пятница, 8 июня 2018 г.

Феминизм и чернокожие апостолы: чем удивил фильм о Марии Магдалине

Феминистки добрались до религиозных тем в кинематографе. Что из этого получилось.
Апостол Петр и Мария Магдалина по версии британских сценарист
Апостол Петр и Мария Магдалина по версии британских сценаристов
То, что Запад трепетно относится к «правам» самых разнообразных меньшинств – факт общеизвестный. Точно так же, как и то, что в последние несколько лет особенно активизировались борцы за права женщин, которые и так спокойствием в их отношении не отличались. Но, если раньше они ограничивались вполне себе бытовыми сферами деятельности человеческого сообщества, и добивались «равноправия» в первую очередь в семье и на работе, то сейчас они включились уже и в сферу религиозную.

среда, 6 июня 2018 г.

Святая блаженная Ксения Петербургская

24 января/6 февраля; 24 мая/ 6 июня {прославление} Русская Православная Церковь празднует память святой блаженной Ксении Петербургской — небесной покровительницы северной столицы.
Ксения Петербургская (настоящее имя Ксения Григорьевна Петрова) — православная юродивая дворянского происхождения, жившая в Санкт-Петербурге.
Документальные сведения о её жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м годам. Согласно этим рассказам, она родилась в первой половине XVIII столетия (предположительно между 1719 и 1730 годами). Отца её звали Григорием, а имя матери неизвестно.
По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим — Андреем Фёдоровичем Петровым. Жила с супругом, достигшим чина полковника, в Санкт-Петербурге.
Видео:
Двадцати шести лет от роду Ксения овдовела. Ее муж умер скоропостижно. Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божия Андрея.
В день похорон мужа Ксения надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг — подвиг юродства Христа ради.

воскресенье, 3 июня 2018 г.

