понедельник, 13 февраля 2017 г.

Патриарха Грузии пытались отравить

Патриарх Илия II
Главу Грузинской православной Церкви (ГПЦ) католикоса-патриарха Всея Грузии Илию II, возможно, пытались отравить. Об этом сообщила оппозиционная телекомпания «Рустави-2», комментируя информацию о задержании в тбилисском аэропорту руководителя службы управления имуществом Патриархии ГПЦ отца Георгия Мамаладзе, который также является директором медицинской клиники святых Иоакима и Анны при Патриархии ГПЦ.

По информации телекомпании, задержанный отец Георгий собирался лететь в Германию, где в настоящее время проходит лечение католикос-патриарх. Илия II готовится к хирургической операции, намечнной на сегодня, 13 февраля. Телекомпания сообщила также, что располагает информацией, согласно которой Тбилисский городской суд накануне, 12 февраля, приговорил отца Георгия Мамаладзе к заключению в качестве меры пресечения.
«Из-за того, что судебный процесс был закрытым, нет данных о том, какой именно срок заключения будет отбывать высокопоставленный представитель Патриархии. Адвокат Георгия Мамаладзе не выходит на связь с журналистами. В клинике, которую он возглавляет говорят, что не видели Мамаладзе с четверга, медперсонал также не может подтвердить данные об аресте», — сообщили в «Рустави-2», отметив, что эти данные были перепроверены в нескольких источниках.

Далее

суббота, 11 февраля 2017 г.

Проповедь в день памяти священномученика Игнатия Богоносца

Священномученик Игнатий Богоносец
«Не делайте для меня ничего более, как чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогда составьте любовью хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе, что Бог удостоил епископа Сирии призвать с востока на запад. Прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтобы в Нем мне возсиять», — так писал христианам Рима Игнатий Богоносец по пути к столице империи, где ему должно было умереть за веру Христову. Так уговаривал он своих собратьев не помешать ему стать мучеником.

Игнатий Богоносец – один из величайших Отцов Церкви и свидетелей Христовых. «Я пишу церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога.» Самые прекрасные слова о смысле мученичества оставил этот апостольский муж, и они уже почти два тысячелетия, с середины второго века, звучат сильнейшим призывом для всех христиан быть совершенной жертвой милостивому Богу, подражателями распятого Христа: «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду поистине учеником Христа, когда даже тела моего мир не будетъ видеть. Молитесь о мне Христу, чтоб я посредством этих орудий сделался жертвою Богу».

Далее

четверг, 9 февраля 2017 г.

Проповедь в день памяти святителя Иоанна Златоустого

«Блаженны изгнанные за правду,
яко тех есть Царство Небесное»
Святитель Иоанн Златоуст
Эти слова Нагорной проповеди Спасителя, которые мы слышали в начале Литургии, как нельзя лучше характеризуют подвиг вспоминаемого сегодня угодника Божия — святителя Иоанна Златоуста.

Его память совершается Святой Церковью несколько раз в году: сегодня — в день преставления, 9 февраля — в день перенесения мощей, и в январе, когда совершается служба каждому из трех великих учителей церкви отдельности, а потом соборно всем вместе. Такое распределение не случайно. Церковное предание повествует, что когда в XI веке среди христиан возникли споры: какой из трех святителей ближе к Богу, то константинопольскому митрополиту предстали в дивном видении все три святителя и сказали: «Мы равны перед Богом, установи нам общий праздник».
Действительно, все они равны, но каждый имеет различные дарования: если Василий Великий — это, прежде всего, талантливый церковный администратор, Григорий Богослов — истолкователь самых глубоких вопросов богословия, то святитель Иоанн Златоуст — это выдающийся пастырь и проповедник.
«Златоустом» святого Иоанна назвала одна женщина, придя в восторг от его проповеди. С тех пор прошло более чем 1500 лет, но слово этой простой женщины не забылось, но навеки соединилось с именем великого учителя церкви.
Что современному христианину говорит это имя? Какие оно вызывает ассоциации? Вот сейчас мы с вами участвуем в Божественной Литургии, порядок или чин которой составлен свт. Иоанном Златоустом и носит его имя. Молитва «Верую, Господи, и исповедую...», которая будет читаться непосредственно перед причастием, также составлена им. Мы услышим тропарь святителю «Уст твоих, яко же светлость огня, воссиявши благодать ...» в самом конце Литургии, в молитвах после причастия. В состав вечерних молитв, которые ежедневно должен прочитывать каждый православный христианин, входит его удивительная молитва «Господи, не лиши мя небесных твоих благ ...», состоящая из 24 прошений по числу часов дня и ночи. Даже те кто ленится ходить в церковь каждое воскресенье, как это заповедано нам Богом, и такие, как правило бывают в храме на Пасху, тогда и они слышат в Светлую Пасхальную ночь его вдохновенное «Огласи­тельное слово» — «Аще кто благочестив и боголюбив ...». Кроме того, святитель установил за всенощным бдением антифонное пение (т. е. пение на два клироса), написал ряд молитв таинства соборования, ввел в церковную практику крестные ходы.
Литературное наследие Златоуста огромно; достаточно сказать, что оно значительно превосходит по объему писания любого из отцов Восточной церкви. Нельзя указать языка, на который не переводились бы его творения. Труды Златоуста очень рано были переведены и на славянский язык и стали любимым чтением на Руси.
Родился будущий святитель в Антиохии (современная Сирия) в 347 году, в богатой семье военачальника. Получив всестороннее образование и христианское воспитание, Иоанн поступает на службу в звании адвоката. Его образованность, красноречие и светлый ум легко могли привести Иоанна к высоким должностям, однако он вскоре решает всецело отдаться служению Одному Богу.

