пятница, 27 апреля 2018 г.

Проповедь в пятницу 4-й седмицы по Пасхе протоиерея Вячеслава Резникова

Крест Господен в г. Алчевске, на площади Ленина
О тайне Святого Креста
(Ин. 8, 21-30)
Однажды Господь сказал иудеям: «Я отхожу, и будете искать Меня; и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете придти». Но разве Господь не для того пришел на землю, чтобы люди, наконец, смогли придти на небо? Зачем же Он сразу, с такой резкостью, показывает пропасть между Ним и людьми? Он как бы захлопывает дверь: «Куда Я иду, туда вы не можете придти». И люди в недоумении гадают, что бы это значило? «Неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: куда Я иду, туда вы не можете прийти?»

А Господь, вместо ответа, снова о том же, снова жесткой чертой отделяет небо от земли: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших».
А «кто же Ты», чтобы нам веровать в Тебя? — «От начала Сущий, как и говорю вам». И Господь продолжает: «Много имею говорить и судить о вас, но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру». Они же снова «не поняли, что Он говорил им об Отце».
Так они и стояли, не понимая, чего Он хочет от них, и чего от них ждет?

«Украинец Юрий Долгорукий» и «московские комары»: автокефалия по-киевски

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Верховная Рада Украины поддержала инициативу Петра Порошенкои проголосовала за разработанное в администрации украинского президента обращение к Константинопольскому патриарху с требованием создать в «Незалежной» единую поместную православную церковь.
Слухи о том, что официальный Киев больше не намерен терпеть на своей территории религиозную организацию, которую националисты называют не иначе как «московской», ходили уже достаточно давно. В последние несколько месяцев на Украине шла «раскачка» — боевики радикальных организаций «С14», «Братство», «Айдар» и «Национальный Корпус» при поддержке представителей так называемого Киевского патриархата на протяжении двух последних месяцев захватывали храмы канонической Украинской православной церкви Московского патриархата и устраивали провокации на территории Киево-Печерской лавры. А в январе политические активисты при поддержке средств массовой информации провели на всей территории Украины флеш-мобы в связи с отказом запорожского священника отпевать погибшего ребенка, крещенного в церкви «Киевского патриархата». Было очевидно, что общественное мнение к чему-то готовят. К чему именно, стало ясно 17 апреля, когда Петр Порошенко объявил о намерении обратиться к Константинопольскому патриарху с просьбой о создании на Украине единой поместной церкви. Украинский президент заявил, что соответствующее решение может быть принято уже летом 2018 года, однако подобные утверждения звучат, по меньшей мере, странно, так как предложение официального Киева противоречит церковным канонам и самой логике тысячелетнего развития Православия в Восточной Европе.
В ходе обсуждения президентской инициативы в стенах Рады звучали откровенно дикие вещи. Так, сам Порошенко заявил депутатам, что «свет благословенной веры пролился» из Царьграда именно на украинскую землю. И только потом Украина «поделилась с тем Залесьем, где киевские князья очень опрометчиво основали Москву». А депутат из группы «Воля народа» Евгений Рыбчинскийи вовсе сказал, что Россия необоснованно «привязала киевского князя (Юрия Долгорукого) к тому болоту, где … летали комары и до сих пор летают» (очевидно, Москва). По словам Рыбчинского, крещена была Киевская Русь, а другой Руси не существует. С исторической точки зрения все это все звучало, мягко говоря, несуразно. Однако с учетом того, насколько высоки ставки в устроенной Банковой «духовной игре», киевские политики готовы рисковать.
Согласно данным соцопросов, Украина сегодня номинально является одной из наиболее религиозных стран Европы. Количество убежденных атеистов вот уже около десяти лет колеблется в «Незалежной» на уровне от 6 до 11%. Порядка 70−75% населения страны считают себя православными. А вот что касается конкретной конфессиональной принадлежности в рамках Православия, данные различных соцопросов отличаются друг от друга кардинально. Большинство исследований 2003 — 2010 годов демонстрировали по количеству прихожан серьезное преобладание УПЦ (МП) над УПЦ (КП) — примерно в полтора раза. Похожие данные обнародовала и служба «Юкрейниан социолоджи сервис», проводившая свой опрос в конце 2016 года — почти 40% от общего количества верующих в стране у УПЦ (МП), 25% — у УПЦ (КП). Исследование, проведенное в 2015 году сразу четырьмя украинскими социологическими компаниями («Социс», «Центр Разумкова», «Рейтинг» и «КМИС») показало, что 38% украинских православных, якобы, относят себя к УПЦ (КП), а 20% — к УПЦ (МП). Объясняются подобные различия просто. 39% участников «опроса четырех» заявили, что они «просто православные». Очевидно, при проведении других исследований людей, называвших себя сторонниками канонического Православия, относили к прихожанам УПЦ (МП), однако на сей раз этого делать не стали.
Несмотря на то, что активных прихожан, регулярно посещающих храмы, на Украине насчитывается всего около 2 миллионов (менее 10% взрослого населения), а свыше 30 миллионов украинцев бывают в церкви лишь время от времени, священники и церковные иерархи имеют в украинском обществе высокий уровень влияния. Данные региональных опросов свидетельствуют о том, что на местах церковные иерархи входят в список лидеров мнения, пользующихся в соответствующих городах и областях значительным авторитетом. При этом большая часть священников УПЦ (МП) явно не горят желанием обслуживать интересы киевского режима и воспевать, например, «подвиги украинских воинов» в ходе так называемой «АТО».
Корни церковного раскола на территории современной Украины уходят в далекое прошлое.
Государства под названием Киевская Русь в истории никогда не существовало. Данное наименование — научный новодел, придуманный Михаилом Максимовичем в 1837 году. Государство же, которым руководили Рюриковичи сначала из Новгорода, а затем из Киева, называлось просто Русь и занимало территорию между Черным морем, Кольским полуостровом, Карпатами и Волгой.
Подробнее...

