понедельник, 19 августа 2019 г.

Преображение Спасителя

Профессор Мандзаридис Георгий
Икона "Преображение Господне"
Празднование: 6/19 августа
Преображение Спасителя занимает центральное место в Православной Церкви и богословии. Это событие, которое открывает славу Церкви и верующих. Это свидетельство нового состояния мира, которое начинается с появлением Христа в истории.

В момент Преображения Христос показывает скрывающуюся под человеческой природой нетварную славу Своей Божественности, приобщая к этой нетварной славе окружающих Его людей.
Пророки Моисей и Илия предстают с тем же блеском, что и Христос. Различие состоит в том, что Христос является источником этого Божественного сияния, в то время как Моисей и Илия лишь принимают его. Причина, по которой Христос преобразился перед Своими учениками, – это приближение дня Его Распятия: «Да егда Тя узрят распинаема страдание убо уразумеют вольное».
Преображением Христос, с одной стороны, подтверждает Свою Божественность, которая ранее была исповедана его учениками устами апостола Павла. С другой стороны, Христос показывает нам первый опыт пришествия Его Царства. Празднование Преображения 19 августа, возможно, не заставляет нас непосредственно связать это событие с Распятием Христа. Но если мы задумаемся о том, что через несколько недель, 27 сентября, совершается всеобщее празднование Воздвижения Честного Креста, напоминающего нам о Страстной Пятнице, мы улавливаем связь между этими праздниками.
Видео:
Лето Господне. Преображение
Преображение Господне. Патриарх Кирилл
Преображение Господа Бога и Спаса нашего. Закон Божий
Три свидетеля. Святыни христианского мира
Как исторический факт Преображение совершилось за несколько недель до Страстей. В церковном календаре, с исторической точки зрения, оно должно было праздноваться за несколько недель до Пасхи, возможно, за такое же количество времени, которое сейчас разделяет Преображение и Крестовоздвижение. Но нам не должен казаться случайным тот факт, что эту нишу занял другой праздник – день памяти святого Григория Паламы, богослова Фаворского света. Таким образом, второе воскресение Великого Поста за пять недель до Пасхи посвящено святому Григорию Паламе.
Характерно, что в трех Евангелиях о событии Преображения рассказывается сразу же после заявления Христа, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствия Божия, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Таким образом, Преображение Христа – это, как подтверждает и святоотеческая традиция, явление Царствия Божия «в силе». Своим Преображением Христос подтверждает и доказывает веру в Его Божественность, которую уже исповедовали ученики. В момент Преображения Христос не приобрел того, чего Он не имел ранее, но явил в той мере, в какой могли воспринять ученики, ту славу, которой Он всегда обладал как Богочеловек. Иными словами, слава, которую видели трое учеников на горе Фавор, не была мимолетным явлением, но вечным светом Божественной природы Христа. Об этом пишут и гимнографы нашей Церкви: «Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху». Свет Преображения – это нетварный свет Царствия Божия, который пришел в мир вместе с Христом. Конечно, Царствие Божие, будучи безначальным и вечным, не ограничивается временем, но перекрывает его и преображает. Царствие Божие настанет не после завершения истории, поскольку уже существует в ней, превосходя ее, и продолжит свое существование по ее завершении.
В действительности, пришествие Царствия Божия «в силе» представляет собой не что иное, как его явление «в силе». Это не приход чего-то нового, но демонстрация того, что существовало и будет существовать вечно. Как Нетварный свет, показавшийся ученикам в момент Преображения, существовал изначально и всегда пребывал в богочеловеческой ипостаси Христа, так и Царствие Божие, пришедшее в мир с Христом, порой открывается верующим, как предварение жизни Будущего Века.
