вторник, 28 июня 2016 г.

Что нужно делать в Петров пост?


Петров пост, или Апостольский, является одним из четырех великих церковных постов. Это единственный постный отрезок времени, который изменяется в продолжительности в зависимости от Пасхи. Колебание составляет от 8 до 42 дней. Если Пасха ранняя, то время Петрова поста соответственно увеличивается, если поздняя – уменьшается. В нынешнем году Светлое Христово Воскресенье праздновалось относительно поздно, потому Петров пост длится всего две недели – с 27 июня по 11 июля.

Пределы Апостольского поста следующие: понедельник, который следует за Неделей Всех святых (празднование данной Недели подвижно, так как зависит от Пасхи), и неподвижное 29 июня по старому стилю (12 июля н. ст.) – день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, в который оканчивается вышеупомянутый пост.
В эортологии (богословская наука о праздниках) известны два этапа в истории Петрова поста, несколько отличающиеся своим конкретно-историческим событийным содержанием. Данный пост после Пятидесятницы известен почти с апостольских времен. Повод к его установлению можно усмотреть в следующих словах Спасителя, сказанных Им ученикам святого Иоанна Крестителя: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Здесь жених – соответственно Христос, сыны чертога брачного – святые апостолы. Время, когда жених находится с сынами чертога, – земная жизнь Спасителя. Отнятие жениха – соответственно Крестная смерть Христова. В богослужебном же литургическом значении можно увидеть следующую параллель. Время от Пасхи до Вознесения Господнего – это время, когда Господь наш Иисус Христос пребывал на земле среди апостолов. Еще до Пятидесятницы пасхальные торжества продолжаются – это время Триоди Цветной, время сошествия Святого Духа. И после того как жених был отнят (Христос вознесся на небеса, низводя оттуда Святого Духа), наступает время поститься. Образно выражаясь, время, когда младенчик отнимается от маминой груди и постепенно вырастает в отрока, который должен научиться разговаривать, ходить, принимать решения самостоятельно. Пятидесятница состоялась, Господь создал свою Церковь. Ее и врата ада не одолеют. Теперь пришло время ученикам Христовым стать зрелыми мужами-апостолами и своими трудами, молитвами, постом благовествовать слово Божие по всей вселенной.
Господь Петровым постом будто бы нам говорит: «Я потрудился ради вас. Я наклонил само небо, воскресил и вознес вашу природу к Престолу Божию. На вас изливаются щедрые дары Святого Духа. Теперь же и вы потрудитесь, попоститесь ради Меня, чтобы приблизиться ко Мне».
Но вернемся к двум историческим конкретно-событийным смыслам Петрова поста. Как уже говорилось выше, он был известен с древнейших времен новозаветной Церкви. Одно из первых упоминаний о нем можно встретить в сочинении «Апостольское предание» священномученика Ипполита Римского (III век). А святитель Лев Великий, Папа Римский, писал о Петровом посте во второй половине IV века: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Далее

суббота, 27 февраля 2016 г.

Православие – это не прямая путевка в рай. Часть 2

Архимандрит Андрей (Конанос)
Архимандрит Андрей (Конанос)
Кто такой православный христианин? Зачем нужна Церковь? Безгрешны ли святые? Чем грешный человек, у которого есть шанс на спасение, отличается от грешника, которого нельзя спасти? Нужно ли дистанцироваться от Церкви, боясь запятнать ее своими грехами? На эти и многие другие вопросы отвечает во второй части беседы архимандрит Андрей (Конанос).

