суббота, 7 апреля 2018 г.

Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Присно Девы Марии

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы, Устюжское
И в­шедъ къ ней ангелъ рече́: радуйся, благодатная:
Господь съ тобою: благословена ты въ женахъ.
Лк. 1, 28
7 апреля ( 25 марта по ст. ст.) Православная церковь празднует Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Присно Девы Марии. Это один из 12 самых главных (двунадесятых) церковных праздников, который христиане празднуют за девять месяцев до Рожества Христова.

Благовещение Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Есть мнение, что праздник установлен апостолами, т к в росписях катакомб, где собирались на молитву первые христиане, имеются изображения Благовещения Пресвятыя Богородицы, датируемые II–III веками. Дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века — Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского, у Григория Неокесарийского (III век) есть «Беседа на Благовещение Пресвятыя Богородицы» и Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить, что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время.
Молитвы:
Однако праздновать его особо стали не ранее IV века. Этому способствовало открытие Святой равноапостольной Еленой в начале IV века Святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве.
Проповеди:
Благовещение Пресвятой Богородицы проповедь  Антония Сурожского
Благовещение Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Беседа свт. Прокла, патр.Константинопольского
Великое событие Благовещения и свобода Богоматери
Слово въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы. Свят. Филаретъ, митр. Московскій (1835 г.)
Проповедь. В день Благовещения Пресвятой Богородицы. Протоиерей Родион Путятин
Древние христиане называли праздник по-разному — Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему было присвоено название Благовещение Пресвятыя Богородицы, как на Востоке, так и Западе. Полное название праздника Благовещения в Русской православной церкви определено в минее: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Присно девы Марии».
Уже к концу VII века праздник был в Византии одним из важнейших. Примерно в то же время он распространился и в западной Церкви. Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта (7 апреля).

Далее

пятница, 6 апреля 2018 г.

Крестный путь Господа. епископ Александр(Милеант)


Несение креста 1869. Моллер Федор Антонович
Крестный путь Господа. епископ Александр(Милеант)
После избиения и издевательств воины сняли с Иисуса Христа багряницу, одели Его в обычные одежды и повели на распятие. Когда шли к Голгофе, они встретили некоего Симона, называемого Киринеянином, возвращавшегося с поля в город, и заставили его донести крест Христа до места казни. Было принято осужденным на распятие самим нести свои крест. Но Господь был так истомлен и гефсиманским внутренним борением, и без сна проведенной ночью, и бесчеловечным истязанием, что оказался не в силах дальше нести Свой крест. Не из сострадания, конечно, но из желания скорее завершить начатое дело, враги заставили Симона понести крест Господа. (Симон был переселенцем из Киринеи (города в Ливии, на северном берегу Африки). Его сыновья, Александр и Руф, были известны христианам, и о них упоминает апостол Павел в послании к Римлянам.

Далее

Суд над Господом у первосвященников

Первосвященник разрывает одежды. Джотто. Фреска. Нач. XIV века. Италия. Падуя. Капелла Скровеньи
Первосвященник разрывает одежды. Джотто. Фреска. Нач. XIV века. Италия. Падуя. Капелла Скровеньи
Суд над Господом у первосвященников
епископ Александр(Милеант)
Связанного Спасителя ввели в дом первосвященников, который находился в Сионе, богатом районе верхнего Иерусалима. (Сион — местность на юго-запад от храма, где некогда стоял дворец царя Давида. Во времена Спасителя в Сионе жили иудейские начальники и знать. Здесь же находился дом с просторной горницей, где Господь совершил Тайную вечерю. Дом был просторным, с множеством помещений, расположенных на периферии обширного двора. Правящим первосвященником был Каиафа, а Анна был его тесть. (Каиафа — это прозвище. Его настоящее имя Иосиф. Он правил в качестве первосвященника с 18-го по 35-ый год после Р.Хр. В 1993 г. в семейной усыпальнице первосвященников на расстоянии полкилометра на юг от храма археологи нашли изящно высеченный саркофаг с костями человека и с именем Каиафы, написанным снаружи саркофага. Предполагают, что это и есть Каиафа, упоминаемый евангелистами). Хотя Анна был смещен со своей должности, однако он продолжал жить в первосвященническом доме, и с его мнением, как с мнением более старого и опытного первосвященника, все считались. Предварительный допрос Господа сделал Анна, после чего Каиафа возглавил формальный суд.

