вторник, 31 октября 2017 г.

Добродетель рассуждения

«Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса:
что Ты ничего не отвечаешь?
что они против Тебя свидетельствуют

(Мк. 14:60-61).
Афон и Фавор
Отцы Церкви постоянно подчеркивают необходимость наличия у православного христианина великой добродетели рассуждения. Прежде всего, речь здесь идет о даре, помогающем сохранять жизнь христианина в равновесии [1].
Подробнее...

суббота, 28 октября 2017 г.

Дими́триевская родительская суббота

Поминальная Родительская суббота
Упокой Упокой Господи, всех от века усопших отец, братий, матерей, сестер наших православных; их же молитвами помилуй нас; и сотвори им вечную память!
В Православной церкви день всеобщего поминовения усопших. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 26 октября (8 ноября).

По преданию, поминовение воинов — защитников земли Русской — установлено святым благоверным князем Димитрием Донским после тяжёлой и кровопролитной битвы на поле Куликовом, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира).
С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, «Сильному во бранех», благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…
Читать по теме: Слово в Родительскую Субботу. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), Архиепископ Курский
В ранних русских рукописных литургических памятниках Димитриевская суббота упоминается крайне редко — только в соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках. В последних под ней указывается поминовение только усопшей монастырской братии. Первое письменное упоминание Димитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV века. При этом по письменным источникам ещё в XVII веке Димитриевская суббота, предположительно, не связывалась с поминовением воинов, погибших в Куликовскую битву.
В середине XIX веке святитель Филарет (Дроздов) писал:
О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим.
В XIX веке мнение о связи Димитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».
Одно из первых упоминаний Димитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в. (см.: Мелетий, архим. Историческое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1881. С. 7. № 10), но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.
В монастырских Обиходниках Дими́триевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-й пол. XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую» (Леонид (Кавелин). 1890. Гл. 5), в Уставе Волоколамского мон-ря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии» (РГБ. Вол. № 681. Л. 16 об.). Димитриевская родительская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского мон-ря, написанном в 1590 г. (ДАИ. Т. 1. С. 222. № 135), в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в.
Вне монастырей Димитриевская родительская суббота воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевская родительской субботы «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить» (Коринфский. 1901. С. 450). В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол. XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех» . В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго» (см.: БАН. Дружин. № 457, 50-70-е гг. XVIII в.; Сочинения писателей-старообрядцев 1-й пол. XVIII в. СПб., 2001. С. 286).
В XVII в. Димитриевскую родительскую субботу по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в., на л. 196-197 выписаны имена монахов Троицкого мон-ря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевскойю родительской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы блгв. кн. Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. С. 71), но и в этих словах Димитриевскую родительскую субботу не связывается с Куликовской битвой. Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в. (см.: Бессонов П. А. Калики перехожие. М., 1861. Вып. 1. № 156), названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской...»). В стихе описывается видéние блгв. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани рус. и татар. воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Т. о., даже этот стих, к-рый считается аргументом в пользу установления Д. р. с. как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Д. р. с. иначе.
Свт. Филарет Московский писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832—1867). К., 1869. С. 167-169). В XIX в. мнение о связи Д. р. с. с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. № 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Д. р. с. панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим» (Булгаков. Настольная книга. 1993. [Ч. 1]. С. 428). Согласно утверждениям нек-рых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Д. р. с. (см.: Галкин. 1909). Об установлении блгв. кн. Димитрием Д. р. с. говорится в ряде учебных пособий XIX-XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Д. р. с. в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви».
На Руси в народной среде Димитриевская родительскаяй суббота (др. название — Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Д. р. с. В. И. Чичеpов уточняет, что Д. р. с. была связана также с «кормлением» матери-земли (Чичеров. 1957). На Руси традиционно на Д. р. с. готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).
С Димитриевской родительской субботой связаны некоторые рус. пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут — живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» — традиц. название седмицы перед Д. р. с.; пословица имеет в виду поверье о том, что души усопших получат отдых, если в седмицу перед Д. р. с. случится оттепель), «Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия приношений в церковь в Димитриевскую родительскую субботу. В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч. Димитрия или Димитриевской родительской субботы не играли свадеб, чтобы избежать неблагоприятного исхода.
В Белоруссии осеннее поминовение усопших называли «Восеньскiя дзяды» (осенние деды) или же «Дзмитровка». В этот день устраивались поминки; существовали традиции «приглашать» усопших за стол, класть для них столовые приборы или откладывать часть еды для покойников. Во время трапезы родственники говорили о предках, начиная с древних и до недавно умерших. Поминальная трапеза в Д. р. с. носила название «ужин по родителям» в отличие от трапезы на Радоницу («обед по родителям») и на Троицкую субботу («полдник по родителям»). В древности в Белоруссии Восеньскiя дзяды определяли не по памяти вмч. Димитрия, а по празднику Покрова — 3-я суббота после Покрова. В 1992 г. был принят офиц. день памяти усопших — 2 нояб., очевидно под влиянием католич. традиции. В наст. время Восеньскiя дзяды — это в первую очередь день, который люди проводят в кругу семьи, редко отмечается посещение могил предков в этот день (Крук. 2003).
В Болгарской Православной Церкви, перешедшей в 1968 г. на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти арх. Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед днем памяти вмч. Димитрия). Такой день может называться «Архангелова задушница» (8 нояб. совпадает с днем памяти вмч. Димитрия по ст. ст.). В Сербской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота совершается перед днем памяти вмч. Димитрия и называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице».
Метки: ,
Pages: 1 2