Грех и добродетель в изображениях христиан: предупреждения и наставления

Весы и св. Василий с корчагами. Миниатюра. ''Житие Василия Нового'', втор. пол. XVIII в.
Весы и св. Василий с корчагами. Миниатюра. ''Житие Василия Нового'', втор. пол. XVIII в.
Краткий очерк на примере отдельных произведений западноевропейской живописи и миниатюр рукописей из собраний Уральских книгохранилищ периода позднего Средневековья и Нового времени
«…Грех не был послан на землю, но люди произвели его из своей головы…»
(1 Ен. 98:4)
Добро и зло, добродетель и грех, справедливость и произвол… Где найти грань между этими категориями? На протяжении истории человечества каждое культурное сообщество по-своему разрешало эту задачу, создавая своды морально-этических норм, оформленных в виде традиций, записанных законов.
Христианский мир опирается, прежде всего, на великую мудрость Библии – священного Писания и дополняющего его священного Предания. По верованиям христиан, Библия – это не изложение вероучения и не история человечества, а речь Бога, обращенная к людям, и Его диалог с людьми: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последнии дни сии говорил нам в Сыне» (Евр: 1.1–2). Поэтому веками сложившиеся христианские нормы поведения трактуются верующими как Богооткровенные истины, как заповеди, которым необходимо следовать неукоснительно, соблюдение которых улучшает саму природу человека, т.е. делает его чище и прекраснее, защищает от порока и греха, тем самым подготавливает его к высшей цели – достижению царства Божьего, вечной жизни души. Однако человек по природе своей слаб и может поддаться греховному искушению. Именно поэтому для христианского мира всегда было актуально поддержание этических норм в устной и письменной формах. Эту же роль выполняли и визуальные источники, к которым относятся произведения иконописи, живописи, скульптуры, книжные миниатюры и др.
В христианском искусстве центральное место занимают евангельские темы, размышления о вечной жизни в раю и расплаты за грехи в преисподней, о жизни праведной и грешной. В период позднего Средневековья наряду с этой проблематикой небывалого размаха достигла тема эсхатологии или Второго пришествия Спасителя и свершения вселенского Страшного суда. Мысли о справедливом Высшем суде волновали умы людей и Запада и Востока. Как правило, подобные настроения в обществе особенно актуализируются в ответ на обострение общественно-политической ситуации, социально-экономических противоречий, усиления давления церковных властей, т. е. в ответ на несовершенства «земной жизни» люди ищут спасения в жизни вечной и в, связанном с этим, ожиданием конца мира. Всплеск социальной активности общества, как правило, приводит к активизации его творческого потенциала. Создаются произведения искусства значимые для всей мировой культуры.
Своеобразие социально-политического развития, религиозных и бытовых традиций Западной и Восточной Европы определили особенности трактовки актуальных проблем христианского бытия и отношения к ним.
Попытаемся на примере произведений живописи и книжной миниатюры сравнить отражение этих проблем в западнохристианском и восточнохристианском мире и показать отношение людей к понятиям общечеловеческих гуманных ценностей.
Эпоха позднего Средневековья (вторая половина XV – XVI в.) на Западе, с одной стороны, стала периодом расцвета идей гуманизма и искусства Северного Возрождения и Итальянского Ренессанса, с другой, временем сильнейших потрясений социально-экономического, политического, религиозного характера. Связано это было, прежде всего, с такими событиями как открытие Америки и последовавший за ним экономический кризис из-за нахлынувшего в Европу потока золота, движение Реформации с мощным агрессивным противостоянием сторонников традиционных католических ценностей и новых «протестных» религиозных верований. Ответом на Реформацию стали слившиеся воедино движения католической реформы и Контрреформации. Кроме того, это было время открытий в науке, и последовавшего за ним процесса внедрения элементов технического прогресса. К примеру, был изобретен печатный станок, что совершило настоящий переворот в обществе, – было положено начало эпохи создания новых средств коммуникации.
Эти события были переломными не только для отдельных западных стран, но и для мировой истории, в целом, и происходили они в ситуации крайнего обострения социальных отношений.
Христиане, на протяжении многих столетий находившиеся в состоянии предчувствия конца света, ожидания Страшного суда, в этот период особенно обостренно воспринимали происходящее, поскольку уже видели «признаки» приближающейся кончины мира, а некоторые представители общества заявляли о Страшном суде, как об уже свершившемся факте. Привычное рушилось, а новое было неизвестным и пугающим и часто связывалось с воцарением в мире антихриста. Так, одним из признаков антихриста многие люди Западной Европы восприняли упомянутое выше изобретение печатного станка, поскольку считали его результатом происков дьявола. Дело в том, что широкое использование печатного станка привело не только к увеличению количества книг информативного или же душеполезного для верующего человека содержания, но и к  печатанию церковных индульгенций, игральных карт, картинок непотребного содержания и прочего. Сама книга, отношение к которой раньше было как к предмету, практически, сакральному, несущему в себе мудрость, теперь обесценивалась, прежде всего, в силу своей доступности.
Рис. 1. Иероним Босх. «Сад земных наслаждений».1500-1510.
Рис. 1. Иероним Босх. «Сад земных наслаждений».1500—1510.
