Праздник в Православной церкви, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста.
Установление праздника связано с
событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей
Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.
Торжество Православия установлено в Греции в 9 веке, в память
окончательной победы над ересью иконоборчества. Учение о почитании икон,
основанное на Священном Писании и утверждённое обычаем первых
христиан, до 8 века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая
ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам.
Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников.
Более 100 лет лились слёзы и невинная кровь истинно православных,
которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса
Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих
православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные
иконы и мощи святых сжигались. После Седьмого Вселенского Собора,
закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в
середине 9 века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и
возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или
оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение.
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же
особое праздничное богослужение. Православие было торжественно
восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое
воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля.
Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество
Православия.
После церковного собора, осудившего
иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, Феодора
устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье
Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта (по другим данным — 19
февраля. По словам церковного историка Карташёва, один из византийских
летописцев описал это событие таким образом:
Проповеди:
Лицо Христа (Воскресенье Торжества Православия) Архимандрит Никанор Караяннис
Слово в Неделю Православия, в 1-ю Неделю Великого поста. Cвященномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
Слово въ недѣлю Торжества Православія. Архіеп. Симонъ (Виноградовъ) († 1933 г.)
Слово на Торжество Православия. Епископ Стефан Трентонский и Северо-Американский
Чин Православия. Святитель Феофан Затворник
Царица предложила святейшему
патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов,
архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую
Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое
воскресенье святого Поста.
И когда бесчисленное множество
народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной
матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым
Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным
крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так
называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного
многоплачевного и умиленного взывания Κύριε ελέησον возвратились во
святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой
радостью и торжеством.
И таким образом восстановлены святые
и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием.
Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием и
бывшими при нем тогда митрополитами и преподобными подвижниками
постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста праздновать
торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник,
который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во
всех церквах Константинополя.
В воспоминание об этом событии,
значимом для христианского мира, и в память императрицы Феодоры
ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь
торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое
«Торжество православия».
К XII веку сложился особый чин
Торжества православия (Последование в неделю Православия, иначе
Сино́дик), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими
православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество церкви
над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи
Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин
анафематствования лиц, совершивших, по мнению церкви, тяжкие
прегрешения перед Православной церковью.
В России чин Православия введен в
XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением
сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита
Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина,
Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.;
всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин
Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.
-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен,
которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских
преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был
напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах
после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма
перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был
существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без
упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г.,
когда из него были убраны имена государственных преступников.
Чин содержал в себе чтение Символа
веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем
защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они
провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года, приведены ниже.
Двенадцать анафематствований
1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна,
милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим:
анафема.
3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный
Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа
не единого быти Бога: анафема.
4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко
очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное
страдание, смерть и воскресение: анафема.
5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко
единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них
возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и
ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на
всякую истину: анафема.
8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние
вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному
Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно
хранимая: анафема.
11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по
особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство
дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не
изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию
дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко
благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти
идолы: анафема.
В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего: «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской.»
После 1917 г. анафематсвованы:
«творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918 г.),
несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960 гг.).
В течение многих десятилетий после революции 1917 г. чин
анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин
Православия включал только поминовение усопших.
В последнее десятилетие были
осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова
отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, «новых
религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.).
Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994 г.).
Архиерейский Собор 1997 г., после
неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении
иерейского креста после лишения сана, постановил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.»
Предание анафеме не является
проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к
возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных
основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после
смерти.
Метки:
Великий Пост,
Торжество православия