четверг, 26 октября 2017 г.

Вы победили, Наталья Владимировна

Вы победили, Наталья Владимировна
Автор: Владимир Шакулов
Хотел бы еще раз поддержать Наталью Поклонскую в ее противостоянии лжи, обману, фальсификации и кощунству и отдать должное мужеству, стойкости, силе духа и веры этой удивительной женщины.
Подробнее...

вторник, 24 октября 2017 г.

Собор преподобных старцев Оптинских

Икона преподобных Оптинских старцев
Память: 11/ 24 октября
В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10 (23) октября).

16 октября 1988 г. были обретены останки прп. Иосифа (Литовкина).
10 июля 1998 г были обретены мощи прп. Амвросия вместе с мощами еще 6 Оптинских старцев
Беседа об оптинских старцах. Игумен Мелхиседек
Проповедь на Собор преподобных Оптинских Старцев игумена Мелхиседека
Святые мощи старцев помещены в Веденском соборе обители.
26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни тринадцать преподобных Оптинских старцев и установлено им обшее Соборное празднование 11 (24) октября, а в 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания  .
Собор Оптинских старцев
Преподобный Лев был первым из них. Пройдя монашескую школу в Чолнском монастыре у старца Феодора, ученика Паисия Величковского, возродившего древний аскетический опыт по рукописям, найденным им на Афоне, он с шестью учениками приехал в Оптину пустынь в 1829 году и вскоре стал духовником обители. Старчество отца Льва продолжалось 12 лет и принесло великую пользу – его ученики прославили Оптину и заставили многих людей в России открыть для себя совсем иное православие, которого они, крещеные от рождения, оказывается и не знали.
Преподобный Макарий также прошел монашескую школу у ученика Паисия Величковского старца Афанасия в Площанской пустыни, а перейдя в 1834 в Оптину, стал духовным учеником старца Льва. Его трудами вокруг монастыря создалась целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, и укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией.
Преподобный Моисей, призванный в Оптину для создания Иоанно-Предтеченского скита, вскоре стал настоятелем самой обители, и с этого времени началось ее духовное возрастание и слава. Это при нем в Оптиной пустыни зародилось старчество, он пригласил в обитель старца Льва, он сделал духовником братии старца Макария, при нем послушником проходил у старцев духовную будущий старец Амвросий, за время его настоятельства монастырем было издано 16 томов святоотеческой литературы. Оптина пустынь — такая, какой она вошла в историю — плод его трудов.
Преподобный Антоний, младший брат преподобного Моисея, приехал в Оптину пустынь в 1821 году вместе с ним для основания в обители уединенного скита. В 1825 году, после назначения брата настоятелем монастыря, Антоний был определен начальником скита и принялся собирать в нем мудрых в монашеской жизни и крепких в духовных подвигах отцов. В старости, страдая тяжелой болезнью, он усилил аскезу и принял схиму.
Преподобный Иларион еще до пострига искал монастырь, в котором ему захотелось бы остаться на всю жизнь и, объехав множество обителей, выбрал Оптину пустынь. Здесь он нашел и старцев-учителей духовной жизни — Льва и Макария, у которого он 20 лет, до самой его кончины в 1860 году, пробыл келейником. Перед смертью старец Макарий благословил Илариона принять на себя подвиг старчества, а через 3 года он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Это послушание он нес 10 лет. День своей кончины старец знал заранее  и за полгода до нее принял схиму.
Преподобный Амвросий, ученик старцев Льва и Макария, помощник последнего в его издательском деле, продолживший его после кончины старца, благодаря своему уникальному духовному дарованию во времена своего старчества сделал Оптину пустынь духовным центром всей России. К нему за советом и молитвой шли и петербургский сенатор, и Достоевский, и старая крестьянка. Василий Розанов писал о нем: «Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело». Более 30 лет совершал он подвиг старчества, а перед смертью опекал еще и женскую обитель в Шамордине, в 12 верстах от Оптиной.
Преподобный Анатолий старший (Зерцалов) в Оптину пустынь пришел по обету — исцелившись от чахотки. Его духовным руководителем там стал сперва старец Макарий, а после его кончины – старец Амвросий, который сначала посылал его в монастырскую гостиницу утешать скорбящих, потом стал готовить себе в помощники в труде старчества, а в 1874 году благословил принять должность скитоначальника. Ему же, умирая, поручил он духовное руководство Шамординской обителью. О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». А чужое горе он принимал так близко, что у него начинали болеть голова и сердце. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти. Старца Амвросия он пережил всего на 2 года.
Преподобный Исаакий I пришел в Оптину уже зрелым человеком, в 37 лет, и поступил послушником к старцу Макарию. Умирая тот передал его «из полы в полу» старцу Амвросию, а в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, отец Исаакий на 30 с лишним лет стал его преемником. При нем обитель стала одним из самых процветающих монастырей России. При нем в ней укрепились традиции старчества и строгого послушания всей братии духовникам, независимо от сана и иерархического звания. Своего старца, Амвросия, он пережил всего на 3 года.
Преподобный Иосиф в Оптину пустынь к старцам пришел по совету сестры-монахини и был определен келейником к старцу Амвросию. Со временем тот все чаще стал отсылать посетителей за советом к Иосифу, а после кончины старца на него легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер. 12 лет он нес это послушание, пока в 1905 году не ослабел от болезней. Скончался старец Иосиф в 1911 году, поразив всех, бывших на погребении тем, что и в гробу рука его была мягкой и теплой, как у живого.
Преподобный Варсонофий до 46 лет сделал блестящую карьеру на военной службе. Когда полковник Павел Плиханков, прочитав в журнале статью о старце Амвросии, первый раз приехал в Оптину, старец сказал ему: «Через два года приезжайте, я вас приму». Когда же через два года он подал в отставку, знакомые говорили: «С ума сошел, а какой был человек!» В 1892 году он был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и стал послушником сначала старца Анатолия, а потом старца Иосифа.
В 1903 году его назначили помощником старца и духовником Шамординской женской пустыни, во время русско-японской войны послали священником на фронт, а по возвращении поставили начальником скита. В 1910 году он ездил на станцию Астапово, чтобы исповедовать и причастить умиравшего там Льва Толстого, но родственники не пустили старца Варсонофия к писателю. В 1912 году его назначили настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря, но он не вынес разлуки с Оптиной и через год скончался.
Преподобный Анатолий младший (Потапов) тоже пришел в Оптину пустынь взрослым, в 30 лет. Был келейником старца Амвросия, долгие годы учился искусству духовничества, а когда не стало старцев Иосифа и Варсрнофия, стал продолжателем их дела. К нему толпами шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями. В народе его ласково называли «утешителем». Старец принимал всех, иногда из-за этого даже не ложась спать.
Перед революцией он писал: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут… А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным». А после революции, когда Оптину закрыли, его арестовали, потом, сочтя сыпнотифозным, отвезли в больницу, откуда, разобравшись, отпустили.
29 июля 1922 года в монастырь нагрянула комиссия ГПУ, чтобы арестовать больного старца. Он попросил оставить его в монастыре на один день, «чтобы приготовиться», а на утро его нашли мертвым.
Pages: 1 2

пятница, 20 октября 2017 г.

