вторник, 15 ноября 2016 г.

Мужчина перед Богом

Наши дети
Священник Максим Первозванский о роли современного мужчины в обществе и в семье
— Отец Максим, что вы можете сказать о делении семейных обязанностей на специфически «мужские» и «женские»? В какой мере следование ролевой традиции актуально для современных мужчин?


— В прежние времена четкое и даже жесткое разделение внутрисемейных обязанностей обуславливалось самим укладом жизни и нередко прописывалось законодательно, но в современном стандартизированном мире многое входит в противоречие с этим излишне усложненным устроением семьи. Сейчас я не вижу смысла в строгом разделении домашнего труда, согласно которому, например, ужин непременно должна готовить мама, а с ребенком обязан гулять отец.
Понятно, что существуют традиционно мужские занятия, например связанные со строительством или сложным ремонтом, требующие определенной физической силы, хотя в нынешних городах мужчины делятся на тех, кто может что-то сделать своими руками, на тех, кто ничего делать не умеет, и на тех, у кого достаточно средств, чтобы пригласить специалистов…
В результате возникает отчуждение человека от физического труда, что представляется мне не совсем правильным. При этом я отдаю себе отчет в том, что в данном случае мы имеем дело с объективным процессом специализации человеческой деятельности: либо мы должны уходить в тайгу, как старообрядцы, либо так или иначе приспосабливаться к социальным и экономическим законам среды, в которой живем.
Однако, по моему мнению, в собственной семье с этой тенденцией следует бороться. Если появляется возможность, надо приобретать землю и возделывать ее. Пусть с экономической точки зрения картошку целесообразнее купить в ближайшем магазине, но для души все-таки полезнее ее посадить, ухаживать за ней и осенью собрать заслуженный урожай. Разумеется, можно нанять рабочих, которые быстрее и лучше построят вам веранду на даче, но для любого мужчины крайне ценно то, что он смастерит ее сам, а еще лучше — вместе с сыном. Возможно, из-за отсутствия опыта веранда получится недостаточно красивой, но все соображения такого рода отойдут на второй план, ведь совместный труд принесет гораздо больше пользы, нежели идеальная конструкция сооружения.
В связи с этим можно привести такой пример. В последнее время вошло в моду заменять подарки друзьям и знакомым конвертиками с деньгами. Ведь правда, порой нелегко определить, в чем тот или иной человек нуждается на самом деле. А так — вручил деньги или какую-нибудь потребительскую карту — и пусть он сам выбирает себе подарок. Что и говорить, обидно получить в подарок совершенно ненужную вещь, но попытка бездушно откупиться от близкого человека выглядит еще хуже. Мы в семье стараемся делать подарки своими руками, причем вместе с детьми. Это может быть вышивка, аппликация, фигурка, вылепленная из пластилина, да что угодно! Главное, чтобы подарок был согрет теплом ваших рук и сердец.
Проблема отчуждения от земли и отказа от физического труда — чрезвычайно серьезна, и ее необходимо так или иначе решать. В совместной творческой деятельности как раз и должно проявиться отцовство, и не столь важно, какой плод она принесет: появится ли в результате скворечник, дачная беседка или книжный стеллаж.

Далее

понедельник, 14 ноября 2016 г.

Акафист иконе Пресвятой Богородицы «Зиновинская»