Православие – это путь, как говорится: «Приди, чтобы увидеть!» Но не говори: «Я пойду, чтобы найти Бога!»
Да, но какого Бога ты найдешь, бога своего воображения? Не воображаемого бога, а Бога, Которого ты когда-то нашел в Иерусалиме, там, где Он родился, Он является Богом. Все остальное – это плод твоего ума, наш ум рождает идеи, которые могут быть хорошими, некоторые из них являются блестящими, интеллигентными, но Бог не постигается только нашими силами, Он должен прийти и озарить нас.
Ты, Господи, нас просвещаешь, Ты делаешь первый шаг. Он первый возлюбил нас, первый нашел нас, и мы говорим: «Боже мой, благодарю Тебя!» И на Твое приглашение мы отвечаем Тебе нашим Православием, на Твое приглашение мы целуем Твою руку. И видим, что рука пробита, окровавленная, распятая. «Мы любим Тебя, потому что через эту руку мы видим Твою любовь, видим, что Ты пришел к нам не для того, чтобы вынести приговор, не заставляешь нас что-то делать, а все Ты сделал сам».
Православие – это отдаваться Божьей любви и наслаждаться этой любовью. Из-за честолюбия ты начинаешь подвизаться, но не потому что ты должен, обязан, не для того, чтобы выполнить чей-то приказ или из боязни кого-то, кто стоит над тобой с кнутом в руке,чтобы бичевать тебя, и говорит: «Сделай это! Сейчас тебе надо сделать это! Сделай то! Православие означает, что надо сделать вот это, то и это…»
В Православии нет слов«надо», «нужно» и «необходимо». С того момента, как Христос был распят, мне ничего не нужно делать, потому что Христос смотрит на тебя и говорит:
— Не распинай Меня дополнительно со своими словами: «Надо, нужно, необходимо». Что «надо»? Поэтому я был распят, чтобы не было уже этих «надо»! Чтобы исчезли все эти «нужно»,законные постановления Ветхого Завета. Вам надо сделать то, нужно сделать столько-то шагов, необходимо съесть это, надо сделать вот это! – И Христос говорит: Не нужно, уже нет необходимости в этом терзании, удушье, в этой тирании в твоей жизни! Я прихожу и освобождаю тебя, больше нечего не «нужно»!
А мы говорим: «Господи, ничего не нужно, Ты говоришь так из любви, но мы из любочестия и благодарности постимся, молимся, любим Тебя, делаем поклоны.
Для всего этого мотивом является не закон, не долг, не эти формы Ветхого Завета, не правила, а наша любовь, признательность, потому что оправдание приходит от Бога. Никто не может оправдаться делами закона, лишь Христос оправдывает: что бы ты ни делал, даже если будешь поститься сто постов, даже если будешь поститься не сорок, а восемьдесят дней, если Бог не захочет, то ты не спасешься. Он спасает тебя даром.Поэтому многие спасаются, кто никогда не постился или не мог поститься по разным причинам. Не пост спасает, но ты будешь поститься, и потому что ты должен понять, почему необходимо соблюдать пост, и будешь поститься с радостью и благодарностью Христу, будешь делать поклоны не потому, что ты чей-то раб, а потому что твоя душа вздрагивает и преклоняется перед Богом от благодарности и радости. То есть все вдруг меняет свой смысл и содержание.
Молодежь говорит: «Отлепись, выйди оттуда, где ты прилип, где ты увяз, двигайся, чтобы найти Бога, но не делай этого эгоистично, оставь свой ум в углу, посмотри на Бога, Который нас нашел».
Даже если ты умён, используй свой ум в других местах – в компьютере, создавай компьютерные программы.Прекрасно, молодец, ты очень умный! Но Богу не нужна такая мудрость, оставь ее в углу. Богу нужны простые люди. Я тебе так скажу, Богу нужны не те люди, которые видят в небе птиц, а те, которые видят в небе ангелов, а чтобы увидеть их, не нужен ум, а нужны невинность и простота. Некоторые люди говорили в прошлом: «Он какой-то простоватый человек!» Но такие «простоватые» люди имеют очень горячее сердце и сильную веру. А некоторые очень умные люди на самом деле хитрецы, которые теряют Бога. У них такой большой интеллект, но они не видят Бога, и другой со своей простотой – видит. Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых людей, которые других называют безумными, будто они поняли смысл Православия. В то время как некоторые умные люди не знают, что такое Церковь, Православие, смирение и думают: «Я это исследую!» Исследуй. Что ты надеешься найти, чего сам достигнешь? Бог сделал шаг, но не ты находишь Его, Он находит тебя, и что ты делаешь? А мы удивляемся тайне, с верой говорим «Аллилуйя!»
