В Неделю пред Рождеством всегда читается родословие Иисуса Христа,
перечисляются все эти многочисленные роды до Него. Что же отличало тех
людей, имена которых мы слышали, от всех остальных? Вера в то, что
придет Искупитель, придет Спаситель. Эта глубокая вера явилась нитью,
которая связывает не только по крови, но самое главное – по вере, верой.
И когда Господь, после Своего воскресения, сошел Своей душой во ад,
те, кто жил обещанием пришествия Спасителя, увидев Его, возликовали, и
Он их вывел оттуда – тем самым соединив две Церкви, ветхозаветную и
новозаветную.
После отпадения Адама от Бога ум его помрачился, и он перестал
воспринимать Бога непосредственно. В Библии сказано, что он был изгнан
из рая. Рай – это общение с Богом, а изгнание из рая есть потеря этого
общения. Но Адам слышал слова Господни, что настанет время, и он будет
спасен. И он веровал в это и ждал. Долго ждал, но дождался и был выведен
из ада. И все дети Адама разделялись, как разделяются и до сих пор,
именно по вере. Одни из них веровали в то, что Искупитель придет. А
кто-то забывал об этом, уклонялся в другие, ложные веры. Среди тех, кто
оставался верен Единому Богу и никогда о Нем не забывал и Ему молился,
был, например, Авраам. И эта вера, как сказано в Писании, вменилась ему
в праведность.
У каждого человека, когда он рождается, свой особенный характер, у
каждого свои немощи, у каждого свои особенные дарования. И если мы будем
рассматривать святых, то увидим, что они тоже все разные: одни
мужественные борцы, другие смиренные труженики. Одни, как мы сегодня
читали в Послании к Евреям, «верою побеждали царства, творили правду…
заграждали уста львов, угашали силу огня», то есть всякие творили
чудеса. А другие, наоборот, жили незаметно, таились от людей, и об их
подвигах часто узнавали за несколько дней до их смерти, а бывало, что и
после смерти. То есть разное у всех людей проявление характера и
проявление каких-то добродетелей и свойств.
Вот, например, Александр Невский прославился своим смирением,
мужеством, храбростью. А Филарет Милостивый не был, может быть, таким
храбрым, как Александр Невский, но с радостью творил милостыню. Третий
святой был великим пастырем – например, Макарий Великий или Исаак Сирин.
Каждый какой-то добродетелью прославился, а некоторые даже многими.
Например, Иоанн Кронштадтский был и пастырь, и молитвенник, и
чудотворец, и целитель, и проповедник – очень много даров было у него.
И вера является такой же добродетелью. Авраам совершил подвиг именно
веры. Он, будучи уже старым, потерял надежду на то, что когда-нибудь у
него будут дети. Но Господь ему сказал: не только будут, а из тебя
народ великий произойдет. Действительно, вскоре у него родился сын. И
тогда Господь говорит: пойди и сына своего принеси Мне в жертву. И
Авраам ни секунды не усомнился, что это сделать необходимо; что, хотя
Господь и требует сына в жертву, все равно из него произойдет великий
народ. И он взял сына и повел на гору, уже костер разложил, чтобы его
заклать и сжечь, – и тогда Господь его остановил.
Господь таким образом испытывал веру Авраама вопреки всякому так
называемому здравому смыслу. Вот возьмем отца, у которого маленький сын,
очень поздний, и родился по какому-то чуду, потому что уж очень отец
стар. Если ребенок единственный, да еще поздний, как обычно над ним
родители трясутся! А здесь Господь дает повеление: иди его убей. И
Авраам идет его убить, но не просто убить ради какой-то корысти, злобы,
зависти – нет, а приносит его в жертву Богу. То есть рука его не
дрогнула, сердце его нисколько не усомнилось.
Если мы примерим эту ситуацию на себя, то сразу увидим, что у нас
такой веры нет. И вот эта-то могущественная, несокрушимая вера,
убежденность в истинности Божественных слов – она и сделала Авраама
отцом всех верующих. И вера эта передавалась от Авраама к Исааку, от
Исаака к Иакову, от Иакова к его чадам. Вот так она шла, шла, как река, и
дошла до родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анны и до Самой
Богородицы.
Вера есть высочайшая добродетель. Поэтому и сказано, что вера
вменилась Аврааму в праведность. Хотя, если его жизнь сравнивать с
жизнью, допустим, какого-нибудь новозаветного святого, Авраам не был
столь уж праведен. Взять и сравнить его с Сергием Радонежским. Конечно,
высота Сергия неизмеримо больше с точки зрения нравственной. Но Авраам
явил свою веру такой сильной, что Господь ему обещал: из тебя
произойдет народ. Потому что Господь от него требовал
сверхъестественного усилия, а Авраамова душа обладала такой
способностью к вере, что эта добродетель – его вера – просто затмила
все его недостатки. В свете этой огромной веры все немощи Авраама как
бы тускнеют.
Pages: 1
2