Икона Пресвятой Богородицы "Зиновинская"
Кондак 1
Богоявленный покров всех скорбящих и грехми обремененных, Царицу нашу преблагую, паче естества и слова Единородное Божие Слово рождшую, пением молебным ублажим:
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.
Икос 1
Хотя благословение исцеляющее на верныя люди Твоя излияти, явила еси чудную икону Твою, «Зиновинская» именуемую, да веи, благодать изобильную от нея приемлющии, благодарным сердцем Богородице воспоют:
Радуйся, Пренебесная, Нетленная, Чистая;
Радуйся, Невместимаго всеми вместившая.
Радуйся, Небес Царя Бога рождшая;
Радуйся, Святая святых большая.
Радуйся, Сыну Твоему и Богу сопребывающая;
Радуйся, преславно с Богом царствующая.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.
Кондак 2
Издревле род христианский Твоим предстательством щедро снабдевая и просвещение, исцеление и воспитание чрез чудотворныя иконы Твоя ему даруя, благоволила еси, Богородице, землю Подольскую посетити и всех в ней сущих к пению таковому подвигнути: Аллилуиа.
Икос 2
Видя некая раба Божия свет духовный, в дому ея от пречистаго образа Богородицы многажды исходящий, священника и народ Божий о сем извести, да явлен будет миру цельбоносный лик Твой, егоже зряще возопиим:
Радуйся, Дево Мариам, приятное Богу имя и существо;
Радуйся, преукрашенная благодатию Мати Божия и Царице.
Радуйся, огнь Божества во чреве неопально приимшая;
Радуйся, смертных естество обожившая.
Радуйся, чистая Слова Питательнице;
Радуйся, живоприемный Источниче.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.
Кондак 3
Возсия в сердцах христианских Твоея благодати нетленный свет, мысленныя очи душ наших освящающий, страх блаженных заповедей Христовых в нас влагающий и со умилением пети научающий: Аллилуиа.
Икос 3
Многоразличныя исцеления источаше чудотворная икона Твоя, Богомати, по пренесении ея во святый Божий храм, болящии бо сердцем, умом и телом облегчение в недузех, очищение в чувствиих и смирение в мыслех обретаху, велегласно к Тебе взывающе:
Радуйся, огненосная Купина;
Радуйся, достохвальный Кивоте Божия завета.
Радуйся, златая Стамна, в ней же манна небесная — Христос соблюдеся;
Радуйся, честный Сосуде, в нем же евангельский многоценный бисер обретеся.
Радуйся, неоранная Земле Господня, израстйвшая нам Клас живота;
Радуйся, светоносный Свещниче незаходимаго Света.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.
Кондак 4
Яко венцем пресветлым, Пречистая Богородице, иконою Твоею Церковь Христова обогатися, и ликует, о таковом духовном сокровище вопиющи Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Явила еси сугубую Твою милость, чадо малое, Даниила, от разслабления внезапнаго исцеливше, темже и славу сугубую новоявленной иконе Твоей снискала еси, пред неюже, вернии, умиленно возопиим:
Радуйся, диадимо честная божественныя славы;
Радуйся, надеждо известная и христиан похвало.
Радуйся, Лествице небесная, восходящая от земли к Престолу Божию;
Радуйся, Горо Господня, покрывшая небеса добродетелию.
Радуйся, о неисчерпаемый кладенец милосердия;
Радуйся, о безмерная глубино любве.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.
Кондак 5
Обетование данное Небесной Владычице исполняя, благодарственно возопи благочестивый родитель: «Приими, Всеблагомощная, чадо мое под покров Твой и буди ему Поручница к Рожденному из Тебе, Емуже присно взываем: Аллилуиа.
Икос 5
Живый под покровом Пречистыя исцеленный отрок пламенную любовь к Ней возымел есть и, восходя от силы в силу неизреченным Владычицы милосердием, архиерей Божий бысть, истово же работая Матери-Церкви, житием своим Христа Господа и Богородицу прослави, выну вопия:
Радуйся, Богородице Дево, проповедание мое;
Радуйся, Всесвятая Госпоже верных.
Радуйся, Сына и Слова раю словесный;
Радуйся, Преславный Граде Господень.
Радуйся, Дивная Колеснице Божия;
Радуйся, Красото земли преизобильная.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.
Кондак 6
Всяческая исполняются святости, егда благословение Твое, Богомати, прияти сподобятся. Такожде и архиепископ Модест, о славе Твоей поревновав, к славе святителя Христова вознеслся есть, вразумляя всех верных прославляти Бога: Аллилуиа.
Икос 6
Память святую храня о неизглаголаннем чудеси своего исцеления, возымел есть владыка Модест желание неотступное храм Божий во славу Пресвятыя Троицы и Богоматери во отечествии своем воздвигнути, да вси входящии вонь дивный образ Пречистыя возмогут узрети и умиленным сердцем пред ним возопити:
Радуйся, чудная Божия Палато;
Радуйся, земли и неба Всецарице.
Радуйся, Неоскверненная и Девственная, из Неяже создася новый Адам;
Радуйся, Книго таинственная, в Нейже написася Божие Слово.
Радуйся, Одре честный, святый и Богоприемный;
Радуйся, Образе, промыслом Всемогущаго благосоделанный.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.
Кондак 7
Тайная человеческая ведый Един благоволил благочестивому желанию архиерея явным стати и велелепному храму во имя Пресвятыя Троицы воздвигнутым вскоре быти, мы же таковому о нас Божию смотрению радующеся, воззовем: Аллилуиа.
Икос 7
Возсия всему краю Подольскому свет спасения от пречуднаго образа Твоего, Богомати, егда в ризу позлащенну одеяна предстала еси сердцам молящих Ти ся в новоосвященнем храме и благодарственно поющих:
Радуйся, Сладчайшаго Сына Сладчайшая Мати;
Радуйся, Прибежище великое и Похвало верным.
Радуйся, Саде заключенный, идеже Древо жизни и безсмертия;
Радуйся, Источниче запечатленный, в немже поток сладости всенеизреченныя.
Радуйся, Вместилище умныя святыни;
Радуйся, Подательнице божественныя благостыни.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.
Метки:
Pages: 1 2

