Память 5/18 декабря.
Преподобный Савва родился в тридцать первый год царствования греческого императора Феодосия Младшего
1, в стране Каппадокийской, в селе, называвшемся Муталаска, которое зависело от Кесарии
2;
оно сначала было неизвестно, но впоследствии рождением в нем Саввы
прославилось больше Армафема, в котором вырос Божественный пророк Самуил
(1Цар.1:1 и далее).
Родителями блаженного Саввы были Иоанн и София, люди благородные и
благочестивые. Когда ребенку минуло пять лет, они отправились в
Александрию
3, ибо Иоанн находился на службе царской и имел
высокий воинский сан. По Божию провидению, Савва был оставлен вместе с
родительским имением у брата его матери Ермии.
Но так как жена у Ермия была злая и сварливая, то отрок много терпел
и, наконец, ушел к брату своего отца Григорию, жившему в другом селе,
называвшемся Сканда
4. Вследствие сего возникла вражда между
дядями Саввы. Родители его долго оставались в Александрии, а Ермий с
Григорием ссорились между собою, и каждый из них хотел не столько иметь у
себя отрока, сколько попользоваться имуществом его отца. Блаженный
отрок. еще с юного возраста отличавшийся зрелым разумом, видя раздоры и
свары своих дядей, отказался от всего имущества и, удалившись в
монастырь Флавианов
5, отстоявший от Муталаски на три с
половиной версты, принял на себя Ангельский образ восьми лет от роду;
живя там, он вскоре изучил псалтирь и прочие книги Священного Писания,
преуспевал в добрых делах и во всем следовал иноческому уставу. Немного
времени спустя, дяди блаженного Гаввы помирились между собой, пришли к
нему в монастырь и начали соблазнять его, советуя уйти из-за стен святой
обители и, взяв себе жену, жить в отцовском имении. Но он, желая
оставаться в доме Божием, а не жить в селениях грешников
6, и любя монастырскую жизнь более мирской, не послушался своих дядей и отверг их соблазнительное предложение:
— Как от змей, — говорил он, — убегаю я от тех, которые советуют мне
сойти с пути Божия, ибо худые сообщества развращают добрые нравы
(1Кор.15:33), и боюсь навлечь на себя проклятие, которым Пророк
проклинает уклоняющихся в разврат: «проклятых, уклоняющихся от заповедей
Твоих» (ср. Псалом 118:21). С такими словами он отослал от себя дядей
своих ни с чем, а сам стал подвизаться еще с большим усердием, умерщвляя
свое тело трудами и воздержанием и порабощая его духу.
Проповеди: Поученіе. Преподобный Савва Освященный
Видео:
18 декабря, память преподобного Саввы Освященного
18 декабря, память прп. Саввы Освященного
Когда был побежден сей змий, который
имением и женитьбою соблазнял его уйти из обители, как из райского
селения, — другой искуситель стал искушать святого — бес чревообъядения.
Однажды, работая в монастырском саду, Савва увидел прекрасное яблоко,
висящее на дереве; не утерпел он, сорвал яблоко и хотел съесть его
раньше положенного времени и обычного благословения. Но, вспомнив, что
сим плодом змий в раю ввел в грех первого человека (Быт., гл. 3), Савва
удержался, не стал есть его и осуждал сам себя, говоря:
— Красив был для взора и приятен для вкуса и тот плод, который умертвил Адама.
И, бросив яблоко на землю, он
растоптал его ногами, попирая с ним вместе и помысл свой и, более того,
сокрушая главу бесу чревообъядения, — и дал себе обет не есть яблок всю
жизнь. С тех пор он всякое плотское вожделение побеждал воздержанием,
мало ел, мало спал, постоянно пребывал в трудах, и руки его простирались
только на молитву, или на работу.
И вскоре святой, не смотря на свою юность, сравнялся добродетелью со всеми старцами, бывшими в том монастыре.
Случилось некогда одному из тамошней
братии, который имел послушание печь хлебы, — промокнуть от дождя; а так
как время было зимнее, солнце не светило, и ему негде было просушить
одежду, то он положил ее в хлебную печь на дрова и забыл о ней. Немного
времени спустя, братия собрались печь хлебы и затопили печь, не зная,
что пекарь положил туда посушить одежду. Когда дрова уже сильно
разгорелись, пекарь вспомнил о своей одежде и очень горевал о ней. Был
тут и блаженный Савва: увидев печаль брата, он не подумал о себе и,
осенив себя крестным знамением, вошел в топившуюся печь. И, о чудо! как
некогда отроки в печи вавилонской не сгорели (Дан., гл. 3) по своей
вере, так и отрок Савва за свою любовь к брату вышел из печи невредимым с
нетронутой огнем одеждой брата в руках, и его собственная одежда также
осталась неопаленной.
Братия, увидав сие чудо, ужаснулись, и говорили друг другу:
— Каков будет этот отрок в будущем, если он от юности уже сподобился от Бога такой благодати!
В том монастыре блаженный пробыл
десять лет, восходя от силы в силу и от славы в славу. Потом захотелось
ему пойти в Иерусалим поклониться святым местам и посетить отцов, живших
там в окрестной пустыне, воспользоваться их беседою и найти там и себе
место для пустынножительства. Он обратился к архимандриту с просьбой
отпустить его в святой град с молитвой и благословением. Но тот не хотел
его отпустить, говоря:
— Нехорошо тебе, такому юному, странствовать, лучше побудь на одном месте.
