среда, 11 июля 2018 г.

вторник, 10 июля 2018 г.

Память о победе русских войск над шведами под Полтавой 27.07. 1709 г.


Изображение

В виду того, что автор, при составлении очерка, не имел возможности воспользоваться частью ценных материалов, которые еще до сего времени не опубликованы, Советом были внесены в него некоторые изменения и дополнения.

«Была та смутная пора,
Когда Poccия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра».

А. Пушкин. «Полтава»

Изображение
Император Петр Великий

Наступает знаменательный день в истории русского народа. 27-го июня 1909 года исполняется ровно два века с тех пор, как молодая русская армия, созданная «потом трудов» Великого Царя Петра 1-го, Преобразователя нашей родины, одержала славную победу над могущественной шведской армией, удивлявшей весь мир своим искусством в ратном деле.

Памятным должен быть этот день для русской армии и для всего великого русского народа. В этот день ярко засияло солнце славы над молодыми Петровскими полками. Этот знаменательный день был началом новой жизни для Московского царства, занявшего после славной Полтавской победы почетное место среди тех великих народов, которым положено господствовать над многочисленными племенами человеческого рода. Гул Полтавской победы раскатистым эхом пронесся по необъятной шири Русской земли; он пробудил страну от долгого сна. Понял русский народ, что не к погибели, а к славе и благоденствию ведет страну Великий Царь. Полтавская победа рассеяла смутные сомнения в русском народе, и он доверчиво и бодро пошел по тому верному пути, который указан был Венценосным Работником.

С благоговением, празднуя 200-летний юбилей славного Полтавского боя, перенесемся мысленно за два века назад к тем дням, когда, ведомая твердою рукою Преобразователя, образовывалась молодая Россия.

Величественную и грозную картину представляет могучая многоводная река, когда после долгого зимнего сна, под яркими теплыми лучами вешнего солнца, рвет она ледяные оковы и, заливая берега, бурно стремится в далекое море, сокрушая на пути все преграды... Так и молодая Русь после долгого унылого сна, навеянного междоусобными раздорами и жестокой татарской неволей, под орлиным взором Царя Петра пробудилась, встрепенулась. Развернулся во всю ширь богатырский русский народ и, сокрушая могучими ударами врагов, неудержимой лавиной покатился вперед, расширяя обширные пределы своего царства, пробиваясь к морским берегам! И расступились враги, и дали дорогу русскому богатырю!

Вспомним же в наши дни лихолетья, в дни тяжких невзгод, охвативших нашу родину, когда, наряду с печальным исходом войны на далекой восточной окраине, внутренние смуты подрывают благосостояние русского народа. Вспомним о славных подвигах наших доблестных предков, соратников Великого Царя, и в их самоотверженной работе на благо России, в их бескорыстном служении почерпнем новые силы, подкрепляющие нас, ободряющие на благотворный труд во славу великого Русского государства.

Пусть воскресшая в памяти русского народа славная Полтавская победа наполнит восторженной гордостью русские сердца, рассеет сомнения и вновь напомнит о тех высоких исторических задачах, которые по воле Всемогущего Творца должен еще выполнить многомиллионный, могучий русский народ!..