воскресенье, 13 ноября 2016 г.

Чудо своими руками

Чудо своими руками
Всех нас до глубины души трогают истории, в которых дети выздоравливают благодаря деньгам, собранным тем или иным благотворительным фондом. Но благотворительный фонд «Адели» не ищет лёгких путей: детский церебральный паралич вылечить невозможно. Однако и таким детям можно помочь.

Пройдя курсы реабилитации, дети с ДЦП пусть и не исцеляются полностью, но переходят на другой, более качественный уровень жизни, начинают ходить, учиться, просто улыбаться, в конце концов. И для их мам эти улыбки — дороже всего золота мира!.. Вот четыре счастливые истории, которые случились благодаря усилиям фонда и неравнодушных людей.
Маленький богатырь
Чудо своими руками
Красивое восточное имя Берс означает «сильный», «волевой». Но 4-летний Берс Тутаев пока очень маленький, и мама Айна ласково зовёт его Бесей. Она перечисляет многочисленные диагнозы Беси, и мне не верится, что все эти страшные слова имеют отношение к улыбающемуся малышу, который сидит на кровати и играет с мягкой свинкой Пеппой.
Беся родился с огромной спинно-мозговой грыжей. В Чечне её не взялись удалять, поэтому на десятый день жизни Беся с мамой вылетел на операцию в Москву, в Тушинскую детскую больницу. «Я бесконечно благодарна нейрохирургу Вадиму Шабле, который едва увидел нас — закричал: „Быстро в реанимацию ребёнка!“ Страшно, но до этого нам говорили, что грыжа рассосётся сама», — вспоминает Айна.
Чудо своими руками
Всего за первый год жизни Беся перенёс четыре операции, после которых бесчувственные ножки начали реагировать на прикосновения. С фондом «Адели» Айна и Беся познакомились недавно, но уже прошли две реабилитации в центре «Вместе с мамой», в мае и в августе этого года. После реабилитации здоровье Беси существенно улучшилось, восстановилась речь. С мальчиком начал заниматься остеопат. До лечения у малыша была немного перекошена голова, а теперь она выровнялась, кроме того, восстановилась поясничная мышца.
Айна много занимается с Бесей дома и навёрстывает всё, что ребёнок забывает после курсов интенсивного лечения. «У Беси различные приспособления есть, — рассказывает Айна. — Мы заказали шагающий аппарат. Беся в нём сможет не только стоять, но и шагать. Раньше мы его ставили в аппарат-тройник и вертикализатор, он стоял ровненько, в игрушки мог поиграть, на планшете. После вертикализатора Беся лучше держит спинку. Может две ручки отпустить и сидеть, если забудется. На новом шагаче он сможет ещё и передвигаться».
А передвигаться Беся хочет очень! Айна гуляет с ним на детской площадке, и другие дети часто подходят к мальчику, зовут побегать и поиграть. Беся лишь тихонько вздыхает и начинает плакать, и мама увозит его в парк неподалёку. Там малыша уже знают и разрешают ему бесплатно кататься на любимых детских аттракционах.
Чудо своими руками
У Беси есть младшая сестрёнка Хадижа. Она носится по дому в ходунках, и на неё старший брат реагирует спокойно. Пока я разговариваю с Айной, Хадижа стоит рядом, а Беся тянет к ней ручки с кровати и постоянно зовёт её по имени.
Айна очень воодушевлена: врачи дают Бесе хорошие прогнозы, говорят, что есть огромные шансы, что он сможет ходить самостоятельно, несмотря на сложность диагноза. «Я не люблю слово „инвалид“, — говорит Айна. — Если дан такой ребёнок — выбора нет, надо за ним ухаживать, такому ребёнку мама нужна вдвойне. Если его лечить и, самое главное, бесконечно любить, то он обязательно встанет на ноги».
Терпение и труд
Чудо своими руками