четверг, 26 апреля 2018 г.

Не покидая Минска. Как может выглядеть реинтеграция Донбасса со стороны Украины

Изображение 

Сейчас вопрос стоит не только о прекращении огня, но и о формировании сильных политических стимулов для непризнанных республик, чтобы наконец начать разоружение и реинтеграцию. Эта задача лежит в первую очередь на центральных украинских властях, которым придется снять табу на политический процесс и изменение собственного законодательства, чтобы создать легальную рамку для реинтеграции 

Вопрос о судьбе непризнанных республик Донбасса неоднократно ставился в рамках Минского процесса при обсуждении возможных сценариев реинтеграции неподконтрольных территорий в состав Украины.  

Украинские переговорщики вновь и вновь поднимали эту тему в Контактной группе и в нормандском формате, обозначая роспуск ДНР и ЛНР как одно из условий разблокирования политической части Минских соглашений. Западные переговорщики тоже поддерживали обращение к российским представителям разъяснить видение будущего государственных структур, созданных повстанцами.

  Изображение 

При этом и Украина, и Запад апеллируют к базовому тексту Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года, а в нем вообще ничего не говорится о таких политических субъектах, как ДНР и ЛНР. В таком случае наиболее логичным сценарием урегулирования им кажется разоружение военизированных формирований и роспуск незаконных с точки зрения украинского законодательства государственных структур прежде, чем в Донбассе может быть создана широкая автономия на основании украинских законов, имеющих постоянный, а не временный характер.