Далее

понедельник, 6 февраля 2017 г.

Святая блаженная Ксения Петербургская

6 февраля Русская Православная Церковь празднует память святой блаженной Ксении Петербургской — небесной покровительницы северной столицы.
Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. Она была замужем за придворным певчим. Двадцати шести лет от роду Ксения овдовела. Ее муж умер скоропостижно. Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божия Андрея.
В день похорон мужа Ксения надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг — подвиг юродства Христа ради.
Родные и знакомые ее полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство. Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап.Матфея, а ночью уходила за город, в поле — и всю ночь молилась.

Подробнее

пятница, 3 февраля 2017 г.

“Бог: да или нет?” – беседа митрополита Антония и британского журналиста

Беседа митрополита Антония с британским журналистом с А. М. Гольдбергом

Анатолий Максимович: Митрополит Антоний, в прошлый раз в нашей беседе я Вам задал вопрос о Божественном вмешательстве в жизнь людей, и в ответ на это Вы говорили об этическом вмешательстве, о том что Бог дает людям силы для борьбы со злом, о том, что Бог дал людям закон, по которому они должны жить, — это я, конечно, понимаю. Но это, по-моему, не исчерпывает сущности вопроса; речь идет также и о другом:  о вмешательстве в повседневную жизнь людей. Так, по-моему, понимают Божественное вмешательство очень многие верующие; и тут возникает вопрос о молитве. Слово молитва происходит от слова молить, значит — просить; то же самое и на других языках. Молитва — это просьба: о чем же люди просят? Иногда они просят о том, что, по-моему, ставит их в довольно унизительное положение. В соборе Парижской Богоматери я видел, например, дощечку с надписью “Благодарность Матери Божией за то, что сын выдержал экзамен на аттестат зрелости”. Я могу себе представить, что делалось в этой семье до экзамена: не очень преуспевающий сынок и очень волнующаяся мать… Это, конечно, крайний случай; большинство дощечек — с благодарностью за выздоровление какого-нибудь члена семьи; это, конечно, гораздо более благородное чувство. Но и в этом, в сущности, довольно мало логики: почему об этом нужно просить Бога? Почему Бог Сам не думает о том, что тот или иной человек должен выздороветь? Почему умирают некоторые люди преждевременно, в расцвете сил? Видите ли Вы в этом Божественную мудрость?

Подробнее...

понедельник, 30 января 2017 г.

Украинский кризис глазами грека (окончание)

Сепаратизм региональных элит
Сепаратизм региональных элит
В случае с новой украинской националистической историографией мы сталкиваемся с продуктом политической деятельности узкой группы людей (национализм – это зачастую сепаратизм региональных элит), которые пытаются вытеснить с помощью новой историографии логическое мышление и изменить историческую память народа с целью не просто захвата власти, но и аргументации её удержания. Если миф может существовать в народе без административного ресурса, то национализм существует только ради власти на отдельно взятой территории (административный ресурс). Поэтому бывшие партийные функционеры и лидеры комсомола поздней УССР после распада страны так легко перекинулись с девиза «Украинцы – братский народ» (украинцы не русские) к девизу «Украина – цэ Европа» (украинцы лучше русских).