Великое дело задумал Царь Петр, принявши в свои руки власть над обширным Московским царством. Огромное было это царство: широко раскинулась Русь во все стороны, но далеко отстояла она от тех стран, где под влиянием просвещения, подымалось народное благосостояние, где процветали торговля и промышленность, развивались науки и искусство. Неудобны были границы Московского царства. На востоке терялись наши пределы, в дикой тайге необъятной Сибири. Унылые тундры и студеный Ледовитый океан бесконечной лентой окаймляли Русь на севере. Мертво и пустынно было на этой окраине, не могла здесь развиться кипучая жизнь. Нельзя было через суровый Ледовитый океан завязать сношения с просвещенными государствами Западной Европы. На юге мы соприкасались с вялой, малопросвещенной страной Персов и грозной, воинственной империей Падишаха. Северные побережья Черного и Азовского морей были в крепких руках Турецкого султана. На западе, между Московским царством и просвещенными европейскими странами, широким клином врезалось Польское королевство. Неохотно пропускали нас на запад поляки; с завистью смотрели они на усиливавшуюся Русь, предвидя в ней опасного врага в будущем. Не было у нас выхода и к Балтийскому морю. Широкая прибрежная полоса вдоль восточных берегов Балтийского моря и его заливов находилась во власти могучих Шведских королей. Балтийское море было шведским озером. А ведь было время, когда обширные области по южному и юго-восточному берегам Финского залива принадлежали русскому народу. Еще в седые, стародавние времена предприимчивые новгородцы спускались по Волхову в бурное Ладожское озеро, плыли по многоводной Неве в открытое море и развозили свои товары в далекие заморские страны. Южное побережье Финского залива, входя в состав Вотской пятины, принадлежало Господину Великому Новгороду и, вместе с ним, при Иоанне III, отошло к Москве. Русскими людьми построены были в этом краю города: Ямь, Копорье, Орешек, Иван-город. При Иоанне Грозном прибрежная полоса с названными городами отпала от Московского царства. Сын Грозного Феодор Иоаннович вновь овладел этими городами, но вскоре наступило смутное время на Руси; воспользовались им наши соседи шведы и опять оттеснили нас от моря. По Столбовскому договору, заключенному нами со Швецией в 1617 году, прибрежная полоса Финского залива – области Ижорская земля и Карелия отошли под власть шведского короля. Велика, как безбрежный океан, была Московская держава, врученная молодому Царю Петру Алексеевичу, но тесно было в этих широких пределах молодому, могучему орлу. От наблюдательного взора Царя не скрылась та отсталость, которая проявлялась во всех отраслях государственной и общественной жизни в Московском царстве. Под влиянием тяжелых исторических событий, почти двухвековой неволи татарской, продолжительных междоусобиц и внутренних раздоров, pyccкий народ, заключающий в себе столь богатые духовные силы, в деле государственного строительства сильно поотстал от народов, населявших Западную Европу. И эта отсталость, конечно, не скрылась от пытливого молодого Царя. Еще в годы детства проведал царевич Петр Алексеевич о богатых, благоустроенных государствах Западной Европы, где жизнь бьет ключом, где процветают торговля и промышленность, где развиваются, совершенствуются науки и искусство. Вступивши на престол, молодой Царь отправился лично обозреть эти страны и здесь пришел к заключению, что необходимо Русскому государству сблизиться с Западной Европой так, чтобы благоустройство и просвещение широкой волной хлынули в пределы нашей родины и возродили к новой жизни русский народ. Но как завязать сношения с Западом при столь неудобных границах Московского царства? Кинулся Царь на север к Белому морю. Неприветливо встретило его суровое море. Два лета, в 1693 и 1694 годах, плавал Царь по его бурным волнам и пришел к убеждению, что не может это море послужить удобным путем для сношения с Западом: 8 месяцев покрыто оно ледяным покровом, далеко отстоит от центральных областей государства, и нет удобных путей к далекой северной окраине. Бросился тогда Царь на юг и решил пробиться к берегам Черного моря. Ближе всего к землям Московского царства находилась турецкая крепость Азов, лежавшая при впадении Дона в Азовское море. Снарядил Петр ратную силу и предпринял в 1695 и 1696 годах поход к Азову. Поход закончился удачно – овладели русские войска турецкою крепостью. Пробилась Русь к южному морю, но путь через это море приводил нас лишь к сношениям с Турцией, откуда родина наша не могла почерпнуть тех плодов просвещения, о насаждении которых мечтал Царь Петр.

Тогда взор Царя Петра обратился на запад, к берегам Балтийского моря. Задумал Царь отнять у грозной соседки – Швеции восточное побережье этого моря, те земли, которые некогда принадлежали предприимчивым новгородцам. Для осуществления царской думы нужно было вступить в борьбу с наиболее могущественной тогда воинственной державой в Европе. Два века тому назад Швеция, скромно приютившаяся ныне в уголке Европы на Скандинавском полуострове, была грозою соседних стран.

