среда, 10 января 2018 г.

Михаил Погребинский: Захват Киево-Печерской Лавры будет переходом «красной линии»

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, мужской монастырь
Захват Киево-Печерской Лавры, о возможности которого вновь заговорили после пикетирования монастыря украинскими неонацистами, будет переходом «красной линии».
Напомним, что в понедельник сайт «Громадське ТВ» («Общественное ТВ») сообщил, что около 30 человек в балаклавах из националистической группировки С14 заблокировали въезд в пещеры Киево-Печерской лавры и перекрыли шлагбаум. На странице организации в Facebook сказано, что ее участники проводят у Киево-Печерской лавры «акцию против ФСБ».
Собравшиеся держали в руках файеры и транспаранты. Переговоры с протестующими вел наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел.

Далее

воскресенье, 7 января 2018 г.

Рождество Христово

Празднование 7января/ 25 декабря
Иконография

Рождество Христово. Холмогоры
  • Рождество Христово. Холмогоры
Рождество Христово. Украина
  • Рождество Христово. Украина
Рождество Христово. Тверь
  • Рождество Христово. Тверь
Рождество Христово. Синай
  • Рождество Христово. Синай
Рождество Христово. Святогорская Лавра
  • Рождество Христово. Святогорская Лавра
Рождество Христово. Румыния
  • Рождество Христово. Румыния
День Рождества Христова установлен в честь рождения в Вифлееме Богородицей Божественного Младенца Иисуса Христа и с IV в. отмечается церковью 25 декабря (по новому стилю – 7 января). С того же времени это событие получает свое воплощение в изобразительном искусстве.
Один из основных мотивов икон Рождества – приветствие явления Христа в мир и поклонение Богу как Царю и Судие. Весь миp: ангельский сонм, волхвы с дарами, пастухи и даже Вифлеемская звезда поклоняются Богомладенцу.
В основу изобразительного сюжета легли рассказы евангелистов Матфея и Луки и апокрифические книги, в первую очередь Псевдо-Матфей и Протоевангелие Иакова, где приведены все подробности, отраженные в иконах. Так называемая ковровая композиция иконы изображает на одном уровне события, произошедшие в разных местах и в разное время,  так что мы видим их одновременно. Согласно апокрифическому Псевдо-Матфею, животные поклонились Христу в яслях на третий день по Рождеству, а волхвы, дошли до Иерусалима и Вифлеема лишь через два года. Это не мешает изображать волхвов в сцене Рождества рядом с вертепом и яслями. Акценты расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения.
Сюжет Рождества, один из первых «исторических», а не только символико-аллегорических сюжетов, довольно часто появляется, например, в римских катакомбах (в катакомбе св. Себастьяна IV-V в. изображены вол и осел, склонившиеся над яслями с Богомладенцем). Раннехристианская иконографическая схема сюжета Рождества с некоторыми вариациями сохранилась по сей день. Со временем византийское искусство выработало стойкий канонический образец, в котором соединены все эпизоды предания и который послужил образцом для  композиционного построения Рождества Богоматери и Рождества Иоанна Предтечи.
Русская иконография Рождества получила свое начало в Византии. Самые древние русские изображения, непременно присутствующие в праздничном ряду иконостаса, следуют византийскому канону. Позже стала бытовать неполная схема, появились отступления от канона. Согласно решению Стоглавого Собора 1551 года («Стоглав собор бывший в Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче в лето 7059»), эталоном иконописи были признаны иконы письма Андрея Рублева как «наиболее православные» и каноничные: «Писати живописцамъ иконы съ древнихъ образцовъ, како греческия живописцы пишутъ или писали, и какъ писалъ Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти».и какъ писалъ Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти».

Далее

суббота, 6 января 2018 г.

6 января Рождественский сочельник

Изображение

В Рождественский сочельник принято печь колядки, козули, коровки, для Рождественского колядования.
Но это угощение для самого праздника Рождества, а в сочельник на столе обязательно сочиво, оно же кутья, канун (блюдо из вареных зерен пшеницы с медом, орехами и сухофруктами) и фруктовый или ягодный взвар.

Далее

пятница, 5 января 2018 г.

Что делать с Украиной?

Что делать с Украиной?