Мы удивляемся, поклоняемся, принимаем это и говорим:
— Господи, большое Тебе спасибо за то, что Ты пришел и нашел меня! Как Ты нашел меня?
И Он говорит тебе:
— Что делать, ты никогда бы не нашел Меня. Ты блуждал из одной религии в другую, из одной секты в другую.
Если вы зайдете в Интернет, то увидите тысячи религий, ересей, конфессий – все они считают, что обладают истиной, что только у них истина, но это ошибочная убежденность, она исходит из эгоизма, который является корнем проблемы.
К сожалению, мы православные не потому, что мы смиренные, а потому, что мы находимся в Греции и крещены,и потому что Бог даром сделал первый шаг, но если мы будем эгоистами, мы потеряем наше Православие,потеряем мораль Православия.
Приди и виждь, не в теории, а на деле. Приди, чтобы увидеть. Исповедуйся, чтобы увидеть, что говорит Церковь, помолись, пойди в какой-нибудь храм, чтобы увидеть. Приди, чтобы увидеть – приблизься к Богу, иди и расскажи священнику о своих проблемах и грехах, читай Евангелие. Подвизайся, борись в себе, чтобы приспособиться,чтобы набраться опыта.
— Но, я не могу, я грешен!
Это не проблема!
— Но Вы …?
Мы, кто мы? Православные? Мы, православные, полны грехов, мы очень грешны, все мы грешники, и Православие является большим объятием, которое обнимает всех грешников.
— Но разве это не то место, где становимся святыми?
Это место, где становишься святым, но ты не становишься святым, лишь один раз зайдя в храм. Если посмотришь на иконы, увидишь, что на них изображены православные святые. Но покопавшись в их жизни и изучив их жития, какими они были во время земной жизни, то увидишь, что некоторые из них совершили много грехов, и даже, может быть, больше, чем ты. А почему они стали святыми? – Потому что раскаялись, потому что подвизались, но тут будь внимателен: они не превращали свой грех в образ жизни, не подавали дурного примера другим людям. Одно дело курить и говорить: «Я борюсь, но не могу бросить. Господи, прости меня! Хочу бросить курить, я борюсь! Православный ли я?»
Разумеется, ты православный, который курит, у тебя есть одна слабость. Но если ты говоришь: «Курение – не грех. Нигде в Евангелии об этом не написано. Ничего плохого нет в курении!» – то ты превращаешь свой грех, свою слабость в образ жизни, делаешь из этого лозунг, влияешь таким образом на людей. Тогда это является еретическим мышлением, и ты не сможешь спастись. Не потому, что ты куришь, не потому, что ты грешник или прелюбодей, а потому, что превращаешь свой блуд, грех, порок, свою развращенность и заблуждение в пример для других. Например, кто-то говорит: «Я хочу иметь добрачные отношения!» Да, я уважаю тебя, это твое право. То есть я уважаю твою жизнь, ценю тебя, не обвиняю тебя, не ругаю тебя за то, что ты это делаешь, но я не могу сказать тебе, что Христос об этом не говорил. Но если ты заявляешь: «Христос нигде об этом не говорит, ничего не запрещает, и все позволяет!» – то это уже еретическое мнение, так ты становишься эгоистом, твой ум распухает, нет того смирения грешника, который говорит:
— Я грешен, прости меня Господи! Я грешу, живу с девушкой, у меня добрачные связи, прости меня, я хочу бороться, хочу приложить усилия, православный ли я?


Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...