Многие деятели западноевропейского искусства оценивали технический прогресс как движение к разрушению человека. Великим провидцем и гениальным художником-философом был голландский мастер Иероним Босх. Его картины следует читать как, своего рода, зашифрованное послание. Разобщенные, казалось бы, на холсте отдельные сюжеты объединяются общей идеей, повествованием о бессмысленности человеческой жизни, оболванивании и профанации человеческого потенциала. Знаменитый триптих «Сад земных наслаждений» демонстрирует в намеренно абсурдной сюрреалистической манере насмешку над пороками, упадком духовных и этических ценностей, невежеством плебса (рис. 1). В многочисленных сценах, которые составляют композицию картины, сатира соседствует с эротикой и насилием, с первородными грехами и земными бедами. До сих пор исследователи ведут споры о том, какой мировоззренческой позиции придерживался Босх. По одной гипотезе он был сторонником движения катаров, которые провозглашали, что весь мир есть порождение дьявола, а люди – греховные существа, обреченные на «наслаждения», которыми их искушает творец-Дьявол. Авторы другой гипотезы считают, что художник входил в духовную группу – общество адамитов или общество Святого Духа, одним из положений которых является утверждение о том, что личность человеческая деградировала, ее развитие прекратилось, и вся жизнь современного человека сводится к кругу наслаждений, к галлюцинаторным видениям. Кроме того, по мнению адамитов, человек постепенно становится частью своей дьявольской изобретательности, т.е. превращается в раба своих изобретений (рис. 2). Это не что иное как признак уже наступившего Страшного Суда, – оторванность человека от Божественной духовной природы и превращение его в биологический механизм, в зомбированное, зависимое от технических новшеств, скудоумное создание.
Страшный суд» Иероним Босх
Рис. 2. Иероним Босх. «Страшный суд».
Одним из ярких образов босховских фантазий является изображение книги на голове (рис. 3). Что бы это значило? Когда книга на голове, ее усваивать не надо. Вспомним главу из книги Апокалипсис или Откровения Иоанна Богослова – ангел из облака явился апостолу Иоанну, протянул ему книгу и заставил ее съесть: «…И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр: 10-10) (рис. 4). Знания книги должны быть поглощены, растворены в человеке. Однако, когда книга на голове, от нее ни горько, ни сладко. Прочел, забыл, и в голове пусто. Подобный же аллегорический смысл имеет и воронка на голове у «врачующего». Воронка – это то, через что все переливается, не задерживаясь, символ пустоты. Воронка на голове – первый признак «лжемудрости», т. е. глупости, против которой нацелено практически все творчество Босха.
Рис. 3. Иероним Босх. «Извлечение камня глупости».
Рис. 3. Иероним Босх. «Извлечение камня глупости».
Символы картин Босха, как это ни парадоксально, актуальны и в наши дни. Всеобщая доступность к информации, которая проглатывается, не перевариваясь, стала отличительной чертой нашего времени. Стоит вспомнить, к примеру, мировое интернет-пространство, которое, кроме своих несомненных положительных сторон, имеет и негативные – очень часто люди, посещая просторы интернета, перестают подключать свои творческие интеллектуальные и анализаторские способности и пользуются определенными клише или штампами, т.е. скопированными материалами, предлагаемыми в неограниченных количествах «мировой паутиной» в различных целях – при подготовке к экзамену, написании реферата, а то и диссертации, книги, сценария и др., а также просто бездумно проводят время в заглатывании самой разнообразной, в том числе, и низкопробной информации. Эффект от такого чтения получается, в лучшем случае, как у героев Босха – ни горько, ни сладко.
Рис 4. «Облачный» ангел протягивает книгу Иоанну Богослову. Толковый Апокалипсис. Сер. XVIII в.
Рис 4. «Облачный» ангел протягивает книгу Иоанну Богослову. Толковый Апокалипсис. Сер. XVIII в.
Картины Босха следует «читать» как предупреждение и наставление. Причем в его полотнах присутствует как язык аллегории, так и прямое морализаторство. К таким произведениям можно отнести композицию «Семь смертных грехов», где по центру выписан образ Христа или всевидящее Око Бога, а по окружности показаны главные грехи человека — похоть, гнев, зависть, лень, чревоугодие, гордыня, алчность, — которые художник объясняет на примерах жанровых сценок. По четырем углам композиции даны зарисовки на темы: смерть, Страшный суд, ад и рай (рис. 5). Таким образом, наглядно показан весь цикл существования человека и его души. Сначала жизнь земная с ее суетой и многими ошибками, потом неизбежная смерть в окружении близких, а далее – суд небесный, когда душа предстает перед Высшим судом, и «приговор» – ад или рай.
Рис. 5. Иероним Босх. «Семь смертных грехов». 1475—1490. Прадо, г.Мадрид
О своих прегрешениях и роковых ошибках человек вспоминает подчас только на смертном одре, а то и по другую сторону жизни. Тогда и возникает искреннее раскаяние, но изменить уже ничего нельзя. Поэтому, по христианской традиции, человека необходимо вовремя отвести от греха, предупредить либо наставить на путь раскаяния. Посредством изображения такую работу может проделать произведение живописи, как рассматриваемая картина Босха. Концепция назидательной проповеди одинаково близка христианам всех направлений. Отдельные мотивы, а, зачастую, и целые сюжеты изображений на тему обличения греховности в русском православном искусстве созвучны с изображениями Запада. Там, чаще всего, зарисовки подобной нравоучительной тематики можно встретить в лицевых (иллюстрированных) книгах.
Метки: 
Pages: 1 2