Далее

среда, 4 апреля 2018 г.

Великая Среда. Предательство Иуды

Великая Среда Предательство Иуды

И для чего потеря эта? (Великая Среда)

Помазание Иисуса Христа
Страстная Среда посвящена двум противоположным личностям, двум духовным состояниям, двум деяниям: с одной стороны, жена-«грешница» возлила драгоценное миро на главу Иисуса, с другой – один из Его учеников, Иуда, предает Великого Учителя. Эти два деяния взаимосвязаны, потому что именно Иуда жалуется на расточительство, проявленное женщиной.

Об этом говорит нам Евангелие от Матфея (26:6-16): «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову”. Ученики вознегодовали. К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, похвалил деяние женщины, “ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете”. Помазав миром тело Мое, “она приготовила Меня к погребению”. Тогда-то Иуда и пошел встречать священников. “Что вы дадите мне, если я выдам вам Иисуса?” Они предложили ему тридцать сребреников.

Далее

вторник, 3 апреля 2018 г.

Великий Вторник

Притча о десяти девах
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.











Поученіе во вторникъ Страстной седмицы, на литургіи. Еп. Іустинъ (Полянскій)



Поучения на Святую Четыредесятницу. В Великий Вторник. Прот. Родион Путятин




Слово в Великий Вторник. Свт. Иннокентий Херсонский


Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 35, 1-13 ).

Святитель Николай Сербский:

Пять дев мудрых и пять неразумных. Мудрые несли светильники и масло, неразумные только светильники. Светильник символизирует тело, а масло – милость. Отсюда происходит слово «полиелей», то есть многая милость. Полиелей совершается на утрене, во время пения псалмов о великой Божией милости к избранному народу (См.: Пс. 134; 135.), с повторением слов: яко в век милость Его. Аллилуиа!


Мудрые девы, сохранив чистоту телесную и душевную, сохранили и милость великую, милость к тем, кто был их слабее и не освободился от греха. Неразумные, строго соблюдая чистоту телесную, немилостиво и холодно смотрели на других, надменно осуждая и презрительно отворачиваясь от них. «Справедливо называются они неразумными,– пишет святой Нил Синайский,– ибо, преуспев в трудном и едва возможном – в девстве, пренебрегли меньшим и легким».Пренебрегли милостью, состраданием, прощением! Чистые, но пустые и темные светильники! Когда наступит смерть и тела сойдут под землю, елей милости должен вести душу и освещать ей путь к Вечному Отечеству! Оставшегося без этого елея поглотит тьма.

Эта притча Христова имеет и глубокое духовное значение. Под пятью неразумными девами следует понимать внешние пять чувств. Кто живет только тем, что видит и чувствует, без контроля над чувствами и без разума, тот имеет безумную душу. Когда смерть задернет свой занавес над такой душой, она останется в полной тьме. А под пятью разумными девами подразумеваются пять внутренних чувств, которые разумно контролируют внешние чувства и владеют ими. Эти внутренние чувства в земной жизни наполняют душу светом, который остается в ней и светит, когда смерть набрасывает покрывало на чувства внешние.

Митрополит Антоний Сурожский:

Сегодняшнее евангельское чтение является частью ряда бесед Христовых о суде. Ученики Спасителя, видя стройность и как будто неразрушимую крепость города Иерусалима, спрашивают Его о судьбе этого города. Христос предупреждает их о том, что от всей этой крепости и силы не останется ничего, и что им надо быть бдительными, что им надо быть готовыми. Дальше дает Он им три притчи.

Первая говорит о том, что может оказаться поздно, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, когда уже поздно что-нибудь предпринимать. Это рассказ о десяти девах, из которых пять оказались готовыми ко встрече Господа, а пять – безумных – оказались неготовыми.

В этом – первое нам предупреждение: суд грядет, суд будет, и каждое мгновение человек должен быть готов, потому что суд нас застанет, когда мы не ожидаем его. Придет он, как говорит Господь, как вор в ночи.

Вторая притча, которую мы сегодня читали – притча о талантах… Самое в ней важное вот что: каждому человеку Господь дает нечто, что является его талантом, даром ему от Бога. Эти дарования различны, но все они должны принести плод, и Господь нас не судит по тому, сколько мы принесли плода, а по тому, как мы отнеслись к данному нам таланту.