Изображение

Вопрос чрезвычайно сложный, и прежде, чем ответить на него, следует решить, что нам абсолютно НЕ следует делать на украинском направлении.

Первое и основное, – ни при каких условиях нельзя доводить дело до прямого вооруженного конфликта между Россией и Украиной. Именно этого добиваются американцы, организовавшие серию «цветных майданов» и вооруженных провокаций против ДНР/ЛНР. Им важно, чтобы в отношениях между русскими и украинцами пролилось как можно больше крови. Тогда будет выполнена стратегическая задача создания на юге России длительного очага напряженности. Одновременно с этим решалась бы и задача политического ослабления Европы, поскольку наличие острого вооруженного конфликта или серьезной политической напряженности у ее восточных границ, безусловно, негативно повлияло бы и на внутреннюю, и внешнеполитическую стабильность не только пограничных с Украиной государств, таких как Польша, Венгрия, Румыния и Молдавия, но и ЕС в целом.

При этом возникает законный вопрос. Неужели европейские политики не понимают, к каким последствиям может привести линия на поддержку марионеточного украинского правительства, появившегося на свет в результате государственного переворота 2014 года? Прекрасно понимают, как понимают украинские деятели типа П.Порошенко и иже с ним. Однако беспрекословно подчиняются политическому диктату США, потому что их личные деньги лежат в западных банках. Вывез свои капиталы на Запад – перестал быть независимым политиком.

Влияние на европейцев со стороны Соединенных Штатов оказывается по многим направлениям – от прямого политического давления на отдельных политических деятелей до угрозы различного рода экономических санкций в отношении предприятий, отраслей или даже страны в целом. Не гнушаются и откровенными провокациями. Помните, как избавились от строптивого директора-распорядителя Международного валютного фонда Стросс-Кана? Организовали громкий скандал, обвинив его в сексуальном насилии.

ЦРУ и Агентство национальной безопасности получили полную свободу действий в европейских государствах непосредственно от лидеров этих государств. Это не помешало американцам организовать прослушку, контроль за перепиской и слежку за самой политической элитой европейских стран. Чего стоит известный скандал по поводу прослушки канцлера ФРГ Ангелы Меркель и других видных политических деятелей этой страны!

Во-вторых, нельзя присоединять к России отколовшиеся от Украины самопровозглашенные республики Донбасса (и другие территории, какие могут последовать их примеру в недалеком будущем). Причины этому не только политические (Запад сможет развернуть в мире мощнейшую антироссийскую пропаганду), но и экономические. Как показал опыт последних лет, западные санкции нам не страшны, так как в большинстве случаев малоэффективны или даже наносят вред самим инициаторам. Причина в другом. В большинстве украинских регионов разрушена экономика, население доведено до нищенства. Взяв на себя ответственность за территории, откалывающиеся от благополучной в прошлом республики СССР, бюджет России не выдержит нагрузки по восстановлению в них экономики и выравниванию социальных стандартов для их населения с общероссийскими, как это имело место в Крыму.

Далее

четверг, 4 января 2018 г.

Живое слово о Рождестве

Рождество Христово
Рождественская повесть Диккенса, «Сделка с призраком» — об одном учёном, которого тревожат различные горести и неудачи.



Некий призрак предлагает ему забыть всё плохое и все прежние обиды, и учёный принимает такое предложение. Однако он забывает и о том, что сам способен совершать зло, — и он начинает огорчать своих близких. Он забывает не только свою пережитую боль, но и то, как ему было больно, а потому не думает и о том, что больно может быть и другим. В конце концов он понимает, что воспоминания о нашей прошлой боли остаются с нами, чтобы мы научились прощать. И в этом та важная роль, которую Христос доверяет нашей памяти о том, как нас обижали — чтобы мы простили обидчиков и сами никогда не совершали над другими то зло, которое, как мы помним, было некогда совершено по отношению к нам.

В конце повести память о боли возвращается к учёному, но теперь он воспринимает её не как страдание, но как благословение, не позволяющее ему вредить другим.

– Вы человек ученый, а я ничему не училась, – сказала Милли. – Вы весь свой век все думаете, а я думать не привыкла. Но можно я вам скажу, почему мне кажется, что хорошо нам помнить обиды, которые мы потерпели от людей?


– Скажите.


– Потому что мы можем прощать их.


