воскресенье, 18 апреля 2021 г.

РОЛЬ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III В СОХРАНЕНИИ КОНСЕРВАТИВНЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 



Личность и реформы императора Александра III до сих пор вызывают различные оценки. Советские историки критиковали политику контрреформ. Современные историки положительно оценивают его политику консервативной модернизации. 


Консерваторы из окружения Александра III считали, что либеральные реформы Александра II привели к ослаблению духовно-нравственных скреп православной цивилизации, православных семейных ценностей, появлению нигилизма, внедрению в систему образования России чуждых нашей стране идеологических и педагогических теорий. Александр III за время своего 13-летнего правления сумел укрепить самодержавную государственность, победить террористов, усилить влияние Православной Церкви на образовательный и воспитательный процессы. Целями статьи являются изучение отношения Александра III к религии и Православной Церкви, а также консервативных проектов в сфере образования, предложенных К. П. Победоносцевым. В работе используется методы проблемно-хронологического и сравнительного анализа. Новизной исследования является использование малоизвестных материалов переписки императора с женой Марией Федоровной, воспоминаний царской дочери великой княгини Ольги Александровны, позволяющих по-новому оценить личность Александра III. Проведен анализ современной историографии. доказано важное положительное значение в системе образования церковно-приходских школ. Показана роль Александра III в развитии русской национальной культуры.

Ключевые слова: консерватизм, Александр III, вера, православная цивилизация, самодержавие, образование, ценности.

Вся жизнь императора Александра III (1845—1894) была посвящена тому, чтобы сделать Россию великой державой. Будучи убежденным противником войны, царь-миротворец своей умелой, твердой политикой обеспечил ей несколько лет (с 1881 по 1894 гг.) созидательного мирного развития. Неприятие войны сформировалась у императора во время русско-турецкой войны. Как отмечал М. К. Соколовский, за храбрость на поле боя великому князю Александру Александровичу в 1878 г. «была пожалована золотая, бриллиантами украшенная сабля с надписью: „За отличное командование Рущукским отрядом11»1. Консервативные взгляды императора Александра III, сформированные под влиянием наставника, Константина Петровича Победоносцева, включали несколько важных идей: 1) необходимость сохранения самодержавия — незыблемой политической и моральной ценности; 2) укрепление влияния Православной Церкви в обществе, особенно в контексте воспитания и образования юношества; 3) сохранение в обществе социальной иерархии; 4) необходимость всемерного укрепления крестьянской общины: «...Александр III надеялся, что община сумеет остановить пролетаризацию и что благодаря общине удастся избежать разрушения патриархальных социальных основ»[1]; 5) поддержка традиционной русской культуры. Александр III был глубоко религиозным человеком. В. А. твардовская отмечала: «Александр III был одним из самых набожных монархов. Его вера — искренняя, неформальная — была выражением естественной тяги к опоре, которая казалась единственно твердой»[2]. Современный историк Александр Мясников писал, какое огромное значение имели православная вера и Церковь в жизни императора: «Посещение святых мест Александр III считал важным и необходимым. Как глубоко верующий человек, он и сам любил посещать святые места, ему нравились религиозные праздники, он долго и с удовольствием мог говорить на религиозные темы. При Александре III заметно оживилась церковная жизнь <...> Нередко из собственных средств император отпускал на монастыри значительные суммы <...> Рождество и Пасха особо отмечались в семье императора и были самыми памятными днями в году, „это были самые счастливые торжества11»[3]. дочь Александра III Ольга Александровна оставила интересные воспоминания о семейных традициях празднования Рождества: «Мои родители никогда не упускали возможности напомнить нам, детям, что значит Рождество в жизни каждого из нас. Я до сих пор помню то чувство благоговения, с которым мы шли вместе с родителям в Сочельник на ежегодную рождественскую службу <...> я помню, что в воздухе висел запах свежей хвои, мое сердце билось от благостного предчувствия. Служба начиналась в половине седьмого. В центре стояла икона с изображением Рождества христова <...> Восковые свечи горели повсюду, они отбрасывали сильный, но в то же время мягкий свет на прихожан, и, когда звучали всегда новые слова Евангелия, тебя наполняло чувство, что Господь и Его ангелы находятся совсем рядом <...> На третий день Рождества мы устраивали рождественский вечер для солдат <...> Каждый присутствующий на празднике в тот вечер получал какой-нибудь практический подарок, вроде заварочного чайника, ложек, ножей, вилок, блюдечек для масла <...> эта церемония длилась несколько часов, и солдаты следовали вокруг гигантской рождественской ели нескончаемой вереницей. Я обожала смешанный запах хвои и армейских сапог — для меня в нем воплощалось настоящее Рождество!»[4]. Император Александр III старался поддерживать строительство православных храмов и за пределами нашей родины. так, в столице дании — Копенгагене был построен храм святого благоверного князя Александра Невского. Иконы и картины в церкви были созданы известными русскими живописцами Ф. И. Бронниковым, А. П. Боголюбовым, И. Н. Крамским: «Крамской написал картины, посвященные житию Александра Невского. На одной Иван Николаевич изобразил Александра Невского с войском во время молитвы в Софийском соборе в Новгороде перед битвой на Неве, на другой — сцену завершения князем своей земной жизни и принятия им схимы в Федоровском монастыре в Городце на Волге»[5]. К заслуге императора можно отнести решение вопроса об учреждении в России Православного палестинского общества. Александру III очень нравились пасхальные службы. христосование продолжалось несколько часов. Каждый солдат, чиновник или служащий Гатчинского дворца получал в подарок свое пасхальное яйцо, изготовленное из фарфора или яшмы. С 1885 г. Александр III стал дарить своей жене пасхальные яйца, выполненные ювелиром Карлом Фаберже. Переписка Александра III с супругой Марией Федоровной показывает, как велика была роль православной веры в жизни этих людей: «Перед нами не только и не столько повелитель огромной империи, наделенный правом казнить и миловать, но в первую очередь — любящий мужчина и чадолюбивый отец»[6]. В простых письмах Александр III рассказывал, что его по-человечески волновало. В письме из Болгарии от 1 января 1878 г. он писал: «я хочу обнять тебя только мысленно и желать от всей души нам обоим наше старое, милое, дорогое счастье, нового не нужно, а храни Господь нам то счастье, которым мы уже благодаря твоей милости пользуемся более 11 лет»[7]. для понимания консервативного мировоззрения Александра III интересно письмо от 16 мая 1884 г., посвященное годовщине коронации в Москве. Отношения власти и народа он рассматривал в патриархальном духе: «Вчерашний день, 15 мая, счастливейший день по воспоминаниям о том, что было в Москве год тому назад, и вечное благодарение Господу, благословившему этот священный день для нас и всей России, которая с таким трогательным участием и вниманием ждала и встретила это событие для нас и доказала всей изумленной и испорченной нравственно Европе, что Россия самая святая, православная Россия, которая была и при царях Московских, каковой дай Бог ей остаться вечно!»[8].