Святитель Иона Ханькоуский, чудотворец

Святитель Иона Ханькоуский
Память 7/20 октября
«Простите меня ради Христа, да не забывайте в своих святых молитвах. Напишите в помянничек...» – завещал приснопамятный Преосвященнейший Иона, епископ Ханькоуский, стяжавший своей сугубо-аскетической жизнью, богатейшим духовным опытом и активным служением ближнему общую к себе любовь и почитание, «подвигом добрым подвизахся» (2 Тим. 4, 7). Дерзая писать об одной из звезд на небосклоне Русской Православной Церкви и русского рассеяния, начинаю сие повествование словами известного архипастыря и выдающегося миссионера архиепископа Камчатского и Петропавловского Нестора (Анисимова; + 1962 г.):

«Его светлая, чистая, трудолюбивая жизнь протекала на виду всех жителей города Маньчжурии на протяжении трех лет. И в наше время, когда так много среди русских людей скорбей, бедствий, лишений и страданий, а наряду с этим много вражды, разделений и ненависти – в это время явился в лице святителя Ионы человек, полный любви и милосердия, человек мира, горячей веры в Бога и великой силы воли. Сердце наше преисполнено благоговейными переживаниями, но ни язык, ни перо наше не могут выразить похвалу почившему святителю по достоянию, ибо так сильна, ярка и красочна по своему исключительному содержанию жизнь и светла смерть этого епископа и человека-праведника. Для нас его жизнь и его смерть являются завидными, а память бессмертной» («Добрый пастырь». Специальный выпуск 1992 г., стр.4).
Преосвященный Иона (Покровский), в миру Владимир, родился 17 апреля 1888 г. в Козельском уезде, где, рано лишившись родителей, происходивших из крестьян, был усыновлен неким сельским диаконом Покровским. Успешно окончив духовное училище и Калужскую семинарию, юный Владимир поступил в Казанскую духовную академию в 1909 г. На 3-м курсе Владимир принял монашество с именем Ионы, и направил стопы свои в Введенскую Оптину Пустынь. Здесь он насыщался премудростью от преподобных Анатолия и Иосифа, прислушиваясь к словам последнего: «Не вырастив дерева, откуда же ждать плодов? Дерево же, на котором вырастает внутренний монах, есть пост, всякое воздержание, хождение к церковным службам, телесный труд, тогда уже на нем вырастет плод, т.е. внутрениий монах» («Из духовных наставлений старца Иосифа», ЖМП № 10, 1988 г., стр. 74).
Владимир вернулся в академию уже в сане иеромонаха и, окончив ее в 1914 г., стал преподавать Священное Писание в качестве приват-доцента. Но, «как глаз нуждается в руках и других частях тела, так и вера нуждается в деятельной добродетели» (блаж. Феодорит, епископ Кирский) – посему отец Иона, имея непоколебимую веру, возжелал служить защищавшим Веру, Царя и Отечество от лютых врагов в дни Великой войны, став военным священником, а затем – главным священником 11 армии в 1916 г.
В 1918 г. отец Иона выехал из Казани и в Перми был избит безбожниками, арестован и отправлен для суда в Тюмень. По пути, а именно в Тобольской губ., белым войскам удалось его освободить. Из Тобольска отец Иона по Иртышу отправился в Омск, где, определением Высшего Церковного Управления, возведен в сан игумена с должностью главного священника Южной армии. Поражение последней потом вынудило игумена Иону, взявшего на себя крест изгнанничества, покинуть Родину через Туркестан и пустыню Гоби.
Прибыв в Западный Китай, игумен Иона приехал сначала в Шанхай, а потом был назначен в Русскую Духовную Миссию в Пекине, где возведен был в сан архимандрита. В сентябре 1922 г. в Пекине была совершена его архиерейская хиротония во епископа Тяньзинского, викария Пекинской Миссии, с назначением его настоятелем Иннокентьевского миссионерского собора в г. Маньчжурии. Среди архиереев, участвовавших в наречении и хиротонии, были Начальник Миссии архиепископ Пекинский Иннокентий, епископы Забайкальский Мелетий и Шанхайский Симон (впоследствии архиепископ Пекинский). Прибыв в Маньчжурию 19 октября 1922 г., новохиротонисанный архипастырь начал свой святительский подвиг, совершая апостольское хождение в народ.