– Милосердный Боже! – молвил Редлоу, поднимая глаза к небу. – Прости мне, что я отверг Твой великий дар, который роднит смертных с Тобою!

Диккенс гениально открывает, что память о зле дана нам затем, чтобы мы всегда творили добро.

«Рождество – это пора, когда громче, нежели в любое иное время года, говорит в нас память обо всех горестях, обидах и страданиях в окружающем нас мире, которым можно помочь, и, так же, как и все, что мы сами испытали на своем веку, побуждает нас делать добро».

При жизни Диккенса много ругали критики. Обвиняли и в трафаретности героев, и в нежизненности ситуаций, и в отсутствии мыслей, и в том, что он вызывает у читателей слёзы, упорно не желая видеть в слезах способ очищения читательской души. Теперь имена всех этих критиков известны только немногим учёным, а Диккенс всё так же возмущает тех, кто одержим страстью. Мудрый Честертон писал, что «несчастные и невесёлые люди не могут читать его без раздражения».

Когда Диккенс читал «Колокола» друзьям — они плакали. Нужно быть созвучным доброте, чтобы понимать Диккенса.

Диккенс хотел сделать Рождество днём, когда люди обращаются к милосердию, как к единственно верному образу жизни. А путём к милосердному сердцу по Диккенсу являются слёзы очищения, которые он и хотел вызвать своими рождественскими сказками.

К Рождественской теме у Диккенса современный человек не приступает случайно. Он должен быть к ней готов. Впрочем, и всё высокое в этом мире требует подготовки. Помню, как один мой друг жаловался, что чувствует себя среди молодых сверстников белой вороной, потому что не пьёт и во всём пытается отыскать более глубокий смысл. Потом он встретил Христа и стал миссионером, но этому предшествовала готовность души, а такое никогда не даётся сразу.

Для меня Рождество всегда было любимым праздником, некой сказкой наяву, и первым храмом в моей жизни был храм Рождества Христова. Уже потом я много удивлялся мудрости Неба, приведшего меня именно сюда – ведь Рождество со времён Викторианской Англии и Диккенса означает ещё и радость о собственном доме. А поскольку в моей юности мой дом был очень далёк от окна в рай, то всю эту сказку и красоту домашнего уюта я находил в Рождестве.

А попал я в этот храм необычным образом. В то время у меня было много вопросов к мирозданию, и я понимал, что больше всего хочу получить ответы у очевидцев сокровенной сути. Это было время, когда церковное книгопечатание только зарождалось после развала СССР, и потому серьёзной и глубокой литературы было не достать. И мне попросту неоткуда было узнать о красоте церковной мысли, об охвате и разрешении философских, культурологических, филологических и исторических вопросов в свете небесной мудрости. Люди, ходившие вместе со мной в храмы, во всяком случае таких ответов не знали и даже вопросов не задавали.

И вот как-то раз моя мама, выполняя некое поручение на своей работе, зашла в храм поставить свечку перед ответственным делом. Она увидела священника, который что-то рассказывал некой женщине. Мама прислушалась и с удивлением отметила, что ответы священника глубоки. Её удивило звучащее в этих ответах знание иного мира и способность посмотреть на земные проблемы именно с неба.

Как я потом пойму, именно так и святые отцы прежних веков находили ответы на новые вопросы, которые ставила перед ними история. А именно – ощущали вечность в себе и потому могли каждый раз дать оценку вопросам времени, исходя из своего ощущения вечности.

А потом оказалось, что этот священник – такая редкость – был всего один из трёх в огромной епархии, кто умел и хотел работать с молодёжью. И в его храме всегда было много студентов. А студенты, конечно, спрашивали и искали ответов.

Спустя много лет думая обо всём пережитом, я удивляюсь, что христианство обладает колоссальным сокровищем осмысления бытия в Духе, хотя это сокровище редко кому нужно среди людей церкви. Но зато, если уж встречаешь такого живущего Евангелием и мировой красотой человека, то всегда поражаешься, что даже всего одного его бывает достаточно, чтобы на земле ещё раз зажегся свет.

Я увидел сколько правды в словах, которые в «Трёх мушкетёрах» произносит Атос. «Мы счастливы, потому, что мы вместе. Это очень много, дорогой Д`Артаньян, может быть, это дороже всего, что есть на свете».