Христианская вера основывается не на какой-либо этике и идеологии, но зиждется на явлениях Царствия Божия в истории. Интересно свидетельство апостола Петра, которое он приводит непосредственно после пережитого им опыта Преображения, чтобы подчеркнуть истинность христианской проповеди: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия» (2 Петр. 1:16).
Проповеди:
Проповедь на Преображение Господа нашего Иисуса Христа епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского)
Слово на Преображение Господне. Свт. Димитрий, митрополит Ростовский
Слово въ день Преображенія Господня. Прав. Іоаннъ Кронштадтскій
Слово въ день Преображенія Господня. Митр. Антоній Храповицкій
Слово на преславное Преображеніе Господа нашего Іисуса Христа. Преподобный Іоаннъ Дамаскинъ
Тайна Преображения Спасителя и тайна Cпасения. Иустин (Попович), архим
39. Слово въ день Преображенія Господня. Архіеп. Димитрій Муретовъ
40. Слово въ день Преображенія Господня. Архіеп. Димитрій Муретовъ
Поученіе. Преображеніе Господне (Духовное преображеніе наше есть достойный плодъ Господу. Поученіе по благословеніи плодовъ). Прот. Григорій Дьяченко
Поученіе. День Преображенія Господня. (Уроки изъ евангельскаго сказанія: а) для чего Господь показалъ ученикамъ Свою славу? б) для чего явились пророки? в) блаженство наше на небѣ). Прот. Григорій Дьяченко
Поученіе. Преображеніе Господне (Христіане должны молиться, чтобы имъ возсіялъ свѣтъ божественный, присносущный). Прот. Григорій Дьяченко
Обыкновенно свет без пламени исходит в этот день с Фавора. свящ. Георгий Кочетков
Не познав опыта небесного, человек не может освободиться от искушений земной жизни. Христовы Апостолы, мученики, святые и подвижники Церкви не сумели бы одержать победу над миром и все отдать Богу, если бы не удостоились в какой-то мере вкусить небесного блаженства. Принятие Христа осуществляется в нынешней жизни. «Мы теперь дети Божии; – пишет Апостол и евангелист Иоанн, – но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть” (1 Ин. 3:2).
Икона Преображения Господня: сияние Божественной славы
Икона Преображения Господня: испытание “видением Бога”
Преображение Господне
Преображение Спасителя
С Праздником Преображения/ Schimbarea la Fata a Domnului
Афон и Фавор
Чувство принятия Христа человек получает в своей жизни посредством соблюдения Божественных заповедей. Самоотречением и преданием себя Богу и Его воле, что являет собой некую форму смерти, человек становится верным участником Божественной жизни и Царствия.
Приобщение к вечности начинается не после Креста, но на Кресте. Послушание Божественной воле «до смерти» уже является участием в воскресении. Как слава Христа начинается на Кресте, сокрушающим силы лукавого, так и слава христиан начинается добровольным согласием на смерть за Христа, что, в свою очередь, попирает старого человека и открывает нового.
Преображение Христа – это подготовка к Кресту. Крест Христа – начало Его славы как человека. Во время Преображения Христос не приобретает ничего нового, но укрепляет учеников, ожидающих Его Распятия. Эта поддержка была необходима ученикам для принятия Страстей своего Учителя и впоследствии принятия своего собственно Креста во имя Учителя.
Дверью в Царствие Божие является Крест, равно как и слава Божия в мире начинается с Креста. Любое явление Бога в истории, как до, так и после пришествия Христа, – это предвосхищение или продолжение Христова Креста. Всяческий опыт Божественной славы в настоящей жизни предваряет или сопровождает опыт Крестного Таинства.
Источник: журнал “Ορθόδοξη Μαρτυρία”, Кипр. N 49 весна-лето, 1996. С. 1 – 8.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
Метки:

