитание Сталина в церковном народе можно было считать «периферийным». К таковым почитателям относились единицы-священники (многие, верно, помнят передачу по телевидению пятилетней, кажется, давности и странноватого питерского священнослужителя в этой передаче с огромной иконой огромного Сталина, благословляемого низенького роста блаженной Матроной), или рядовые мечтатели о прошлом, которые долго еще не переведутся и среди православных, или маргинальные патриотические псевдо-православные движения, в которых Царя-мученика почитают истово не по разуму – так же, как Ивана Грозного, Распутина и Сталина, такой уж набор... Теперь же Сталину – с большим уважением – «воздается должное» и просвещенной, мыслящей частью православного российского народа. Как если б они и думать не думали, откуда ветер дует, с какой стороны! Мы постараемся в этой статье воздать ему (Сталину) должное. Но прежде, чтоб не быть голословными, проиллюстрируем то, что сейчас заявлено. Скажем прямо, что речь идет о проектах, осуществляемых московским Сретенским монастырем.
Моя история
Хорошее название просветительского проекта – «Моя история». Действительно, для нас очень важно личное, небезразличное, неотстраненное отношение к отечественной истории. Но то-то и несуразно, что в таком проекте не только что-то (порою весьма выразительно и весьма наглядно, дизайн выставки – на высоком уровне) рассказывается, но что-то и смазывается, а что-то искажается или замалчивается, хотя не должно замалчиваться. Нельзя сказать, что в историческом павильоне ВДНХ, в зале «Моя история. ХХ век: от великих потрясений к великой победе» Сталин представлен положительно, нет, скорей, нарочито-двойственно и... смягченно.
Так, к примеру, касательно борьбы советской власти с Церковью рядом в экспозиции приведены две цитаты. В.И. Ленин: «Чем больше представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам расстрелять, тем лучше». И.В. Сталин: «Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду...».
Согласитесь – разные вещи: расстреливать или вести пропаганду. При этом замалчивается, что Сталин вместе с Лениным стоял за расстрелы духовенства (см. ниже).
Да, репрессии вполне нашли свое отражение – даны и цифры, и карта ГУЛАГа. Впечатляет. Но все это показано так, как если бы «выросло» само по себе, как будто не было личной сталинской воли на проведение репрессий. В то же время идея усиления классовой борьбы во время мирного социалистического строительства – это личная творческая находка тов. Сталина, теоретическая база для любого рода репрессий. В экспозиции вовсе отсутствует что-либо, что указывало бы на личное активное участие Сталина в уничтожении народа. В частности, не рассказано о том, что репрессии проводились по разнарядкам (инициатива сверху). На республику, на область, на район спускались цифры: столько-то человек «по первой категории» должно быть репрессировано (расстрел), столько-то – по второй (долговременное заключение). При этом сохранилось много документов – обращений с мест с просьбой об увеличении «лимита по первой категории» (что говорит, конечно, и о нравственном состоянии народа, раз находилось так много региональных сатрапов), с непременной сталинской визой: «За. И. Сталин», а нередко и со значительным увеличением – от вождя – запрашиваемого лимита.