Епископ Мелетий (позже митрополит Харбинский и Маньчжурский) так описывает первый шаги его архипастырского служения:
«Население г. Маньчжурии, как пришлое из разных мест России, в религиозном отношении не было воспитано надлежащим образом. Новый обширный и благолепный храм Миссии был посещаем богомольцами в малом количестве, церковная проповедь была в очень слабом виде. Ревностный служитель Церкви Божией и выдающийся проповедник, молодой и энергичный епископ Иона прежде всего взялся за устроение своей паствы в религиозно-нравственном отношении. В своем храме он устанавливает уставное богослужение, заводит прекрасный хор, неустанно проповедует, храм наполняется богомольцами и, наконец, делается тесен. Однако для энергичного епископа Ионы это оказывается недостаточным. Он, по приглашению городского совета, преподает в местной гимназии Закон Божий. Полюбившие его учащиеся, узнав, что сдача экзамена по Закону Божию для них необязательна, заявили о своем желании подвергнуться экзамену по этому предмету, и все обнаруживают хорошие познания» (Епископ Мелетий, «Памяти Преосвященного Ионы, Харбин (Специальный выпуск, 1992 г.), стр. 3).
Иоаким Крупенин, почитатель Владыки, пишет об его приезде следующее: «Всем памятно прибытие Владыки в Маньчжурию. Все ждали архиерея в том виде, в каком его обыкновенно представляет народ, т.е. в полном величии, важности и малодоступности. Но владыка Иона знал, куда и к кому он едет. Он знал, кто и что его ждет. Знал он, что сытым и довольным он не нужен. Его ждут обездоленные, и к ним он и пришел. Пришел не только как князь Церкви, но и как любящий друг и отец, скромно, с лаской и утешением для всех. Всех поразила необычайная простота и доступность приехавшего архипастыря. Как яркая лампада, загорелась деятельность в Маньчжурии епископа Ионы и озарила лик Христа, призывающего страдальцев: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы». Все почувствовали отраду, поняв, что не все потеряно, когда услышали бодрый, обращенный к ним, призыв: «есть выход – вера в Бога и любовь к ближнему». Этим призывом к вере в Бога и любви к ближнему начал свою архипастырскую деятельность Владыка. Но слов было мало. Нужно дело. Нужна огромная работа. И работа началась... Не щадя своих сил и здоровья, и забыв себя, отдался Владыка на служение Богу и ближнему» (Иоаким Крупенин, «Преосвященный Иона, епископ Ханькоуский», Personal Reminiscences of Bishop Jonah – A Text in Russian ( Originally printed in China in 1925), стр. 14-15).
Тут Преосвященный Иона основывает приют, принимая прямое участие в жизни и воспитании детей, как свидетельствует архиепископ Камчатский Нестор в своем письме детям приюта в Маньчжурии:
«Владыка Иона еще с нами, и особенно с вами, дорогие деточки, ибо о вас более всего заботился и помышлял он во время жизни и не оставил вас после смерти. Вспомните его завещание, где он так трогательно, так тепло говорит о вас и почти исключительно о вас... Всего себя отдал епископ Иона делу милосердия, все свое сердце отдал он вам, и этой любовью, этим милосердием устремляясь к Богу, он зовет идти по той же дороге и своих милых детей. Следовать этому призыву, детки, – это единственный способ для вас быть благодарными епископу Ионе за все, что он вам сделал» (из письма епископа Нестора детям приюта имени епископа Ионы (1927 г.)).
Pages: 1 2