Я сейчас выскажу не совсем стандартную мысль для русского слуха: тезис «украинцы – братский народ» – это мягкая форма бандеровщины. Бандера утверждал, что украинцы – не русские, и тот же смысл заложен во фразе «украинцы – братский народ» (они – не русские). Это не означает, что у русских нет братских народов: те же татары (волжские), которые последние 500 лет воевали во всех войнах на стороне России (и неплохо воевали) – братский народ, те же сербы – братский народ («по делам их познаете их»).
Ну, а вся эта партноменклатура поздней УССР – это «братушки», которые после распада огромной страны в лучших традициях русской интеллигенции так легко «пере-гладились» в украинских националистов по одной простой и тривиальной причине. У этих «деятелей» появилась возможность не отчитываться перед Москвой (и клясться в верности братского народа), а напрямую и без посредников осваивать кредиты МВФ. Украина вышла и состава СССР с нулевым госдолгом, сейчас он составляет десятки миллиардов долларов (спекулятивный олигархат). К этим «деятелям»  в огород бриллиант упал, просто фантастика
Украинский кризис глазами грека
Естественно, народу нужно как-то объяснить, зачем ему это надо. Девиз «Украина – не Россия» основан на двух версиях национализма – потребительском и интегральном.
Есть два наиболее ярких типа национализма: потребительский и интегральный.
Классическим примером потребительского национализма являются США, в русской вариации – это Евромайдан, причем, вариация именно русская. В России часто принято говорить, что Майдан устроили какие-то бандеровцы, фашисты и нацисты, но реальность еще драматичней.
Майдан – натуральное выражение потребительского национализма.
Как русский может стать европейцем?
Украинский кризис глазами грека
Если классическое неоязычество (интегральный национализм) имеет для Украины периферийный характер (Западная Украина), сейчас появилось такое понятие, как русскоязычный украинский национализм, применимый уже к основным регионам страны. И вот это – правда, что-то новенькое.
«Русскоязычный украинский национализм» в меньшей степени идейный и в большей степени потребительский. Все-таки человеку, получившему советское образование, а таких на Украине много, невозможно считать Бандеру героем. Советское образование, несмотря на все свои идеологические перекосы, было одной из лучших массовых образовательных систем в мировой истории. Так что интегральный национализм (неоязычество) может быть популярен среди полуобразованной молодежи, и он вроде бы почти невозможен для людей среднего и старшего возраста
Украинский кризис глазами грекаЕвромайдан — это синдром человека постсоветского пространства, человека, потерявшего родину. Ведь для того, чтобы русский человек стал европейцем, он должен стать евро-украинцем, и тогда его примут в «Царствие Небесное на Земле» – в Евросоюз. И ведь русские «повелись» (не все, конечно). Естественно, Таможенный союз по сравнению с Евросоюзом в плане мягкой силы (т.е. информационной мифологии) выглядит как «таежный союз», где, как известно, хозяин – медведь, и в средствах массовой информации Украины Таможенный союз умело преподносится как реинкарнация СССР. И тут срабатывает классический рефлекс человека постсоветского пространства (человека, потерявшего родину) – «свалить на Запад», причем всей страной.
Украинский кризис глазами грека
Если для этого русскому человеку надо убедить себя, что он украинец, – «да легко!», ведь есть понятие ‘политическая нация’. И тут главный вопрос первого русского Майдана – февраля 17-го – повторяется в виде фарса:
«Зачем русским Россия?»
Украинский кризис глазами грека
На данный момент та маниакальность, с которой русские (на Украине) называют себя евро-украинцами, уже смахивает на «русскую секту свидетелей Майдана», они и пол, у себя в доме, готовы креативно выкрасить, в цвет флага Евросоюза. Причем в Москве либеральная интеллигенция беснуется не меньше (они же в своей «эстетике мысли» – европейцы в стране варваров). В этой мифологии Россия преподносится как агрессор, который сначала агрессивно подарил Крым (не спросив ни у жителей Украины, ни у жителей Крыма), а потом вежливо забрал (спросив на этот раз всего лишь у жителей Крыма). А вот евроинтеграция – это классическое «светлое будущее», в которое так привык верить советский человек. И ничего, что евроинтеграция отличается от Евросоюза как миф от реальности. Это как отличие светлого коммунистического будущего от серой социалистической реальности позднего СССР с его тотальным дефицитом не только материальных ценностей, но и духовных.
Серость этой реальности на Украине со времен распада СССР просто приобрела цвет хаки и настолько сгустилась, что становится в условиях практического дефолта экономики чем дальше, тем более невыносимой (я сейчас о народе, а не об элите, к которой «в огород бриллиант упал»). Национальная идея (или национальное отчаяние), которая объединяет русскоязычных и украиноязычных жителей огромной территории постсоветского пространства, проста как любой миф – евроинтеграция. Это чистый миф, так как на западе Украину ждут так же, как Турцию, которая подписала свой договор о евроинтеграции 50 лет назад, имплементировав все условия договора. Что она получила взамен? Ничего! Точнее, два дефолта, несколько периодов гиперинфляции и политической нестабильности в условиях увеличения европейского экспорта в Турцию.
Сам Евросоюз сегодня находится в глубочайшем внутреннем кризисе, и тут сейчас не до Украины.
Украинский кризис глазами грека
Итак, любой фарс (евроинтеграция) недолговечен, эта шоколадная иллюзия растаяла на глазах. Что касается Украины, то главным результатом майдана стал дефолт реального сектора экономики (деиндустриализация и дефолт покупательной способности зарплат). Естественно возникает вопрос: кто виноват? Конечно русские (у бывших русских всегда виноваты русские). И тут на смену потребительскому национализму (Евромайдану) приходит интегральный.
Ведь для того, чтобы свалить все беды украинцев на русских, надо убедить русскоязычных потомков красноармейцев, что они сами – нерусские.
Метки: , ,
Страницы: 1 2