воскресенье, 27 мая 2018 г.

О Троице (часть 1)


Троица Ветхозаветная
Августин Аврелий
Книга 1
  (В ней показывается, что единство природы и равенство Лиц в Троицеустанавливается самим авторитетом Писания. В этой же книге предлагается объяснение некоторых мест писания, каковые представляются противоречащими положению о единосущии Сына Отцу)
1. Тому, кто собирается прочесть наши размышления о Троице, сначала следует узнать, что это сочинение направлено против превратных толкований тех, кто, презирая начало веры, ошибается вследствие незрелой и извращенной любви к разуму. Иные из их числа пытаются перенести на бестелесное и духовное то, что они узнали о телесных вещах посредством телесных чувств, или то, что они усвоили посредством природной умственной способности и живости усердия либо же с помощью ученичества так, что они хотели бы судить и полагать, исходя из тех [телесных вещей]. Есть, впрочем, и другие, которые думают о Боге (если вообще думают) сообразно с природой или страстями человеческой души, и по причине этой ошибки они, высказываясь о Боге, устанавливают для своего рассуждения искаженные и лживые правила. Однако есть и еще один род людей, которые изо всех сил тужатся выйти за пределы тварной вселенной, каковая, несомненно, изменчива, чтобы устремить свой взор на неизменную сущность, которой является Бог. Но, отягощенные бременем смертности, они, хотя и желают показаться знающими то, чего не знают, все же не могут знать то, чего хотят. Дерзновенно утверждая свои предубеждения, они преграждают себе пути к пониманию и предпочитают не исправлять и не менять свое извращенное мнение. И действительно, таков недуг всех этих трех видов [людей], о котором я сказал: и тех, кто мудрствует о Боге сообразно с телом; и тех, кто делает это сообразно с духовным творением таким, как душа; и тех, кто судит о Боге, не сообразуясь ни с телом, ни с духовным творением, но все так же ложно. Последние тем более далеки от истины, поскольку то, что они надумывают, не обнаруживается ни в теле, ни в духе созданном и устроенном, ни в Самом Творце. Ибо тот, кто считает Бога, например, белым или красным, [несомненно], ошибается, хотя [такие признаки] обнаруживаются в телах. И, опять-таки, тот, кто считает Бога то забывающим, то припоминающим, или что-нибудь еще в таком же роде, тем не менее, ошибается, хотя [такие признаки] обнаруживаются в душе. И также тот, кто полагает, что во власти Бога породить Самого Себя, ошибается тем более, так как не только Бог не таков, но не таково ни духовное, ни телесное творение. Ибо вообще нет ни одной вещи, которая бы породила себя саму к существованию.
2. Чтобы человеческая душа очистилась от подобного рода лжи, Святое Писание, соизмеряясь с детьми, не избегало имен ни одного рода вещей, посредством которых Оно, как бы питая, постепенно поднимало наше понимание к высокому и Божественному. Ведь, говоря о Боге, Писание использовало слова, взятые из [области] телесных вещей, как то: «В тени крыл Твоих укрой меня» (Пс.16, 8). Многое же Святое Писание заимствовало из [области] духовного творения, посредством чего обозначалось то, чего не было, но о чем следовало бы сказать таким образом, например: «Я Бог ревнитель» (Исх.20, 5); «Каюсь, что создал человека» (Быт.6, 7). По поводу же того, чего вообще нет, Святое Писание не растрачивало слов, которыми бы Оно расцвечивало речь или сплетало загадки. Поэтому наиболее пагубно и суесловно тщатся те, кто отрезает себя от истины ошибкой третьего рода, [состоящей в том], что они усматривают в Боге то, что нельзя обнаружить ни в Нем Самом, ни в каком-либо виде творения. Ибо вещами, которые обнаруживаются в творении, Святое Писание имеет обыкновение воспитывать, словно забавляя детей, и соразмерно, как бы шаг за шагом, подвигая слабых к тому, чтобы они искали высшее и покидали низшее. То же, что свойственно [только] Богу, т.е. то, что не обнаруживается ни в каком виде творения, в Святом Писании излагается редко, как, например, то, что сказано Моисею: «Я есмь Сущий»; «Сущий послал меня к вам» (Исх., III, 14). Поскольку некоторым образом глагол «быть» употребляется и в отношении тела, и в отношении души, то Он, конечно же, не сказал бы так, если бы не желал быть понятым каким-то отличным образом. Как раз об этом и говорит апостол: «Единый имеющий бессмертие» (1 Тим.6,16). Но поскольку и душа некоторым образом считается бессмертной, то он не сказал бы «Единый имеющий», если бы истинное бессмертие не было неизменчивостью, каковой не может обладать ни одно творение, ибо она принадлежит лишь одному Творцу. Это и говорит Иаков: «Всякое даяние доброе, и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1, 17). А также и Давид: «Ты переменишь их — и изменятся, но Ты Тот же» (Пс.101, 27-28).
3. Поэтому трудно узреть и вполне познать сущность Бога, без какого-либо изменения созидающую изменяемое и без какого-либо движения во времени творящую временное. Следова-тельно, чтобы невыразимым образом увидеть невыразимое, необходимо очистить наш ум. Пока же мы этого еще не достигли, мы питаемся верою и ее посредством ведомы более смиренным путем, чтобы соделаться пригодными и способными к постижению сего. По этой причине апостол и говорит, что во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2, 3). Нам, однако, словно младенцам во Христе, которые, хотя и возрождены Его благодатью, все же еще пребывают плотскими и страстными, он возвестил о Нем не в его Божественной силе, в которой Он равен Отцу, но в человеческой слабости, в которой Он был распят. Ведь апостол говорит: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого». И