воскресенье, 14 января 2018 г.

Митрополит Корнилий (Титов): Обращение к женам

Женщины в храме
Дорогие сéстры во Христé!
К вам моё слово.
Во все времена вы являлись опорой для мужей, вами сохранялся мир и покой в семье и обществе. Своей скромностью, целомудрием, стыдливостью, нежностью, смирéнием, богобоязненностью, милосердием, состраданием, нежностью, незлобием, терпением, самоотверженностью вы всегда вносили в мир чувство красоты и нравственного совершенства.

Подробнее...

пятница, 12 января 2018 г.

Готовим на 13 января Васильев вечер (старый Новый год)

 «Свинку, да боровка припасай для Васильева вечерка».

День накануне памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

Изображение

Новый год в России по указу Петра I стали праздновать 1 января в 1700 году, а встречать Старый Новый год начали в 1918 году, когда Советская Россия перешла с прежнего Юлианского на принятый в Европе Григорианский календарь. Традиция отмечать Старый Новый год появилась благодаря верующим. Из-за разницы между календарями в России Рождество и Новый год до 1919 года праздновали на 13 дней позже, чем в Европе. Но Русская православная церковь не подчинилась декрету СНК РСФСР от 1918 года и не приняла Григорианский календарь. С официальным введением нового календаря Рождество, как и прежде отмечаемое 25 декабря по старому стилю, «переехало» на 7 января. А православные продолжали праздновать Новый год как и раньше – через шесть дней после Рождества, то есть в ночь с 13 на 14 января.

Васильев вечер накануне Старого-Нового года назывался щедрым, или «Щедруха». Существовало поверье – богатый стол обеспечит хозяину дома достаток на весь год, потому и готовили хозяйки к этому дню множество снеди для угощения всей родни, соседей и друзей, зашедших в гости.

Далее

Новогодняя фантазия в мультстудии Алчевской духовной лечебнице

Новогодняя фантазия в мультстудии Алчевской духовной лечебнице
Зимние праздники захватили в сказочное творчество всех воспитанников и педагогов Алчевской духовной лечебницы! Первым делом, украшали самодельными снежинками кабинеты, особенно нашу любимую мультстудию. Думаю, каждый, хоть раз, кропотливо создавал узор украшения на краешке бумаги или салфетке, да и трудно представить зимой дома, несколько окон которых не были бы задекорированы бумажными новогодними изделиями.
Подробнее...

среда, 10 января 2018 г.

Михаил Погребинский: Захват Киево-Печерской Лавры будет переходом «красной линии»

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, мужской монастырь
Захват Киево-Печерской Лавры, о возможности которого вновь заговорили после пикетирования монастыря украинскими неонацистами, будет переходом «красной линии».
Напомним, что в понедельник сайт «Громадське ТВ» («Общественное ТВ») сообщил, что около 30 человек в балаклавах из националистической группировки С14 заблокировали въезд в пещеры Киево-Печерской лавры и перекрыли шлагбаум. На странице организации в Facebook сказано, что ее участники проводят у Киево-Печерской лавры «акцию против ФСБ».
Собравшиеся держали в руках файеры и транспаранты. Переговоры с протестующими вел наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел.

Далее

воскресенье, 7 января 2018 г.