Впрочем, присутствие в экспозиции хотя бы одной подобной телеграммы сильно повредило бы «взвешенной установке» авторов выставки. Эта «взвешенность» хорошо видна и по укороченному характеру цитаты из знаменитого приказа N 270 от 16 августа 1941 г. – не сдаваться в плен. В экспозиции приведены лишь слова «сдающихся в плен врагу считать злостными дезертирами», но не сказано, что сдавшиеся в плен считались предателями, не сказано и о том, что их семьи подлежали аресту, не говоря уж о положении пленных в плену или об арестах выживших и вернувшихся на Родину. Приказ N 270 – одно из вопиющих преступлений Сталина против народа, который был ему безразличен. Идеологический поворот вождя к патриотизму не был пересмотром отношения к народу, но попросту единственным выходом в ситуации поражений первых месяцев войны. К осени 1941 г. Сталин вполне осознал это, что и сказалось на патриотическом характере его речи во время знаменитого парада 7 ноября 1941 г. Но существует и более раннее свидетельство осознания Сталиным указанной необходимости. 29 сентября – 1 октября 1941 г. Сталин принимал американскую делегацию по ленд-лизу, возглавляемую А. Гарриманом. По секретному донесению последнего, Сталин тогда сказал: «the Russian people were fighting as they always had «for their homeland, not for us», meaning the Communist Party» (см. http://labas.livejournal.com/910583.html) — «русские люди боролись, как и всегда, «за свое отечество, не за нас», подразумевая Коммунистическую Партию»). В экспозиции обсуждаемой нами выставки эта фраза вынесена на отдельный стенд и выглядит так: «Мы не питаем иллюзий, что люди сражаются за нас. Они сражаются за матушку Россию. Иосиф Виссарионович Сталин американскому послу Уильяму Гарриману». Не Уильям, а Аверелл, и в то время, как мы видели, не посол. Гарриман был им в течение 1943—1946 гг., а в 1941 г. послом был Лоуренс Штейнгардт. Но главное не это, конечно, а то, что «матушка Россия» мог сказать Петр Первый, но не Сталин! Но уж таков перевод с английского...
Однако, у нас речь о Сталине и Церкви, и мы будем держаться этой темы.
Летопись умалчивает...
В 2015 году Сретенский монастырь выпустил издание «Русская Православная Церковь ХХ век». 800 страниц, альбомный формат, достойного качества бумага и печать, на обложке – сонм новомучеников и исповедников российских. В предисловии автор проекта (тогда еще) архимандрит Тихон Шевкунов пишет: «Эта книга – хроника жизни Русской Церкви в ХХ столетии» (будем ссылаться на нее как на Хронику). В конце предисловия сказано: «Мы осознаем, что некоторые факты остались за пределами этой книги, и будем благодарны за ваши уточнения, дополнения и критические замечания, которые постараемся обязательно учесть при переизданиях». Поверим, хоть верится с трудом: необходимые  «уточнения и дополнения» должны носить характер, не соответствующий характеру издания, в особенности в том, что касается части «Новый курс» (1941–1957). Начиная с Великой Отечественной Войны Сталин представлен в Хронике как благодетель в отношении Церкви – явным образом и через умолчания. Ввиду общей тенденции, обозначенной нами как «Сталин-2», проблема достойна серьезного исследования, здесь мы, естественно, можем лишь коснуться отдельных моментов.
Впервые Сталин упоминается в Хронике в связи с переписью 1937 года (январь) и началом репрессий. В Хронике почти ничего не говорится об активной позиции и активной деятельности Сталина по уничтожению Русской Церкви в начале 1920-х годов и в течение 1930-х годов. Упомянут (может быть, и случайно) лишь его ответ на телеграфный запрос одной из американских газет в марте 1931 г.: Сталин сказал, что да, представители духовенства в СССР преследуются, и он «жалеет лишь о том, что не смог до сих пор покончить со всеми ними». Но ничего не говорится ни о «Союзе безбожников» (1925—1945), председатель которого Ярославцев был верным сподвижником Сталина, ни о «Безбожной пятилетке» (1932—1937), объявленной 15 мая 1932 г. декретом правительства за подписью Сталина. Союз воинствующих безбожников к этому времени насчитывал свыше 5 миллионов членов, объединенных в более чем 60 тысяч ячеек. На каждом членском билете СВБ были напечатаны антирелигиозные цитаты из трудов Сталина.
