вторник, 11 сентября 2018 г.

О беспрецедентном шаге Константинопольского патриархата


Изображение

Итак, 7 сентября Константинопольский патриархат официально сообщил, что «в рамках подготовки решенного предоставления автокефального устройства Православной Церкви на Украине» назначил архиепископа Памфильського Даниила (США), а также епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) в качестве своих экзархов в Киев. На Украину уже присылали из Америки и председателя госбанка, и министра здравоохранения, и других чиновников. Народ от них, как известно, — «в восторге». Теперь — сразу двух церковных экзархов...

Помимо того, что экзарх Даниил (Зелинский) — бывший униат, он еще служил в армии США в корпусе капелланов, а когда получал американское гражданство, давал присягу верности США.

Еще несколько штрихов к портретам: архиепископ Даниил (Зелинский), с 2000 года клирик полураскольничьей «УПЦ в США». Униат, в сане католического диакона перешедший в американскую укронационалистическую «церковь». Окончив среднюю школу, в сентябре 1993 г. поступил на первый курс Ивано-Франковской униатской семинарии. В 1996 г. для продолжения образования уехал в США, где учился в Католическом университете Америки, а также в Dominican House of Studies в Вашингтоне. За это время был рукоположен в сан диакона.

Епископ Иларион (Рудник), клирик полураскольничьей «УПЦ в Канаде». 9 июня 2005 г., находясь в Турции, где являлся переводчиком во время встречи Константинопольского Патриарха Варфоломея (на фото) с президентом Украины Виктором Ющенко, был задержан турецкой полицией. Епископа обвиняли в том, что путешествует по поддельным документам и является «чеченским повстанцем».

Этих весьма сомнительных личностей Стамбул послал в Киев экзархами. В Православии и католицизме экзарх — титул главы отдельного церковного округа. Итак, по приказу из Стамбула из США и Канады прибыли управляющие в Киев. Трудно сказать, есть ли у них апостольская преемственность и каков их подлинный канонический статус.


Далее

Священная война церквей за Украину


Изображение

Священная война церквей за Украину: "Кремль якобы поставил ультиматум"

РПЦ стоит перед тяжелым выбором

Мы ее теряем, совсем теряем: вот-вот оборвется последняя административная ниточка, связывающая Украину с бывшей метрополией — процесс обретения Незалежной теперь еще и церковной самостоятельности стремительно движется к своему финалу. Константинопольский патриарх объявил о назначении в Киев двух своих экзархов (полномочных представителей) — «в рамках приготовления к представлению автокефального статуса Православной церкви в Украине». В Московской патриархии называют это «беспрецедентно грубым вторжением» на свою каноническую территорию, которое «не может остаться без ответа». Обозреватель «МК» попытался разобраться в исторических причинах и возможных последствиях разгорающейся религиозной «войны за независимость».

Неправильные церкви

Ход делу был дан в апреле этого года — после официального обращения президента Украины Петра Порошенко на имя предстоятеля Константинопольской православной церкви патриарха Варфоломея: «Как глава государства Украина, представляющий ее граждан — в том числе и тех, которые относятся к украинской православной общине, которые, благодаря Крещению, полученному от Константинопольской Матери-Церкви 1030 лет тому назад, исповедуют православную христианскую веру, — прошу Вас предоставить Томос об автокефалии Православной церкви в Украине».

Изображение
Предстоятель Константинопольской православной церкви патриарх Варфоломей.
Одновременно с аналогичной просьбой к Варфоломею обратились иерархи двух неканонических православных объединений — Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В то же время руководство единственной канонической юрисдикции на Незалежной — Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) — высказалось против автокефалии.

«Мы подтверждаем, что имеющийся канонический статус нашей Церкви в настоящее время является вполне достаточным для того, чтобы она плодотворно совершала свою миссию среди своего народа, — говорится в обращении епископата УПЦ МП к клиру и мирянам по случаю 1030-летия Крещения Киевской Руси. — Попытки изменить этот статус приведут только к ограничению прав и свобод, которыми наделена наша Церковь, имея права широкой автономии».

Собственно, именно позиция УПЦ МП и является главным аргументом Москвы в этом споре: каноническая юрисдикция независимости не просит, а «раскольники», мол, вообще не заслуживают внимания. Однако, по словам известного религиоведа, бывшего ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Чапнина, заявления, прозвучавшие на недавнем синаксисе — Архиерейском соборе Константинопольской православной церкви, радикально поменяли расклад сил: «Самый серьезный итог синаксиса — это утверждение, вполне аргументированное, что в настоящее время на Украине нет ни одной юрисдикции, которая с точки зрения Константинополя могла бы претендовать на каноничность».

Выступившие на синаксисе специалисты по каноническому праву озвучили следующую мысль: УПЦ МП тоже не может считаться канонической, поскольку не были выполнены условия, на которых Киевская митрополия в конце XVII века была переподчинена Московскому патриархату. «В частности, Константинополь обязал тогда киевского митрополита поминать имя константинопольского патриарха за каждым богослужением, — пояснил Чапнин. — А если младший епископ, в данном случае митрополит Онуфрий, не поминает старшего, в данном случае патриарха Варфоломея, то он подлежит церковному суду и, значит, теряет свой канонический статус».