среда, 18 октября 2017 г.

Дмитрий Ярош: О том, как развалить Россию

Изображение Дмитрий Ярош

Командир Украинской добровольческой армии, экс-лидер "Правого сектора", нардеп ДМИТРИЙ ЯРОШ в заключительной части интервью "Апострофу" рассказал, почему революция в Украине, по его мнению, произошла не до конца, что надо делать, чтобы способствовать возвращению Крыма, какие настроения наблюдаются среди боевиков на Донбассе и кому из главарей так называемых ДНР и ЛНР стоит быть осторожными.

- Вы часто повторяете, что революция не закончилась. Это ваше убеждение остается неизменным?

- Безусловно. Революция – это же не просто процесс убирания одного человека и приведения к власти другого. Это процесс слома системы. А система до этого была враждебной Украине. Это реально был режим внутренней оккупации, как мы, украинские националисты, его называли. И слом этого режима внутренней оккупации не доведен до конца. А значит, и завершения революционных событий не произошло.

Нам необходимо сломать старую систему и построить вместо нее качественно новую. А эта власть по сути – не революционная. Да, многие из нынешних власть имущих были на Майдане. Но они никогда не были революционерами. И лучший показатель – как горланили те, кто на сцене стоял, когда мы на Груше начали активные действия. "Провокация!.. Идиоты!.. Враги!" Это очень разделило Майдан. А буквально через несколько часов, когда они увидели, как люди реагируют, когда поняли, что их сейчас вынесут с той сцены и они уже туда не вернутся: "Герои! Мы вместе! Пуля в лоб – так пуля в лоб!" и так далее, и так далее.