Во «Вступлении» к части «Новый курс» признается, что после неудачного, по мнению власти, Совещания глав и представителей Церквей, состоявшегося летом 1948 г., наступил кризис в отношениях власти и Церкви. И далее: «Однако возвращения к репрессивной политике прошлых лет тогда не произошло и рубеж 1940—1950-х годов был для Русской Церкви временем стабилизации ее положения и максимального развития сил» (Хроника, стр. 293). В действительности, репрессии возобновились, хоть и не в масштабах 1930-х годов, а возможности нормальной жизни Церкви сознательно ограничивались властью, так что о «максимальном развитии» в то время говорить не приходится. Интересно, что текст Хроники в части «Новый курс» противоречит приведенному только что отрывку: рассказано и о расстрелах священников, и об арестах, и о запретах со стороны власти. Однако Сталин представлен сугубо положительно: к примеру, отмечено, как в некоторый момент Карпов предложил ужесточение политики в отношении к Церкви, а Сталин не дал тому хода. Установлению добрых отношений между властью (Сталиным) и Церковью уделено особое внимание. Глава, посвященная 1943 году, начинается с полностью приведенных текстов приветственных телеграмм, которыми обменялись на Новый Год митр. Сергий (Страгородский) и вождь (Хроника, стр. 324). Исторической встрече 4 сентября 1943 г. в Кремле православных иерархов со Сталиным (Хроника, стр. 327-331) отведено, как вы видите, около четырех страниц – в шестнадцать раз больше средней статьи, посвященной той или другой дате. Конечно, событие важное и достойное внимания. Нас интересует то, как представлен в нем Сталин. Приведем абзац, относящийся к совещанию между Сталиным и Карповым, предварявшим встречу с иерархами: «О восстановлении патриаршества в кабальных условиях казарменной государственности Русская Православная Церковь могла только мечтать. Помыслы духовенства и верующих удачно сочетались с тактическими замыслами Сталина». Здесь обращает внимание непроизвольное противопоставление «кабальных условий казарменной государственности» и – как сказать? мудрого? благожелательного? доброго? – Сталина. Мы увидим, что замыслы Сталина были всего лишь тактическими (точнее, стратегическими), что ни о какой реальной благожелательности с его стороны и речи быть не могло, но таков настрой Хроники, в которой рассказ о самой встрече начинается со слов: «Сталин, как и подобает хозяину, был любезен и доброжелателен» (Хроника, стр. 328). Ничего особенного, конечно, но в подробном рассказе об исторической встрече главы государства и церковных иерархов Сталин так и представлен – доброжелательным. И Хроника не скупится отвести затем место и для сообщения о встрече Патриарха Алексия I со Сталиным в апреле 1945 г. (умалчивается, что это была их последняя встреча!), и для текста поздравления Сталина со стороны Церкви с его 70-летием, и для текста телеграммы Святейшего Патриарха Алексия о совершении молебнов о здравии И.В. Сталина 4 марта 1953 г. Конечно, в реальной жизни панегириков Сталину со стороны Церкви было гораздо больше, и все же поставим под сомнение уместность и содержательность «церемониальных текстов», которые выдаются Хроникой чуть ли не за искренние. Понятно, в Хронике нет ни слова об отказах Сталина встретиться с Патриархом Алексием I в связи с «новым курсом нового курса» в 1948–1949 гг.
Примечателен текст, относящийся ко 2 августа 1946 г. «Контроль за деятельностью Совета по делам Русской Православной Церкви перешел к А.А. Жданову»: «Это означало ужесточение политики в отношении Церкви. В этот день последовало решение Политбюро, согласно которому именно на А.А. Жданова возлагалось председательствование на заседаниях Оргбюро и руководство работой Секретариата ЦК. Таким образом, он стал вторым лицом в партии и возглавил идеологическое направление. И.В. Сталин больше не мог единолично принимать решения, касающиеся Церкви. У «нового курса», который он проводил в отношении Церкви, были противники. К ним относился и Жданов». На наш взгляд, утверждение «больше не мог единолично принимать решения, касающиеся Церкви», с головой выдает просталинскую настроенность издания. Слова эти, по сути, являются как бы предваряющей оговоркой: мол, Иосиф Виссарионович к возобновлению гонений на Церковь в конце 1940-х годов (нашедших отражение в Хронике) непричастен... В то же время в книге виднейшего специалиста по истории нашей Церкви в ХХ веке М.В. Шкаровского «Русская православная  Церковь и Советское государство в 1943–1964 гг.» (М.1999, далее Шкаровский) можно прочитать: «Решение ключевых проблем государственной религиозной политики И. Сталин оставил за собой. Менее важными вопросами в правительстве занимались В. Молотов, а с 1946 г. К. Ворошилов, в ЦК ВКП(б) – поочередно (выделено автором статьи) Г. Маленков и А. Жданов» (Шкаровский, стр. 21).
