Архиепископ Аверкий (Таушев)
«Никтоже да плачет прегрешении, прощение бо от гроба возсия»… слышим
мы в священную и всепразднственную спасительную нощь Воскресения
Христова столь радостные для нас слова великого вселенского учителя и
святителя, прославленного церковного витии св. Иоанна Златоуста.И
действительно! Одним из главнейших и важнейших последствий великого
дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба
Христом-Жизнодавцем, было именно прощение, или отпущение грехов.
Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам
Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и
сказал:
«Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Иоан. 20, 19-23).
А далее, из книги Деяний Апостольских мы видим, что св. Апостолы,
проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас
же призывали своих слушателей к покаянию и принятию святого крещения
«во оставление грехов».
«Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов, и приимите дар Святаго Духа», — так взывал св. Апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы (Деян. 2, 38).
«Покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших»,
взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него и св. Апостола Иоанна
после чудесного исцеления ими хромого от рождения (Деян. 3, 19).
«Бог ныне
повелевает человеком всем всюду покаятися», говорил св. Апостол Павел
афинянам в своей знаменитой проповеди перед ареопагом: «зане уставил
есть день (ибо Он назначил день), в оньже хощет судити вселенней в
правде (в который будет праведно судить вселенную)» (Деян. 17, 30-31).
Отсюда ясно видно, что это «прощение», о котором говорит св.
Златоуст, или «отпущение грехов» дается нам не безусловно, а условно —
именно под условием покаяния (конечно, искреннего). Потому-то и
Господь, даровав Своим ученикам власть «отпускать грехи» Духом Святым, в
то же самое время, как мы видим, дал им власть и не прощать грехи —
очевидно тем, кто не кается по-настоящему: «… и имже держите,
держатся», то есть: «на ком оставите грехи, на том останутся» —
следовательно, не простятся.
Как это понятно, как это логично, и как совершенно вразрез идет с
этим ясным и определенным, чистым евангельским учением столь модная
теперь пропаганда какой-то мнимо-христианской любви и безусловного
всепрощения, слишком уж всеобъемлющего — простирающегося якобы даже на
врагов Христовой веры, вплоть до активно-борющихся со св. Церковью и
самою верою в Бога вообще несомненных слуг грядущего Антихриста!
Такие лже-проповедники модного мнимого «христианства» для
подкрепления своих шатких «позиций» очень любят злоупотреблять
известным изречением Господа:
«Не судите, да не судими будете»
(Матф. 7, 1) — особо-излюбленным ими изречением, которое, однако,
нисколько не мешает им самим судить и жесточайшим образом осуждать всех
тех, кто не согласен с их лжеучением, представляющим собою только
весьма лукавое искажение евангельского учения — подлог, которым они
сбивают с толку и смущают многих.
Дабы правильно понимать это изречение Господа, надо помнить, что
ведь Тот же Самый Господь наш Иисус Христос, сказавший: «не судите, да
не судими будете», тут же, непосредственно вслед за этим, учил: «
Не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы» (Матф. 7, 6).
Кто же это такие эти «псы» и эти «свинии»?
Под этими «псами» и «свиниями» Господь разумел
нравственно-развращенных людей, неспособных к принятию евангельской
Истины, которым все священное и духовное чуждо и даже противно,
поскольку цены его они не могут понять. Это — люди морально-падшие,
нечестивые и злые, которые часто только глумятся над евангельской
Истиной, попирают ее и могут обратиться яростно и на самих
проповедников ее, причинив им разные беды и даже смерть (см. толкования
св. Иоанна Златоуста, Еп. Михаила и др.).
Не ясно ли из этого, что словами: «Не судите, да не судими будете»
Господь вовсе не воспрещает давать нравственную оценку людям —
проводить различие между добрыми и злыми людьми? И не только не
воспрещает, а как мы увидим далее, даже предписывает это делать.
Так, Господь прямо повелевает обличать согрешившего брата.
«Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего»… (Матф. 18, 15).
Мало того! к такому благоразумному и христианскому суду над
согрешившим братом не только разрешается, а даже предписывается
привлекать и других братий:
«…Аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол» (Матф. 18, 16).