Их всех можно заставлять делать то, что надо, потому что они имеют жадность к власти и всегда боятся ее потерять. И это не только у нас, это везде в мире – у тех, кто приходит к власти, основной задачей является не осчастливливать народ, а удержаться у власти. А если ты при этом еще и немножечко осчастливишь народ, то шансы удержаться при власти у тебя увеличиваются. Они где-то так себе и работают.

- Неужели нынешняя власть не сделала ничего, чтобы приблизить достижение цели Майдана?

- Мне кажется, мало революционных шагов. Потому что вот, например, укрепление национальной безопасности и обороны вроде и пошло в одном, втором, третьем направлениях, но те революционные шаги, которые мы как революционеры предлагаем, никто не делает.
Далее

Что несет новый отопительный сезон жителям Украины.

Изображение

В отопительный сезон 2017–2018 гг. мы входим без малейшего понимания цены газа, количества граждан, претендующих на субсидии, а также объемов средств, которые государство должно выделить на их погашение.

Спокойствия потребителям не добавляют и постоянные изменения правил начисления и перерасчета госпомощи. Изменения вносятся не только в порядок начисления субсидий, но и в порядок предоставления льгот на приобретение твердого топлива. При этом обещанная монетизация остатков коснулась менее 20% получателей, а монетизация для теплокоммунэнерго стартует лишь с января 2018-го, да и то в переходном режиме. Мы попытались разобраться, что же будет с получателями субсидий и сколько потребуется государству на их выплаты, а заодно выяснили, действительно ли реформа энергоэффективности — приоритет правительства Гройсмана.

Бюджетный год, к величайшему огорчению Минфина, не совпадает с отопительным сезоном. Даже долгожданное среднесрочное бюджетирование не способно справиться с тем, что каждый новый бюджетный цикл мы начинаем с долгами за субсидии, выплаченные в предыдущем году. Так, в текущей госсмете на субсидии для населения было выделено 47 млрд грн, 26 млрд из которых сразу пошли на оплату задолженностей предыдущего года. В итоге уже летом пришлось искать дополнительные средства для финансирования субсидий — нашли еще порядка 14 млрд грн, то есть общие траты на субсидии в нынешнем году уже составляют 61 млрд. Из них, по данным Госказначейства, на 1 октября с.г. уже было перечислено 56 млрд грн. А отопительный сезон, то есть пиковая нагрузка на систему, еще даже не стартовал. Начнем ли мы новый бюджетный год с долгами по субсидиям — вопрос риторический. Более того, по словам директора департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталия Музыченко, начать новый год без долгов мы сможем только в том случае, если в ближайшие два месяца объем финансирования субсидий будет увеличен еще на 10 млрд грн. То есть фактически на оплату субсидий в текущем году требуется свыше 70 млрд грн.

Бюджет будущего года предполагает, что на субсидии из госказны потратят 55 млрд грн. О том, насколько оправдана данная цифра, судить сложно. Во-первых, мы до сих пор не знаем, какой будет цена газа, а значит, и стоимость отопления. Во-вторых, мы до сих пор не знаем количества людей, которые будут претендовать на получение субсидий в грядущем отопительном сезоне.

Пока в Минсоцполитики могут озвучить лишь примерные цифры. По их оценкам, реальный рост доходов населения составил в уходящем году 35%, поэтому количество получателей субсидий должно уменьшиться приблизительно на 10%, до 5–5,5 млн семей. Расчет на повышение минимальной зарплаты до 3200 грн, который произошел во втором полугодии прошлого года. Правда, тогда Минсоцполитики рассчитывало, что количество домохозяйств, получающих субсидии, уменьшится на треть, а не на 10%. Но итоговую цифру называли ту же — 5 млн домохозяйств.

И очень странно, что даже в отношении нынешнего количества получателей расчеты приблизительные и условные, хотя считают буквально по головам. На 1 января 2017 г. (в пик прошлого отопительного сезона) получателей субсидий было 7,5 млн домохозяйств, сейчас Минсоцполитики, отвечая за запрос ZN.UA, озвучивает цифру в 6,6 млн, чем противоречит свежим данным Госстата, по которым их все еще 7 млн семей.