Православный календарь 19 августа ( 6 августа ст.ст.)

Успенский пост


Духовное преображеніе наше есть достойный плодъ Господу
Поученіе по благословеніи плодовъ.


В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобная Олимпиада (Стригалёва)Икона "Преображение Господне"
Святителя Феоктиста, еп. Черниговского (1123).
Преподобная Олимпиада (Стригалёва) (1828)
Священномученика Николая Заварина (1937)
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.
Величай, душе моя,// на Фаворе преобразившагося Господа. Рождество Твое нетленно явися:/ Бог из боку Твоею пройде,/ яко Плотоносец явися на земли,/ и с человеки поживе.// Тя, Богородице, тем вси величаем.
Pages: 1 2 3

воскресенье, 18 августа 2019 г.

Православный календарь 18 августа (5 августа ст. ст.)

Икона Преображение Господне
В этот день:

 Проповедь в воскресенье 9-й седмицы по Пятидесятнице

Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Праведная Нонна, мать святителя Григория БогословаМученик Освальд нортумбрийский, корольПреподобный Иов Ущельский, Соловецкий, чудотворец
Мученика Евсигния (362).
Праведной Нонны, матери св. Григория Богослова (374).
Мучеников Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV)
Святого Освальда нортумбрийского, короля и мученика (642)
Святителя Феоктиста, епископа Черниговского (1123)
Преподобного Иова Ущельского (1628).
Мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919)
Священномучеников Симона, еп. Уфимского (1921)
Священномученика Анфира, Папы Римского, (236)
Священномученика Фавия Папы Римского (250)
Мученика Понтия Римлянина (ок. 257).
Священномученика Иоанна диакона (1939).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

суббота, 17 августа 2019 г.

Святые семь отроков Ефесских

Икона "Семь отроков эфесских".
Память: 4/17 августа и 22 октября/4 ноября
Семь отроков Эфесских, (Семь спящих отроков; Семь святых отроков, иже во Ефесе; Семь отроков, во Эфесе спящих) — христианские мученики, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Почитаются также в исламе

Православный календарь 17 августа (4 августа ст. ст.)

Успенский пост
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Икона "Семь отроков эфесских".Преподобномученица Евдокия (Ия) Римляныня, ПерсидскаяРавноапостольный священномученик Косма Эталийский
Святые семь отроков Ефесских (ок. 250, 408-450).
Святого мученика Елевферия (ок. 305-311).
Преподобномученицы Евдокии (362-364).
Равноапостольный священномученик Косма Эталийский (1779)
Мучеников Симеона и Димитрия (1937).
Преподобномученика Михаила (Жука) (1937)
Казанская-Пензенская икона Божией Матери.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

пятница, 16 августа 2019 г.

Поверенный в делах США в Украине Уильям Тейлор дал интервью


Изображение

В ближайшие месяцы должна состояться не одна, а несколько встреч Дональда Трампа и Владимира Зеленского; одна из них запланирована в Вашингтоне.

И никакие кадровые решения Киева не являются условием для переговоров президентов Украины и США. Более того: то, что Андрей Богдан остается главой офиса президента, тоже, несмотря на распространенные слухи, не будет помехой для их встречи. Об этом с абсолютной уверенностью заявил редакторам "Европейской правды" и "Украинской правды" поверенный в делах США в Украине Уильям Тейлор в своем первом обширном интервью после того, как он снова возглавил американское посольство в Украине.

Тейлор – опытный дипломат, который прекрасно знает нашу страну: в 2006-2009 годах, при президенте Джордже Буше, он уже работал послом США. Именно при его каденции американский лидер приезжал в Киев. С тех пор ни одного такого визита не было, но Тейлор не исключает, что скоро наступит время для визита Дональда Трампа – хоть и добавляет, что сейчас таких планов у президента США нет.

О том, чего США ждут от Зе-команды, почему он уже видит эффективность Зеленского на Донбассе, кто почти наверняка станет новым генпрокурором и почему убийство Павла Шеремета станет индикатором для новой власти – читайте в интервью руководителя посольства США на ЕвроПравде.
 

Полонизация Волыни и Галиции

95 лет назад, 31 июля 1924 года, власти Польши официально запретили использовать украинский язык в государственных учреждениях. Это стало одним из первых действий официальной Варшавы, направленных на ограничение прав восточнославянского населения земель, аннексированных в ходе Советско-польской войны 1919—1921 годов. Ограничение прав украинского меньшинства способствовало радикализации части населения Галиции и Волыни, раскручиванию маховика межнационального насилия. Впоследствии, в годы Второй мировой войны, это привело к геноциду польских жителей Западной Украины украинскими националистами. О том, как началось кровавое украино-польское противостояние первой половины ХХ века — в материале RT.