Далее

Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна

Усекновение главы святого Иоанна Крестителя
Память: 29 августа/11 сентября — усекновение главы
Святому Иоанну, Предтече Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, подобало предварить смертью свое, как рождение Господа, так и смерть Его; и, подобно тому, как на земле он проповедал о пришествии Господа, сказав: «идет за мною Сильнейший меня» (Мрк.1:7): так и находившимся в аду душам праотцов святых он должен был проповедать пришествие Господа; ибо Предтеча Иоанн должен был сказать здесь, что уже явился ожидаемый в мире Мессия.
И подобно тому, как Господь наш Иисус Христос пострадал за грехи людские, так и Предтеча Его предполучил страдальческую смерть по причине беззакония Иродова. Случилось же сие так:
 Усекновение главы Иоанна Предтечи
Ирод, называемый Антипой, сын старейшего Ирода, избившего младенцев вифлеемских, — злая отрасль от злого корня, имевший в своей власти Галилею, первоначально женился на дочери Арефы, царя аравийского; он прожил с нею немало времени. Но потом, будучи пленен красотою Иродиады, жены Филиппа, брата своего, сблизился с нею, ибо она соизволяла похоти его; по требованию сей любодейцы, он прогнал от себя первую законную жену свою и женился на жене брата своего, противно закону; ибо если бы и умер брат его, он не мог бы взять его жены, так как оставалась бы в живых дочь брата, рожденная от той жены; закон же повелевал брать жену умершего брата (вдову) только тогда, когда умерший брат не оставлял после себя детей1. Достоверно сообщают, что Ирод отнял жену у Филиппа, брата своего, еще тогда, когда он был жив; таким образом он сотворил великое беззаконие, как хищник, прелюбодей и кровосмеситель.
Видя такое беззаконие, учиненное Иродом, ревнитель закона Божия, обличитель грехов человеческих и проповедник покаяния, — святой Иоанн Креститель не умолчал, но пред лицом всех обличал Ирода, как прелюбодея и грабителя, отнявшего жену у брата своего, и говорил ему:
— Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего.
Ирод же, не вынося обличения, приказал заключить Иоанна в темницу, обложив его оковами; особенно гневалась на святого жена Ирода, Иродиада, и весьма желала смерти его, но не могла его умертвить, ибо сам Ирод оберегал узника от убийственного намерения жены своей. Ирод считал Иоанна мужем праведным и святым; ранее он со сладостью слушал его и, внимая словам его, творил много добра; посему Ирод боялся отдать Иоанна на смерть. Однако он боялся не столько Бога, сколько людей, как говорит Евангелист Матфей: «и хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф.14:5); Ирод боялся, как бы народ не восстал на него и не поднял мятежа; по сей-то причине он не осмеливался предать явно на смерть пророка и Крестителя Господня, всеми любимого и почитаемого, но только томил его в темничном заключении, желая заградить не умолкавшие уста своего обличителя.
Святой Иоанн в темнице пробыл долгое время; его ученики собирались к нему; Иоанн часто поучал их добродетельной жизни, согласно закону Божию, и возвещал им об уже пришедшем в мир Мессии, к Коему он и посылал их, как об этом сказано и в Евангелии: «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Иоан.11:2-3). Он посылал вопросить не потому, что сам не знал; ибо как он мог не знать Того, Кого сам крестил и над Кем он видел Духа Святого, сошедшего с небес, относительно Которого слышал и голос Отца, свидетельствовавшего, и на Которого, наконец, сам указывал перстом, говоря:
— «Вот Агнец Божий» (Иоан.1:36).
Иоанн посылал учеников своих вопросить Господа для того, чтобы ученики его своими очами увидели славные чудеса, которые творил Господь и дабы окончательно убедились в том, что Он (Иисус Христос) пришел спасти род человеческий.
Pages: 1 2

понедельник, 10 сентября 2018 г.