суббота, 28 января 2017 г.

Проповедь на Евангелие от Луки, 84 зач., XVII, 3-10

Нагорная проповедь
Сказал Господь: наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лк., 84 зач., XVII, 3-10.)

Библия говорит о прощении. Прощение является даром Господа человеку, но зачастую, человек не желает принимать этот дар. Естественно, каждый хочет быть прощенным, но не прощающим. В молитве «Отче наш» говорится: «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…».
Давайте, вернемся к сегодняшнему слову.  В нем написано, что, если кто-то совершил грех против вас, обличите его. Это очень важный для нас стих. Обратите внимание, написано, что нужно обличить именно этого человека, а не рассказывать о его согрешении другим людям. И если он раскается в содеянном, простите его, даже если он согрешает в день семь раз, кается семь раз —  все семь раз его необходимо простить. Ведь Господь прощает наши согрешения. Это Его характер!
Бывают времена, когда мы оступаемся и падаем, и наш друг Божий Дух, мягко обличает нас. Если мы не в состоянии раскаяться, Он помогает нам. И, если мы семь раз падаем и семь раз возвращаемся на истинный путь, Он прощает нас все семь раз, потому что велика Его милость.
«Наблюдайте за собою», — говорит Господь. Мы должны быть внимательными к тому, чтобы не соблазнить кого-либо на грех. И прощение обид — главный наш долг. «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему». Не замазывай трещин, выскажи все начистоту. Может быть, ты увидишь, что это недоразумение, — у него и в мыслях не было обидеть тебя, а все произошло как бы нечаянно. И тогда ты попросишь у него прощения за свою ошибку. А если обида действительно имела место, и он покается, — прости ему. Забудь об оскорблении и никогда не напоминай о нем. И даже если он не покается, ты не имеешь права затаить злобу и вынашивать месть. Ты должен повторять свое прощение всякий раз, как он повторяет свой грех. И если, положим, он проявит такую распущенность, что семь раз в день согрешит против тебя, всякий раз, как он скажет: «каюсь», продолжай прощать его. Христиане должны быть исполнены духа прощения. Наш Бог, как свидетельствуем мы в таинстве покаяния, есть Бог кающихся. Мы должны учиться видеть лучшее в каждом человеке, и спешить искать примирения, если возможно, со всеми — там, где речь идет о личных отношениях.
Потому мы все нуждаемся в укреплении нашей веры. Ибо от этого дара зависят все другие наши дарования. «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру». Наверное, мы не молимся такими словами и с такой силой, но мы не можем не признать, насколько мала порой бывает наша вера, и насколько беспомощными оказываемся мы перед непреодолимой трудностью установить твердую связь между верой и жизнью. Господь знает, что вера Его учеников слаба и мала. Она не достигает даже размера горчичного зерна. В то время, как нет ничего невозможного для истинной веры, когда она вся устремлена к служению славе Божией. Она может даже смоковницу, растущую в земле, пересадить в море.