Рождество Христово

Празднование 7января/ 25 декабря
Иконография

Рождество Христово. Холмогоры
  • Рождество Христово. Холмогоры
Рождество Христово. Украина
  • Рождество Христово. Украина
Рождество Христово. Тверь
  • Рождество Христово. Тверь
Рождество Христово. Синай
  • Рождество Христово. Синай
Рождество Христово. Святогорская Лавра
  • Рождество Христово. Святогорская Лавра
Рождество Христово. Румыния
  • Рождество Христово. Румыния
День Рождества Христова установлен в честь рождения в Вифлееме Богородицей Божественного Младенца Иисуса Христа и с IV в. отмечается церковью 25 декабря (по новому стилю – 7 января). С того же времени это событие получает свое воплощение в изобразительном искусстве.
Один из основных мотивов икон Рождества – приветствие явления Христа в мир и поклонение Богу как Царю и Судие. Весь миp: ангельский сонм, волхвы с дарами, пастухи и даже Вифлеемская звезда поклоняются Богомладенцу.
В основу изобразительного сюжета легли рассказы евангелистов Матфея и Луки и апокрифические книги, в первую очередь Псевдо-Матфей и Протоевангелие Иакова, где приведены все подробности, отраженные в иконах. Так называемая ковровая композиция иконы изображает на одном уровне события, произошедшие в разных местах и в разное время,  так что мы видим их одновременно. Согласно апокрифическому Псевдо-Матфею, животные поклонились Христу в яслях на третий день по Рождеству, а волхвы, дошли до Иерусалима и Вифлеема лишь через два года. Это не мешает изображать волхвов в сцене Рождества рядом с вертепом и яслями. Акценты расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения.
Сюжет Рождества, один из первых «исторических», а не только символико-аллегорических сюжетов, довольно часто появляется, например, в римских катакомбах (в катакомбе св. Себастьяна IV-V в. изображены вол и осел, склонившиеся над яслями с Богомладенцем). Раннехристианская иконографическая схема сюжета Рождества с некоторыми вариациями сохранилась по сей день. Со временем византийское искусство выработало стойкий канонический образец, в котором соединены все эпизоды предания и который послужил образцом для  композиционного построения Рождества Богоматери и Рождества Иоанна Предтечи.
Русская иконография Рождества получила свое начало в Византии. Самые древние русские изображения, непременно присутствующие в праздничном ряду иконостаса, следуют византийскому канону. Позже стала бытовать неполная схема, появились отступления от канона. Согласно решению Стоглавого Собора 1551 года («Стоглав собор бывший в Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче в лето 7059»), эталоном иконописи были признаны иконы письма Андрея Рублева как «наиболее православные» и каноничные: «Писати живописцамъ иконы съ древнихъ образцовъ, како греческия живописцы пишутъ или писали, и какъ писалъ Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти».и какъ писалъ Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти».

Далее

суббота, 6 января 2018 г.

6 января Рождественский сочельник

Изображение

В Рождественский сочельник принято печь колядки, козули, коровки, для Рождественского колядования.
Но это угощение для самого праздника Рождества, а в сочельник на столе обязательно сочиво, оно же кутья, канун (блюдо из вареных зерен пшеницы с медом, орехами и сухофруктами) и фруктовый или ягодный взвар.

Далее

пятница, 5 января 2018 г.

Что делать с Украиной?

Что делать с Украиной?

Изображение

Вопрос чрезвычайно сложный, и прежде, чем ответить на него, следует решить, что нам абсолютно НЕ следует делать на украинском направлении.

Первое и основное, – ни при каких условиях нельзя доводить дело до прямого вооруженного конфликта между Россией и Украиной. Именно этого добиваются американцы, организовавшие серию «цветных майданов» и вооруженных провокаций против ДНР/ЛНР. Им важно, чтобы в отношениях между русскими и украинцами пролилось как можно больше крови. Тогда будет выполнена стратегическая задача создания на юге России длительного очага напряженности. Одновременно с этим решалась бы и задача политического ослабления Европы, поскольку наличие острого вооруженного конфликта или серьезной политической напряженности у ее восточных границ, безусловно, негативно повлияло бы и на внутреннюю, и внешнеполитическую стабильность не только пограничных с Украиной государств, таких как Польша, Венгрия, Румыния и Молдавия, но и ЕС в целом.

При этом возникает законный вопрос. Неужели европейские политики не понимают, к каким последствиям может привести линия на поддержку марионеточного украинского правительства, появившегося на свет в результате государственного переворота 2014 года? Прекрасно понимают, как понимают украинские деятели типа П.Порошенко и иже с ним. Однако беспрекословно подчиняются политическому диктату США, потому что их личные деньги лежат в западных банках. Вывез свои капиталы на Запад – перестал быть независимым политиком.

Влияние на европейцев со стороны Соединенных Штатов оказывается по многим направлениям – от прямого политического давления на отдельных политических деятелей до угрозы различного рода экономических санкций в отношении предприятий, отраслей или даже страны в целом. Не гнушаются и откровенными провокациями. Помните, как избавились от строптивого директора-распорядителя Международного валютного фонда Стросс-Кана? Организовали громкий скандал, обвинив его в сексуальном насилии.

ЦРУ и Агентство национальной безопасности получили полную свободу действий в европейских государствах непосредственно от лидеров этих государств. Это не помешало американцам организовать прослушку, контроль за перепиской и слежку за самой политической элитой европейских стран. Чего стоит известный скандал по поводу прослушки канцлера ФРГ Ангелы Меркель и других видных политических деятелей этой страны!

