Дни памяти: 25 апреля / 8 мая, 4/17 января, 27 сентября / 10 октября, 30 октября / 12 ноября
Святой Марк, родом еврей, происходил из колена Левиина, от племени священнического, и жил первоначально в Иерусалиме.
По еврейски Марк назывался Иоанном; имя же его — Марк — латинское. Это имя он присовокупил к еврейскому
1
уже впоследствии перед отправлением в чужую страну, когда он с
Апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в столицу тогдашнего
мира — Рим.
По принятому православною Церковью преданию, согласному с свидетельством некоторых древних писателей
2,
он был из числа семидесяти учеников Господа и, следовательно, сам был
свидетелем-очевидцем некоторых событий из жизни Господа Иисуса Христа.
В повествовании самого Евангелиста Марка о предании Господа нашего Иисуса Христа на смерть в вертограде Гефсиманском
3
упоминается о некоем юноше, который в то время, как все ученики Господа
оставили Его, один следовал за Божественным Узником, обернувшись
полотном по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил в руках их
полотно, и нагой бежал от них (Мк.14:51-52). Одеяние юноши
4
показывало, что он вышел на шум народный ночью внезапно, без сомнения из
того дома, коему принадлежал вертоград. Еще в древности составилось
предание, что означенный юноша был сам Марк, и что вертоград
Гефсиманский принадлежал семье, из коей происходил Марк. Книга Деяний
Апостольских свидетельствует, что мать евангелиста Марка — Мария имела в
Иерусалиме свой дом
5, в котором нашел пристанище Апостол
Петр после чудесного изведения из темницы Ангелом (Деян.12:1-12). После
вознесения Господа на небо, во время гонения на христиан, этот дом
служил местом молитвенных собраний для многих верующих Иерусалимлян и
местом пристанища для некоторых Апостолов. Таким образом святой Марк в
доме своей матери имел возможность постоянно находиться в общении с
христианами, участвуя в их молитвенных собраниях, и сблизиться с самими
Апостолами. В особенно близкое общение вошел он с Апостолом Петром,
питавшим к нему как бы отеческую любовь и расположение, как видно это из
слов самого Апостола Петра, который в своем послании называет Марка
своим сыном, говоря: «
приветствует вас избранная подобно вам (церковь) Вавилонская и Марк, сын мой» (1Петр.5:13). Святому Марку доводился дядей святой Апостол Варнава
6,
по происхождению левит, родом с острова Кипра. Чрез него святой Марк
сделался известным и другому верховному Апостолу — святому Павлу, когда
сей последний, после своего чудесного обращения к вере во Христа
(Деян.9), в первый раз прибыл в Иерусалим
7. cвятой Марк
сделался ближайшим сотрудником и исполнителем повелений, возлагавшихся
Вступив в близкое общение с этими двумя первоверховными Апостолами —
Петром и Павлом, святой Марк сделался ближайшим сотрудником и
исполнителем повелений, возлагавшихся на него то тем, то другим из этих
великих апостолов.
Около 44 или 45 года по Рождестве Христове, христиан иерусалимских
постигло большое бедствие. При виде размножения христиан в Иерусалиме,
злоба врагов Христовой веры — иудеев достигла высшей степени.
Разжигаемые ненавистью к христианам, иудеи набросились на их дома,
беспощадно разграбили всё их имущество, так что христиане должны были
терпеть великий голод. Услыхав о таком бедственном положении братий во
Христе, антиохийские христиане тотчас пришли им на помощь и, сделав сбор
между собой, поручили лично Варнаве и Павлу, пребывавшим в то время в
Антиохии, доставить пособие христианам в Иерусалим. Прибыв в Иерусалим и
исполнив поручение антиохийских христиан, Варнава и Павел возвратились в
Антиохию и на этот раз взяли с собою Марка (Деян.12:25). С этого
времени Марк, сделавшись сотрудником Варнавы и Павла, взял на себя
великий подвиг Апостольских трудов по благовестию веры Христовой иудеям и
язычникам. Вместе с Павлом и Варнавою святой Марк принял участие в их
первом Апостольском путешествии из Антиохии, в качестве ближайшего их
помощника для проповеди Евангелия
8. Вместе с Павлом и Варнавою Марк был в приморском городе Селевкии
9,
отсюда отплыл на остров Кипр и прошел его с востока на запад от
Саламина до Пафа. Здесь в Пафе Марк был очевидцем чудесного поражения
слепотою, по слову Апостола Павла, волхва иудеянина Вариисуса, по имени
Елима, старавшегося отвратить от веры в Господа проконсула Сергия,
призвавшего Варнаву и Павла для слушания слова Божия (Деян.13:6-12). Но
прибыв в город Пергию
10, Марк оставил Апостола Павла и
Варнаву и возвратился в Иерусалим в дом своей матери. По прибытии в
Иерусалим, Марк присоединился к Апостолу Петру и в скором времени
отправился вместе с ним в Апостольское путешествие для проповеди
Евангелия в Рим. В это время в Риме уже были верующие во Христа. Книга
Деяний Апостольских свидетельствует, что между очевидцами необыкновенной
перемены, происшедшей в Апостолах по сошествии на них Св. Духа и
слушателями первой проповеди Апостола Петра о Христе Спасителе
11
были пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, то есть, обращенные в
иудейство язычники (Деян.2:10-41). Эти люди, по возвращении своем в Рим,
несомненно принесли туда веру свою во Христа и сообщили ее там другим.