 Однако в данный момент ни у кого из участников переговоров нет дорожной карты реинтеграции Донбасса, в которой бы детально описывалась мирная передача контроля над территорией от инсургентов к законным украинским властям, включая государственную границу. Тупик, в который зашел мирный процесс, не позволяет строить столь далеко идущие планы и смещает фокус на решение более актуальных вопросов «на земле». Кроме того, украинские и западные переговорщики не считают республики самостоятельными политическими субъектами и дают понять, что ДНР и ЛНР – это проблема России, на которую негласно возлагается обязанность предложить на их счет свое решение. Общеизвестно, что язык и конкретные формулировки Комплекса мер оставляют возможность для разного толкования очередности шагов и содержания обязательств сторон конфликта. Вместе с тем Минские соглашения пусть и приблизительно, но все-таки определяют диапазон возможных сценариев реинтеграции и то, как могла бы быть мирно решена проблема непризнанных республик.  

Для Украины и западных участников переговоров неудобный момент состоит в том, что текст Комплекса мер опять-таки составлен таким образом, что Россия и ДНР-ЛНР могут выбрать наиболее благоприятный для себя и соответственно наименее политически приемлемый для Украины сценарий реинтеграции. В результате этот ключевой вопрос мирного урегулирования неизбежно окажется предметом ожесточенного торга, если и когда до этого дойдет дело.  

Неопределенность Минских соглашений

 Минский Комплекс мер допускает неопределенность в обозначении субъектов мирного процесса. Это затрудняет согласованное понимание переходного периода. Кроме того, он не содержит линейного порядка шагов, которые стороны конфликта должны выполнить для достижения всеобъемлющего политического урегулирования.  

В Минских соглашениях действительно не предусмотрены такие субъекты, как республики Донбасса. В них говорится об отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которые должны быть наделены постоянным и закрепленным в Конституции особым статусом, возникнуть как новое территориальное образование внутри Украины и начать функционировать после местных выборов, проведенных по украинскому законодательству.

 При этом полностью остаются за скобками такие не менее важные вопросы, как соотношение особого статуса отдельных районов и унитарного характера украинского государства, а также субординация и разделение полномочий между отдельными районами и Донецкой и Луганской областями Украины, в состав которых, как предполагается, по-прежнему входят указанные образования. 

Тем не менее текст Комплекса мер оставляет возможность для интерпретации, в которой фактические переговорщики ДНР и ЛНР в Контактной группе уже обозначаются представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Например, пункт 11 говорит, что «вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней Контактной группы». То есть получается, что до местных выборов, на которых должны быть сформированы новые законные власти и после которых «отдельные районы» должны заработать легитимно, представители неподконтрольных территорий в Контактной группе уже названы представителями этих районов.  

Этот курьез можно было бы списать на нежелание Порошенко, Меркель и Олланда в феврале 2015 года создавать лазейку для легитимации республик в переговорном процессе. Но сознательный отказ от более четкого различения субъектов в том числе привел к проблеме нечеткого обозначения обязательств для определенных в Минских соглашениях сторон конфликта. 

Далее, ключевым пунктом, который описывает возвращение Украиной контроля над территориями и одновременно завершение всего процесса мирного урегулирования, является пункт 9 – «Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования… в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней Контактной группы».

 С интерпретацией пункта 9 есть как минимум три серьезные проблемы, которые, собственно, и создают большое пространство неопределенности.


среда, 25 апреля 2018 г.

Проповедь в Среду 4-й седмицы по Пасхе, протоиерея Вячеслава Резникова

Обещание Иисуса на Праздник Кущей
О том, как узнать посланца истины
(Ин. 7, 14-30) (Деян. 14, 6-18)
Однажды Господь Иисус Христос на празднике кущей, «в половине уже праздника вошел… в храм, и учил».