Но и это еще не все! Если брат продолжает упорствовать в творимом им
зле, то надо «поведать» о том Церкви, то есть церковной власти,
получившей от Самого Господа благодатное право «вязать и решить»:
«… Аще же не послушает их, повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Матф. 18, 17).
Эти последние слова — самые страшные и совершенно-неприемлемые для
извращенной мнимо-христианской идеологии современных пропагандистов
либерального модного нео-христианства, ибо они идут совсем вразрез с их
основными установками.
Но нравятся ли они или не нравятся кому-нибудь, их из Евангелия
никак не выбросишь: ведь это — слова Самого Господа нашего Иисуса
Христа.
Как же можно с ними не считаться?
Но современные нео-христиане, в составе которых теперь числятся и
ученые богословы и многие высокие иерархи, с настоящим, подлинным
Христовым Евангелием вовсе не желают считаться, а самочинно фабрикуют
себе свое собственное «евангелие», как это в свое время сделал и их
идейный предшественник мрачной памяти Лев Толстой.
Увы! Для многих современных весьма нестойких, нетвердых в
истинно-христианской вере «христиан» это — большое искушение, соблазн,
совершенно сбивающий их с правого пути.
«Не судите, да не судими будете!»
Как это кажется привлекательным в нео-христианском кривотолковании:
«Я не буду мешать тебе грешить, а ты за это мне не мешай грешить!»
Вот ведь в каком ужасающем, извращенном, преступном преломлении предстает перед нами этот священный текст в наше время!
А на самом деле, мы должны знать и помнить, что осуждение осуждению рознь: что есть разные виды осуждения.
Одно осуждение — греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно, а предписывается самим Евангелием.
И это вполне понятно: ибо, если мы никогда, никого и ни в каких
случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность
различать добро и зло, и легко сможем сами быть увлечены на путь зла.
Величайший из рожденных женами, святость и безупречная нравственная
высота которого засвидетельствована Самим Христом-Спасителем, св.
Предтеча Господень Иоанн, видя идущих к нему фарисеев и саддукеев,
говорил им:
«Порождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева?» (Матф. 3, 7).
Что это? Греховное осуждение?
Сам Господь наш Иисус Христос, предлагавший Своим последователям брать пример с Него, говоря:
«Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем»
(Матф. 11, 29), тем не менее не раз употреблял в отношении к
закореневшим во зле грешникам, не желавшим внимать Его Божественному
учению, то же самое выражение: «порождения ехиднова!» и нередко
обращался к окружавшим Его людям, особенно к книжникам и фарисеям, с
весьма резкими словами осуждения:
«род лукавый и прелюбодейный!» (Матф. 12, 39),
«о, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вам?» (Матф. 17, 17). Книжников и фарисеев Он постоянно называл:
«лицемерами», «безумными и слепыми», «змеями»
(Матф. 15, 7; 16, 3; 16, 6-12; вся 23-я глава), царя Ирода называл
однажды «лисицей» (Лук. 13, 32); «поносил», как выражается само
Евангелие, целые города: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум за то, что они
«не покаялись» (Матф. 11, 20-24).
Мало того! Мы знаем из Евангелия, что кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии за Своих распинателей:
«Отче, отпусти им: не ведят бо что творят»
(Лук. 23, 34), не только употреблял резкие слова осуждения, но
прибегал иногда и к очень сильным и решительным мерам физического
воздействия: так, Он дважды — в самом начале Своего общественного
служения — и вторично — в самом конце его, незадолго до Своих крестных
страданий, совершил изгнание торгующих из храма. Живо и образно
передают нам об этих событиях св. евангелисты. Не будучи в состоянии
стерпеть безобразного торгашества, которое завели, под покровительством
самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой
доход от продажи голубей, иудеи в иерусалимском храме, Господь Иисус
Христос, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и овец и волов, и
деньги у меновщиков разсыпал, а столы их опрокинул», сказав при этом
продавцам:
«Дома Отца Моего не делайте домом торговли»
(Иоан. 2, 14-17). А после Своего торжественного входа во Иерусалим
перед Своими страданиями, Он снова, войдя в храм, «выгнал всех
продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих
голубей, и говорил им: написано:
Дом Мой Дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф. 21, 12-13; Марк. 11, 15-17; Лук. 19, 45-46).
Метки:
Аверкий (Таушев)
Pages: 1
2