Аркадий Галкин уже взрослый — в этом году ему исполнилось 15 лет. Он сделал свои первые шаги в 8 лет, сначала в ходунках, потом с палочкой. Аркадий верит, что рано или поздно он обязательно пойдёт сам и станет надёжной опорой для своей мамы Татьяны, хрупкой светловолосой женщины с большими грустными глазами и твёрдым характером. Сына она воспитывает в одиночку. «Нам практически с рождения поставили диагноз ДЦП. С того момента я стала бороться, всякая реабилитация была, но особо ничего не помогало», — вспоминает Татьяна.
В 2009 году Татьяне позвонили из фонда «Адели» и предложили пройти реабилитацию в Польше, в клинике «Евромед». В клинике они с сыном провели месяц, и за это время ребёнка в прямом смысле слова поставили на ноги. Успех закрепили в прошлом году, когда фонд снова отправил Аркадия на курс лечения за границу.
Чудо своими руками
А сейчас Аркаша проходит очередной этап реабилитации в центре «Вместе с мамой» в Москве, где с ним дополнительно занимаются логопед, дефектолог, психолог и специалист по музыкальной терапии. «Есть специальная терапия с помощью билов, — рассказывает Аркадий. — На Руси билы использовались вместо колоколов, когда ещё не было привычных европейских колоколов. Билы — это небольшие плиты, сделанные из благовеста. На музыкотерапии реабилитологи бьют в эти билы, и звуковые вибрации пронизывают весь организм, они будто делают массаж изнутри».
Аркадий тщательно формулирует мысли и говорит медленно, вдумчиво, без слов паразитов и лишних междометий. Он одновременно похож и не похож на остальных подростков. У Аркадия мало друзей, но зато есть один настоящий — Дима, у которого тоже ДЦП. Ребята дружат уже 12 лет. Учится Аркадий в общеобразовательной школе № 78 в Казани. Из школьных предметов ему больше всего нравится история и обществознание. Любимый исторический герой мальчика — Пётр I, реформатор и яростный боец со всем старым, отжившим.
Наш герой так же упорно борется с болезнью и с каждым годом оставляет ей всё меньше шансов. «Прогресс есть, если постоянно реабилитацией заниматься, — говорит Аркадий, когда его мама на несколько минут выходит из комнаты и оставляет нас вдвоём. — У меня есть все шансы пойти самостоятельно. Я сам чувствую, что здоровье улучшается: стал лучше держать спину, крепче стоять на ногах, и это придаёт мне уверенности в себе. В будущем я хочу стать юристом. Вот увидите, настанет день, когда я войду в зал суда на своих двоих!»
Метки: ,
Pages: 1 2

суббота, 12 ноября 2016 г.

Почему Крым вошел в состав Российской империи в XVIII веке

12 ноября 1772 года был подписан Карасубазарский договор




Во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов русские войска под командованием генерал-аншефа князя Василия Долгорукова 15 июня (по старому стилю) 1771 года взяли крепость Перекоп – врата в Крым и вошли на полуостров.

Очень скоро 2-я армия захватила крепости Арабат (на Азовском побережье), Еникале (возле Керчи), Гезлев (Евпаторию) и Кафу (Феодосию). Взятием последней был положен конец самому крупному работорговческому рынку в Европе.

Полностью Крымом русские войска овладели за 16 дней.

Далее

вторник, 8 ноября 2016 г.

О духовных причинах революций

Крейсер "Аврора"
Доктор богословия иеромонах Иоанн (Курмояров)
Люди старшего поколения еще должны помнить о том, что 7 ноября этого года исполняется 99 лет государственному перевороту, который осуществила партия большевиков осенью 1917 года, в Петербурге. Перевороту, который в итоге привел к краху Российской Империи.