Как обрести такую веру? Прежде всего, мы должны ясно осознать, где мы находимся. Вера — это предстояние рабов Божиих пред Богом. И мы не можем быть на равных с Ним. Тем более, не можем требовать от Бога, чтобы Он был послушен нашему видению и нашим замыслам. Многие трудности в вере возникают именно из-за этого. От Бога ждут, что Он будет всемогущим исполнителем всех наших обетов и желаний. Бог будет нашим Богом, если Он будет исполнять нашу волю. И тогда — как легко и просто будет веровать в Него!
Но если бы Бог был слугой человека, Он не был бы Богом. И не было бы смысла веровать в Него. Потому что рано или поздно мы предстанем перед реальностью Бога, перед тайной Его советов, и увидим, что они не имеют ничего общего с тем, что мы хотим. И тогда мы откажемся от Бога, мы перестанем веровать в Него — то есть не будем предавать Ему свою жизнь с доверием. Мы хотели Бога по нашему образу и подобию, и вот, пришел день, когда мы убедились, что Бог — совсем другой, и мы не хотим больше Бога.
Осознание этой главной опасности и может стать точкой опоры, из которой будет произрастать наша вера. Пусть эта точка — меньше зерна горчичного, но в ней уже присутствует истинное общение с Богом.
Господь говорит Своим ученикам, что вера умножается не благодаря созерцанию великолепных чудес или ослепительных событий, вызывающих у нас все новые и новые потрясения. Он берет пример, знакомый всякому трудящемуся человеку, раба пашущего или пасущего, который по окончании одного служения должен переходить к началу другого. Нашей главной заботой должно быть хранение истинных отношений с Господом. Ему должны мы предоставлять дар нашего утешения. Никакой раб не может ожидать, что его господин скажет ему: «Пойди скорее, садись за стол». Время дается нам, чтобы мы исполнили наш дневной труд. Позаботимся об этом, а воздаяние придет в свой срок. Подобает, чтобы мы служили и прислуживали прежде Христу, и только потом — себе: «Приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам».
Рабы Божии, сподобившиеся служить Христу, должны подпоясаться — освободить себя от всего, что связывает их служение. Такими должны быть служители Христовы. И Господь дал им образ: «А Я посреди вас как служащий» (Лк. 22, 27). «Ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мк. 10, 45). И на Тайной Вечери Он умывает ноги Своих учеников.
Так умножается вера. Смиренной верностью, постоянством, — изо дня в день, — в бесконечно конкретном исполнении воли Божией, в доверии тому, что предлагает Господь.
Быть «рабом неключимым, ничего не стоящим». Это слово может оскорбить тех, кто видит все в свете значимости своей личности. Но слово Господне — истинно: пред Богом никто не может требовать особенного к себе отношения, если он на самом деле верующий. Наоборот, всякий верующий, тот, кто глубоко и искренне, с благоговейным трепетом предстоит пред волей Божией, — именно оттого что он хранит верность в своем служении, каким бы скромным оно ни было, — сподобляется дара, превосходящего всякое воображение. Бог принимает его на Свой пир веры и, препоясавшись, служит ему как другу. Что значат все внешние чудеса перед самым драгоценным даром веры — видеть Бога и пребывать с Ним?
Pages: 1 2