Азовская икона Божией Матери

Икона "Богоматерь Азовская"
Дни празднования:    10 сентября (28 августа)
Предыстория:
Была Азовская икона Покровской церкви оригинальным сюжетом или повторяла уже известный сюжет?
История появления Азовской иконы сегодня является предметом пристального изучения исследователей.
Как писал В. Борин, история эта чрезвычайно любопытна и связана с именем и судьбой царевны Софьи Алексеевны. Иконография восходит к прориси для гравюры, написанной по поручению Федора Шакловитого «вещанием Даниила и Якова Ивановых, детей Перекрестовых» (в 1914 году гравюра хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время ее местонахождение неизвестно). «Назнаменована она была на большом листе» в Ахмерке, подмосковном имении князя Василия Васильевича Голицына в доме стрелецкого полковника Ивана Перекрестова, по случаю возвращения «царского оберегателя», князя Голицына из первого Крымского похода, совершенного в 1686 году, в котором участвовал гетман Самойлович с запорожским войском.
В этой прописи, как видно из «дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках», было изображено: вверху Бог Отец и Святой Дух в виде голубином, от Него исходят семь лучей, достигающих главы Богоматери, означающих семь даров Духа Святого: Премудрость, Разум, Совет, Крепость, Ведение, Благочестие, Страх Божий, или же: Веру, Надежду, Любовь, Чистоту, Смирение, Благодать и Славу Божию. По сторонам Господа находятся святые Петр и Иоанн: святой апостол Петр с ключами в руках и святой Иоанн Предтеча, а ниже — София Премудрость Божия: Богоматерь с поднятыми вверх руками (оранта) и с Младенцем Христом в (орле). Следует сказать, что Богоматерь представлена по отношению Ее к воплощению Сына Божия и основания Им на земле церкви Своей. По сторонам (орла) святые: преп. Антоний и пр. Феодосий и еще другие святые. Внизу помещены «призваны к ратному строю» — князь В. В. Голицын, верхом на лошади, поражающий, подобно Георгию Победоносцу, крылатого змея и льва великого, сиречь турок и татар; с другой же стороны и также на лошадях — царевичи Петр и Иоанн, в характере святых мучеников Бориса и Глеба, Иван Самойлович и еще небольшая группа пеших воинов в римских доспехах. С этой «назнаменованой» прописи в Ахтырке была вырезана гравюра на меди «черкашенином Тарасовичем» по заказу Шакловитаго «и похвалу царевне», что и подтвердил, как это из дела видно, Сильвестр Медведев, который сказал, глядя на гравюру: «Похвала вся и честь великой государыне большая и семь даров Духа Святого написано на нее одну». Гравюра эта была поднесена сыновьями Ивана Перекрестова в 1688 году с отцом в Москве, где она на Белгородском подворье и печаталась на атласе, тафте и бумаге. Ни одного экземпляра этих гравюр не осталось.
«Впоследствии оттиски этого портрета по приказанию Петра I отбирались так исправно, что до нас не дошли из них ни одного экземпляра», — писал известный исследователь иконографии Д. А. Ровинский.
Следует заметить, что на это изображение было сделано толкование для царевны Софьи Алексеевны иеромонахом Московского Новоспасского монастыря Иннокентием (впоследствии митрополитом Тобольским).
Имена изографов история не сохранила бы, если бы они вместе со своим вдохновителем дьяком Федором Шакловитым и Сильвестром Медведевым не были допрошены с «пристрастием» по «розыскному делу о Федоре Шакловитом и его сообщниках».
Обращаясь к прориси Исторического музея, В. Борин пришел к выводу, что она тождественна вышеупомянутой прориси, за исключением пояснительных  текстов и архитектурных изображений, размещенных внизу прориси. В. Борин считал, что эта сохранившаяся прорись написана («назнаменована») уже после второго Крымского похода князя В. В. Голицына 1689 года и окончательного замирения с крымским ханом Нурадином. Текст на прориси Исторического музея перекликается с текстом мирного соглашения, заключенного после второго Крымского похода. В остальном прорись имеет ту же композицию, что и прорись Перекрестовых.
Второй Крымский поход, по мнению историка С. М. Соловьева, начался при очень неблагоприятных условиях. С большими трудностями и лишениями русское войско подошло к Керченскому перешейку и знаменитой его крепости Перекоп. Голицын стоял с войском у Перекопа в очень тяжелом положении, не имея ни пресной воды, ни военных припасов, ни корма для лошадей. Военной победы достигнуто не было, грозной демонстрации силы русского войска, похоже, также не получилось. Чтобы возвратиться назад хоть с чем-нибудь, Голицын завел мирные переговоры с крымским ханом в надежде, что тот, испугавшись нашествия, согласится на выгодные для России условия. Нурадин вступил в переговоры с Голицыным о заключении мира, но по восточному обычаю переговоры затянулись, а Голицыну ждать было нельзя. Не дождавшись заключения мира, он повернул войска назад, предоставив завершать переговоры дипломатам.
Возвращаясь, русские воины радовались, что в безлюдной и безводной степи в страшный зной их никто не преследовал.
Друзья Голицына и правительница царевна София сделали попытку признать этот поход у спешным, важным. Устроили пышное празднование на высочайшем уровне, чтобы современники видели во втором Крымском походе великий подвиг, победу над «исконными неприятелями всего христианства». Пропись Исторического музея является аллегорией, которая должна была изображать одно из знаменательных событий русской истории.
Фронтиспис к патерику с посвящением Петру I. Типография Киево-Печерской Лавры. 1702 год
Фронтиспис к патерику с посвящением Петру I. Типография Киево-Печерской Лавры. 1702 год
Следующие попытки образного осмысления историко-философского и религиозного значения борьбы России за возврат Северного Причерноморья предприняты были в 1696 году, когда Москва чествовала возвращение Петра из Азовского похода. Историкам хорошо известны сведения о театрализованных представлениях в честь побед Петра, выбитых посвятительных надписях на орудиях, памятных медалях Петровской эпохи. На одной из медалей изображена сцена, аллегорически иллюстрирующая взятие Азовской крепости как победу православия, то есть в Петровскую эпоху, несомненно, существовала традиция образного осмысления событий.
Метки: 
Pages: 1 2

Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) пещерах почивающих

Празднование 28 августа/ 10 сентября.
В 28 день августа Киевская лавра совершает память о всех нетленно почивающих в пещере Феодосиевой. Ныне здесь открыто покоятся 46 нетленных мощей угодников Божиих. У Кальнофойского (1638 г.) показано в Феодосиевой пещере 33 святых; а у Гербиния (1674 г.) — 37. — Малорусское известие «о житиях святых, в пещере преп. Феодосия почивающих», говорит о 40 святых. Таким образом время от времени открывались мощи угодников Божьих. — Малорусское описание святых, как видно по содержанию его, писано после Гербиниева описания, около 1678 г. Но и после того открыта была пещера с доскою, где покоились мощи священномученика Лукиана. По ркп. святцам Московским указываются в Киевских пещерах и такие угодники, о которых не говорит ни Малорусское известие, ни нынешнее описание пещер. Это означает, что мощи их были когда-то известны, но потом сокрыты переменами времени, как подобное открывается при обзоре мощей, указываемых Кальнофойским и Гербинием.
По указанным нами памятникам видим в Феодосиевой пещере
а) Святителей: Илариона Киевского, Амфилохия Владимирского, Феофила Новгородского.
М. Иларион, как начальный Русский пещерник, имел преимущественное право на покой в пещере и при том в пещере Феодосиевой, так как здесь же была и Иларионова пещера, вошедшая в состав общей, многопещерной пещеры. К тому же он не только называется святым по надписям сочинений его и в степенной книге, но известен в числе Киевских подвижников по ркп. святцам, где сказано (по одному списку): «положен бысть в Печерском монастыре». В ркп. каталоге святителей читаем о нем: «положен бысть в Печерском монастыре и крайния ради его добродетели бысть свят и чудотворец предивен». Мелетий Сириг поет: «Михаиле, Иларионе, Петре — Божествении иерарси!» А у Гербиния Киевский патерик говорить: «мы радуемся о своей планете Венере, о философе Иларионе, который, еще до появления Русского солнца Антония, выкопал пещеру в Берестове, в которой и жил благочестиво и почил».
Блаженный Симон писал Поликарпу: «о митрополите Иларионе ты сам читал в житии святого Антония, что им он пострижен и таким образом удостоился святительства». — По известиям преп. Нестора знаем, что блаж. Иларион выполнял священническое служение при храме княжеского села Берестова, где был дворец вел. князя и где, по примеру отца своего, любил жить благоверный Ярослав, обогащая Апостольский храм дарами своими; Иларион известен был тогда как «муж благий и книжный, еще же и постник». Выкопав в Днепровской горе малую, двусаженную пещеру, он уединенно подвизался здесь в посте и молитвах; совершая служение в придворном Берестовском храме, удалялся он от шума житейского в свою пещеру, для молитв и Богомыслия. Пострижение в иночество принял он от Антония вероятно не задолго до святительства. Сам он в своем исповедании говорит: «аз мних и пресвитер Иларион». Когда умер м. Феопемпт (+ 1049 г.), великий князь Ярослав положил возвести благочестивого и просвещенного Илариона на кафедру митрополита всей Руси. Современный летописец не говорит, по какой причине Ярослав не отправил Илариона в Константинополь для посвящения, как посвящались прежние митрополиты. Вероятно, что в этом участвовало охлаждение к Царьграду, возбужденное жестокими поступками Греков с Русскими пленниками. — Не могли не участвовать в том и смуты, какие производил тогда папа в восточной Церкви, возбуждая недоверие к п. Михаилу Керуларию. Как бы то ни было, блаж. Иларион был поставлен в митрополита в Киеве, собором Русских архипастырей. «Аз милостью человеколюбивого Бога мних и пресвитер Иларион, изволением Его, от благочестивых епископов священ бых и настолован в велицем граде Киеве, яко быти в нем митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в л. 6559 (1051), владычествующу благоверному кагану Ярославу, сыну Владимиру». Так говорить сам Иларион в конце своего исповедания. Нераннее известие показывает, что посвященный по древнему правилу Иларион испрашивал и получил утверждение себе в звании митрополита от патриарха. И приведенные слова из исповедания Илариона митрополита дают знать, что посвященный митрополит писал и посылал куда-то свое исповедание, и след. подтверждают известие о сношении нового митрополита с патриархом. — Ко времени правления Илариона Русскою Церковью  относятся блистательные события церковные. В его время, говорит  летопись, «вера христианская нача плодитися», т. е. приносить плоды в сознании и жизни народа. В его время начало процветать духовное просвещение, — умножены церковные училища; в его же время расцветало искреннее благочестие. К его времени относилось устройство церковного Богослужения. Он освятил храм в. м. Георгия, несколько лет остававшийся неоконченным, и установил праздновать по всей России в. м. Георгию 28 ноября. Блажен. Иларион хорошо понимал и чувствовал нужды великой своей паствы и живая любовь его к отчизне находила средства удовлетворять им. Доподлинно неизвестно, когда последовала блаженная кончина его, но вероятно не прежде 1066 года.
По своим писаниям он остается навсегда незабвенным учителем веры и благочестия. Его поучение о законе и благодати, похвала кагану Владимиру, исповедание веры и наставление о жизни — блистательные памятники живого благочестия его, светлого ума и глубокого знания веры, живого красноречия и сильного чувства.