Шведская армия была образцовой во всех отношениях. Закаленные суровой северной природой, шведские воины были мужественны и хладнокровны. Со спокойной уверенностью бились они с врагами. В рядах армии царила железная дисциплина. Шведский воин был неприхотлив и вынослив. Частые войны с соседями закалили в боях шведов. Много искусных в ратном деле начальников насчитывалось в рядах армии. Религиозные шведы преданы были своим королям.

Изображение
Формы одежды русских войск при Петре Великом

Польша и немецкие государства средней Европы ни раз видели у себя стройные полки победоносной шведской армии. Задолго перед началом Великой Северной войны шведы почти с неизменным успехом вели войны с соседями и приобрели славу непобедимых бойцов. Вот какого грозного врага мог встретить на пути к Балтийскому побережью Московский Царь. Чтобы вырвать добычу у грозного льва, предстояла продолжительная упорная борьба. Но не из робкого десятка был Царь Петр Алексеевич. Глубоко запало в его душу желание просветить и возвеличить врученный ему Божественным Промыслом русский народ, и решил Царь вступить в великую борьбу с могучим соседом.

Для предстоящей войны со страной, имеющей прекрасную постоянную армию. Нужно было подготовить и Московскому Царю солидную вооруженную силу, нужно было и у нас, на Руси, создать постоянную регулярную армию, по образцу тех, какие существовали уже у просвещенных народов Запада. И перед этой грандиозной задачей не остановился Петр. Царь более чем кто-либо во всем государстве, проникнут был глубоким убеждением, что для возвеличения России, прежде всего, необходима могучая вооруженная сила, поэтому он не останавливался ни перед какими препятствиями при создании у нас сильной постоянной армии и сильного флота.

Далее

понедельник, 9 июля 2018 г.

Слёзы врача



Две мамы
Она работала гинекологом. Работала уже долго: около двадцати лет. Многое перевидела, лечила болезни, вела беременности, делала аборты...