Интересно, что рассказ о повороте к «новому курсу» (в частности, подробный рассказ о встрече иерархов с вождем) взят, в сущности, из книги О.Ю. Васильевой «Русская православная Церквоь в политике Советского государства в 1943–1948 гг.» (М. 2001, в дальнейшем Васильева) с аккуратной правкой: все критическое в отношении к Иосифу Виссарионовичу убрано. Два примера. У Васильевой между «только мечтать» и «помыслы духовенства и верующих удачно сочетались с тактическим замыслом Сталина» убрано несколько фраз, в частности: «Будет ли занят патриарший престол, решал... всемогущий Сталин. Но дело не в его предусмотрительной отзывчивости. Просто (выделено нами) помыслы... (и т. д.)» (Васильева, стр. 120). У Васильевой написано: «Сталин, как и подобает хозяину, был неудержимо любезен и доброжелателен». В тексте же Хроники выделенное нами слово (штрих лицемерия) убрано. Вообще Васильева пишет о Сталине максимально трезво, подчеркивая его игру, обращая внимание на его политические ходы, призывая не уклоняться в мифологическую сторону. Но при подходящей обработке и ее текст становится пригодным для такового уклонения.
Обратимся теперь к историческому Иосифу Сталину (о котором Хроника, по сути, умалчивает) и покажем, какова в действительности была его роль для нашей Церкви.
Страницы: 1 2 3

воскресенье, 21 августа 2016 г.

Русский язык – самый богатый язык в мире


Русский язык
На одном из симпозиумов встретились четыре лингвиста: англичанин, немец, итальянец и русский. Речь зашла о языках. Начали спорить, а чей язык красивее, лучше, богаче, и какому языку принадлежит будущее?

Англичанин сказал: «Англия – страна великих завоевателей, мореплавателей и путешественников, которые разнесли славу её языка по всем уголкам всего мира. Английский язык – язык Шекспира, Диккенса, Байрона – несомненно, лучший язык в мире».
«Ничего подобного», — заявил немец, — «Наш язык – язык науки и физики, медицины и техники. Язык Канта и Гегеля, язык, на котором написано лучшее произведение мировой поэзии – «Фауст» Гёте».
«Вы оба неправы», — вступил в спор итальянец, — «Подумайте, весь мир, всё человечество любит музыку, песни, романсы, оперы! На каком языке звучат лучшие любовные романсы и гениальные оперы? На языке солнечной Италии»!
Русский долго молчал, скромно слушал и, наконец, промолвил: «Конечно, я мог также, как каждый из вас, сказать, что русский язык – язык Пушкина, Толстого, Тургенева, Чехова – превосходит все языки мира. Но я не пойду по вашему пути. Скажите, могли бы вы на своих языках составить небольшой рассказ с завязкой, с последовательным развитием сюжета, чтобы при этом все слова рассказа начинались с одной и той же буквы?»
Это очень озадачило собеседников и все трое заявили: «Нет, на наших языках это невозможно». Тогда русский отвечает: «А вот на нашем языке это вполне возможно, и я сейчас это вам докажу. Назовите любую букву». Немец ответил: «Всё равно. Буква «П», например».
«Прекрасно, вот вам рассказ на эту букву», — ответил русский.
Пётр Петрович Петухов, поручик пятьдесят пятого Подольского пехотного полка, получил по почте письмо, полное приятных пожеланий. «Приезжайте, — писала прелестная Полина Павловна Перепёлкина, — поговорим, помечтаем, потанцуем, погуляем, посетим полузабытый, полузаросший пруд, порыбачим. Приезжайте, Пётр Петрович, поскорее погостить».

Далее

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...