Учение о ветхом и новом законе показывает собою, что тогда имели нужду говорить против Иудейства. Оно дает видеть, что безуспешные при Владимире проповедники Иудейства не оставляли надежд своих на успех и при Ярославе: конечно, успехи их между Базарами слишком обольстили их. По личным сношениям с Иудейскими учителями, в России знали о их жестоких отзывах о христианстве, — так показывает учение Илариона. Блаженный учитель показывает превосходство благодати Христовой пред законом, прежде всего типическою историей Агари и Сарры; потом раскрывает всемирное значение христианства и местное, временное — закона Моисеева. — «Закон существовал прежде, но не надолго возвысился и прешел. Вера христианская, хотя явилась и после, стала более закона и распространилась на множество языков. Благодать Христова наполнила всю землю, покрыла ее как вода морская. Все, оставив ветхое, испортившееся по худобе Иудеев, держатся нового... Прежде в одном Иерусалиме было место для поклонения Богу; ныне же — Святая Троица славится по всей земле и принимает поклонение от всей твари: малые и великие славят Бога». Затем излагается основная мысль христианства — соединение Божества с человечеством, и обличается слепота Иудеев, не понявших Божественного величия в Иисусе Христе и учения пророков о Мессии. Наконец мысль о всемирном значении христианства излагается в приложении к Русскому народу, причем показывается, какие высокие благодеяния принесло с собою христианство в Россию. «Уже не без надежд мы, но уповаем на жизнь вечную; уже не капища строим, но созидаем церкви Христовы; не закалаем друг друга в жертву бесам, но Христос за нас закалается и раздробляется в жертву Богу и Отцу; уже не кровь жертв вкушаем и погибаем, но вкушаем пречистую кровь Христову и спасаемся... Слепыми были, не зная света истинного и блуждая во тьме идолопоклонства; глухи мы были, не слыша спасительного учения; но помиловал нас Бог и пролил на нас свет ведения... Мы были прежде подобны зверям и скотам, не умели различать правой руки от левой, привязаны были к земному и нимало не заботились о небесном; но и к нам послал Господь заповеди, которые ведут к жизни вечной».
«Похвала кагану Владимиру» — одушевленное изображение заслуг и добродетелей святого великого князя Владимира, просветителя России, оканчивающееся молитвою за Россию.
В «исповедании веры» блаженный Иларион излагает свои понятия о догматах веры. Пространнее, чем другие, излагает он догматы о Святой Троице и о воплощении Сына Божия; короче — говорит о будущем суде и воскресении, о почитании икон и святых. «Верую, говорит он, в единого Бога, славимого в Троице, Отца нерожденного, безначального и бесконечного, — Сына рожденного, но также безначального и бесконечного, Духа Святого, исходящего от Отца и в Сыне являющегося, но также безначального, равного Отцу и Сыну... Так верую и не постыжусь, говорит он в заключение, исповедаю пред народами, и за исповедание готов положить и душу».
Назидательное «слово святого Илариона, митрополита Киевского». помещенное в прологе, предлагаем здесь вполне.
«Молю вас, братья и сестры, позаботьтесь о вечной светлой жизни, которую Господь, по Своей милости, дает нам даром; а от удовольствий сей временной жизни будем удаляться как от ядовитых змей; не прикасайтесь к ним. Господь приготовил нам жизнь на небе и зовет нас. А мы, угождая телу своему сладкими яствами, питием, сном, похотями, привычками преступными, живя расслабленно, отказываемся от Небесного Царства и от Призывающего нас к нему. Он уготовал брак Сыну Своему, т. е. Небесное Царство, и послал слуг Своих звать (Матф. XXII, 2), т. е. послал пророков, Апостолов, мучеников. А мы отказываемся и говорим: «жену поях, не могу идти», и еще: «волы купих, иду искусить их», и еще: «село купих, иду соглядать его» (Лук. ХIV, 18 — 20) — и другими делами сей жизни отказываемся от жизни вечной, — не слышим ли, что Господь говорит: не заботьтесь о утре, что есть или пить или во что одеться. Смотрите на птиц небесных, как они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; смотрите на полевые цветки, как растут они, а не трудятся (Матф. VI, 34, 25, 26)? Слыша это, братия, воспрянем как от сна и пойдем по узкому пути, который ведет в Небесное Царство. Отдадим тело свое на труды, на пост, на молитву, на воздержание, на поклоны. Царство Небесное с нуждами берется и принуждающие себя берут его (Матф. ХI, 12). Почему же мы не жалеем себя, когда леностью своею лишаем себя жизни вечной? Понудим себя, братия, на краткое это время. Хотя бы и гореть нам во огне; но и это было бы только до смерти. Зачем же мы угождаем этому глиняному телу? Если бы знали вы небесную жизнь, вы сказали бы — пусть горим мы во огне, только бы там царствовать с Господом в великой славе, вечно. Но я не зову гореть. Нет, но потрудимся, иссушим тела свои. Господь сказал: «аще зерно пшенично пад на землю не умрет, то едино пребудет» (Иоан. ХII, 24). Ясно сказал тем, что если не умрет телесная похоть, то не может принести плодов духовных. Не любящий души своей «в веке сем в той жизни обрящет ю» (Иоан. ХII, 25). Слыша это, станем подвизаться. Скажете ли: мы немощны? Но ты только начни, сделай начало подвигу по силе своей, сколько можешь, и Бог, видя твой подвиг, подаст тебе помощь, как делателю добра. Не станем же откладывать подвига. Долга ли жизнь наша! Лет 50 или 60, а уже много 100. Много ли же нам трудиться? А между тем там на небе будем царствовать. Если же здесь станем сладко кормиться и пить и исполнять похоти плоти неудержимо, там вечно будем мучиться. Итак позаботимся. Нас зовет Сам Христос, не человек, а Царь царей и Господь всех. Преклоним ум наш к Нему, будем жить богомудренно, в посте и молитве, в труде и пении, плача о грехах своих, всегда имея пред очами Господа и день судный. Не будем ослабевать против того, как начали. Господь сказал: в чем застану, в том и сужу. Примем к сердцу это слово, не ослабеть бы нам к смерти. Не знаем мы, когда придет час смертный, похитить душу неготовую, осудить ее на вечный огонь. Если смерть застанет нас в раскаянии, то, избавясь всего горького, получим обещанные блага».