Но не для того был дан талант Господом, чтобы он остался бесплодным, а для того, чтобы человек, получив талант, стал другим человеком, новым человеком. То, чего не хватило у недостойного раба, было мужество, была смелость, была способность всем пожертвовать и всем рисковать, чтобы не оказаться бесплодным. Вот за это малодушие и за эту слабость души он и был осужден.

Третья притча говорит нам о том, что плод, который мы должны принести, это плод истинной человечности. Бог не судит людей за то, что они не богословствовали, за то, что они не были велики, а за то, что они не были достойны своего человеческого звания, за то, что были жестки сердцем, черствы и неотзывчивы.

Вот притчи, которые стоят перед нами теперь: предупреждение о том, что суд грядет, предупреждение о том, что он придет внезапно, как вор в ночи, и что мы можем оказаться неготовыми, предупреждение о том, что каждому из нас дано достаточно, чтобы принести плод в радость Господу и в спасение своей души, и этот плод бесконечно прост: будь человеком, и будешь ты способен принять Господа.

Вдумайтесь в эти слова – это путь простой, а вместе с тем, в конце его стоит суд, от которого ничего нас спасти не может, потому что тому, кто окажется недостойным своего звания человека, нет пути в Царство, где мы призваны быть подобными Самому Богу.


Метки:
Pages: 1 2

понедельник, 2 апреля 2018 г.

С Днём Ангела всех Светлан!!! Святая мученица Фотина

Святая мученица Фотина
Память 20 марта/ 2 апреля
В царствование римского императора Нерона2 воздвигнуто было на христиан жестокое гонение, и после мученической кончины святых первоверховных Апостолов Петра и Павла разыскивали тех, кто научен был ими вере во Христа. В это время святая Фотина, проживая в африканском городе Карфагене3, вместе с сыном своим Иосиею безбоязненно проповедывала Евангелие Христово. Между тем старший сын Фотины, по имени Виктор, мужественно подвизался на войне, которую в то время варвары вели с римлянами, и по окончании войны, повелением императора назначен был начальником над войсками в город Атталию4 с тем, чтобы подвергать мучениям находившихся там христиан.

Когда правитель города, Севастиан, узнал об этом, то сказал Виктору:
— Воевода, я достоверно знаю, что ты христианин и что мать твоя с братом твоим Иосиею — последователи Петра, а посему и того, что повелел тебе император, ты не исполнишь из боязни погубить душу свою.
— Я горю желанием исполнять волю небесного и бессмертного Царя, Христа, Бога нашего, — отвечал на это Виктор, — а повелением Нерона о том, чтобы предавать мучениям христиан, я пренебрегаю.
Молитва мученице Фотине Самаряныне
Тогда Севастиан, сказал Виктору:
— Как искреннему другу, советую тебе: подчинись воле императора. Ведь если ты станешь с должным усердием исполнять царское повеление и христиан, которых тебе удается разыскать, будешь подвергать судебному допросу и мучениям, то и императору угодное сделаешь и себе приобретешь принадлежащие им имущества, а матери и брату твоему сообщи от себя письмом, чтобы они не шли так открыто и не склоняли этим язычников к отречению от отеческих верований, но пусть тайно исповедуют веру во Христа, Бога вашего, если желают, чтобы и ты из-за них не подвергся вместе с ними одинаковым мучениям.
— Никогда я этого не сделаю, — отвечал Виктор, — и не только не сделаю, но даже подумать не хочу о том, чтобы подвергать христиан мучениям или насильно взять что-либо от них или советовать матери и брату моему не проповедывать о том, что Христос есть истинный Бог, но я и сам всею душою хочу быть проповедником Христа и буду им так же, как и они.
На это Севастиан сказал ему:
— О, Виктор! все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают тебя, мать и брата твоего.
После этих слов лицо Севастиана вдруг разгорелось, и он упал на землю от острой и жестокой боли в глазах своих, при чем совершенно потерял способность говорить. Бывшие при этом слуги, подхватив его, положили на ложе, и он пролежал три дня, не сказав ни одного слова. По прошествии же трех дней он закричал громким голосом и сказал:
— Один христианский Бог есть Бог истинный, одна христианская вера есть вера истинная и одно есть крещение, — крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нет другой истинной веры, кроме веры христианской.
Вошедши к Севастиану, Виктор спросил его:
— Отчего так неожиданно произошла в тебе такая перемена?
— Любезнейший Виктор, — отвечал Севастиан, — меня призывает к Себе Христос твой.
Виктор тотчас же наставил его в вере, и он принял святое крещение. Выходя из купели, он внезапно прозрел и прославил Бога. Бывшие при этом слуги, увидев это дивное чудо, устремились, как-бы и им подобно Севастиану не подвергнуться из за своего неверия такой же болезни, и тоже крестились.
Святая мученица Фотина
Вскоре после сего до Нерона дошел слух о том, что Виктор, начальник над войсками в Атталии и правитель этого города, Севастиан, исповедуют веру Петра и Павла и всех привлекают к себе, убеждая следовать их проповеди, а также о том, что то же самое делают и посланные в Карфаген Апостолами мать Виктора Фотина и сын ее Иосия. Узнав об этом, император воспылал гневом и послал в Атталию воинов с тем, чтобы они привели к нему на суд находившихся в этом городе христиан, мужчин и женщин. В это время атталийским христианам явился Христос и сказал им: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Я буду с вами, и Нерон будет побежден, а также и те, кто находятся при нем».
Виктору же Он сказал:
— С этого дня Фотин5 будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне.
Укрепил Христос на предстоящие страдания и Севастиана такими словами:
— Блажен тот, кто совершит свой подвиг до конца6.
Pages: 1 2