Но, вместе с тем, я увидел, что далеко не в каждом ходящем в храм человеке христианство расцветает в красоту. Часто люди останавливаются на уровне формы, они научились выполнять ритуал и обряд, но личной встречи не произошло, и потому им нечего передать. А, между тем, ещё А. Шмеман писал, что «Больше всего нужно нашему холодному веку живое слово о живой вере. Не просто знания, а живой опыт». Ведь христианин – это тот, кому стоит только пройти по городу, и все вокруг ещё неделю будут говорить об этом. Настолько глубоко и его лицо, и его понимание жизни. И это понимание рождается только от обретаемой и переживаемой вечности, а потому не может быть вычитано в книгах, разве только как уже свершившийся факт. Христианство и высокое искусство помогают не только смотреть на мир, но и прозревать его до глубин, на которых действует Бог. Хотя такое понимание возможно лишь по мере духовного опыта, который уже есть у человека.

По этому поводу есть удивительная история из книги В. Цветова «Пятнадцатый камень сада Рёандзи». Большой японский банк. Президент банка — японец, а вице президенты — американцы. Автор книги берёт интервью вначале у американцев. Первый вопрос: «Как к вам относится президент?». Они отвечают: «Он позволяет нам самостоятельно принимать решения, лоялен и высоко оценивает наш труд». «А что в действиях японского президента вы хотели бы изменить?». Их ответ: «Он не знает цели, к которой нужно стремиться».

Потом автор берёт интервью у того же президента. Первый вопрос: «Как вы оцениваете работу ваших американцев?» Ответ: «Они умны, грамотны и не боятся принимать решения».

Второй вопрос: «А чтобы в их деятельности вы хотели бы изменить?» Японец отвечает: «Они никак не поймут цели, к которой надо стремиться»…

И обретению подлинности помогает прикосновение ко всему, что живо. Ведь лишь живое способно пробуждать души к жизни. Такова и великая литература, которая ведёт человека к небу не сюжетом, но звучащей с её страниц благодатью. Это то, о чём Клайв Льюис писал, что «Блаженство не в книге, не в музыке – оно только виднеется сквозь музыку и книгу как весть из дальней страны».

В этом контексте приведу цитату из американского фантаста Рэя Брэдбери:

«Нет, нет, книги не выложат вам сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно, — в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое».

Этими словами Брэдбери пытался передать возможность созвучия сердца Духа Святому, когда ты, вобрав в себя опыт всех предыдущих эпох, поступаешь в своей жизни единственно верным образом.


Метки:
Pages: 1 2

вторник, 2 января 2018 г.

понедельник, 1 января 2018 г.

Преподобный Илия Муромец, Печерский

Икона Святого Преподобного Илии Муромца, Печерского
XIX в. Киево-Печерская Лавра.
Икона находится у раки мощей святого.
Память 19  декабря/ 01 января
По словам Кальнофойского, он жил за 450 лет до его времени, и след. около 1188 г. и по народному назывался Чеботок. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.
Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Прп. Илия — не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.
Страсти по Илье
Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164—1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова. Известно, что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преп. Илия.
В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением».

Далее

Память святого мученика Вонифатия

Святой мученикъ Вонифатій
Память 19 декабря/1 января
Святой мученик Вонифатий был из сельских жителей, простой воин маовитянин.

Толстые руки землепашца и большие кисти с мясистыми пальцами сжимали рукоять длинного и тяжелого меча неказисто и неумело, словно черенок лопаты. Вонифатия позвал долг перед семьей, кому-то надо было пойти воином к восставшим. На отце была большая семья, старший брат Елисей – женат и имел детей, а младший брат Иорам был еще молод, а три сестры – не в счет.
Святой мученикъ Вонифатій
В боях с римлянами Вонифатий был бесстрашен и своей неумелостью владеть мечом приводил в ужас нападавших легионеров. Он рубил направо и налево, как будто орудовал не двуручным мечом, а колол дрова топором. За ним шли товарищи, прикрывая Вонифатию спину от случайного удара.
Сила восставших ма-овитян таяла на глазах, легионеры теснили их последние отряды, помощи ждать было неоткуда. Но Вонифатий даже не задумывался о своей судьбе, ему хватало кружки хмельного вина и случайной женщины на ночь.

Далее

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...