пятница, 27 января 2017 г.

Почему мы так долго молимся

Епископ Иона (Черепанов) с подарком от детей Алчевской духовной Лечебницы
«Когда люди влюблены, они не могут друг с другом набыться, наговориться. Им даже молчать хорошо, только бы вместе. Так же и с Богом…» епископ Иона (Черепанов) находит неожиданные слова в ответ на распространенные недоумения, почему в Православной Церкви «всё так долго». Для чего нужны длинные службы и молитвенные правила, планируется ли сократить их в связи с насыщенным графиком жизни современных людей, и можно ли не молиться, когда устал после работы.

Как это было у апостолов
Владыка, у вас есть ответ на вопрос, почему у православных всё так долго? Последование ко Причастию, службы, акафисты, каноны… Ведь нигде в Евангелии Господь не говорит: «Молитесь как можно дольше». Наоборот, молитва, которую Он дает людям «Отче наш» предельно короткая и лаконичная (Мф. 6, 9-13). И это фарисеев Христос упрекал за то, что они лицемерно долго молятся (Мф. 23, 14). А апостолов предупреждал: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 7-8).
Получается, мы как фарисеи и язычники?
— Последние слова из процитированных вами были как раз ключевыми. Как видим из текста, язычники молились о каких-то житейских вещах, потому и предупреждает Господь, что Отец небесный знает о наших нуждах прежде прошения у Него. И дальше говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 32-33).
Собственно, почему желательно, особенно на этапе воцерковления, совершать молитвы по молитвослову, то есть, используя тексты, написанные святыми людьми: там все прошения касаются Царствия Небесного. Представьте, о чём бы мы стали молиться, когда вот только-только уверовали в Господа, ещё не погрузились в глубину Евангелия, не ощутили всю возвышенность слов Христа. Конечно, просили бы того, что кажется насущным, и чего обычно себе и другим желаем: здоровья, благополучия, счастья в личной жизни. Но против этого, в общем-то, и предостерегал Господь.
И вот слова замечательной молитвы святителя Иоанна Златоуста, читаемой каждый вечер: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия…».
Все прошения касаются совершенствования души, наших взаимоотношений с Богом, к Которому мы обращаемся действительно как к Отцу Небесному, Который знает о наших бытовых проблемах, и Ему даже напоминать об этом не надо, а просим мы Его лишь о том, что необходимо для пребывания с Ним в Вечности.
По поводу обличения фарисеев, которые много молились, здесь речь идет вот о чем. В те времена фарисеи стремились к максимальной праведности и это свое стремление всячески подчеркивали. Существовали определенные молитвы, традиции поклонения Богу. Как, к примеру, нынешние правоверные мусульмане: когда приходит время, они, не стесняясь, расстилают коврик — будь то в аэропорту, в учреждении, заведении или где-либо ещё — и совершают положенное молитвенное правило. Такому исповеданию веры стоит поучиться и нам, христианам, которые в большинстве своем стесняются перекреститься перед едой или проходя мимо храма, боятся смутить окружающих, отказавшись от скоромной пищи в постный день. Всё это не от смирения — в данном случае им-то как раз и не пахнет; просто мы стыдимся исповедовать себя христианами. Но Христос говорил: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38). И этих слов Христа никто не отменял.
Но вернемся к фарисеям. Для них молитвы в определенное время были связаны с конкретными обрядами и являлись как раз не исповеданием веры, а подчеркиванием своего благочестия. Собственно, это Господь и ставит им в упрек.
По поводу того, почему у православных всё долго. Молитвословия наши появились не на пустом месте: современное богослужение имеет в своей основе богослужение ветхозаветное. В «Деяниях святых апостолов» читаем о том, что первые христиане собирались в Иерусалимском храме, в синагогах — то есть участвовали в службах: «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5, 42).
Описано также, что после сошествия Святого Духа на апостолов они «каждый день единодушно пребывали в храме» и преломляли по домам хлеб (Деян. 2, 46). То есть сначала молились, а затем совершали Евхаристию — преломление хлеба в воспоминание о Христе. Можно провести аналогию с нынешней традицией. Суточный круг православного богослужения включает в себя часы, вечерню и утреню. Литургия в него не входит — она стоит вне всего, потому что это Тайная вечеря, за которой мы причащаемся Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Суточный круг можно сравнить с той молитвой, которую ежедневно совершали апостолы, единодушно пребывая в храме, а Литургию — с особой службой, совершаемой ими отдельно по домам.
При этом написано, что они пребывали в храме каждый день. Не только ведь прочитать «Отче наш» они туда заходили… Наоборот, участвовали во всем цикле богослужения, которое включало в себя и чтение Священного Писания, и иные молитвословия. Помните, для чего рукоположили диаконов? Чтобы не отвлекаться на хозяйственные вопросы, а пребывать «в молитве и служении слова» постоянно (Деян. 6, 4). Всё это также говорит о том, что службы не были короткими.