Во-вторых, нельзя присоединять к России отколовшиеся от Украины самопровозглашенные республики Донбасса (и другие территории, какие могут последовать их примеру в недалеком будущем). Причины этому не только политические (Запад сможет развернуть в мире мощнейшую антироссийскую пропаганду), но и экономические. Как показал опыт последних лет, западные санкции нам не страшны, так как в большинстве случаев малоэффективны или даже наносят вред самим инициаторам. Причина в другом. В большинстве украинских регионов разрушена экономика, население доведено до нищенства. Взяв на себя ответственность за территории, откалывающиеся от благополучной в прошлом республики СССР, бюджет России не выдержит нагрузки по восстановлению в них экономики и выравниванию социальных стандартов для их населения с общероссийскими, как это имело место в Крыму.

Далее

четверг, 4 января 2018 г.

Живое слово о Рождестве

Рождество Христово
Рождественская повесть Диккенса, «Сделка с призраком» — об одном учёном, которого тревожат различные горести и неудачи.



Некий призрак предлагает ему забыть всё плохое и все прежние обиды, и учёный принимает такое предложение. Однако он забывает и о том, что сам способен совершать зло, — и он начинает огорчать своих близких. Он забывает не только свою пережитую боль, но и то, как ему было больно, а потому не думает и о том, что больно может быть и другим. В конце концов он понимает, что воспоминания о нашей прошлой боли остаются с нами, чтобы мы научились прощать. И в этом та важная роль, которую Христос доверяет нашей памяти о том, как нас обижали — чтобы мы простили обидчиков и сами никогда не совершали над другими то зло, которое, как мы помним, было некогда совершено по отношению к нам.

В конце повести память о боли возвращается к учёному, но теперь он воспринимает её не как страдание, но как благословение, не позволяющее ему вредить другим.

– Вы человек ученый, а я ничему не училась, – сказала Милли. – Вы весь свой век все думаете, а я думать не привыкла. Но можно я вам скажу, почему мне кажется, что хорошо нам помнить обиды, которые мы потерпели от людей?


– Скажите.


– Потому что мы можем прощать их.


– Милосердный Боже! – молвил Редлоу, поднимая глаза к небу. – Прости мне, что я отверг Твой великий дар, который роднит смертных с Тобою!

Диккенс гениально открывает, что память о зле дана нам затем, чтобы мы всегда творили добро.

«Рождество – это пора, когда громче, нежели в любое иное время года, говорит в нас память обо всех горестях, обидах и страданиях в окружающем нас мире, которым можно помочь, и, так же, как и все, что мы сами испытали на своем веку, побуждает нас делать добро».

При жизни Диккенса много ругали критики. Обвиняли и в трафаретности героев, и в нежизненности ситуаций, и в отсутствии мыслей, и в том, что он вызывает у читателей слёзы, упорно не желая видеть в слезах способ очищения читательской души. Теперь имена всех этих критиков известны только немногим учёным, а Диккенс всё так же возмущает тех, кто одержим страстью. Мудрый Честертон писал, что «несчастные и невесёлые люди не могут читать его без раздражения».

Когда Диккенс читал «Колокола» друзьям — они плакали. Нужно быть созвучным доброте, чтобы понимать Диккенса.

Диккенс хотел сделать Рождество днём, когда люди обращаются к милосердию, как к единственно верному образу жизни. А путём к милосердному сердцу по Диккенсу являются слёзы очищения, которые он и хотел вызвать своими рождественскими сказками.

К Рождественской теме у Диккенса современный человек не приступает случайно. Он должен быть к ней готов. Впрочем, и всё высокое в этом мире требует подготовки. Помню, как один мой друг жаловался, что чувствует себя среди молодых сверстников белой вороной, потому что не пьёт и во всём пытается отыскать более глубокий смысл. Потом он встретил Христа и стал миссионером, но этому предшествовала готовность души, а такое никогда не даётся сразу.

Для меня Рождество всегда было любимым праздником, некой сказкой наяву, и первым храмом в моей жизни был храм Рождества Христова. Уже потом я много удивлялся мудрости Неба, приведшего меня именно сюда – ведь Рождество со времён Викторианской Англии и Диккенса означает ещё и радость о собственном доме. А поскольку в моей юности мой дом был очень далёк от окна в рай, то всю эту сказку и красоту домашнего уюта я находил в Рождестве.