Большое значение Александр III придавал образованию русского народа на основе традиционных ценностей. По мнению бывшего народника л. А. тихомирова, отрицательным результатом реформ Александра II стала беспочвенность образования: «Религия у всех была подорвана, монархический принцип — также, все были проникнуты идеями свободы и демократизма, бродили у нас даже идеи смутного социализма»[9] [10]. Обрести путь выздоровления от нигилизма помогла вера, русская православная молитва. Император пересмотрел свое мировоззрение, придя к выводу, что «наши старые идеалы, либеральные, радикальные, социалистические, есть величайшее умопомрачение, страшная ложь»11. По мнению тихомирова, в разрушении, систематическом подрыве веры, монархии и вообще всех исторических основ русской цивилизации виноваты гимназические и университетские преподаватели, равнодушные к православной вере и государственности: «я решительно не помню за все время обучения, чтобы хоть один из десятков наших учителей сказал нам хотя бы одно слово в защиту монархических принципов»[11]. Известный консерватор К. П. Победоносцев выступал за тесную связь Православной Церкви и школы: «И вера и нравственность воспитывается в душе цельным воздействием (домашней и говоря о школе), школьной жизнью. лишь бы эта школьная жизнь не была разделена на две отдельные части — религиозного и светского обучения, но составляла в гармонии одно органическое целое. Семья должна посеять и воспитать в душе чувство благоговения и веры: школа должна не только поддержать это чувство, но и осветить в душе идею, без которой это чувство смутно и неустойчиво <...> Итак, школе прямое место при церкви, и в тесной связи с церковью. Она должна быть проникнута церковностью в лучшем, духовном смысле это слова»[12]. Константин Петрович критиковал светскую школу, отрывающую детей от веры и традиций. Одним из средств сохранения духовно-нравственных основ православной цивилизации консерваторы считали создание церковно-приходских школ. Направляя императору в 1884 г. на утверждение «Правила о церковно-приходских школах», К. П. Победоносцев писал: «Имею честь предоставить Вашему Императорскому величеству правила о церковно-приходских школах <...> По введению этих правил в действие остается возбудить и воодушевить, во возможности, духовенство к ревностному участию в этом деле. При скудности их содержания необходимо иметь возможности к вознаграждению законоучителей, но средства для этого крайне ограничены, и я не оставляю при первой возможности ходатайствовать о назначении хотя бы некоторого дополнительного пособия <...> Но теперь для нравственного возбуждения местных деятелей весьма важно для них будет сознание, что на скромное это дело, совершаемое в самых отдаленных углах, обращено особливое внимание Вашего Величества»[13]. К. П. Победоносцев выражал надежду, что государь в нескольких словах, написанных в резолюции на тексте правил, подчеркнет важность того, чтобы духовенство оказалось достойным своего высокого призвания. Правила о церковно-приходских школах были высочайше утверждены