Изображение

При этом система начисления субсидий изменилась. Теперь субсидия назначается, исходя из среднемесячного совокупного дохода всех зарегистрированных в жилом помещении, и не за четыре предыдущих квартала, как было ранее, а за два. То есть расчет субсидии на грядущий отопительный сезон будет проводиться на основании анализа доходов за первый-второй кварталы текущего года. Ранее чиновники уверяли граждан, что все, кто уже оформил субсидии, автоматически их получат и в текущем отопительном сезоне. Но это не так. Проверки идут, и они масштабные. Фискальная служба браво рапортует, что в день проверяет свыше миллиона запросов органов соцобеспечения о доходах физлиц, и с начала сентября фискалы уже проверили 13,5 млн украинцев, претендующих на получение субсидий в этом отопительном сезоне.

Далее

вторник, 17 октября 2017 г.

Сергей Лавров о Донбассе

Изображение

Сергей Лавров о Донбассе: избирательное толкование Минских договоренностей +

Российский МИД считает «недоговороспособными» всех участников украинского кризиса – кроме Москвы

КИЕВ – Урегулирование украинского кризиса министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал «крайним примером недоговороспособности» сторон, участвующих в примирении. Об этом глава внешнеполитического ведомства России сказал в Сочи 16 октября во время панельной дискуссии «Общество и мировая политика» в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

«Крайний пример недоговороспособности – это украинское урегулирование. Февральские договоренности 2015 года всеми приветствовались, одобрены единогласно в Совете Безопасности ООН. Их выполнение существенно тормозится из-за неспособности или нежелания украинской власти выполнить свою часть в том, что касается политических реформ, прежде всего, гарантий безопасности населению в Донбассе, которое оказалось в нынешней ситуации, потому что отказалось поддержать антиконституционный государственный переворот. Ведь эта часть Донбасса не нападала на остальную территорию Украины, это на них напали, объявив террористами», – цитирует выступление Сергея Лаврова пресс-служба МИДа России.

Министр Лавров отвечал на вопрос, в котором звучала цитата о мерах, предпринимаемых на международном уровне для популяризации ценности и понимании важности гуманистического подхода к жизни и взаимодействию с другими странами.

Он сказал, что жителям непризнанных анклавов на востоке Украины «до сих пор пытаются вменить обвинения в терроризме, собираются судить, хотя подписались под тем, что для всех участников этих событий должна быть амнистия, должен быть особый статус этих территорий, закрепленный в конституции и должны быть выборы, которые пройдут на условиях, согласованных между Киевом и этими территориями».

«Но это саботируется. Опять же это вопрос договороспособности, в том числе договороспособности Германии и Франции, которые подписались вместе с нами под минским "Комплексом мер"», – подчеркнул Сергей Лавров.

Министр иностранных дел России подчеркнул также, что «ушел от чисто классической трактовки ценностей, но, по-моему, это важный аспект общечеловеческих ценностей, если мы хотим мира и стабильности на планете». При этом он ни словом не обмолвился о том, что по условиям Минских соглашений Россия обязалась обеспечить Украине восстановление контроля над всем участком украино-российской границы.

Далее

суббота, 14 октября 2017 г.

Каким был русский хлеб в средневековье

Image
А. И. Вишняков. Крестьянская пирушка. XVIII в.

Русский крестьянин, особенно в его историческом ареале — Нечерноземье — до ХХ века всегда испытывал нужду. Его стол — лучшее тому доказательство. Основой питания крестьян был ржаной хлеб. Из-за недостатка времени у женщин, его пекли раз в неделю. Хлеб часто был низкого качества — сырой или, наоборот, перепечённый, что приводило к желудочным болезням. Муки на прокорм семьи часто не хватало, и тогда пекли эрзац-хлеб — с сосновой корой или лебедой. Кроме хлеба, ассортимент стола был невысок: листовая капуста, репа, рыба и грибы.

Одним из главных ограничителей благосостояния русских крестьян был короткий тёплый сезон. За 130-140 дней в году крестьянин должен был успеть подготовить почву к посеву зерна, провести сенокос, убрать урожай. При наличии 1-2 работников в семье качественно обработать пашню можно было на площади всего 2,5 га, некачественно — на 3,5 га. Впрочем, и с той, и с другой площади собирали урожай всего сам-3-4, обычно это было около 60-70 пудов ржи, ячменя и овса. Из расчёта 12 пудов зерна на человека, урожая как раз еле-еле хватало на среднюю семью того времени в 6 человек. Овсом приходилось подкармливать лошадь в период трудных полевых работ.