сразу же продолжает: «И был у вас в немощи и в страхе и в великом трепете» (1Кор.2, 2-3). А немного позднее он добавляет: «И я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею: ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» (1Кор.3, 1-2). Когда это говорится иным людям, они гневаются и считают это оскорбительным и большей частью полагают, что скорее тем, кто такое говорит, нечего было сказать, нежели то, что они сами не способны постичь сказанное. Иногда мы приводим им основание, впрочем, не того, чего они добиваются, когда стараются разузнать о Боге, ибо ни они не способны его получить, ни мы, возможно, его постичь или дать; но то основание, посредством которого им показывается, насколько они неспособны и несостоятельны воспринимать то, о чем спрашивают. Поскольку же они не слышат того, что хотят, то полагают, что мы ведем себя или так ловко, что скрываем свое невежество, или так коварно, что завидуем их знанию. Таким образом, возмущенные и смущенные, они отступают.
4. Поэтому давайте с помощью Господа Бога нашего попытаемся, насколько мы сможем, привести основание (которое столь настоятельно требуется) тому, что один, единый и истинный Бог есть Троица, а также что правильно называть, верить и полагать, что Отец, Сын и Святой Дух суть одной и той же субстанции или сущности (substantiae uel essetiae). [Мы собираемся это сделать] не так [чтобы они подумали], будто бы мы насмехаемся над ними своими оправданиями, но так, чтобы они испытали на деле, что высшее благо есть то, что различается лишь чистейшими умами, и то, что по этой причине оно не может быть ни различено, ни познано ими, поскольку слабое умозрение человека не может удержаться в этом превосходящем все свете, если только оно не усиливается питающим его благочестием веры. Но сначала следует показать, такова ли вера в соответствии с авторитетом Святого Писания. Затем, если Бог пожелает и окажет содействие, мы, возможно, этим мудрствующим болтунам, более гордящимся, нежели способным и поэтому страдающим тем более опасным недугом, уделим столько внимания, [сколько необходимо для того], чтобы они обнаружили нечто, в чем не могли бы сомневаться, и чтобы по поводу того, что они не были способны обнаружить, они жаловались на свой ум, а не на саму истину или на наши рассуждения. И если у них [еще] есть любовь к Богу и страх Божий, то пускай они возвратятся к началу и порядку веры, постигая, что врачевание, оказываемое святой Церковью, спасительно для правоверных настолько, что сохраненное благочестие исцеляет немощный ум, [направляя его] к восприятию неизменной истины так, чтобы случайное безрассудство не низвергло его в рассуждательство вредоносной лжи. Также и я не постесняюсь спросить, если где сомневаюсь; и не устыжусь поучиться, если где ошибаюсь.
5. Таким образом, пусть всякий читатель, столь же уверенный, идет со мной дальше; сомневающийся — спрашивает вместе со мной; всякий же, кто обнаруживает свою ошибку, возвраща-ется ко мне; а если мою — то отзывает меня. Итак, пойдемте же вместе, держась дороги любви, к Тому, о Ком сказано: «Ищите лица Его всегда» (Пс.104, 4). И пред Господом Богом нашим я бы принял это благочестивое и благоразумное предписание со всеми, кто читает то, что я пишу, и для всех сочинений моих, в особенности же для тех, в которых исследуется единство Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, ибо ни в каком другом предмете не ошибаются столь опасно, не исследуют со стольким трудом и не пожинают столь больших плодов. Если же кто-нибудь, читая, говорит: «Это сказано нехорошо, потому что я не понимаю»; то он порицает меня за мою речь, а не за мою веру. Пожалуй, и вправду, то же можно было сказать яснее, однако еще ни один человек не говорил так, чтобы быть понятым всеми и во всем. Поэтому пусть тот, кому что-то не нравится в моем сочинении, обратит внимание на то, понимает ли он других толкователей подобных предметов, когда он меня не понимает; и если это так, то пусть он отложит мою книгу или даже, если ему угодно, отбросит ее, и пусть уж лучше посвящает свой труд и время тем, кого понимает. Однако пусть он не думает, что я должен был молчать по той причине, что я не смог высказаться столь же плавно и ясно, сколь те, кого он понимает. Ибо не все, что пишется, попадает в руки всех, и может так статься, что те, кто может понять эти наши [сочинения], не нашли бы других более ясных книг, а на эти бы наткнулись. И также полезно, чтобы многие писали сочинения, различающиеся по стилю, но не по вере, когорте бы касались тех же самых вопросов так, чтобы этот самый предмет дошел до большинства: к одним так, к другим иначе. Если же тот, кто жалуется, что что-то у нас не понял, никогда не мог понять чего-либо из таких предметов, рассматривавшихся внимательно и проницательно, пусть сам по себе займется молитвою и учебою, дабы преуспеть, а не преследует меня воплями и руганью, чтобы я замолчал. Тот же, кто, читая это, говорит «Я понимаю сказанное, но оно неверно», пусть, если ему угодно, утверждает свою точку зрения, а мою, если сможет, опровергает. Если он сделает это, любя и желая достичь истины, и позаботится о том, чтобы я познакомился с этим, то я (если буду жив) извлеку для себя несомненную пользу от этого труда. Если он не сможет это сделать по отношению ко мне, я охотно соглашаюсь, чтобы он сделал это по отношению к другим. Я же буду размышлять о законе Божием, если и не день и ночь (Пс.1, 2), то, по крайней мере, в те короткие промежутки времени, когда смогу; и чтобы мои размышления не забылись, я их записываю, надеясь на милосердие Божие в том, что Он сделает меня непоколебимым в тех истинах, в которых я уверен. Если же я что-то мыслю иначе, Он Сам мне это откроет (Флп.3, 15) посредством или сокровенных внушений и наставлений, или откровенных изречений, или братских увещеваний. Об этом молю, и это мое желание я вверяю Тому, Кто вполне способен сохранить то, что дал, и воздать то, что обещал.