воскресенье, 22 апреля 2018 г.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Жены-Мироносицы. Виктор Попков
В минувший воскресный день — вторую неделю по Пасхе — разсеявшееся, как дым, неверие Апостола Фомы убеждало нас в истинности Воскресения Христова, сегодня же — в третью неделю по Пасхе — удостоверяют действительность этого великого события те люди, которые сами удостоились быть свидетелями погребения Христова и затем — преславного Воскресения Его из мертвых.
Эти люди — св. праведный Иосиф Аримафейский, Никодим, тайный ученик Христов, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 2), и жены-мироносицы, от которых и вся эта третья неделя по Пасхе именуется «неделею св. жен-мироносиц».
Проповедь:
Женщины-мироносцы. Александр Шмеман, протопресвитер
Неделя святых жен Мироносиц. Георгий Харин, свящ.
Погребение Христа и жены-мироносицы в Божественной литургии.Митрополит Гортины и Мегалуполя Иеремиас Фундас
Первые два, по преданию, бывшие членами высшего иудейского судилища — синедриона, но не пожелавшие принять участия в осуждении Господа на смерть, и особенно св. жены-мироносицы, невольно приковывают к себе наше внимание своей необыкновенно-трогательной и самоотверженной любовью к своему Божественному Учителю.

пятница, 20 апреля 2018 г.

Виктор Медведчук: Мне неинтересно, кто финансирует сепаратистов в Донбассе

Виктор Медведчук: Мне неинтересно, кто финансирует сепаратистов в Донбассе
Украинский политик и бизнесмен Виктор Медведчук рассказал Жанне Немцовой о переговорах с Путиным по Донбассу и о том, почему он не считает Россию стороной конфликта.

среда, 18 апреля 2018 г.

Монастырь под огнём: прифронтовая обитель на Донбассе

Монастырь под огнём: прифронтовая обитель на Донбассе
10 апреля в Свято-Иверском монастыре, находящемся неподалеку от руин донецкого аэропорта, прошли литургия и крестный ход в честь престольного праздника Иверской иконы Божьей матери и Пасхи. Отныне службы в Иверском монастыре, до этого редкие и исключительные, будут проводиться регулярно — как минимум, каждое воскресенье.

вторник, 17 апреля 2018 г.

Радоница — Красная Горка

Корзухин А.И. Поминки на деревенском кладбище. 1868
Есть православные обычаи, которых не смогли истребить, стереть из народной памяти ни антирелигиозный террор 1920-х — 1930-х, ни последующие десятилетия «научного атеизма». На Пасху, в праздник Светлого Христова Воскресения, весь народ идет традиционно на кладбища — христосоваться с почившими родственниками.
Московская перспектива Так было не всегда. По церковному календарю день пасхального поминовения усопших как раз сегодня — в девятый день после Пасхи, по-церковному: «вторник второй седмицы Святой Четыредесятницы» (то есть сорока дней от Воскресения до Вознесения). Этот день носил в народном поэтическом языке особое название — Радоница. Сразу и не сообразишь: то ли от слова 'род', то ли от слова 'радость' (позже разберемся). Впрочем, еще и до революции во многих губерниях на могилы родичей ходили не в Радоницу (рабочий день), а на Красную Горку, то есть в первое после Пасхи воскресенье. В советское время обстоятельства народной жизни еще более уплотнили и сместили древние обычаи, потому и ходим по инерции на Пасху, хотя, как объясняют священники, это не совсем правильно.

воскресенье, 15 апреля 2018 г.

Уверение апостола Фомы

Уверение Фомы
Уверение Фомы
Уверение апостола Фомы
При явлении Господа апостолам в вечер воскресного дня не был апостол Фома, иначе называемый Близнец. Не может быть сомнения, что отсутствие святого апостола было не случайно: Промысл Божий этим даровал церкви Христовой новое, наиболее неотразимое по силе доказательности подтверждение истины воскресения.

Уверение Фомы
Уверение Фомы
Уверение апостола Фомы
Греция, Метеоры, монастырь Преображения, 1360-84 года, дерево, темпера,  38 х 31,8 см
 