Без сомнения, что и после сего многие иудеи, жившие в Риме в большом
количестве, посещая ежегодно на праздниках Иерусалим, уже наполненный
учением Евангельским, и слыша там проповедь о Христе, возвращались в Рим
христианами. Наконец, в Рим, как столицу мира, отовсюду приходили по
гражданским и другим делам многие христиане и содействовали умножению
там числа верующих во Христа. Святой Апостол Петр своею проповедью и
чудесами, при содействии св. Марка, еще более распространил и утвердил
Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу множество людей как из
иудеев, так и язычников. Слыша святые слова проповеди Евангельской из
уст Апостолов и горя верою в Господа Иисуса Христа, римские христиане не
удовольствовались одною устною проповедью Апостолов об Иисусе Христе, а
пожелали иметь у себя и письменный памятник устно преподанного им
учения. Они приступили к спутнику Апостола Петра святому Марку и с
мольбой просили его записать все святые слова, какие он вместе с Петром
сказал им о Христе Господе, и оставить им это святое писание, как
памятник. Марк исполнил благое желание римских христиан и написал для
них свое Евангелие, в котором
12, излагая события из жизни
Господа Иисуса Христа, во время Его пребывания на земле, с точностью
записал, сколько запомнил, то, чему учил и что творил Господь, тщательно
заботясь при этом, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного, или
не переиначить. Написанное Марк отдал на рассмотрение Апостолу Петру, и
святой Петр своим свидетельством утвердил истину написанного Марком
Евангелия и одобрил его для чтения в церквах.
13 Посему Евангелие Марка было принято всеми церквами без всякого противоречия, как писание Апостольское, боговдохновенное
14.
г.Афон. Иверский монастырь. 950 год
Миниатюра Евангелия.
После трудов в Риме святой Марк, по повелению Апостола Петра
отправился для проповеди Евангелия в город Аквилею, расположенный на
северном берегу Адриатического моря. В этом богатом городе, называвшемся
вторым Римом
15. Марк основал церковь; причем посетил с
проповедью Евангелия и другие места по берегу Адриатического моря,
устрояя всюду церкви Божии. После сего святой Марк, по распоряжению же
Апостола Петра, отправился для проповеди Евангелия в Египет. Это было,
как свидетельствует Евтихий, патриарх Александрийский, на девятом году
царствования Клавдия
16. В Египте, смежной с Палестиною языческой стране, еще со времени Александра Македонского
17 и египетского царя Птоломея Лага
18 было очень много иудеев. Они населяли здесь целые города, имели свои синагоги, свой синедрион, даже храм
19
на подобие храма Иерусалимского, а также священников и левитов по
закону Моисееву. Здесь в Египте, по повелению царя Птоломея Филадельфа
20,
был сделан перевод книг Священного Писания Ветхого Завета с еврейского
языка на греческий, чрез что Божественное откровение о спасении рода
человеческого сделалось доступным и самим язычникам. Здесь в памяти
народа еще живо было то знаменательное падение идолов одного египетского
храма, сопровождавшее, по свидетельству отцов Церкви, прибытие святого
семейства с Богомладенцем Иисусом, бежавшего от руки жестокого Ирода.