6. Я полагаю, что иные слабые умом решат по некоторым местам моих книг, что я думал то, чего и не думал, или что я не думал то, что я [на самом деле] думал. Но кто же не знает, что нельзя приписывать мне их ошибки, если, например, следуя за мной, но не понимая меня, они сбились с [истинного] пути, между тем как я сам вынужден свершать свой путь в потемках? Ибо кто же припишет столь многочисленные и разносторонние ошибки еретиков самому святому авторитету Божественных книг, хотя они пытаются защищать свои ложные и ошибочные мнения, исходя из Того же Святого Писания? Когда люди полагают, что я в своих книгах неправильно мыслю то, что я [на са-мом деле] мыслю верно, и то [что считается неправильным] нравится одному и не нравится другому, Закон Христов, который есть любовь, доходчиво увещевает меня и любезно предписывает мне, чтобы я предпочел быть порицаемым тем, кто порицает меня за эту воображаемую ошибку, нежели быть восхваляемым тем, кто хвалит меня за то же. Ведь первый хотя и несправедливо осуждает меня за ошибку, которую я не совершал, он все же справедливо осуждает саму ошибку; второй же ни меня справедливо не восхваляет, ибо полагает, что я придерживаюсь того, что осуждает истина, ни саму ошибку, которая также осуждается истиной.
7. Все кафолические толкователи Святого Писания, древние и новые, которых я смог прочесть, и которые прежде меня писали о Троице, Которая есть Бог, стремились в соответствии с Писанием учить, что Отец, Сын и Дух Святой, пребывающие по их единой сущности в нераздельном равенстве, утверждают мысль об их Божественном единстве, т.е. то, что Они не три Бога, но один единый Бог, хотя Отец родил Сына, и, значит, Сын не есть Тот, Кто есть Отец; Сын же рожден Отцом, и поэтому Отец не есть Тот, Кто есть Сын; а Дух Святой не есть ни Отец, ни Сын, но только Дух Отца и Сына, Сам равный Отцу и Сыну и исполняющий единство Троицы. Однако не Эта Троица была рождена от Марии Девы, распята и погребена при Пойти и Пилате, воскресла на третий день и вознеслась на небо, но только Сын. И не Эта Троица нисходила в образе голубя на принимающего крещение Иисуса или в день Пятидесятницы по вознесению Господа, когда «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» и [явились] «разделяющиеся языки, как бы огненные» (Деян.2, 2,3), но только Дух Святой. И не Этой Троицы был глас с небес «Ты Сын Мой возлюбленный» (Мк.1,11), или когда Христос был крещен Иоанном, или когда трое учеников были с Ним на горе (Мф.17, 5), или когда пришел с неба глас: «И прославил, и еще прославлю» (Ин.12, 28), ибо все это был глас только Отца, обращавшегося к Сыну; хотя и Отец, и Сын, и Дух Святой как нераздельны суть, так и действуют нераздельно. Такова моя вера, ибо это вера кафолическая.
8. Иные пребывают в замешательстве, когда слышат [следующее]: «Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, и эта Троица не три Бога, но один Бог». И они спрашивают, каким образом это понимать, особенно, когда говорится, что Троица действует нераздельно во всем, в чем действует Бог, но что [при этом] прозвучавший голос Отца не был голосом Сына; что никто, кроме Сына не родился во плоти, не пострадал, не воскрес и не вознесся; что также никто, кроме Духа Святого, не нисходил в образе голубя. Они желают понять, каким же образом Троица говорила голосом, который был голосом только Отца; каким же образом ту плоть, в которой от Девы родился только Сын, создала Троица; и каким же образом Та Самая Троица действовала в том образе голубя, в котором являлся только Святой Дух. Кроме того, Троица действует также и раздельно, и одно совершает Отец, другое Сын, третье Святой Дух; или если Они совершают что-то вместе, а что-то по очереди, то Троица уже не нераздельна. Их беспокоит также и то, каково бытие Святого Духа в Троице, Которого не родил ни Отец, ни Сын, ни Оба, хотя Он Дух и Отца, и Сына. Итак, поскольку люди спрашивают нас об этом и надоедают нам, давайте, как сможем (если в этом случае немощь нашего ума восполнится щедротами Божиими), изложим [все] для них в подробностях и не пойдем «вместе с истаевающим от зависти» (Прем.6, 25). Если мы скажем, что совсем не размышляем о таких вещах, то солжем. Если же мы признаемся, что постоянно размышляем о них, поскольку охвачены сильным желанием добиться истины, то они по праву любви требуют, чтобы мы сообщили им то, до чего мы додумались. «[Говорю так] не потому чтобы я уже достиг или усовершился» (ибо если и апостол Павел [признается в этом], насколько же более его я. пребывая гораздо ниже его стоп, не должен считать себя достигшим?); но если я сообразно со своей мерой, «забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания» (Флп.3, 12, 13-14), то они желают, чтобы я открыл им, какая часть пути мною пройдена, куда я пришел, и сколько оттуда остается идти до конца. Служить этим желающим меня заставляет любовь. Необходимо (и даст Бог), чтобы, предоставляя им [что-либо] читать, я сам также усовершался, и чтобы, желая ответить вопрошающим, я сам также нашел то, что ищу. Итак, по по-велению и с помощью Господа Бога нашего я принялся за этот труд не затем, чтобы с авторитетом рассуждать о том, что мне известно, а для того, чтобы, благочестиво рассуждая, познавать.
Страницы: 1 2 3 4 5