Впрочем, в советское время это событие преподносилось широким массам населения не как государственный переворот, а как величайшее событие в истории человечества, именуемое «Великой Октябрьской социалистической революцией». И, нужно сказать, массы «свято» верили в истинность этого утверждения. Верили до той самой поры, пока не рухнул Советский Союз и неприятная правда об этом событии, что называется, — всплыла на поверхность.
И вот почти через сто лет мы стали свидетелями революции. И вновь государственная пропагандистская машина, как и в старые «добрые» советские времена, заработала на «полную катушку». Так что сегодня мы имеем «счастливую» возможность сравнить оба эти события по силе воздействия и исторической значимости на прошлое и настоящее молодого украинского государства.
Что тут можно сказать? Лично я вижу много общего между двумя этими событиями, а также между тем, как они поддерживались государственной пропагандой.
Во-первых: и Октябрьская революция 1917 года, и революция 2014 года в Украине преподносятся пропагандой, как такие события, в результате которых люди (в данном случае — граждане Российской Империи и нынешней Украины) получили свободу и независимость. Хотя, на самом деле, как в России, так и в нынешней Украине, люди стали пешками в чужой геополитической игре, а Украина теперь находится под прямым влиянием Запада и полностью зависит от кредитов МВФ.
Во-вторых: в обоих случаях революция привела к полному краху экономики и обнищанию людей, что отбросило обе страны в своем развитии на многие десятилетия назад (к слову, советская экономика достигла дореволюционного уровня только в 70-е годы 20-го века). Впрочем, по другому и быть не могло, ибо к росту и благосостоянию приводят не революции (как коренной слом государственной системы), а постепенное, эволюционное движение общества вперед.
В-третьих: в обоих случаях мы получили гражданскую войну, сопровождавшуюся вмешательством третьих сторон (в России начала 20-го века это были страны Антанты, Германия, чехи, китайцы, венгры, прибалты и т.д.; в Украине начала 21-го века враждующим сторонам помогают страны Запада и Россия).
В-четвертых: результатом обеих революций стал огромный демографический кризис (т.е. потеря значительной части населения), последствия которого мы наблюдаем, и будем наблюдать еще очень долго. Кризис, который ставит вопрос о самом существовании нашего государства.
Однако, главной причиной, которая является отличительным признаком обеих этих революций, причиной, без которой ни та ни другая революции не могли бы состояться, причиной, которая обусловила их разрушающее действие и негативные последствия для народов, как Российской Империи, так и Украины, является тот ДУХОВНЫЙ КРИЗИС, который переживало население Российской Империи, и который мы можем наблюдать сегодня в Украине.
Вы возразите, — ну ладно Украина? Здесь мы действительно являемся свидетелями полного разворота общества от православных-христианских ценностей к философии гедонизма (накоплению богатства, получению материальных благ и удовольствий и т.д.). Но Российская Империя здесь причем? Империя, где более 80% населения позиционировали себя как православные верующие? СТОП!!! Так ведь и у нас сегодня, по разным данным, до 80% населения позиционируют себя верующими в Бога людьми. И что с того? Почему тогда наша страна, подавляющее большинство населения которой называет себя православными верующими, занимает первые места в мире по уровню коррупции, количеству разводов, абортов и множеству других негативных явлений социальной жизни?
Да потому что на самом деле цифры эти ничего не значат! Ибо одно дело — назвать себя православным, и совсем другое – быть им на самом деле. Да, сегодня у нас много храмов с позолоченными куполами, монастырей и духовных учебных заведений, а быть атеистом немодно и даже позорно. Но все это мы уже проходили почти сто лет назад. Проходили и, увы, не сделали выводов. Тем, кто мне не верит, советую внимательно прочитать нижеследующее:
Что же случилось в России в начала 20-го века?