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери
Монастырь Тихвинской иконы Божией Матери в Новгородской обл.
XV-XVI века
Память: 26 июня/9 июля
Икона Божией Матери именуемая «Тихвинская» По преданию, Тихвинская икона Божией Матери и есть та самая первая Одигитрия, которая исполнена евангелистом Лукой. Раньше она находилась во Влахернском храме в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 г. к городу Тихвину Новгородской губернии.
Тихвинская икона Божией Матери
В Константинопольском храме икона уже не раз исчезала и вновь появлялась, но в тот год икона исчезла в последний раз и больше не появилась.
Появилась она тогда в лучезарном свете перед рыбаками на Ладожском озере, через некоторое время ее видели в 30 верстах от Ладоги, на озере Онче в Смольнове, затем она явилась на левом притоке Свири, речке Ояти, в селе Вымочицы, жители которого приняли икону и выстроили для нее часовню, но через некоторое время икона снова исчезла и появилась в воздухе в местечке Кожела близ реки Паши (впадающей в Ладогу). В Кожеле тотчас выстроили часовню, а потом и храм во имя Покрова Богоматери. Но икона не осталась и там, явившись близ Тихвина. Люди толпами бежали к месту ее явления, с крестным ходом шли все священники из соседних сел. По молитве народа икона спустилась на землю.
На месте ее явления поставили сначала деревянный, чуть позже каменный храм, а потом (при Иване Грозном) основали монастырь. Почитание иконы было столь велико, что в Успенском храме сделали особое окно, через которое паломники-богомольцы могли видеть чудотворную икону даже в часы, когда храм закрыт. По преданию, перед иконой не раз видели поклоняющихся ей ангелов.
Тихвинская икона Божией Матери
Россия,  Середина XVIIIвека. Заонежье. Лики Богоматери и Христа будто набелены и нарумянены по деревенской моде. По всем одеждам — наивные и нежные узоры серебром. Во внешних углах лузги еле заметные «стрелки», какими очень часто украшали поля северных икон именно в XVIIIв.
В 1527 г., в княжение Василия III в Тихвине возводили каменную церковь. Когда она была почти готова, внезапно обрушился свод, двадцать рабочих было погребено под руинами, но по молитве перед иконой все остались живы. Сохранилось великое множество свидетельств о чуде исцелении от Тихвинской иконы, исцелялись перед нею и парализованные (расслабленные), и глухонемые, и слепые. Одно из чудес, получивших в свое время широкую огласку произошло в 1856 г. У тринадцатилетнего мальчика Александра Боровского после приступа падучей в 1850 г. отказали ноги и он мог лишь ползать на коленках. Его осматривали многие доктора, но ничего не могли поделать. Однажды он в каком-то болезненном возбуждении попросил родственников сопроводить его в монастырь. Отговоры не помогли. На коленях он вполз на площадку в храме, где находилась икона, вместо свечки положил перед образом гривенник и начал молится, стоя на коленях. Трижды поклонившись иконе, он встал на ноги и попросил окружающих оставить его одного. Через четверть часа он сам спустился по лестнице, как все здоровые люди.
После изгнания в 1612 г. из Москвы поляков и литовцев, на русские земли устремились шведы: королевич Карл-Филипп намеревался занять российский трон. Шведские войска одержали ряд побед, овладели Новгородом и двинулись на Тихвин.
В 1613 г. началась осада монастыря. Монахи с воинами бились на стенах, тихвинцы с молитвами и песнопениями обнесли чудотворный лбраз вокруг стен обители. Шведы отступили, но ненадолго. Новое войско неприятеля вновь начало осаду. Шведы начали рыть подкопы под стены Большого Тихвинского монастыря. Один из поселян по имени Григорий увидел во сне Пречистую Деву, которая сказала ему так: «Иди, скажи всем сущим в обители, чтобы отогнали от дома Моего свиней, которые все вокруг изрыли, подкопались под ворота». На следующий день перед Тихвинской иконой был отслужен молебен и воодушевленные защитники монастыря, попрыгали в ров и бросились на врагов. Шведы, не ожидавшие от осажденных такой дерзости, в беспорядке бежали. На следующий день в большом сражении шведское войско потерпело сокрушительное поражение. Но победа была еще неполной. На следующий год военачальник Яков Делагарди послал к монастырю новое войско с приказанием разрушить обитель, а «большую русскую икону изрубить на куски». Эта угроза привела тихвинцев в ужас и они хотели бежать с иконой в Москву, но никто не смог даже сдвинуть образ с места: икона словно бы стала весить сто пудов. Жители Тихвина перебрались в монастырь и затворились в нем, уповая на помощь Божией Матери. И вдруг пришло неожиданное известие: шведское войско повернуло назад. На реке Сяси шведы столкнулись с небольшим русским отрядом, но решив, что перед ними великое войско, отступили.
После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея.
Точно неизвестно, где хранилась Тихвинская икона в то время. По всей вероятности, из Тихвина ее не вывозили и хранили то в Успенском монастыре, то в местных церквях.