Недостаток времени позволял заготовить сена только на одну лошадь, одну корову и несколько овец. Малое число домашних животных приводило к дефициту навоза — основному удобрению того времени. Мало навоза — низкий урожай. Этот «заколдованный круг» большинству русских крестьян не удавалось разорвать до начала ХХ века.

Всё это отражалось на рационе русских крестьян: в целом они питались однообразно и часто — некачественно. Хлеб, серая (листовая капуста), репа, грибы и рыба. На них приходилось 80-90% рациона. В свою очередь на ржаной хлеб — до 60% калорий. Но и этот хлеб был далёк по качеству и вкусу от того, каким мы знаем ржаной хлеб сегодня. О том, каким был русский хлеб в средние века, пишет историк Леонид Милов в книге «Великорусский пахарь» (пожалуй, лучшее экономико-историческое исследование средневекового крестьянства в России).

Технология замеса и выпечки хлеба

Культура выпечки ржаного хлеба складывалась веками, и к XVIII столетию она в идеальном виде представляла собой следующее. Хлеб в русской печи пекли отнюдь не каждый день, а лишь раз в неделю, ибо у крестьянки не было иной возможности. К тому же считалось, что свежевыпеченный хлеб «тяжёл» и вреден для желудка. От каждой выпечки обычно оставлялся ком теста — так называемый «заквас». Этот заквас хранился густо обвалянным в муке в тёмном месте. Срок хранения — до двух недель. Заквас замешивается из ржаной муки на воде. Для быстрого закисания иногда подбавляли квасной гущи. Вместо закваса для опарных хлебов брали пивные дрожжи, замешивали их мукой и квасили в тёплом месте.

Итак, заквас кладут в квашню, где засыпана уже мука и приготовлена посредине ямка: для кома закваса. Потом на заквас льют горячую воду столь высокой температуры, чтоб «терпела рука». Тесто тщательно растирают, используя лишь треть находящейся в квашне муки. Получив «несколько крутое тесто», его сгребают в середину и накрывают толстым холстом, засыпают сверху мукой и накрывают крышкой. В зимнее время дополнительно накрывают шубой и ставят квашню возле печи. Все эти операции крестьянка делает с вечера, оставляя накрытую квашню до утра.

Утром идет замес собственно теста: сгребают прочь муку, снимают холстину и льют опять-таки горячую воду («чтоб терпела рука») в середину закваса.

Тщательно размешивают, не оставляя комков и комочков. Потом «намесивают» остальную муку, отложив лишь часть муки для обваливания самих хлебов. При этом следят, чтобы не пережидить раствор и не загустить его излишней мукой. Затем тесто накрывают скатертью (зимой её сначала нагревают) и сверху чем-нибудь теплым и оставляют на полтора часа.

Готовое тесто проверяют, хорошо ли оно взошло (опускают кулак в тесто до дна и быстро вынимают: тесто должно само собой «заровняться»). Далее, когда протапливается печь, валяют из теста хлебы и покрывают их сукном. Чтобы не испортить форму хлебов, кладут между хлебами поленца. Часть теста оставляют на будущий «заквас».

Потом из жарко натопленной печи выгребают угли, оставляя небольшую кучку у устья печи, выметают под печи дочиста и закрывают ненадолго заслонкой, «чтоб поуходился» жар, и ставят хлебы в печь (крупные хлебы к самому заду и по боковым стенам, а мелкие — в середину). Пекутся хлебы: около трех часов — ситные, около четырех часов — решётные (ситные хлебы — из муки, провеянной через сито, а решётные — через решето). Когда хлеб испечён — проверяют каждую штуку, постучав пальцем в нижнюю корку: хлеб должен «звонить». Вынув хлебы, необходимо ставить их ребром, «штоб отошли и отмякли остывая». Не рекомендовалось ставить готовые горячие хлебы в «спертое место». Остывший хлеб хранился, как правило, в прохладном месте (например, в специальной кадке погреба, чтобы не плесневел).

Далее

пятница, 13 октября 2017 г.

В России число абортов снизилось почти на 100 тысяч за год

Абортами детей не убиваю, женщин не калечу. Борис Заболоцкий
Число абортов снизилось в России с 747 тысяч в 2015 году до 648 тысяч в 2016 году, однако в целом продолжает оставаться крайне высоким, заявила вице-премьер Ольга Голодец на совещании по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017—2022 годы.
Подробнее...

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...