«Одним из первых анализов причин разразившейся в русском обществе катастрофы был сделан М. А. Новоселовым (1864—1938?). Являясь непосредственным очевидцем русской трагедии XX в., он, как говорится, по горячему следу (т.е. уже в самом начале 20-го века) дал ответ на вопрос о том, почему же столь страшная трагедия постигла Россию. Ответ Новоселова был лаконичен и прост: «Богохульства революционных лет — это всего лишь естественное следствие всеобщего духовного недуга…» Это — жесткий ответ, который нелегко принять. Однако Новоселов не был голословен. Свои выводы он подкрепил суждениями русских святых, предупреждавших о близящейся катастрофе еще тогда, когда, как казалось большинству, ничто не давало сколько-нибудь серьезных поводов для беспокойства и тревоги. Россия росла и укреплялась. Русская Церковь выглядела незыблемым монолитом — и обилие монастырей и храмов, и миллионы верующих, и широкая благотворительная деятельность, и отлаженная система духовного образования, и блестящая церковная наука — все, казалось бы, свидетельствовало об этом. Но за всем этим блеском и величием обостренному зрению святых тайновидцев виделись «признаки сильно запущенной болезни…» .
Одним из таких тайновидцев был святитель Тихон Задонский. Так, уже в далеком 18-ом веке он смог увидеть, казалось бы, незаметные для постороннего глаза болезненные симптомы, которые со всей очевидностью проявились позднее: «Православие незаметно удаляется от людей, — писал он, — остается одна внешность, одно лицемерие».
Святитель Димитрий Ростовский в том же 18-ом веке произносит проповедь в Неделю жен-мироносиц и вспоминает слова, сказанные ангелом женам при гробе воскресшего Спасителя: «Возста, несть зде!»: "Где же Христос по Своем воскресении? Конечно, везде, как Бог, но не везде Своею благодатию... Не в храмах ли Он, воздвигнутых в Его честь? Нет, Его дом святой сделался разбойничьим вертепом. Соберутся люди в церковь, будто на молитву, а между тем празднословят о купле, о войне, о пиршествах, осуждают других, ругаются над ближними, разбивают хульными словами их доброе имя. Иные, стоя в храме, будто и молятся устами, а в уме своем помышляют о семье, о богатстве, о сундуках, о деньгах. Иной дремлет стоя в церкви, а иной помышляет о воровстве, убийстве, прелюбодеянии или замышляет месть ближнему. Нет, не храм это Божий, а вертеп разбойников: благодать Божия отгоняется от святого места, как пчела, гонимая дымом... Многие крещены и просвещены истинною верою, но мало таких, в которых бы Господь обитал, как в Своем храме: и вор крещен, и тать, и разбойник и прелюбодей, и всякий злодей просвещен правоверием, но Христа в нем не спрашивай: несть зде… Иной на вид кажется добродетельным, благочестивым, он богомолец, постник, нищелюбец, подвижник... Но все это лицемерие. Не ищи в нем Христа. Несть зде! Трудно сыскать драгоценный жемчуг в морской глубине, золото, серебро в недрах земли; а еще труднее — Христа, обитающего в людях. Многие из нас только по имени христиане, а живут по-скотски, по-свински. Крестом Христовым ограждаемся, а Христа на кресте распинаем мерзкими делами».
Описывая нравы христианского общества своего времени, свт.Тихон Задонский сетует: “Нынешние христиане по большей части противятся Христу, а не учатся от Христа. Христос учит от зла уклонятися, но многие христиане зло делают. Христос учит трезво жить, но многие христиане пиянствуют. Христос учит чисто жить, но многие христиане блудодействуют. Христос учит милосердными быть; но многие христиане, видя бедного, говорят бесстыдно: что мне до него нужды? Видя нагого, не хотят одеть; видя алчущего, не хотят накормить... О! как у многих христиан в презрении находится Христос! О, как час от часу умаляется плод семени слова Божия, как умножаются плевелы, как возрастает нечестие! Оскудевает истинное благочестие и изобилует лицемерие, оскудевают христиане и умножаются лицемеры!.. Не смотри, что нынешние христиане делают, но что слово Божие проповедует и учит. Понеже един от другого пример берет и соблазняется, и оскудевают истинные христиане, и входит лицемерие. Вот тебе гостинец. Спасайся о Христе!”.
Метки:
Pages: 1 2