июня 1884 года. Историк А. л. Мясников писал: «Император видел в приходской школе одну из форм сотрудничества государства и Церкви»[14]. Перед школами ставилась задача утвердить в народе учение православной веры и нравственности христианской. Кроме общеобразовательных предметов преподавались и следующие дисциплины: Закон Божий, церковное пение, церковнославянский язык. К. А. Аблязов приводит следующие цифры: за годы правления Александра III (1881 — 1894) число церковноприходских школ увеличилось в 3 раза (1887 — 5 517, 1889 — 17 713); при императоре Николае II: в 1898 г. — 34 836 школ, в 1905 г. — 42 696. Подытоживая свои вычисления, ученый, со ссылкой на работу Милюкова, констатирует, что «церковные школы составляли 46,5 % всего числа начальных школ»[15]. А. Ю. Полунов отмечал энергию и настойчивость обер-прокурора в этом вопросе: «К 1903 году, времени максимального развития церковных школ для народа, их насчитывалось 44 421 с 1 909 684 учащимися. Опираясь на свой вес в правительстве, Победоносцев добился наращивания бюджетных ассигнований на церковные школы, доведя их к 1903 году до огромной суммы 10 341 916 рублей (для сравнения: в 1881 году на церковноприходские школы было ассигновано 18 290 рублей)»[16]. Следует заметить, что среди обучавшихся в церковноприходских школах были такие известные люди, как маршалы Г. Жуков и Ф. Толбухин, певец С. Лемешев, писатель А. Новиков-Прибой. Большое внимание Александр III уделял сохранению и всестороннему развитию русской культуры. Ю. В. Кудрина отмечала: «В коллекции картин Марии

Федоровны и Александра III, собранной к 1894 г., насчитывалось около 900 полотен, из них — около 580 — произведения русских художников...»[17]. Император ценил творчество П. И. чайковского, поддерживал ученого Н. Н. Миклухо-Маклая. Арсений Замостья- нов сделал вывод, что Александр III оставил после себя архитектуре яркий художественный стиль, основанный на возрождении русских традиций: «Символом эпохи Александра III стал храм Воскресения христова, в народа названный Спасом на Крови»[18]. В русском традиционном стиле были построены здание Московской городской думы и Верхние торговые ряды в Кремле.

В заключение хотелось бы привести слова К. П. Победоносцева о личности Александра III, произнесенные 6 апреля 1895 г. на заседании Русского императорского общества: «Все знали <...> что глубоко хранит Он в душе своей одну с народом веру и любовь к Церкви Православной, понимая все ее воспитательное значение для народа»[19].

 

автор. Начапкин Максим Николаевич

1   Воронин В. Царь-богатырь // Историк. 2019. № 11 (59). С. 8.

2    Твардовская В. А. Российские самодержцы (1801 — 1917). М.: Международные отношения, 1994. С. 261.

3   Мясников А. Л. Александр III. М.: Молодая гвардия, 2016. С. 371.

4    Ольга Александровна, великая княгиня. 25 глав моей жизни. М.: Кучково поле, 2017. С. 46—48.

5   Мясников А. Л. Александр III. С. 370.

6     Боханов А. И., Кудрина Ю. В. Император Александр III и императрица Мария Федоровна. Переписка. 1884—1894 годы. М.: ООО «Торгово-промышленный дом „Русское слово — РС“», 2001. С. 9.

7   Боханов А. И., Кудрина Ю. В. Император Александр III и императрица... С. 5.

8   Там же. С. 95.

9    Тихомиров Л. А. Тени прошлого. Воспоминания. М.: Издательство журнала «Москва», 2000. С. 207.

10  Там же. С. 542.

11  Тихомиров Л. А. тени прошлого. Воспоминания. С. 162.

12  Победоносцев К. П. тайный правитель России. К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. 1866—1895: Статьи. Очерки. Воспоминания. М.: Русская книга, 2001. С. 460.

13   К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Воспоминания: в 2 т. Т. II. Минск; Харьков, 2003. С. 10—11.

14  Мясников А. Л. Александр III. С. 374—375.

15  Аблязов К. А. Консервативная трансформация российского школьного образования в XIX веке // Власть. 2017. № 11. С. 151.

16  Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. С. 214.

17  Кудрина Ю. В. Императрица Мария Федоровна. М.: Белый город, 2006. С. 167.

18  Замостьянов А. Русский стиль // Историк. 2019. № 11 (59). С. 23.

19  Победоносцев К. П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996. С. 167—168.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Полковник Бо заявил, что на западе Украины началось движение сопротивления

  Бывший сотрудник швейцарской разведки, полковник Жак Бо, заявил о возросшей активности оппозиционного движения в западной части Украины. Т...