В ноябре 1941 года Тихвин был оккупирован фашистами. Нацисты икону забрали – с целью использовать ее в пропагандистских целях. В 1942 году они привезли икону в Псков, где работала Псковская Православная миссия. Немцы понимали, что, открывая закрытые советской властью храмы, разрешая службы, они могут привлечь на свою сторону верующих.
История Тихвинской иконы Божией Матери тесно связана с Псковской Православной миссией. Икону поместили в псковском Свято-Троицком кафедральном соборе, однако приносили в собор только по воскресеньям.
Возглавлял Псковскую Православную миссию митрополит Сергий (Воскресенский). С 1942 года до весны 1944-го Псковская миссия достигла небывалого духовного расцвета. Открылись десятки церквей. Постоянно шли службы.
В 1944 году Тихвинскую икону перевезли в Ригу, где ее приняла православная община во главе с недавно посвященным епископом Рижским Иоанном Гарклавсом.
В 1943 году подросток Сергей Кожевников приехал в Ригу учиться в русской школе. Сергей и его семья познакомились с епископом Иоанном во время службы в Вентспилсе. Здесь Сергей начал служить в качестве алтарника. На тот момент он был уже достаточно взрослым, чтобы самостоятельно жить и учиться в Риге и, попросив епископа Иоанна помочь ему с жильем, получил предложение жить у него. Сергей стал иподиаконом и личным секретарем епископа Иоанна.
В сентябре 1944 года немецкие власти предложили епископу Иоанну в течение суток уехать из Риги.
Епископ вместе с матерью и личным секретарем покинул город и направился в порт Лиепая. Вместе с ними из Риги уехали несколько православных священников с семьями (некоторые из них стали впоследствии священниками Американской Православной Церкви). Пешком и на повозках преодолели они более 300 километров. Наконец они добрались до Лиепаи, где провели чуть больше недели.
Икона же находилась всё это время в Риге. Епископ Иоанн незадолго перед отъездом передал Тихвинскую икону в рижский Троице-Сергиев женский монастырь. Позже священник Николай Виегланс со своей семьей и еще две семьи священников вывезли икону из Риги. Так началось долгое путешествие величайшей святыни Русской Православной Церкви на Запад.
Добравшись до Лиепаи, отец Николай известил епископа Иоанна о том, что икона на месте. Ее принесли в Свято-Троицкий собор в Лиепае, где был отслужен молебен.
Потом был Гданьск, Лодзь, чехословацкий Яблонец, Иоханисберг. В Иоханисберге отец Иоанн и другие священники прожили около года.
Епископ Иоанн хранил Тихвинскую икону у себя, принося ее в церковь на службу.
В 1945 году епископ вместе со своей группой переехал в Прагу. Из Праги епископ Иоанн и большинство членов его группы решили перебраться в американскую зону.
Католическое агентство «Каритас» предложило группе священников присоединиться к французским беженцам, отправлявшимся на родину. Восемнадцатилетний Сергей Кожевников нес Тихвинскую икону. Наконец удалось найти нужный состав и забраться в вагон. Они добрались до Пильзена, затем до Амберга, находившегося в американской зоне. Здесь епископ Иоанн и его группа пробыли до июля 1946 года. Затем беженцы снова двинулись в путь. До 1949 года епископ Иоанн находился в лагере для перемещенных лиц в Херсбруке (Германия).
Поселившись в этом городе, отец Иоанн стал посещать лагеря для перемещенных лиц по всей стране, и икона почти всегда была с ним.
Крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери. На переднем плане – епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Германия. 1947 г.
Крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери. На переднем плане – епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Германия. 1947 г.
После переезда в Германию Сергей принял мирскую фамилию епископа Иоанна и стал Сергеем Гарклавсом, впоследствии протоиереем Американской Православной Церкви.
Тихвинская икона помогла тогда многим обездоленным. Епископ Иоанн совершал многочисленные поездки по лагерям и служил молебны. Верующие бесконечной чередой проходили перед иконой.
В это время о местонахождении Тихвинской иконы стало известно советскому правительству, и его официальные представители в Восточной Германии потребовали, чтобы американские оккупационные власти ее вернули. Епископ Иоанн встречался в связи с этим с американским генералом Клеем и рассказал ему историю иконы. Генерал Клей официально подтвердил полномочия епископа Иоанна как хранителя иконы. Именно это в будущем позволило вывезти ее в США.
Когда епископ Иоанн принял Тихвинскую икону на хранение, он воспринимал себя именно как ее хранителя, а не как владельца. Он считал себя «служителем» иконы – до тех пор, пока не станет возможным вернуть святыню в ее родной дом – Тихвинский монастырь.
Передоверяя икону своему названному сыну, протоиерею Сергию Гарклавсу, он подчеркивал, что ее необходимо вернуть в Тихвинский монастырь – когда коммунистический режим падет, а монастырь будет восстановлен.
Метки: 
Pages: 1 2

