Под ногами Христа поверженные врата ада и дьявол;
первым к Иисусу протягивает руку Адам, за ним Авель с агнцем в руках, и т. д.
(фреска Андреа Бонаиути да Фиренце в церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция. 1365—1368 годы)
О рождении свыше
(Ин. 3, 1-15)
Христос воскресе!
И днем, и ночью приходят к Господу Иисусу ученики. Днем — кто обрел
решимость все оставить и последовать за Ним. Ночью — кто хотя и тянется к
истине, но еще не в силах оставить мирские привязанности, подняться
выше мирских страхов. А Господь всех принимает. Каждому дает то, что он
может вместить, и каждого побуждает на большее и на лучшее.
Однажды ночью пришел и Никодим, один из начальников иудейских. Он
пришел и заговорил об одном, а Господь сразу заговорил о другом, о
главном, о необходимости заново родиться, если хочешь быть с Богом.
«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может
увидеть Царствия Божия». Никодим удивленно спросил: «Как может человек
родиться, будучи уже стар?» Какое рождение, когда скоро смерть?
На что Господь ответил: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
Здесь Господь говорит о святом крещении. Как в рождении по плоти:
младенец находится в материнской утробе в полной тьме, и вдруг выходит в
ослепительный свет. Его окружает множество предметов, множество звуков,
среди которых он начинает различать голоса родителей. Но ребенок не
сразу осознает, что с ним произошло. Лишь постепенно развивается
способность ощущать и запоминать, он осваивается в Божьем мире и уже не
представляет, как могло быть иначе, как он мог не существовать?
Так и во Святом Крещении. Человек рождается от воды и Духа в жизнь
вечную. Сын плотских родителей усыновляется Небесному Отцу, Который есть
Дух. И как свет Божьего мира не сравним с утробной тьмой, так и свет
Царствия Небесного не сравним с этим миром.
И даже когда крестившийся не испытывает сразу полноты чувств, — все
равно: событие произошло, и теперь он будет духовно расти и все
отчетливее слышать голос Отца Небесного, о чем Господь и сказал
Никодиму: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь,
откуда приходит, и куда уходит».
Не знаем откуда, не знаем куда, но знаем, что везде звучит для нас
этот голос Духа: и в Священном Писании, и в церковном богослужении, и в
подвигах истинных христиан, и в премудром устроении мира. И пасхальная
радость, которую мы переживаем в эти дни, тоже голос Духа. Казалось бы,
отчего? Мы же видим, что люди умирают, знаем, что и нас ждут врата
смерти и тления. Откуда же радость, откуда надежда?
Не знаем, откуда приходит и куда уходит, но знаем, что это есть. И
заглушить этот голос не смогли и не смогут, как писал Апостол Павел, «ни
скорбь, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни
меч» (Рим.8,35).
Все мы от этого Духа родились, и пусть мы еще младенцы духовным
возрастом, но и мы в эти дни, вместе с совершенными радуясь о Господе
Спасителе нашем, несем друг другу великую весть, разлитую во всем мире:
Христос воскресе!