Так поучает святитель — подвижник.
О святом Амфилохии, епископе Владимира Волынского, которого ркп. святцы поставляют между святыми Печерскими подвижниками, летописи говорят нам только то, что он хиротонисан в 1105 году и скончался в 1122 году. В одном списке святцев сказано, что «св. Амфилохий — в пещере преставися».
Феофил, почивающий в Феодосиевой пещере, у Кальнофойского называется Московским епископом. Это Новгородский архиепископ, для которого сан архиепископа был причиною одних скорбей. Начало иноческой жизни полагал он в Отенской обители и при святителе Ионе был протодиаконом и ризничим кафедры. По смерти его, жребием (15 нояб. 1470 г.) он избран был в архиепископа. Монах Пимен, бывший ключником и успевший обогатиться на счет казны архиепископской, сильно домогался той же чести. Он пристал к партии недовольных великим князем и объявил своим друзьям: «пошлите меня в Киев, я согласен принять рукоположение и от Григория». Но бессовестный льстец людским слабостям скоро потерял все: он уличен был в хищении казны архиепископской; его обобрали и выгнали из города. В Москву послали за дозволением Феофилу явиться для посвящения к митрополиту. Скоро потом начались сильные волнения в Новгороде против великого князя. Напрасно «преподобный «Феофил уговаривал беспокойных искателей суеты одуматься. Имея в виду все то, что делалось тогда в Польском королевстве с православными, по милости ультра-папистической партии, надобно было быть в Новгороде или слишком увлеченным земными расчетами и холодным к небу, или вовсе слепым к положению дел, чтобы желать подчинения Новгорода Польскому королю. — И однако Новгород, по требованию людей своекорыстных, вступил в договор с королем Польским. Феофил хотел удалиться в монастырь, но его удержали в доме архиепископа и заставили принять участие в этом договоре; для совести Феофила много значило, что в договоре настояли, чтобы православная вера оставалась неприкосновенною в Новгородских владениях и отнюдь не было бы здесь костелов; о самом посвящении архиепископа сказано, что он будет посвящаться там, где угодно Новгороду. Таким образом Феофил не желал расторгать связи с Московским митрополитом, верным блюстителем православия. Митр. Филипп не раз присылал письменные увещания Новгороду — разорвать связь с королем. Новгород решился на войну с великим князем, тогда как в то же время страшный пожар истребил в нем множество домов, 8 храмов и даже не мало людей. Шелонская битва (14 июль 1471 г.), в которой полк архиепископа, по его наставлению, не принимал участия, окончилась в пользу великого князя, Феофил заставил Новгородцев просить милости у православного государя и заключен был договор с ним. В декабре Феофил посвящен был в архиепископа в Москве и выпросил у великого князя свободу 30 знаменитым Новгородцам, захваченным в плен. Архипастырь мирно занимался потом церковными делами и посещал Псков для обыкновенных судных дел. В 1475 г. Иоанну донесли на неправосудие сановников Новгорода; обвинение, к несчастью Новгорода, было справедливо; два раза являлся архипастырь к великому князю с ходатайством о милосердии к виновным. Иоанн III оказал некоторое снисхождение. Но в 1477 г. Новгородская знать, по своим расчетам, сама предоставила Московскому великому князю поводы требовать от Новгорода большего, чем требовал он прежде. Некоторые из знати, после того, как являлись в Москву требовать суда против своих врагов, устроили дела в Новгороде так, что явились в Москву двое чиновников веча — с признанием Иоанна государем Новгорода. При таких смутах от Новгорода потребовали, чтобы отказался он от всех древних прав своих. — И действительно, старый порядок дел Новгорода уже несогласен был с переменившимся положением России. Блаж. Феофил видел это, но не видели многие в Новгороде. Архипастырь много употребил трудов на то, чтобы как великий князь смягчил суровые свои требования, так и Новгород не был слишком настойчив на свои отжившие права; не раз являлся он к великому князю с просьбами за Новгород. Иоанн сделал кое-какие уступки, но не важные. Новгород отважился снова вступить в сношения с королем, и Феофил, по званию архиепископа Новгородского, вовлечен был в это дело. Иоанн (1478 г.) вошел в Новгород с войсками; Новгородская кафедра лишена была многих сел и имуществ, собранных веками; затем заставили Феофила отказаться грамотою от управления епархией и около трех лет жил он в Чудовом  монастыре, сперва в тесном заключении, потом  больной. На пещерной доске, закрывавшей мощи блаж. святителя, написано было следующее: «когда Феофил лежал больной в Чудовом монастырь, явился ему Новгородский епископ Нифонт, почивающий в ближних пещерах и напомнил ему обещание его поклониться Печерским преподобным. Он отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась и он получил откровение, что хотя не достигнет он живым до пещер, но тело его упокоится в них, и это исполнилось». Кондак ему: «яко воистину по имени своему жетие, Боголюбезне святителю Феофиле, преподобне соблюдшу, явися тебе Христос Спас, обещая ти живот вечный и Царствие Свое, в нем же днесь ликуя, не забуди нас рабов твоих».
б) Из почивших в сане священства ныне открыто почивают в Феодосиевых пещерах: игумен Пимен постник, Игнатий архимандрит, иеромонах Евфимий, Панкратий иеромонах и затворник, Лукиан священномученик и исповедник Памво. В ркп. святцах упоминаются еще преподобный Тимофей игумен, преп. Акиндин архимандрит и преп. Досифей архимандрит.
Pages: 1 2