Но Бог, все устрояющий на пользу, повелел архимандриту не удерживать Савву.
— Отпусти Савву послужить Мне в пустыне", — открыл Он архимандриту в видении.
Тогда, призвав блаженного,
архимандрит дал ему благословение и отпустил его с молитвою в путь. Он
же, направляемый десницею Всевышнего, пришел в Иерусалим на
восемнадцатом году от роду, в конце царствование Маркиана7 и
патриаршества Ювеналия во святом граде. Он прибыл в монастырь святого
Пассариона в зимнее время, был принят архимандритом Елпидием и поручен
руководительству некоего старца Каппадокийского. У него Савва провел
зиму, мечтая о безмолвной жизни пустынника, к чему давно стремился
душою. Услышав о Евфимии великом8, сияющем добродетелью и
чудесами в пустыне, находящейся на восток от Иерусалима, Савва захотел
видеть его. Испросив у начальствующих благословение, он отправился в
путь и, прибыв в Лавру великого Евфимия, пробыл там несколько дней,
ожидая, когда можно будет увидеть его, так как преподобный не всегда
приходил в собор, а один или два раза в неделю и в известные дни. Когда
наступила суббота, Савва увидел преподобного Евфимия, шедшего в церковь,
и припал к нему с усердной просьбой принять его в свою Лавру. Но
Евфимий, видя его юность, отослал его в монастырь, находившийся еще
далее от Иерусалима, под начало к блаженному Феоктисту9,
повелевая ему заботиться о сем юном монахе, — и пророчествовал о нем,
что он в скором времени, благодатью Христовой, просияет в иноческом
житии более многих других, будет славным образцом для всех палестинских
отшельников и воздвигнет лавру большую, чем все лавры в той стране.
Принятой Феоктистом в монастырь,
Савва весь предался Богу и исполнял все монастырские службы безропотно и
послушно, со смирением и усердием. Будучи способен и весьма ревностен к
совершению Божественного служения, он прежде всех входил в церковь и
выходил из нее после всех. При великих душевных силах, он и телом был
велик и силен, — почему, когда все монахи рубили в пустыне только по
одной связке прутьев для корзин и носили в киновию, то Савва рубил и
носил по три. Сверх сего, иногда носил он и воду, и дрова, и, таким
образом, старался всем услужить. Был он довольно долгое время
смотрителем над лошаками, исправлял и другие различные должности, и всё
сие исполнял неукоризненно и беспорочно, так что отцы киновии удивлялись
столь великому усердию и услужливости юного Саввы.
Тогда диавол, желая воспрепятствовать
ему, измыслил следующее. Был в том монастыре один брат, родом из
Александрии, по имени Иоанн. Сей брат получил известие о смерти своих
родителей. И вот диавол внушил ему неподобающую для инока мысль
позаботиться об устройстве оставшегося после родителей имения, и он
докучал игумену Феоктисту частыми просьбами отпустить его в Александрию
и, кроме того, отпустить о ним и Савву, потому что он, как человек
сильный телом, мог ему оказать большую помощь в дороге. Феоктист уступил
настойчивым просьбам инока и отпустил его на родину, а с ним отпустил
согласно его просьбе и Савву, и так они отправились. Когда они прибыли в
Александрию и стали хлопотать по устройству оставшегося после умерших
имения, родители блаженного Саввы, Иоанн и София, случайно бывшие там
(ибо отец Саввы по своей военной должности часто бывал посылаем в
Александрию по царскому повелению), узнали его. Тогда блаженному Савве
представился новый подвиг и явилась борьба больше первой, когда дяди его
влекли из монастыря в мир, от монашества к женитьбе: родители Саввы то
слезными просьбами, то ласковыми и заманчивыми словами еще более
склоняли его снять чёрные одежды и надеть светлые, жить по их примеру и
поступить в военную службу. Блаженный же, поняв, что он встретился с
родителями и был узнан ими по вражескому наваждению, упорно
сопротивлялся своему природному чувству. Он сдержал в себе естественную
любовь к родителям, отверг их настойчивые мольбы и слёзы и,
непоколебимый в своем добром решении, отвечал родителям:
— Боюсь Сказавшего: «Кто любит отца
или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь
более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и
следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37-38). Как же я могу
предпочесть вас Богу, суетную вашу жизнь — кресту своему, военную службу
мирскую — воинству духовному? Если и земные цари карают воинов,
убежавших из полков, то тем более Царь Небесный не пощадит тех, которые
вписались в Его славное воинство и потом убегают из избранного полка.
В заключение блаженный Савва прибавил еще:
— Если вы будете продолжать
уговаривать меня покинуть прекрасное воинствование Христово, то я не
буду более называть вас своими родителями.
Тогда Иоанн и София, увидев, что
сердце сына их непреклонно, перестали его уговаривать и с горькими
рыданиями, скрепя сердце, отпустили его, а при расставании просили его
взять с собою на дорогу, что только ему ни потребуется, и давали сорок
золотых монет; он же ничего не хотел брать, однако, чтобы не оскорбить
совсем своих родителей, взял только три монеты, и те, возвратившись,
отдал в руки игумену Феоктисту.
Pages: 1
2 3 4