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Тихвинская”

Тихвинская икона Божией Матери


Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Тихвинская”

Молитва первая

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, яко и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну; темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй вся люди, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пресвятому образу Твоему: яко благословенна еси с Рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Далее

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Тихвинская”

Тихвинская икона Божией Матери
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Тихвинская”
Кондак 1
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице благодарственная пения восписуем о явлении чудныя Ея иконы, к Нейже притекающии присно избавляются от враг видимых и невидимых. Ты же, Госпоже Неба и земли, яко милосердная Мати, приими ныне малое сие моление наше и неотступну никогда же сотвори милость Твою от нас и заступление, охраняющи от всех бед и напастей нас, зовущих Ти: Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.
Икос 1
Ангелов лицы ликовствующе служат Тебе, Владычице, и почитающе Тя, на руку Твоею носившую Творца видимыя и невидимыя твари, икону Твою с места на место преносят. Мы же, земнороднии, дивящеся чудному явлению иконы Твоея, Ангелы носимыя, вопием Ти сице: Радуйся, всех Небесных Сил высшая; Радуйся, вся ангельския чины превосходящая. Радуйся, Честнейшая Херувим; Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим. Радуйся, радование Ангелов; Радуйся, похваление ликов небесных. Радуйся, от Ангелов воспеваемая. Радуйся, от Серафимов прославляемая. Радуйся, от Архангел поклоняемая; Радуйся, от воинств небесных почитаемая. Радуйся, в иконе Твоей от Ангел чтимая; Радуйся, в видимем образе Твоем от невидимых сил носимая. Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.
Кондак 2
Видяще рыбарие над пучиною вод носимую невидимою силою и светом подобно солнцу сияющую Твою, Богомати, икону с Предвечным Младенцем, рыбарей призвавшим на уловление мира в сети спасения, возопиша: Аллилуиа.
Икос 2
Разум недоразуменный дивнаго явления иконы Твоя разумети людие ищуще уведеша, яко чтимая в Цареграде пречестная икона в наследие российскому роду даровася. Темже мы, благодаряще за милость Твою к роду нашему, вопием Ти: Радуйся, Мати истинныя жизни; Радуйся, послушанием Твоим преслушание Евы исцелившая. Радуйся, затворенный Эдем отверзшая; Радуйся, миру явившая Сокрушителя главы змиевой. Радуйся, ковчеже Умирителя мира носивший; Радуйся, мир спасшая от потопления греховнаго. Радуйся, лествице еюже сниде Бог; Радуйся, земных возводящая на небо. Радуйся, море фараона мысленнаго потопившее; Радуйся, купино, неопалившаяся всельшимся в Тя огнем Божества. Радуйся, скрижале Богописанная; Радуйся, каменю, воду жизни источивший жаждущим. Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.
Кондак 3
Сила Вышняго осеняше страну Тихвинскую егда икона Пречистыя Богоматере, многочастне являющися и временным пребыванием освящающи землю, к воздвизанию храмов святых возбуждаше, да славится имя Владычицы во славу Триипостаснаго Бога, Емуже вопием: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще благоутробное изволение, да людие страны Тихвинския вожделеют пребывания Твоего с ними да памятуют выну покров Твой, икону Твою являла еси многочастне, дондеже указала еси богоизбранное место вселения ея. Темже чудящеся вопием Ти: Радуйся, скиние, в нейже вселися Божество телесне; Радуйся, святая святых, в неюже единою вниде вечный Архиерей. Радуйся, кивоте позлащенный Духом, Законодателя носивший; Радуйся, светильниче, огнем Божественным возженный. Радуйся, стамно, носившая манну жизни Христа; Радуйся, трапезо, хлеб животный вместившая. Радуйся, кадильнице, угль Божества имущая, мир весь облагоухавшая; Радуйся, жезле цвет, прозябший Христа. Радуйся, столпе, к вечному наследию руководяй; Радуйся, облаче, от враг видимых и невидимых покрываяй. Радуйся, земле обетования; Радуйся, руно, на негоже Христос, яко дождь сниде с небесе. Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.