Житие Преподобного Иова, игумена Почаевского

Преподобный Иов Игумен Почаевский  Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Прп. Иов. Алёшин А.В.
Преподобный Иов Игумен Почаевский
Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г.
Прп. Иов. Алёшин А.В.
Дни памяти: 6 мая /19 мая; 28 августа / 10 сентября– Обре́тение мощей; 10/23 октября– Собор Волынских святых; 28 октября / 10 ноября
Преподобный Иов, игумен почаевский, родился в Галиции, в Покутской области, от благочестивых родителей по прозванию Железо (около 1551 г.) и наречен был во святом крещении Иоанном.
Жизнь в родительском доме, как ни была она кратковременна, имела сильное влияние на образование благочестивых наклонностей и всего нравственного характера преподобного. Едва он выучился читать как уже, конечно, не без руководства родителей стал знакомиться с высокими образцами нравственной жизни, какие он находил прежде всего в жизни тезоименитого ему Предтечи Господня Иоанна и потом в творениях преподобного Иоанна Лествичника и в житиях преподобных Саввы Освященного и Иоанна Дамаскина.
Икона Преподобного Иова Почаевского с частицей мощей
Икона Преподобного Иова Почаевского с частицей мощей
Свято-Никольский кафедральный собор, г. Алчевск, Луганская область, Украина
Подарок Свято-Успенской Почаевской Лавры
Чтение таких образцов высоконравственной жизни не могло не оставить следа в душе Иоанна. Можно с уверенностью сказать, что под влиянием такого чтения еще в родительском доме возникли в нем те духовные стремления к подражанию высоким образцам древнего подвижничества, осуществлением которых служит вся последующая жизнь преподобного. Правда, преподобный был в то время еще малолетним; но, нужно заметить, что он отличался от обыкновенных мальчиков и, будучи “мал возрастом”, был, по словам писателя жития его Досифея, “совершен разумом”. Кроме чтения душеспасительных книг на преподобного, во время пребывания его в доме родителей, конечно, оказывала влияние и вся вообще нравственная обстановка в семье, живой пример добродетельной жизни его родителей. Так, в юную душу преподобного с ранних лет всеяны были семена строго — нравственного характера, какими отличался он всю свою жизнь. Никогда слово и дело, знание и поступки не шли у него врозь, но всегда было между ними полное соответствие.
Духовные стремления, какие проявились в преподобном в родительском доме, не могли получить там полного удовлетворения. Преподобного влекло к уединению, к пустынной подвижнической жизни. Влечение это было в нем так сильно, что взяло верх над сильной любовью к родителям, и он решился оставить их, чтобы удалиться в монастырь. Ему в это время было всего десять лет. Преподобный ушел из дома и прибыл в Угорницкий Спасо-Преображенский монастырь, находившийся там же в Галиции, в Карпатских горах. Припав к ногам игумена этого монастыря, он умолял его принять в число братии. Черты лица преподобного показывали в нем юного избранника Божия, таким, по крайней мере показался он игумену, и потому тот с радостью принял его в свою обитель.
С вступлением в монастырь начинается для юного Иоанна новая жизнь. И в доме родительском привык он к благочестивому образу жизни, имея перед собой живой пример в лице родителей, но то были люди мирского благочестия. Здесь же, в монастыре, предстали ему люди, в своем житии старающиеся наглядно отобразить тот путь жизни, какой нарисовался в уме Иоанна от чтения душеспасительных книг, люди благочестия подвижнического. Иоанн почувствовал, что он попал в ту среду, куда влекли его духовные стремления, и вот он дал им полную волю, с увлечением начав проходить первые ступени подвижнической жизни. Не довольствуясь одним послушанием, на которое поставил его екклесиарх, юный Иоанн каждому иноку старался угождать разными услугами. Он возрадовался, что пришло наконец время вполне воспользоваться теми уроками богоугодной жизни, какие получил он при чтении образцов ее. Он вспомнил, что и Иоанн Лествичник, пришедши в монастырь в юных летах (15 л.), услуживал братии и что то же самое раньше его делал преп. Иоанн Дамаскин. Пример же преп. Саввы Освященного побуждал его к подражанию другим чертам иноческой жизни.
Икона Преподобного Иова Почаевского с частицей мощей,
Икона Преподобного Иова Почаевского с частицей мощей,
Храма в честь Святителя Тихона,Патриарха Всероссийского
город Обнинск
Имея пред собою такой пример, юный Иоанн всякое дело старался исполнять с кротостию и смирением и вообще, подвизаться добрым житием, и успевать в добродетели. И такие старания его не были тщетными. Видя благонравие, примерную кротость и глубокое его смирение, игумен, с общего согласия, постриг его в иноческий чин когда ему было двенадцать лет, и назвал его Иовом. С этого времени просветленному уму юного инока предстал новый нравственный Образец для подражания. То был оыбразец жизни ветхозаветного праведника – многострадального Иова. Юный инок изучил этот образец и много нравственных черт из жизни ветхозаветного Иова осуществил в своей собственной иноческой жизни. “Не именем только,– говорит о юном Иове писатель жития его Досифей,– но и самым делом Многоболезненному оному в ветхом завете Иову блаженнейший отец наш Иов не только уподобился, но лучше скажу во всех противностях жития далеко превзошел. Потому что у того скорбь от скорби, болезнь от болезней рождались попущением Божиим; этот же добровольно, по собственному своему желанию, томился, не щадя себя, при прохождении степеней жесточайшего подвижнического жития”.
Pages: 1 2 3

суббота, 8 сентября 2018 г.