Великий Понедельник

Братья продают Иосифа в рабство. Овербек, Иоганн Фридрих
Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, о Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.



Слово в Великий Понедельник, на утрене. С в. Иннокентий Херсонский

Великий Понедельник. Протоиерей Григорий (Дебольский)
Видео:
Великий Понедельник Бесплодная смоковница

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В понедельник Страстной седмицы Цер­ковь, в назидание верующим, творить память о ветхозаветном праотце Иосифе, в обстояте­льствах жизни которого она представляет про­образы страданий, смерти и прославления Спа­сителя. В других песнопениях, как и в чтении Евангелия повествует об иссохшей смоковни­це, которая изображает судьбу лукавого сон­мища Иудейского, хвалившегося своим бла­гочестием и в своем ослеплении предавшего Господа на смерть.

Далее

воскресенье, 1 апреля 2018 г.

Вербное воскресенье в России

Шварц В.Г. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти
Шварц В.Г.  Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти.
1865. Государственный Русский музей
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».



Совершение обряда "Шествие на осляти" в неделю вай (Вербное воскресенье) в царствование Ивана Грозного

Совершение обряда «Шествие на осляти» в неделю вай (Вербное воскресенье) в царствование Ивана Грозного.
Тоновая литография В.Тимма с рис. Адольфа Шарлеманя. Лист: 35×52 см.
Из серии «Русский Художественный Листок» №10.
СПб., печатано в литографии В.Тимма, 1862 год

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

Хождение на осляти. Шествие патриарха на осляти в Вербное воскресенье. Вячеслав Григорьевич Шварц. 1860-1870-е. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина

Хождение на осляти.
Шествие патриарха на осляти в Вербное воскресенье.
Вячеслав Григорьевич Шварц. 1860—1870-е.
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина

Иисус Христос. Том 2. Книга пятая. Смерть Ииуса Христа и последующие события. Глава первая.Торжественный вход в Иерусалим (Дидон)

Вербное Воскресенье. Открытки

Проповеди:


Беседа на Вход Господень в Иерусалим. Святитель Иоанн Златоуст

Благословен Грядущий. Митрополит Превезы и Никополя Мелетий (Каламарас)

Вербное воскресение. Протопресвитер Александр Шмеман

Кратковременное прославление Христа. Митрополит Неаполи и Ставруполи Варнавас

Слово въ недѣлю Ваій . Митр. Платонъ Городецкій († 1891 г.)