Наконец, могло быть даже, что и в этой стране были свидетели чудесного
сошествия Святого Духа на Апостолов, принесшие и сюда семена Христова
учения. Всё это в сильной степени приготовляло жителей Египта к принятию
учения христианского и обещало большой успех проповеди святого Марка. И
действительно, когда Марк, первый из Апостолов прибыв в Египет, начал
проповедь Евангелия, возвещая людям свободу от диавола
21, то при самом начале его проповеди
22
уверовало во Христа великое множество мужей и жен. В самой Александрии,
главном городе Египта, святой Марк основал церковь и был первым ее
епископом.
Здесь святой Марк много потрудился в подвиге просвещения светом
Христовой веры как иудеев, так и язычников, пребывавших дотоле во тьме
идольского служения. Благоустроив затем церкви в Александрии и смежных с
нею городах рукоположением к ним епископов и прочих клириков, святой
Марк после того оставил Египетскую страну. Куда отправился он отсюда и
был ли он в Иерусалиме на Апостольском соборе
23 — неизвестно. Но когда Апостол Павел перед отправлением во второе Апостольское путешествие
24
был вместе с Варнавою в Антиохии, то, как свидетельствует книга Деяний
Апостольских, здесь с ними встретился и святой Марк и отсюда вместе с
дядею своим Варнавою отправился на родину его в Кипр (Деян.15:36-40).
Потрудившись вместе с Варнавою некоторое время в подвиге благовестия
Христова, Марк в другой раз отправился в Египет, куда в тоже время или
немного спустя, прибыл и Апостол Петр. Благовествуя в разных странах
Египта и устрояя в них церкви, Апостолы в это время между прочим
положили основание Христовой Церкви и в египетском городе Вавилоне,
откуда Петр и написал свое первое соборное послание к малоазийским
христианам (1Петр.5:13). В Египте святой Марк пробыл до восьмого года
царствования Нерона
25.
В последующее время святой Марк снова соединился с Апостолом Павлом и
вступил в число сотрудников его. Во время пребывания Апостола Павла в
узах в Риме
26, святой Марк вместе с некоторыми другими лицами
разделял благовестнические труды сего Апостола. В своем послании к
Колоссянам, написанном из Рима в это время, Апостол Павел называет Марка
одним из немногих сотрудников своих для Царствия Божия, бывших для него
в это время утешением (Колос.4:10-11). Как видно из того же послания к
Колоссянам, Марк, по распоряжению Апостола Павла, из Рима отправился в
Малую Азию, во фригийский город Колоссы (Колос. 2:8-18), для
противодействия лжеучителям, прельщавшим колосских христиан
27.
Где святой Марк провел несколько следующих за сим лет — неизвестно. Но
ко времени, близкому ко дням кончины Апостола Павла (2Тим.4:11), святой
Марк находился в Малой Азии, именно в городе Ефесе, в отечестве святого
Тимофея, епископа Ефесской церкви. В это время Апостолом Павлом,
находившимся во второй раз в узах в Риме, было написано послание к
Тимофею, в котором он, вызывая Тимофея в Рим к себе на помощь, поручал
ему «привести с собою и Марка, как благопотребного в службу»
28.
Здесь в Риме святой Марк был свидетелем мученической кончины за Христа
обоих своих учителей, великих и первоверховных Апостолов Христовых Петра
и Павла, которые в одно и тоже время пострадали за Христа в Риме;
Павел, — как имевший право римского гражданина, — был усечен мечем, а
Петр был распят на кресте.
По кончине своих великих учителей — Апостолов Петра и Павла, святой
Евангелист Марк снова отправился в Египет для благоустроения основанной
им церкви. Много потрудился он в подвиге проповеди Христовой веры в
самой Александрии. Александрия, столица Египта, была средоточием
греческой образованности. Здесь было знаменитое книгохранилище, здесь
процветала языческая наука; ради нее сюда стекались люди отовсюду, так
что город переполнен был учеными, философами, риторами и стихотворцами.
Даже иудеи, в большом количестве жившие в Александрии, увлекались
языческою ученостью. Для утверждения веры Христовой и с целью
противодействовать ученым язычникам и иудеям, святой Марк положил в
Александрии основание христианскому огласительному училищу. В
последующее время это училище сделалось средоточием христианского
просвещения и прославилось тем, что из него вышли знаменитые учители
Церкви, каковы: Пантен, Климент, и некоторые из отцов Церкви, каковы:
Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец и другие.
Заботясь об устроении церковного богослужения, святой Марк составил
чин литургии и передал его христианам александрийской церкви. Этот чин
литургии сохранялся продолжительное время в сей церкви и в последующие
века. В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе сохранились
некоторые молитвы, приписываемые Евангелисту Марку.
Pages: 1
2 3