А попал я в этот храм необычным образом. В то время у меня было много вопросов к мирозданию, и я понимал, что больше всего хочу получить ответы у очевидцев сокровенной сути. Это было время, когда церковное книгопечатание только зарождалось после развала СССР, и потому серьёзной и глубокой литературы было не достать. И мне попросту неоткуда было узнать о красоте церковной мысли, об охвате и разрешении философских, культурологических, филологических и исторических вопросов в свете небесной мудрости. Люди, ходившие вместе со мной в храмы, во всяком случае таких ответов не знали и даже вопросов не задавали.

И вот как-то раз моя мама, выполняя некое поручение на своей работе, зашла в храм поставить свечку перед ответственным делом. Она увидела священника, который что-то рассказывал некой женщине. Мама прислушалась и с удивлением отметила, что ответы священника глубоки. Её удивило звучащее в этих ответах знание иного мира и способность посмотреть на земные проблемы именно с неба.

Как я потом пойму, именно так и святые отцы прежних веков находили ответы на новые вопросы, которые ставила перед ними история. А именно – ощущали вечность в себе и потому могли каждый раз дать оценку вопросам времени, исходя из своего ощущения вечности.

А потом оказалось, что этот священник – такая редкость – был всего один из трёх в огромной епархии, кто умел и хотел работать с молодёжью. И в его храме всегда было много студентов. А студенты, конечно, спрашивали и искали ответов.

Спустя много лет думая обо всём пережитом, я удивляюсь, что христианство обладает колоссальным сокровищем осмысления бытия в Духе, хотя это сокровище редко кому нужно среди людей церкви. Но зато, если уж встречаешь такого живущего Евангелием и мировой красотой человека, то всегда поражаешься, что даже всего одного его бывает достаточно, чтобы на земле ещё раз зажегся свет.

Я увидел сколько правды в словах, которые в «Трёх мушкетёрах» произносит Атос. «Мы счастливы, потому, что мы вместе. Это очень много, дорогой Д`Артаньян, может быть, это дороже всего, что есть на свете».

Но, вместе с тем, я увидел, что далеко не в каждом ходящем в храм человеке христианство расцветает в красоту. Часто люди останавливаются на уровне формы, они научились выполнять ритуал и обряд, но личной встречи не произошло, и потому им нечего передать. А, между тем, ещё А. Шмеман писал, что «Больше всего нужно нашему холодному веку живое слово о живой вере. Не просто знания, а живой опыт». Ведь христианин – это тот, кому стоит только пройти по городу, и все вокруг ещё неделю будут говорить об этом. Настолько глубоко и его лицо, и его понимание жизни. И это понимание рождается только от обретаемой и переживаемой вечности, а потому не может быть вычитано в книгах, разве только как уже свершившийся факт. Христианство и высокое искусство помогают не только смотреть на мир, но и прозревать его до глубин, на которых действует Бог. Хотя такое понимание возможно лишь по мере духовного опыта, который уже есть у человека.

По этому поводу есть удивительная история из книги В. Цветова «Пятнадцатый камень сада Рёандзи». Большой японский банк. Президент банка — японец, а вице президенты — американцы. Автор книги берёт интервью вначале у американцев. Первый вопрос: «Как к вам относится президент?». Они отвечают: «Он позволяет нам самостоятельно принимать решения, лоялен и высоко оценивает наш труд». «А что в действиях японского президента вы хотели бы изменить?». Их ответ: «Он не знает цели, к которой нужно стремиться».

Потом автор берёт интервью у того же президента. Первый вопрос: «Как вы оцениваете работу ваших американцев?» Ответ: «Они умны, грамотны и не боятся принимать решения».

Второй вопрос: «А чтобы в их деятельности вы хотели бы изменить?» Японец отвечает: «Они никак не поймут цели, к которой надо стремиться»…

И обретению подлинности помогает прикосновение ко всему, что живо. Ведь лишь живое способно пробуждать души к жизни. Такова и великая литература, которая ведёт человека к небу не сюжетом, но звучащей с её страниц благодатью. Это то, о чём Клайв Льюис писал, что «Блаженство не в книге, не в музыке – оно только виднеется сквозь музыку и книгу как весть из дальней страны».

В этом контексте приведу цитату из американского фантаста Рэя Брэдбери:

«Нет, нет, книги не выложат вам сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно, — в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое».

Этими словами Брэдбери пытался передать возможность созвучия сердца Духа Святому, когда ты, вобрав в себя опыт всех предыдущих эпох, поступаешь в своей жизни единственно верным образом.


Метки:
Pages: 1 2

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...