Слово въ недѣлю Ваій. Архіеп. Арсеній (Брянцевъ)

Слово на Вербное Воскресенье Кирилла Туровского

Проповедь в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим). Протоиерей Валентин Амфитеатров

Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова

Поучение. В Неделю Ваий.   Прот. Родион Путятин

Поученіе. Въ шестую неделю Великаго поста. Еп. Іустинъ Полянскій

Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Проповедь протоиерея Александра Дягилева

Проповедь на седмицу 6-ю Великого поста (седмица ваий) архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Видео:

Вход в Иерусалим

Вход Господен в Иерусалим. Вербное воскреснье
В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почками).

С. Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье»,  181×187, 1900.

С. Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье»,  181×187, 1900.

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти» — обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.


Празднование Вербного воскресенья на Красной площади.

Празднование Вербного воскресенья на Красной площади.
Рисунок австрийского посла Августина Мейерберга, побывавшего в Московии в 1661-62 гг.
Книга «Путешествие в Московию» Августина Мейерберга (1612—1688) впервые увидела свет на латинском языке без обозначения места и года издания и вскоре была переведена на французский (1688) и итальянский (1697).

Изображен Кремль, царь Алексей Михайлович ведет лошадь, на которой восседает патриарх, по обеим сторонам шествия лежат ниц московские стрельцы, в санях везут украшенную вербу.

«Воскресенье за неделю до Пасхи называется Вербным, да и вся неделя — Вербной, — сообщал Олекса Воропай. — Посеянное в Вербную неделю, по народным поверьям, будет лыковатым, как верба. Даже буряк вырастет не сладким, а горьким». Именно поэтому в этот день киевляне, как, впрочем, и все иные благочестивые христиане, посевными работами не занимались. В Вербное воскресенье святили за много веков до нас, да и поныне святят вербу. С утра на воскресное богослужение в храм сходятся все — и стар и млад: «Грех не пойти в церковь, когда святят вербу». Когда кончится служба и священник окропит ветки святой водой, дети стараются поскорее найти и проглотить по нескольку «котиков» — «чтобы горло не болело». Был когда-то в Украине обычай носить свяченую вербу от церкви к церкви. Хозяева, возвращаясь из церкви со свяченой вербой, в дом не заходили, а сразу же сажали на огороде по нескольку веточек, «чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на пользу», а оставшуюся несли в дом, ставили под святыми образами и бережно сохраняли…

Того, кто проспал заутреню, били в тот день свяченой вербой, приговаривая:

«Не я б'ю — верба б'є,
За тиждень Великдень,
Недалечко червоне яєчко!».

В Бельгии и поныне в Вербное воскресенье крестьяне втыкают ветки вербы по краям поля, надеясь при этом, что оно будет надежно защищено от всяческих напастей. Этот же обычай существует и в Австрии, в частности на околицах города Земмеринг. Вероятно, посадка вербы в Вербное воскресенье у нас в Украине также имела «очищающий» характер; во всяком случае, целью было защитить землю от потенциального вреда. Обычай этот, вероятно, пришел еще из языческих времен с их обширным пантеоном добрых и злых духов.

Парни и девушки стегали друг друга свяченой вербой по дороге из церкви домой, приговаривая:

«Будь великий, як верба,
А здоровий, як вода,
А багатий, як земля!».

Иногда приговаривали еще и так:

«Шутка б'є — не я б'ю,
Віднині за тиждень
Буде в нас Великдень!».

Интересно, что была в календаре предков Вербная или Лазарева суббота. Собственно, она и сейчас именуется так в церковных календарях. Посвящена суббота чуду воскрешения Христом Лазаря. Этот день в Киеве был большим праздником для всех детей. Во время церковного обхода на вечерней службе дети носили вербу; тот, у кого оказывался самый длинный прутик вербы, становился счастливчиком, которому по-доброму завидовали сверстники. У Александра Терещенко есть интересные сведения о том, как воспитанники духовных школ — бурсаки — принимали в походах с вербой живейшее участие. Воспользуемся примечательными сведениями, приведенными известным исследователем Анатолием Макаровым в его книге «Малая энциклопедия киевской старины». Материал, приведенный автором, весьма обширен, и я позволю себе несколько его сократить. Итак: "В старой Украине и в Киеве Вербная суббота была отмечена особыми обрядами, имевшими глубокий символический смысл. В вечер Лазаревой субботы в церквах освящались листья папоротника («вайи»), напоминавшие те пальмовые ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Христа, видя в нем воплощенного Мессию.


Метки:
Pages: 1 2

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...