Круг
зарубежных источников, упоминающих о кагане русов, также широк: от
восточных — сочинений арабских и персидских авторов — до западных,
начиная с Бертинских анналов 839 г. С полным основанием ученые полагают,
что с половины IX в. правитель русов в международном общении носил
самый значимый в регионе титул «каган», дававший его обладателю
международное признание.
Что касается трезубца, то он был
широко распространен среди народов, как Европы –кельтов, греков, так и
Дальнего Востока — монголов, в Индии, в Китае. У русов он также был в
обиходе, как символ единства трех богов, имеющих своего прародителя.
В тюркской среде, которые стали соседями русов, были широко
распространены двузубцы и трезубцы, которые имели сакральный характер,
или использовались как родовой знак. Эти родовые знаки существовали в
виде тамги, которые присваивались каждой аристократической фамилии
(например, у осетинской аристократии).
Тамги были известны и
ранним тюркам (в том числе огузам), обитавшим у границ Китая, не позднее
VII в. н. э.; они в качестве родовых знаков-меток широко применялись
для таврения лошадей (Зуев Ю. А., 1960). При этом раннетюркскне тамги в
массе своей отличаются от «букв» -рун синхронных им рунических алфавитов
(Кызласов И. Л., 1994), хотя среди них и встречаются тамги, идентичные
рунам. Развитую систему семейно-родовых (возможно, и личных) тамг имели,
сарматы, гунны, венгры и болгары в период их миграции на запад и в
более позднее время (Баски И., 1997, с.153).
Надежда
Александровна Соболева пишет, что в фундаментальном труде о древних
болгарах В. Бешевлиева в раздел магических знаков занесен знак «ипсилон»
(«двузубец», который использовал впоследствии Святослав),
распространенный в областях расселения дунайских болгар и обнаруженный
практически во всех крупных центрах: в Плиске, Мадаре, Преславе и т. д.
Знак наносился на стены крепостей, на черепицу, изображался на
металлических изделиях, керамике, амулетах, перстнях и других вещах. Он
имел апотропеичное, охранительное значение, свидетельством чего, к
примеру, является вырезанный знак Y на золотом перстне, найденном в
Видине (Бешевлиев отмечает, что подобные перстни имели греческую
надпись: «Боже, помоги»); выступал как аналог креста, сопровождая одну
из древнеболгарских надписей. Конкретизируя свою мысль, профессор
Бешевлиев подчеркнул, что у древних болгар знак IYI соответствует
понятию неба, равнозначному понятию «Тенгри», означающему верховное
божество.
Двузубцы и трезубцы имели самое широкое
распространение на различных предметах и салтово-маяцкой культуры (в
Хазарии) — на строительных остатках, керамике, костяных изделиях,
пряжках, подвесках и т. д. Знаки в виде двузубца и трезубца, «являющиеся
характерным признаком знаковой системы Хазарии». Поэтому историк
Флерова не исключает, что они могли служить «в качестве тамги, особенно
племенной или «должностной», связанной с определенным статусом
владельца, часто сопряженной и с его родовой принадлежностью…»
«Коллекция» Хумаринского городища на Кубани (форпоста Хазарского
каганата), состоит почти сплошь из двузубцев и трезубцев, смысловая
однородность которых, по мнению Флеровой, несомненна. В двузубце, как
считает автор, сконцентрирована символика священности верховной власти, с
ним связаны мифы архаических индоевропейских верований — мифы о
близнецах («близнечные мифы»), образ Великой богини. (Как отмечалось
выше, в Хазарии не выделен знак, непосредственно связанный с личностью
правителя, с властью, например с каганом.)
Система «бинарных
оппозиций», нашедшая яркое воплощение в амулетах — овеществленных
символах верований населения Хазарского каганата, отразилась и в
организации власти этого государства — двойственности управления,
которое осуществляли каган и бек.