Да, «Отче наш» — молитва Господня — настраивает на то, о чем нужно молиться. И, собственно, все остальные тексты, которые родились в христианской общине, являются как бы её расширенной версией. Главное же остаётся неизменным: мы молим нашего Господа о том, чтобы нам быть с Ним в Царствии Его, а остальное всё приложится.
На что променять красоту богослужения
Человеку в городе, в селе столько всего надо сделать, и длинные службы в субботу и воскресенье практически ни на что не оставляют времени. Почему нельзя их сократить, чтобы учесть темп ритма жизни современных людей?
— Если взять общину первых христиан, то в Писании подчеркивается, что они ежедневно собирались, ежедневно пребывали в молитве.
Сейчас люди, даже имеющие массу свободного времени, работающие по свободному графику, каждый день храм не посещают. В лучшем случае — в субботу и воскресенье. Нельзя сказать, хорошо это или плохо, но так есть. Необходимость участия в богослужении сократилась лишь до Литургии в воскресный день или по особым праздникам. Христиане уже практически не почитают дни памяти святых, не внимают чудным песнопениям, не назидаются текстами, возносящими мысленно к мученикам, преподобным, праведникам. Ежедневное общение с Господом сведено к коротеньким утренним и вечерним молитвам. Так что Церковь, по-моему, уже донельзя перестроила всё под современные нужды.
Часто говорят: «Это жестоко, мы всю неделю трудимся, а в субботу вместо отдыха вечером должны идти на службу…». Знаете, мне жаль тех людей, которые сознательно хладнокровно лишают себя красоты песнопений, посвященных воскресшему Христу. Ведь Литургия будничная и воскресная практически ничем не отличаются, но вот всё то, за что этот день, собственно, и называют «малой Пасхой», сосредоточено в вечерне и утрене, которые, по сложившейся традиции, служатся накануне воскресенья. И если человек вдумчиво относится к тому, что в храме поется и читается, старается всё это осмыслить, прожить, ему в голову не придёт променять красоту богослужения на какие бы то ни было иные занятия.
Не являются ли длинные службы и молитвенные правила теми самыми взваленными на плечи верующих «бременами неудобоносимыми», о которых говорил Господь в Евангелии?
— Если для человека молиться в тягость, значит, он просто не любит Бога. Как бы жестоко это ни звучало.
В одном из интервью я уже говорил, что когда люди влюблены, они не могут наговориться, наобщаться. Им в радость даже просто сидеть рядом, смотреть друг на друга.
И если у человека нет нужды говорить с Богом, значит, он Бога не любит. Это страшное состояние.
Вспомните каждый своё неофитство, когда мы бежали в храм, молились утром и вечером, как жалко было заканчивать эту молитву, как хотелось вновь и вновь обращаться к Богу. Да, мы знаем, что это было действие призывающей благодати; на первых шагах Господь показывал правильное устроение человеческой души по отношению к Богу: как молиться, как жить, как выстраивать Богообщение. Тогда мы как бы увидели эталон — вот так должно быть, стремись дальше к этому.
Со временем Господь отнимает благодать, чтобы мы уже сами стяжали её, учились трудиться, двигались в этом направлении. Понятно, что не всегда будет получаться, но помня ту радость пребывания с Богом, мы будем стремиться вернуть то, что потеряли. И видя это наше осознанное горячее желание, Господь по нашим трудам обязательно пошлет благодать, но произойдёт это тогда, когда сознание радости Богообщения не повредит нам, не вскормит наше тщеславие.
Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Фото из архива епископа Ионы
Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Фото из архива епископа Ионы
Ещё хочу сказать по поводу многословия. В начале ХХ века жил замечательный подвижник, будущий священномученик Онуфрий (Гагалюк). Как епископ Харьковской кафедры, в 1937 году он был расстрелян.
У меня есть его фотография с подписью, адресованной духовному чаду. Владыка пишет: «Рабе Божией Елене в укрепление веры и преданности воле Божией». И далее: «Всякий, обращающийся к Богу за помощью, получит ее, но не всегда в таком виде, как ожидает. Господь лучше нас знает, что нам полезно. Если мы просим что-либо у Бога, то во всем полагаемся на Его святую волю. Наше же дело — молиться и молиться».
Действительно, Господь всегда слышит молящегося. И кроме молитвы о небесных вещах, мы должны просить помощи и в наших земных делах, в том числе и о здравии ближних, о своем здравии, о помощи в различных нуждах. Но Бог видит ситуацию глобально, в целом, и то, что сейчас может нам казаться полезным, важным, неотложным, на самом деле для нас вредно и совершенно не нужно, а необходимо совсем иное. Также и то, что может казаться чем-то ужасающим и жутким, в конечном итоге обращается во благо.
Поэтому наше дело — «молиться и молиться».
Слова наставления духовному чаду. Подпись на обороте фото священномученика Онуфрия
Слова наставления духовному чаду. Подпись на обороте фото священномученика Онуфрия
Метки:
Pages: 1 2