Кондак 4
Бурю смущения и скорби утолити тщащеся, благовернии людие взываше ко Господу: яви нам Божественный дар, егоже человеколюбие стране Российстей послал еси, не скрый сокровища, имже душевную нищету нашу обогатити надеяхомся, претвори печаль нашу в радость, отри слезы и рыдания. И улучивше желаемое, возопиша: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав пастырь паствы своея радостное обретение и Матерь Пастыреначальника упасшуюся в странах Тихвинских, устрояет храм в честь новоявленныя иконы Ея, и пресвитеры учреждает, да выну прославляя Богоматерь вопиют Ей: Радуйся, Дщи, приклонившая ухо ко гласу Отца Небеснаго; Радуйся, яко праматернее сетование разрушися рождеством Твоим. Радуйся, Невесто, Еяже доброты вожделе Царь Небесный; Радуйся, Царице, одесную Царя представшая. Радуйся, рясны златыми украшенная и всю славу внутрь имущая; Радуйся, вводящая многих в чертог Царства Небеснаго. Радуйся, яблоко, егоже благовоние обоняет весь мир; Радуйся, крине чистоты, блистанием светящийся. Радуйся, миро благовонное, всему миру излиянное; Радуйся, царскую порфиру, плоть Творца всех, из девственных кровей Твоих исткавшая. Радуйся, живый запечатленный источниче, источивший воду жизни; Радуйся, мысленный винограде, гроздь Божественный возрастивший. Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.
Кондак 5
Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, вся страну Тихвинскую обтекающи, и сущих во тьме невежествия светом богове-дения озаряющи, скорбящих радостию осиявающи, заблуждающих же на путь делания заповедей Сына Твоего и Бога наставляющи. Ему же благодарственне вопием: Аллилуиа.
Икос 5
Видев Георгий на кладе древа седящу Жену, жезл червленный в руках имущу и светом неизреченным сияющу, Ейже предстоя беседоваше дивный Святитель, позна чрез благоухание благодати Тя, Богородицу, чувственный зрак приимшую и Святителя Николая предстояща Тебе, и возопи со трепетом: Радуйся, доме, егоже созда Себе для вселения Премудрость Божия; Радуйся, Дево, Еммануила родившая. Радуйся, жезле Иессеов, от негоже прозябе цвет Христос Бог; Радуйся, Неневестная Невесто, осенением Духа заченшая Сына. Радуйся, свитче, в немже перстом Отчим написася Слово; Радуйся, книго девства запечатленная, Иосифу на хранение врученная. Радуйся, клеще таинственная угль Божества во чреве приемшая; Радуйся, престоле превознесенный, на немже плотию возседе Христос. Радуйся, облаче легкий, на немже прииде Господь славы; Радуйся, врата затворенная, имиже един Христос пройде. Радуйся, горо несекомая, от неяже краеугольный камень отсечеся, Христос; Радуйся, огнеросная пеще, неопально приимшая огнь Божества. Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.
Кондак 6
Проповедник быв видимаго Твоего пребывания в стране Тих-винстей и дивнаго промышления о ней, благочестивый Георгий явление Твое и волю Твою людем возвести, ейже неповинующися чудесы вразумляются славити Тя, Владычице, и пети Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияти свету Богопознания явлением иконы Твоей изволившая, и свет иноческия жизни возжещи благоволила еси, Богомати, на месте явления Твоея иконы, да иноков лицы вопиют Ти непрестанно: Радуйся, неплоднаго корене благоплодное прозябение; Радуйся, от младенчества Богу посвященная. Радуйся, во святем храме воспитавшаяся; Радуйся, Богу уневестившаяся. Радуйся, всеми добро-детельми преукрашенная; Радуйся, светоносная палато, Владыце уготованная. Радуйся, благодатию Божию предочищенная; Радуйся, от начала веков во главизну нашего спасения предызбранная. Радуйся, Невесто Архитектона небеснаго, земному тектону на хранение врученная; Радуйся, малый Назарет Своим пребыванием возвеличившая. Радуйся, горних сил похвало; Радуйся, всех земнородных слава. Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.
Метки: 
Pages: 1 2

воскресенье, 8 июля 2018 г.