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 мая 2018 года

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
25 мая 2018 года в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Синод обратился к верующим УПЦ по поводу информации о возможности «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

Священный Синод
25 мая 2018 года в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, на котором было принято Обращение к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует текст документа.
По благословению Блаженнейшего Митрополита Онуфрия текст указанного Обращения будет зачитан во всех храмах Украинской Православной Церкви.

суббота, 26 мая 2018 г.

Слово в Троицкую родительскую субботу протоиерея Павла Адельгейма

Свечи
«Души их во благих водворятся».
Сегодня мы собрались вспомнить и помолиться о своих близких, почивших в Боге. Памятью называют любовь, обращённую в прошлое. Из живых существ только человек имеет историю, потому что обладает памятью о прошлом. Любовь, связанная с благодарностью и прощением становится памятью. Память лежит в основе истории и формирует личность.

четверг, 24 мая 2018 г.

Сербский патриарх Ириней считает украинские власти врагами Православия

Сербский патриарх Ириней
Сербская Православная Церковь полностью поддерживает единство и целостность Русской Православной Церкви и осуждает попытки украинских властей создать «украинскую автокефальную церковь». Об этом заявил в среду патриарх Сербский Ириней, передает РИА Новости.

понедельник, 21 мая 2018 г.

Жизнь и деяния святого отца нашего Николая

Икона "Николай Утешитель"
Икона «Николай Утешитель»
Германия. Мюнхен
Память 9 / 22 мая; 6/19 декабря
Сколь ни мудра рука зографа в искусстве подражать жизни и сколь ни изощрена воспроизводить образы предметов, слово сравнительно с изображением много искуснее показывает то, что ему угодно, и делает это наглядным, в более сильной степени побуждая к подражанию, подстрекая души к ревности и наставляя таким же деяниям.
Молитвы:
Потому боголюбезная жизнь, отображаемая словом, многих может наставить к добродетели и внушить им ревность о том же. Житие божественного отца Николая, как едва ли какое другое, услаждает слух, радует душу и путеводит к добродеянию. Нам должно по мере своих сил пересказать его и представить словом (хотя оно известно большинству и знакомо) лишь одного ради, чтобы привести на память и тем усладить души, стремящиеся к добродетели.
Проповеди:
Слово в день святителя Николая. Митрополит Николай (Ярушевич)
Отчизна этого великого и пречудного отца — славный некогда ликийский город Патара, родители — люди благородные, достаточные, но не богатые, чуждые мирской славы и роскоши, прекраснейший для будущего их сына пример нестяжательности, ибо заботились только о добродетели и всячески к ней стремились. Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод 1 — святого Николая, и затем чрево матери заключает родовые муки, так что она остается впредь бесплодной и бесчадной, словно сама природа признает, что невозможно женщине этой родить другое подобное чадо. Мать, родивши этого своего первого и последнего благородного отпрыска, дала, однако, вместе с мужем обильный плод духу (ибо они благословенны были подлинным благочадием), сокровищницу добродетелей, я разумею пречудного того Николая. Отпрыск таких родителей, святой Николай, бесплодием своей матери явил свидетельство сродства с Крестителем, потому что тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навечно скончал. 2 Когда он был младенцем и лежал у материнской груди, Бог показал, каким будет Николай, достигнув разумного возраста. Ибо всю седмицу он, как младенец, сосал грудь, а по средам и пятницам вкушал молоко по разу в день, да и то лишь вечером, следуя еще до вступления в детский возраст святому правилу 3 и с самого начала показывая склонность к воздержанию.
Так он рос, усваивая добрые нравы частично от родителей, а частично, как тучная земля, сам порождал их и взращивал; когда же пришло время, его отдали учителю.
Вследствие своих природных дарований и остроты ума в краткое время Николай превзошел большинство наук; всяческую же суету презирал и сторонился недостойных сборищ и бесед, уклонялся вступать в разговор с женщинами и даже не смотрел на них, заботясь лишь об истинно разумном. Он простился с мирскими делами и все время проводил в домах Божиих, приуготовляя себя к тому, чтобы стать достойным домом Господним. Так как святой много потрудился для ведения Святого писания и разумения божественных догматов, был украшен множеством добрых качеств и неукоснительно соблюдал подобающую иереям неукоризненность жизни, а также и потому, что нрав у него и до того, как он стал стар, был спокойный и рассудительный, его хотят удостоить пресвитерского сана. Попечением дяди, заменявшего ему отца, тогдашний предстоятель церкви в Мирах рукополагает его во пресвитеры 3; так, Богом дарованный родителям, по их молитве он возвращается Богу. А этот архиерей Мир, 4 удостоенный божественного духа, видя, что душа юноши цветет добродетелями, предрек грядущее преизобилие у него благодати, сказав, что он будет благим утешителем печалящихся, добрым пастырем душ, подателем спасения тем, кто в опасности, и призовет заблудших на нивы благочестия. Дальнейший рассказ покажет, что это в дальнейшем исполнилось.
Фрагмент стихеры святителю Николаю
Фрагмент стихеры «Доброго пастыря, единоревнителя (единомышленника) пастырям Христовой Церкви, сошедшеся на праздник, восхвалим. В недугах — врача, в бедах — избавителя, грешные — заступника, нищии — сокровище, спутника — путешественники, находящиеся в море — правителя (указывающего безопасный путь). Всегда с любовью, с теплотой встречающего великого святителя, восхваляя, так скажем: пресвятыи Нико́лае, предвари
Что сказать о том, сколь велика была его ревность о подвигах после рукоположения, как он предавался бдению, постам и молитве, стремясь наблюдать бестелесную жизнь в смертном теле? Многих это заставляло весьма дивиться на него. Когда же упомянутый дядя его — тоже Николай — увидел, что отрок стяжал столь великую добродетель, он поручает ему попечение о храме Божием, который воздвиг во имя святого Сиона для основанного им монастыря, а в помощники дает тех, кого он знал как сподвижников его по добродетели, чтобы вместе с ним они несли эти заботы и прилежали в подобных трудах. Однажды пречудный этот Николай отправился в Палестину, чтобы поклониться животворящему Гробу Господню и спасительному Крестному древу, а сподвижники его, заменяя Николая, столь ревностно пеклись о храме, как если бы он сам был тут. Но об этом позднее. Когда родители его скончали жизнь свою и он стал наследником их достояния, Николай выказал то, что полагается любящему сыну после смерти добрых родителей,— не стал тотчас подсчитывать наследство и нимало не заботился о том, чтобы преумножать его и сохранить. Ведь он давно был далек от всяческих мирских соблазнов и стремился последующими деяниями своими явить праведные основы жизни и все дальнейшие поступки свои привести в соответствие с этим началом. Поэтому, все поручив Богу, он сказал: “Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти, ибо к тебе возношу я душу мою” 5 — и: “Научи меня исполнять волю твою, потому что ты Бог мой”, 6ибо “на тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей ты — Бог мой”. 7 Он слышал и такие слова божественного Давида: “Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца”, 8 а также слова Соломона: “Милость и истина да не оставляют тебя”. 9 И Николай неустанно творил благодеяния, и рука его не уставала подавать просящим, и даяния текли обильным и мерным потоком. Но пора уже по отдельности рассказать о добродеяниях Николая, чтобы яснее представить преизобильную доброту его.
