Святой Герман родился в конце V века в городе Отене.
По окончании учебы он удалился к одному из своих родственников,
священнику, и вместе с ним 15 лет вел благочестивую жизнь в подвигах,
молитве и вознесении псалмов. Слава об угоднике Божием
распространилась по округе. Тогда епископ Отенский рукоположил его в
священника, а затем назначил аббатом знаменитого монастыря святого
Симфориана.
Согласно греч. Мученичеству, Еликонида жила во время консульства
императоров Гордиана1 (238-244) и Филиппа Араба (244-249)2; которые
издали эдикт о гонении на христиан. Родилась она и была воспитана в
Фессалонике3.
1. Святой Андрей такое видел сонное видение в начале своего подвига.
«Вижу я себя, говорил блаженный, в царских палатах, и Царь, увидев
меня, подозвал к Себе и сказал: «Хочешь служить Мне всею душою?
Святитель Геронтий стал настоятелем Симонова московского в честь
Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря незадолго до 1445 г.,
когда пожар уничтожил монастырский архив (о гибели монастырских актов
известно из грамоты монастырю вел. кн. Василия II Васильевича 1448
Геронтий. был среди церковных деятелей, активно поддерживавших вел.
кн. Василия II во время борьбы с кн. Димитрием Юрьевичем Шемякой за
великокняжеский стол в 1446—1447 гг. Возвратив в февр. 1447 г. вел.
княжение, Василий II уже 28 марта дал Симонову монастырю жалованную
тарханную и несудимую грамоту с широким объемом привилегий (полный
судебный иммунитет, замена всех налогов полтиной оброка.
В 17 лет дворянка Елена Васильевна Мантурова, стремившаяся к
светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни через
видение страшного змия, собиравшегося поглотить ее.
Она закричала: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву — никогда не
выходить замуж и уйти в монастырь!» Змий тут же исчез. После этого
случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много
молиться. Она жаждала скорее уйти в монастырь, страшась гнева Царицы
Небесной за неисполнение данного ею обета. Но только через три года
преп. Серафим благословил Елену Васильевну поступить в Дивеевскую
Казанскую общинку, все это время испытывая ее. «Не монастырь путь
твой, — говорил Батюшка, — ты замуж выйдешь, и жених у тебя будет
преблагочестивейший...» Только потом Елена Васильевна поняла, о каком
женихе говорил батюшка Серафим: он имел в виду Небесного Жениха —
Самого Господа Иисуса Христа.
Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады
Амиром города Никеи некто Константин, увидев икону Божией Матери,
схватил камень, бросил в икону. Разбил ее и затем начал попирать
ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: "Ты
учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на
погибель". Наказание последовало незамедлительно.
Красоты этого мира, тленные и преходящие, умеют привлекать любящих
их и этой малой сладостью колебать чувства возжелавших их, воспарять
ум их страстями и заставлять не только презирать обещанные блага, но и
отвращаться — увы! — от самого Творца истинной жизни, предпочитая эти
настоящие блага будущим и добровольно принимая лютую и бесконечную
смерть.
Митрополи́т Киприа́н (ок. 1330 — 16 сентября 1406) —
митрополит Киевский, Русский и Литовский (1375—1380), митрополит Малой
Руси и Литвы (1380—1389), митрополит Киевский и всея Руси (1389—1406),
единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века
христианский политический деятель, не подчинившийся власти Золотой
Орды, писатель, редактор, переводчик и книгописец.
Ппринял пострижение в монашество и был назван Нилом, во имя Нила
Постника, подвижника Синайской горы. Приняв на себя ангельский образ,
прп. Нил начал проводить высокую подвижническую жизнь, удручая плоть
свою строгим воздержанием. Сколько лет подвизался преподобный в обители
— неизвестно. Оставив Крыпецкий монастырь, преподобный около 1515 года
ушел в лесную пустыню и остановился в Ржевском уезде в дремучем лесу,
близ реки Серемхи. Подвижник питался здесь лесными травами и желудями.
Измождая плоть свою, он укреплял душу непрестанным богомыслием, постом,
бдением и молитвой.