Проповеди:Неверие и Божественное снисхождение (Фомина неделя)
 Поученіе, сказанное за вечерней въ недѣлю Антипасхи.О значеніи красныхъ яицъ и объ обычаѣ ходить на могилы покойниковъ и христосоваться съ ними. Архіеп. Николай Зіоровъ
Проповедь на Антипасху. Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, миторополита Антония СурожскогоПроповедь на Антипасху протоиерея Георгия Митрофанова Слово въ недѣлю Антипасхи или Ѳомину, сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 30-го марта 1858 года. Митр. Макарій Булгаковъ
Поученіе. Въ недѣлю о Ѳомѣ, на утрени. Еп. Іустинъ (Полянскій)
Поученіе. Въ недѣлю о Ѳомѣ, на литургіи . Еп. Іустинъ (Полянскій)
Поученіе. Въ недѣлю о Ѳомѣ, на вечерни. Еп. Іустинъ (Полянскій)
  Среди святого общества избранных апостолов св. Фома при стремительности чувства, готового на самопожертвование отличался особенной пытливостью ума, мало склонного доверять словам других, пока не увидит подтверждения им на собственном опыте. Развитию этой, вообще свойственной несколько меланхолическому характеру апостола, недоверчивости относительно истины воскресения Христа, кроме её чудесности, немало содействовало и пребывание удрученного ученика вне общества последователей Господа Иисуса: апостол предпочитал ему уединение, чтобы на свободе оплакать смерть Учителя. В этом уединении недоверчивость св. Фомы, не находившая противовеса, и достигла тех размеров, о которых позволяет судить ответ его апостолам, когда они с радостью сказали ему, что видели Господа:
— «Если не увижу, — сказал сомневавшийся ученик, — на руках Его ран от гвоздей, не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Далее

суббота, 14 апреля 2018 г.

Преподобная Мария Египетская

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так, 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.

Преподобная Мария Египетская
Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.
Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.
Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией Матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у Гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.
Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре святого Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз— идущей через реку Иордан как по суше.
Видео: Преподобная Мария Египетская
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию Святых Таин. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки святой Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.
Проповеди:
Исправление жизни и нрава. Святитель Феофан Затворник
Поученіе. Препод. Марія египетская
Память преподобной Марии Египетской. Нектариос Фанос, богослов
Речь на воскресенье пятой недели Великого поста. Преподобный Иустин (Попович)
Слово въ Недѣлю преп. Маріи Египетской. Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій
Слово в неделю пятую Великого поста. Святитель Лука Крымский (Войно — Ясенецкий)
Слово в неделю 5-ю Великого Поста.  Святитель Иннокентий Херсонский
Икона Святая Мария Египетская. со сценами жития
Иконографическая справка:В центральной части иконы — фронтальное изображение Марии Египетской, стоящей среди невысоких горок с травами и невысокими деревьями на фоне голубых небес. Она облачена в полуприкрывающий ее тело гиматий; обе руки преподобной согнуты в локтях и располжены перед грудью.В облачном сегменте благословляющий Христос с Евангелием. По обеим сторонам средника иконы на том же голубом фоне расположены житийные клейма, каждое из которых сопровождается комментирующей надписью на боковом поле: 1. Зосима поклоняется Марии; 2. Зосима испрашивает благословение у игумена; 3. Причащение Марии; 4. Путешествие в Иерусалим; 5. Мария переплывает Иордан; 6. Обретение Зосимой тела Марии; 7. Мария просит Зосиму дать ей одежду; 8. Зосима просит льва помочь ему похоронить Марию. Порядок расположения клейм нарушает традиционную хронологию, возможно клейма сгруппированы попарно и читаются справого верхнего угла иконы.

Искуствоведческое описание:Согласно кстным сведениям икона была написана мстерским художником-реставратором Петром Ивановичем Цепковым (1880—1955). Икона написана в мстерской стилистической традиции, для которой характерны: удлиненные пропорции композиции, фигур, голубой фон, определяющий холодноватую красочную гамму, присутствие «сфумато» — серебристой дымки, лежащей на всех деталях изображения., традиционная иконография и стилизация под 17 век.






Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.
Текст приводится по изданию: Преподобная Мария Египетская // Великий канон. Творение святаго Андрея Критскаго. М.: Трифонов Печенгский монастырь, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Льялово, 2003. С. 75-76.

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...