Некий муж, из славного став бесславным и нищим из богатого, так как терпел нужду во всем, даже в самом насущном — увы, вот до чего может дойти нужда,— решил трех своих дочерей, отличавшихся чудной красотой, отдавать за мзду похоти желающих и на выручаемые деньги себе и детям своим доставлять пропитание. Ибо выдать их замуж он не мог, так как по крайней их бедности девушками сразу стали гнушаться. Вот в такой-то этот человек был беде, и такое ужасное дело замыслил, и уже принялся, жалкий, его устраивать. Но ты, Господи, благой источник всяческого блага, человеколюбиво призирающий на наши нужды, устрояешь так, что это доходит до ушей святого Николая, и посылаешь его как доброго ангела-заступника к тому мужу, вот-вот готовому взять грех на душу, дабы облегчить его бедность и спасти от зла еще горшей бедности.
Смотри, каковы сострадательность святого и ведение им сердца человеческого! Он не подошел к тому мужу и даже слова не сказал ему, не дал увидеть благодетельствующую руку, а таково ведь обычно милосердие малодушных. Ибо знал, что подобное поведение огорчает людей, из богатства и славы впавших в бедность, смущает их души и будит воспоминание о прежнем благоденствии. Но, словно стремясь превзойти евангельскую заповедь о том, чтобы левой руке не доверять то, что свершаешь, 10 он даже самого благодетельствуемого не желал делать свидетелем своего доброго дела. Столь далек он был от того, чтобы искать мирской славы, что старался утаить свои добрые дела тщательнее, чем другие свои злодеяния. И вот, взяв тяжелый узелок с золотом, он поздней ночью идет к дому бедняка и, вметнув узелок через окошко внутрь, тотчас поспешает домой, словно боясь, что его при этом увидят.
Встав поутру, тот человек нашел золото. Развязав узелок, он поразился и почел себя обманутым, так как опасался, что золото это не настоящее. Откуда же мог он его ждать, когда благодетель не пожелал, чтобы благодетельствуемый был свидетелем его поступка? Бедняк потер пальцем золото, внимательно разглядел и, убедившись, что это подлинно золото, радовался, дивился, недоумевал и от счастья плакал. Когда же по долгом размышлении не нашел никого, кому мог бы приписать случившееся, подумал, что это дар Божий и заплакал слезами благодарности. И, разумеется, прежде всего он поспешил исправить то, что послужило причиной его прегрешения перед Богом, и тотчас же выдал замуж старшую из своих дочерей, дав ей хорошее приданое — полученное им золото. Когда это стало известно пречудному Николаю и он узнал, что бедняк исполнил его волю (ведь сам он как раз желал браком уничтожить причину зла), принял решение сделать то же и для второй дочери. Ночью, тайно ото всех, он вметнул через окошко такой же узелок с золотом. Утром человек тот встает и опять находит золото и, как в первый раз, удивляется. Он падает ниц, с горячими слезами говоря: “Господи, творящий милосердие, Спаситель мой, некогда вследствие ослушания моего воплотившийся 11 и ныне исхитивший меня и моих дочерей из сетей диавола, открой мне исполняющего волю Твою, ангела среди людей, подражателя Твоей благости, покажи, кто избавил меня от тягот бедности и освободил от злых намерений. Ибо вот я по милости Твоей законному мужу отдаю свою вторую дочь, не ставшую добычей диавола и не принесшую мне прибытка, злейшего, увы, урона”. Так он сказал и, не медля, свершил брак второй дочери, уже воспрянув духом и питая добрые надежды, что и для третьей дочери найдется муж. Ибо он был спокоен, что за приданым ее дело не станет, заключая это, как естественно, из примера двух первых своих дочерей. А потому он был начеку и все ночи проводил без сна, опасаясь, как бы добрый податель богатства не пришел незамеченным, и решив, если он снова появится, обеими руками удержать его и спросить, кто он и откуда у него столько золота.
Иконография
Так он бодрствовал в ожидании своего благодетеля. Глубокой ночью слуга Христов Николай неслышно приходит в третий раз и, дойдя до обычного места, снова через то же окошко мечет такой же узелок золота и тотчас удаляется. А отец дочерей, услышав стук упавшего на пол золота и поняв, что пришел его благодетель, со всех ног бросился ему вслед. Догнав своего благодетеля и увидев, кто он — ибо по своей добродетели и знатности святой был всем известен,— бедняк падает к ногам Николая, называя его своим освободителем, заступником и спасителем душ на краю их погибели. “Если бы,— говорил он,— великий в милости своей Господь не послал мне твоих благодеяний, я бы, злосчастный отец, увы мне, давно погиб вместе с тремя дочерьми. Но через тебя Он ныне спас нас и избавил от страшного греха, „из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего"”.12 Так говорил он святому и со слезами радости и с горячей верой припал к его блаженным стопам. А Николай, поняв, что узнан этим человеком, поднял его и заклинал во всю жизнь не говорить о том, что произошло, чтобы сострадательность его сохранилась в тайне. Вот одно из деяний святого, самое славное и знаменитое. А о том, как каждодневно он подавал нуждающимся милостыню, насыщал нищих хлебом и питал их в голод, и “души алчущие исполнял благами”,13 невозможно рассказать даже кратко. Когда Николай достиг совершенной добродетели и более приблизился к Богу, его охватывает любовь к молчанию, и он решает уйти от людей, так как иначе не может осуществить это свое желание. “Остановитесь и познайте”,14 как сказано. Потому он решил уйти далеко и, по словам пророка, “оставаться в пустыне”.15
Видео:
Как-то Николай задумал посетить Палестину, чтобы увидеть святые места, где пострадавший за нас Господь свершал свое земное житие. Взойдя на египетский корабль, он прибывает в Палестину, ища там любезного ему уединения и подвигнутый, как я сказал, желанием побывать в святых местах. Но несколько отложим рассказ об этом, чтобы нам остановиться на самом плавании. Николай поплыл прямым путем в Египет. Моряки не подозревали о том, что им грозит, а он возвещает им бурю и сильный ветер. Ибо, по его словам, он видел, как диавол взошел на корабль и ножом разрезал канаты на мачте и на кормиле, обнял весь корабль и, закружив, хотел потопить в волнах вместе со всеми людьми. Едва святой смолк, словно по какому-то невидимому знаку, сильный вихрь с неба столбами вздымает морские воды. Не менее были взволнованы души всех, кто был на корабле, и люди, окружив Николая, молились Богу и просили святого защитить их, терпящих страшное бедствие и не видящих избавления от зла, и надеялись на его помощь, ибо слышали пророчество. Он ободрил их и обещал скорое избавление от бедствий. И действительно, все ужасы нежданно кончились — море успокоилось, и настала великая тишь, и люди, забыв о недавних слезах, стали веселы, благодарили Бога и его слугу, и дивились вещим словам и помощи Николая.

Pages: 1 2 3 4 5

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...