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония, муромские

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония, муромские
Память: 25 июня/ 8 июля.
История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.
История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.
Благоверные Князь Петр и княгиня Феврония Муромские
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой — тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.
В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!». Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.
Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.
Благоверные князь Петр и княгиня Феврония, муромские
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети — устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом — смысл и назначение его.
Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.
Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.
Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.
Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре. День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.
Рака (гробница) с мощами святых Петра и Февронии
Рака (гробница) с мощами святых Петра и Февронии

суббота, 7 июля 2018 г.

Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

День памяти 24 июня/7 июля
О событиях, связанных с рождением Иоанна Крестителя, евангелист Лука рассказывает в первой главе своего Евангелия. Он пишет, что во время правления Ирода в Иудейском царстве жил священник по имени Захария.
Рождество Иоанна Предтечи
Рождество Иоанна Предтечи
Греция  XV  век, Византийский музей в Афинах
Его жена Елисавета была потомком пророка Аарона. Оба они были праведны перед Богом, жили в страхе Господнем, благочестии, благоразумии и в послушании Божественным заповедям. На протяжении многих лет молились благочестивые супруги Господу о даровании им чада, но так и не обрели детей, несмотря на горячие молитвы об этом. Захария и его бесплодная жена Елисавета достигли глубокой старости и уже не надеялись обрести ребенка.
Однажды во время службы, когда Захария вошел в храм для каждения, явился ему Ангел Господень, предсказавший рождение земного и воплощенного Ангела, Иоанна Крестителя. Захария очень сильно смутился и замер в благоговейном и восхищенном страхе. Тогда Ангел Господень сказал ему: “Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; Ибо он будет велик пред Господом <…> и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их” (Лк. 1:13-16).
Захария, пораженный необычным явлением Ангела, весьма смутился и спросил Ангела в растерянности: «Как такое возможно? Как могу я поверить в то, что ты мне возвещаешь, ибо уже и сам я достиг преклонного возраста, и жена моя состарилась?» На что Ангел ответил ему: “Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и Бог послал меня довести до тебя эту благую весть. Но так как ты не уверовал в мои слова, ты будешь нем и не скажешь ни слова до того дня, пока сие не исполнится, т.е. пока Иоанн не родится”.
И тотчас немота сковала уста Захарии, и пребывал он в таком состоянии, пока Елисавета не родила Крестителя.
ВидеоПроповедь на Рождество Иоанна Предтечи протоиерей Дмитрий (Смирнов)
На восьмой день пришли родственники, так как в этот день должно было совершиться обрезание, и хотели назвать малыша именем отца Захариею. Но Елисавета объявила, что назовет младенца Иоанном. На вопрос, как примет он это имя, потому как у них в роду ни у кого не было такого имени, Захария попросил дощечку, на которой написал следующее: “Иоанн имя ему”. И все несказанно удивились. А Захария тут же обрел дар речи и стал благословлять Бога всем сердцем. Тогда как Иоанн, исполненный дарами Святого Духа, каждодневно являл собой орудие благодати Божией, став опорой для всякой добродетели и благочестия.
В последнее время существования Византии, этот праздник отмечался в храме Предтечи в присутствии самого императора.
Епископ Фанариотский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви, июнь, стр. 376-379
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

пятница, 6 июля 2018 г.

Патриарх Александрийский призвал главу Киевского патриархата покаяться

Патриарх Александрийский Феодор ІІ
Александрийский Феодор ІІ призвал главу непризнанного в православном мире Киевского патриархата Филарета (Денисенко) покаяться и воссоединиться с канонической церковью, говорится в сообщении на сайте Запорожской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).

четверг, 5 июля 2018 г.

Торт «Павлова»

Торт «Павлова»
Сказать, что «Павлова» — это феерия вкусов, разнообразие сочетаний и яркое послевкусие? Нет. Этого от неё не ждите. Здесь всё по-другому. Смешение текстур... Вот главный «козырь» этого десерта.

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...