Территория Галицко-Волынского княжества, образовавшегося в период распада Киевской Руси, в XIV веке была поделена между Польшей и Литвой. Во время Люблинской унии 1569 года все земли Галиции и Волыни находились под властью польской короны. В XVIII столетии в ходе раздела Речи Посполитой Волынь воссоединилась с Россией, а Галиция вошла в состав Австрии.

Борьба за Западную Украину

В годы Первой мировой войны территория Западной Украины стала ареной кровопролитных боёв между российской армией с одной стороны и германско-австрийскими войсками — с другой. На фоне развала Австро-Венгрии по итогам войны на земли Западной Украины стали претендовать сразу несколько государств. В ноябре 1918 года начались боевые столкновения между подразделениями недавно созданной Польши и самопровозглашённой Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР). 21 ноября польские войска взяли Львов, из которого лидеры ЗУНР были вынуждены бежать в Тернополь. 22 января 1919 года был провозглашён Акт объединения ЗУНР с Украинской Народной Республикой. Однако на практике единое государство так и не было создано.

В июле 1919 года польские части заняли всю территорию Западной Украины. К этому времени уже началась агрессия Варшавы против Советской России и УССР, также претендовавшей на Галичину и Волынь. Боевые действия велись с переменным успехом, линия фронта перемещалась на сотни километров.

Image
Польские волонтеры во Львове.

Во второй половине 1920 года силы Польши истощились, однако советское командование, вынужденное вести синхронно боевые действия в Крыму, на Дальнем Востоке и в Средней Азии, было остро заинтересовано в прекращении войны с Варшавой. 12 октября между Польшей с одной стороны и РСФСР — с другой было подписано перемирие, а 18 марта 1921 года заключён Рижский мирный договор, согласно которому Польше отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.

Далее

Православный календарь 16 августа (3 августа ст.ст.)

Успенский пост
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Преподобный и Богоносный Исаакий ДалматскийПреподобный Антоний Римлянин на фоне монастыря, Новгородские землиДевять братьев Херхеулидзе, с матерью, сестрой и с ними 9000 грузин, убиенных на Марабдинском поле
Св. мироносицы Саломии (I)
Преподобного Исаакия Долматского (383)
Преподобного Далмата Долматского (446)
Мученика Раждена перса (457)
Преподобного Фаста Долматского (V)
Преподобного Космы, скопца отшельника (VI).
Преподобного Антония Римлянина Новгородского чудотворца (1147).
Девяти братьев Херхеулидзе, с матерью, сестрой и с ними 9000 грузин, убиенных на Марабдинском поле (1625$ Груз.).
Священномученика Вячеслава диакона (1918).
Священномученика Николая пресвитера (1938).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

четверг, 15 августа 2019 г.

Первомученик Стефан

Первомученик архидиакон СтефанПамять: 4/17 января (70 ап.),  2/15 августа (Перенесение мощей),  15/ 28 сентября (Обретение мощей),  Декабрь 27/ 9 января
Стефан Первомученик — первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалимеоколо 33—36 года. Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана — книга Деяний святых Апостолов.


Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками.
Каменование св. Стефана
Каменование св. Стефана
Фреска из крипты св. Германа Осерского (Аббатство св. Германа, Осер, 841—857 г.)
Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Читать по теме: Перенесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана
Как видно из Деян. 6:8, деятельность Стефана не ограничивалась возложенным на него апостолами служением. Он, как и сами апостолы, проповедовал в Иерусалиме слово Божие, «совершал великие чудеса и знамения в народе» (Деян. 6:8) и был привлечён к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги (или синагог) евреев диаспоры (Деян. 6:9). Приводимая в книге Деяний речь Стефана на суде Синедриона (Деян. 7:2—53) позволяет сделать предположение, что́ именно в проповеди Стефана было расценено как «хульные слова на святое место сие и на закон», говоря о перемене обычаев, заповеданных Моисеем и повторяя прежнее ложное обвинение Иисуса Христа в намерении разрушить Храм (Деян. 6:13—14; ср. Ин. 2:21). Речь Стефана — самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний — представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля. Оправдываясь от обвинений в хуле на Закон и Моисея, Стефан начинает рассказ с выхода Авраама из Месопотамии и через историю Иосифа и Моисея доходит до строительства Соломоном Иерусалимского храма. Исследователи видят в речи Стефана ряд параллельных противопоставлений:
  • истинный пророк и законодатель Моисей — Аарон, сделавший золотого тельца (Деян. 7:39—41);
  • Давид, которому было запрещено строить Храм (2 Цар. 7), — Соломон, построивший Храм;
  • Скиния — Храм.
Также Стефан указывает на параллели между отвержением как ещё порабощённых, так и уже изведённых из Египта евреев Моисея как начальника и судьи и отвержением своими современниками Иисуса как Мессии, как и на подобную параллель с продажей Иосифа завистливыми братьями язычникам в Египет (Деян. 7:9—10; Деян. 7:23—29).

Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи (Ис. 66:1—2, Деян. 7:49—50), чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворённых храмах живёт» (Деян. 7:48). Эпитет «рукотворённый» употреблялся по отношению к языческим идолам, и применительно к Храму звучало как богохульством. По мнению большинства исследователей, именно критика храмового культа, возникшая в среде христиан из «эллинистов», и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме» (Деян. 8:1), начавшегося с ареста Стефана. По-видимому, еврейская сосредоточенность на Иерусалиме и Храме казалась Стефану и его единомышленникам плохо совместимой со вселенским характером христианского благовестия. Это мнение сообразно со словами Иисуса Христа самарянке: «Поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу [..] истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Ин. 4:21—24). В конце речи, обвинив своих судей в убийстве пришедшего, согласно предсказаниям Моисея (Деян. 7:37) и убитых «отцами их» же пророков (Деян. 7:52),
Праведника, Стефан, по рассказу книги Деяний, испытал теофанию: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова были восприняты как предельное богохульство, так что слушавшие затыкали уши и заглушали речь Стефана криком, после чего «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» (Деян. 7:55—57).
Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Сцена убийства столь отличается от процедуры казни каменованием (лапидации), описанной в Мишне («Санхедрин» 6:1—4), что производит скорее впечатление линчевания толпой, несмотря на упоминание свидетелей, сложивших свои одежды у ног юноши Савла, будущего апостола Павла. Кроме того, даже если смертный приговор Стефану был вынесен, нельзя было, по свидетельству Евангелия от Иоанна Ин. 18:31, приводить его в исполнение без санкции римской власти. Вероятно, небольшой римский гарнизон в Иерусалиме не смог справиться со внезапным возмущением, почему и не препятствовал убиению Стефана.
Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса принять его дух, молится об убийцах и умирает. В Деян. 8:2 говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.
Первомученик Стефан
Византийская икона, XI в.
Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).
Важной параллелью к истории Стефана является также Мк. 14:57—58:
И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворённый, и через три дня воздвигну другой, нерукотворённый.
Здесь по отношению к Храму употреблено то же слово «рукотворённый» (др. -греч. χειροποίητος), что и в речи Стефана. Эти слова представлены как лжесвидетельсто, но у Иоанна (Ин. 2:19) речение, говорящее о разрушении Храма (хотя и трактуемое Иоанном в иносказательном смысле (Ин. 2:21)), принадлежит уже самому Иисусу. Обвинение, предъявленное Стефану, также приписывает ему слова о будущем разрушении Храма Иисусом (Деян. 6:14). Вполне возможно, что Стефан в своей критике Храма действительно опирался на слова о Храме, приписываемые или принадлежащие Иисусу и понимаемые как суд над Храмом.

Pages: 1 2

Православный календарь 15 августа (2 августа ст.ст.)

Успенский пост
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Блаженный Василий, Христа ради юродивый, московский чудотворецИкона Пресвятой Богородицы АчаирскаяПервомученик архидиакон Стефан
Первомученика иархидиакона Стефана (ок. 34)
Священномученика Стефана, папы Римского (257)
Мучеников Максима, Дады и Квинтилиана в Доростол (285; Греч.).
Праведного Василия Блаженного, Христа ради юродивого (1557)
Св. Марка Белавинского (1630; Вологда).
Память блаженного Василия Спасо-Кубенского (XV)
Преподобномученика Платона (Колегова) (1937).
Анчирская икона Божией Матери
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...