среда, 25 января 2017 г.

Епископ Августин: Россия должна дать человечеству новую модель мира

Илья Глазунов. Вечная Россия (Сто веков)
Россия должна предложить всем народам мира другую модель «жизнедеятельности человека» в ответ на доминирующую сегодня модель капитализма, заявил епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов) 24 января, в ходе XXV Международных Рождественских чтений в МГУ на секции «1917 год и „Русский путь“», сообщает РИА Новости.»


Епископ Августин выступил на секции "1917 год и «Русский путь» в МГУ в рамках XXV Международных Рождественских чтений. В обсуждении приняли участие представители научного сообщества, историки, философы, общественные деятели и публицисты.
Советский Союз в XX веке, благодаря воплощению в жизнь принципиально новой модели развития, выполнял роль «защитника слабых народов» и «поборника справедливости», и в нынешних непростых условиях именно Россия может и должна предложить миру «новую парадигму и модель жизнедеятельности человека», заявил во вторник член Изборского клуба, епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов).
«Советское – это не национальное, не религиозное и не сословное понятие. Политическая воля и система творит новый тип личности: все работают на мощь государства, и государство возвращает членам общества все необходимое для формирования советского типа личности и советского образа народной жизни: все бесплатно, все честно, все ответственно. Советский Союз – это огромная семья во главе с отцом», — сказал Августин.
По словам епископа Августина, в СССР «учились и брали все лучшее у всех мировых держав», в том числе «патриотизм, профессионализм». И советская модель, в свою очередь, «имела авторитет в мире, у других народов».
Сталина епископ поставил в один ряд с такими выдающимися историческими личностями в истории России, как Петр Первый, Иван Грозный, Александр Невский. Но отметил, что масштаб ответственности у Сталина был другой. На советскую Россию смотрел весь мир, чтобы понять всю созидательную мощь человечества, которую раскрывал советский проект. И этот проект смог объединить «в один Союз, в одну идею, в одно мировоззрение, одну идеологию и одну цель десятки этносов, наций, народов, личностей, и родила новый феномен — с 15-ю национальными республиками, с мощнейшей законодательной, научной, образовательной, здравоохранительной, хозяйственно-экономической базой, защищенной Вооруженными силами, уникальной системой государственной безопасности на основе новой Конституции». При этом России необходима «историческая верность Православию», добавил в конце Августин.

Далее

понедельник, 23 января 2017 г.

Изгнание торгующих из храма

Изгнание торгующих из храма
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали две евангельские истории в одном евангельском чтении. Первая история – это история о смоковнице. Ею начинается сегодняшнее евангельское чтение и ею же заканчивается. Получается, что эта история как бы разделена. Вторая же история – это изгнание торгующих из храма. Каждая из этих евангельских историй достойна того, чтобы рассмотреть ее отдельно. Но Церковь включила обе эти истории в один текст, который читается в храме в этот день. И мы с вами тоже постараемся хотя бы немного каждую из этих историй разобрать.

Я начну с истории изгнания торгующих из храма. Очень часто люди соблазняются, когда приходят в храм, особенно – новоначальные: как же так, иконочки продаете, книжечки продаете, свечечки продаете и так далее? Вы ведь торговлей в храме занимаетесь, а Господь торгующих из храма изгнал? И вообще, торговля в храме – это нечто плохое, низменное, и сами деньги – это что-то низменное, нехорошее. И в храм нужно приходить лишь для того, чтобы Богу молиться. Вот такое часто встречаешь восприятие. Но люди часто забывают, что на самом деле в Священном Писании материальным отношениям между людьми уделяется немалое значение. И Бог в том числе будет нас судить и за то, как мы обращались с теми материальными средствами, которые Бог нам в этой жизни дал. Поэтому так уж категорически отвергать все материальное не стоит. Ведь духовная жизнь – это не только молитва. Духовная жизнь – это и жертва, в том числе и материальная жертва.
И все же, почему Господь так поступил? В этой истории может быть и второй повод для соблазна – всегда в Евангелии Господь является как кроткий и смиренный, а здесь мы видим Его совсем в другом состоянии: Он приходит, выгоняет людей из храма, опрокидывает столы меновщиков, выгоняет бичом и говорит: «не написано ли: дом Мой дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Как-то не вяжется эта история с кротким образом Спасителя. Почему же так произошло?
Известно толкование преподобного Сисоя Великого на изречения из Священного Писания, где говорится: «Гневайтесь, но не согрешайте. Солнце да не зайдет во гневе вашем». И вот святого Сисоя спросили, как же так, разве можно гневаться и не согрешать? На это преподобный Сисой ответил следующее: если кто-то что-то хочет у вас украсть, а вы гневаетесь на этого человека – вы согрешаете; если кто-то хочет у вас и глаз выколоть, а вы на него гневаетесь – вы согрешаете; но если кто-то хочет лишить вас вечного спасения, то на такого человека можно и должно гневаться, и это не будет грехом. Интересный ответ. И вот здесь, в этой евангельской истории, мы как раз видим Господа в гневе – значит, то, что происходило в храме, действительно могло повлиять на спасение этих людей и других людей, на их личное спасение.
Что же происходило в храме? Начнем с того, что свечка, которую вы ставите в храме, это ваша жертва. Но вы не обязаны покупать и ставить свечку. Книжки или иконочки, которые вы покупаете в храме, для вашей молитвы, для вашего назидания, они полезны, но вы не обязаны их покупать. В Иерусалимском храме до Рождества Христова принести жертву, кровавую жертву, животное или птицу, был обязан каждый человек. Поэтому сейчас то, что происходит в храме – это не торговля. Это вам предлагается возможность что-то пожертвовать и за счет этой жертвы что-то для себя приобрести. А в Иерусалимском храме была именно торговля, потому что если ты не приобретешь жертвенное животное и не принесешь его в жертву Богу, ты согрешишь. Это нужно понимать, какая здесь разница между нашими храмами и храмом ветхозаветным.

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...