Празднество в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери

Сретение Владимирской иконы Божией Матери
Сретение Владимирской иконы Божией Матери
Светлана Ивлева. 2009 г.
В княжение благоверного великого князя Василия Дмитриевича, при святейшем митрополите Киприане6, случилось нашествие на землю Российскую агарянского царя (завоевателя монгольского) Тамерлана; сей Тамерлан, поднявшись с востока с великим воинством, покорил много стран и, наконец, приблизился к пределам страны Российской. Подойдя к границам области Рязанской, Тамерлан взял город Елец, пленил князя елецкого и умертвил многих христиан; ибо был ненавистником и грозным преследователем христиан. Тамерлан похвалялся опустошить всю землю российскую и искоренить веру христианскую; сей опустошитель направил путь свой к городу Москве, намереваясь его разрушить.
Когда великий князь Василий Дмитриевич услышал об этом, то собрал своих воинов и направился к городу Коломне. Отправившись отсюда, он остановился на берегу реки Оки и ополчился здесь против неприятеля; Тамерлан же простоял на одном месте пятнадцать дней. Когда великий князь (и все воины христианские) узнал о великой силе нечестивого царя, пришедшего в Россию с многочисленным войском, услышал также и о его злом намерении, то вместе с воинами поднял к небу руки свои и помолился со слезами к Господу и к Пречистой Матери Божией, прося об избавлении от того безбожного агарянина: великий князь призывал на помощь угодников Божиих, святых иерархов Петра и Алексия, преподобного Сергия и прочих российских чудотворцев.
Сретение Владимирской иконы Божией Матери
XVI-XVII в., Россия, 35,7 х 29,8 см, дерево, левкас, темпера,  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
На иконе представлена сцена торжественной встречи иконы Владимирской Богоматери на Красной площади в Москве, принесенной в 1395 г. из Владимира в связи с нашествием татарских орд во главе с Тамерланом (Темир-Аксаком).
Одновременно с тем великий князь попросил отца своего духовного, преосвященного митрополита Киприана, объявить народу пост с молитвою; великий князь просил также митрополита взять из города Владимира чудотворную икону Матери Божией и принести эту икону в Москву для защиты престольного города российского. Святитель Божий Киприан и ранее помышлял принести в Москву упомянутую честную икону Матери Божией; когда же получил повеление от князя, тогда со усердием возблагодарил Бога за то, что Он вложил в сердце великого князя ту же мысль; единомыслие с великим князем святейший митрополит принял за знамение Божия благоволения и соизволения на то, чтобы чудотворная икона Богоматери была принесена в Москву.
Сретение Владимирской иконы Божией Матери
В скором времени после сего митрополит послал во Владимир нарочитых мужей чина духовного, дабы взять там честную икону Богоматери; собрав весь чин духовный и множество народа, святейший митрополит соборно принес молебствие о победе над врагами и заповедал всем пост с молитвою, сам же не отходил от церкви, совершая службы днем и ночью и молясь со слезами о великом князе, о воинах его и о всех православных христианах.
Когда честная икона, взятая в городе Владимире, приближалась к городу Москве, в пятнадцатый день месяца августа, в праздник Успения Пресвятая Богородицы, навстречу ей вышел преосвященный митрополит с прочим чином духовным и со множеством народа. Увидав ту святую икону, все пали на землю и поклонились ей как Самой Пречистой Матери Божией, пришедшей к ним, и с великою радостью приняли ее; взирая на сию икону, все проливали слезы со умилением и молились Богоматери об избавлении от нашествия агарян.
Общая усердная молитва не была напрасною: в тот же день, в который честная икона Пресвятой Богородицы была принесена в Москву, нечестивый царь агарянский Тамерлан пришел в ужас, быв испуган страшным видением во сне, и побежал обратно со всем войском своим, хотя никто его не преследовал.
Видение же было ему такое: он увидал пред собою высокую гору, с верха которой шли святители на него, неся в руках золотые жезлы и угрожая ему; над святителями сими Тамерлан видел в воздухе необычайный свет; видел он также и Царицу некую, стоявшую среди тех святителей в несказанной славе, облеченную в ризу багряную и сиявшую молниеносными лучами ярче солнца. Кругом сей Царицы находилось бесчисленное множество вооруженных воинов, служивших Ей и как бы приготовившихся на войну. Руки Царицы были простерты к небу — Она как бы молилась. Тамерлану казалось, что Царица сия угрожала ему, повелевая отойти от пределов земли Российской и как бы приказывая воинству Своему устремиться на него.
От сего страшного видения Тамерлан пришел в ужас; встав с постели своей, он в страхе закричал:
— Горе мне, ибо я видел страшное зрелище!
И трепетал несчастный, сотрясаясь и стеная, и находился как бы в исступлении.
Спустя некоторое время Тамерлан пришел в себя, позвал князей и военачальников своих и рассказал им все, что видел, трясясь от страха.
Они же, выслушав рассказ Тамерлана и увидав, что он трясся от страха, пришли также в ужас и, недоумевая, спрашивали друг друга:
— Что же будет теперь?
Некоторые же говорили:
— Виденная Царица есть Матерь Бога христианского, Господа Иисуса Христа; несомненно, Она намерена защитить христиан, ибо Она их Помощница и Заступница.
Тамерлан сказал:
— Если христиане имеют такую Помощницу, то мы понапрасну вооружились на них; мы трудимся суетно; ибо если Она пошлет только одного из числа предстоящих Ей, то Она победит нас всех, так что мы не найдем и места, куда мы могли бы убежать.
Церкви
Таким образом тот нечестивый царь со всем своим воинством агарянским возвратился обратно, убежав со стыдом, ибо агарянам казалось, что многие полки воинов из земли Российской преследовали их; придя от сего в страх и трепет, агаряне давили друг друга, бросали оружие свое и оставляли свою добычу, а также и все, взятое в плен.
Так дарована была православным христианам победа над врагами без боя и поражение без пролития крови, по молитвам Пресвятой Девы Богородицы.
Сие нашествие Тамерлана вместе с агарянами и чудесное изгнание его из пределов земли Российской совершилось в 6903 году от сотворения мира7; с того времени в царствующем городе Москве был установлен праздник в честь сретения иконы Пресвятой Девы Богородицы, именуемой Владимирской8, в незабвенное и благодарственное воспоминание чудесного избавления от агарян, дарованного по заступлению Матери Божией. Да будет и от нас воссылаться всегда Матери Божией вместе с родившимся от Нее Христом Богом честь, слава и поклонение ныне и в бесконечные веки. Аминь.
___________________________________________________________
1 Максимиан Галерий (305-311 гг.) был зятем императора Диоклитиана и затем его преемником.
2 Никомидия — восточная столица Римской империи, великолепный город в области Вифинии, на берегу Мраморного моря, в северо-западной части Малой Азии.
3 Т.е. греко-римской религии.
4 Византия, впоследствии знаменитый Константинополь, или Царьград, была сначала небольшой колониею Мегарской, основанной ок. 658 г. до Р. X. и названной по имени ее основателя Визаса, выходца из греческого малоазийского города Милета, подчиненного некогда персам.
5 Василий (II) Дмитриевич княжил с 1389 по 1425 г.
6 Киприан управлял московскою митрополиею с 1380 по 1385 г.; затем вторично с 1390 по 1406 г.
7 В 1395 г. от Р. X.
8 Через 85 лет после описанного события было установлено второе празднование Владимирской иконе, 23 июня, в благодарность за избавление от нашествия ордынского хана Ахмата в 1480 г. «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, — говорили в объяснение сего чуда русские летописцы. — Нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию». В 1521 г. опять двинулись на Россию монголы под предводительством Махмет-Гирея. Заступлением Богоматери и на сей раз Москва была спасена от врагов. Память этого события совершается св. Церковью 21 мая. В 1812 г., во время нашествия французов, чудотворная Владимирская икона вместе с иконами Иверскою и Смоленскою была увезена в Муром 1 сентября преосвященным архиепископом Августином и по освобождению Москвы от врагов была возвращена опять в столицу 20 октября. Чудотворная Владимирская икона Богоматери находится ныне в Московском Успенском соборе (более подробное повествование о сей иконе можно читать в изданной Московской Синодальной Типографией книге «Слава Богоматери», М. 1907 г., с. 380 — 385).
Метки: 

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...