В Павлограде забросали храм УПЦ «коктейлями Молотова

1917-й: Апофез трагедии русского духа

Илья Глазунов. Вечная Россия (Сто веков)
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
Российский институт стратегических исследований (РИСИ)
Когда заходит речь о 1917 годе, в сознании политически неангажированного человека, навыкшего вдумчиво относиться к судьбам нашего Отечества, возникает, пожалуй, единственное слово, адекватно отражающее положение дел: трагедия.

Современное общество не готово и не в состоянии понести тяготу осознания реалий нашей недавней истории и сколь-нибудь честного, непредвзятого, трезвого подхода к ее оценке. По-видимому, действительно должны миновать поколения, прежде чем русский человек найдет силы сказать себе правду. Но для этого русскому человеку надо одуматься, прийти в себя как блудному сыну из знаменитой евангельской притчи. А пока по лицу нашей земли продолжают «красоваться» памятники с характерным жестом, указующим «верный путь», которым призывались идти к «светлому будущему» наши отцы и деды. Путь, как выяснилось, в никуда. Путь, отмеченный миллионами смертей и искалеченных человеческих жизней. Путь, до самых глубин потрясший фундаментальные основы бытия. Любые попытки призвать к правдивому взгляду на недавнюю государственную идеологию, ловко подменившую русскую национальную идею, заканчиваются равнодушием одних и возмущенным несогласием других, новыми разделениями в нашем обществе, и без того далеком от единства. Так было и в 1990-е годы, так, по сути, остается и поныне, разница лишь в остроте реагирования.
Уже неоднократно представителями различных сфер современного творческого и научного сообщества, в том числе исследователями в области социально-политической истории, на основании фактов и цифр озвучивалась мысль: к началу второго десятилетия XX века Россия стремительно становилась сверхдержавой, лидером по целому ряду показателей общественного, экономического, финансового, демографического и других направлений развития. В этом есть своя большая правда, при всех недостатках и несовершенствах тогдашней жизни. И хотя история не знает сослагательного наклонения, хочется спросить: а был ли в самом деле у России шанс сохранить стабильность, успешно развиваться и избежать надвигавшейся катастрофы? Пусть ответом на этот вопрос будет давно известная святоотеческая истина: история есть отражение духовной реальности.
Думается, в этом корень, основа понимания того, что произошло с нашей страной и нашим народом 90 с лишним лет назад, и того, что происходит сейчас. Утрата духовного содержания, правды жизни и, в конечном итоге, Истины с большой буквы – в этом подлинная трагедия русского духа и русского мира.
Что происходило тогда? Довольно значительная часть населения огромной империи с государственной религией, объявив себя гражданами революционной России, с остервенением бросилась крушить складывавшиеся веками, но уже расшатанные устои. Православие, в течение более чем 900 лет цементировавшее русскую жизнь, перестало быть ценностью, из онтологической потребности было превращено во внешнюю традицию, которой ради приличия сохраняли сдержанную лояльность вплоть до февральской революции, но как будто ждали момента, когда же с этой традицией можно будет покончить. И действительно ставили задачу – покончить.
У людей религиозных никогда не возникает вопроса, почему власть большевиков с такой изощренной яростью обрушилась именно на Церковь. С духовной точки зрения это понятно. Но масштаб начавшихся нестроений, откровенного разбоя и жестоких гонений, невиданных с первых веков христианства, поразителен. Святой Патриарх Тихон в слове на своем патриаршем наречении свидетельствует: «Испытания изнурительной войны и гибельная смута терзают Родину нашу… Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затмились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного; ослабла и сама вера, неистовствует безбожный дух мира сего». Совсем скоро, 19 января (1 февраля) 1918 года, разделяя надежду приверженцев исторической России на непрочность и непродолжительность нового государственного строя, Патриарх в своем знаменитом обличительном послании со всей резкостью и прямотой взывает: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское… Анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной» [1].
Тогда не понадобилось много времени, чтобы понять: тьма надолго покрыла Россию. Обезумевшие потомки благочестивых созидателей Руси громили отеческие святыни, уничтожали сокровища национальной культуры, убивали самих носителей культуры, и убивали с изуверской жестокостью. По всей стране вспыхивали восстания и мятежи, еще более усугублявшие противостояние двух основных сил: Красной армии и Белого движения. Русские люди, исторически и генетически принадлежавшие к одной культуре, одной Церкви, (одному теоцентричному сотериологическому мировоззрению) стояли друг против друга в братоубийственной войне, в ослеплении забыв о том, что победителя в ней быть не может.
31 марта (13 апреля) 1918 года Патриарх Тихон в храме Московской Духовной семинарии молился о упокоении тех, кто был убит за веру и верность Русской православной Церкви. В списке поминавшихся уже были десятки имен замученных священнослужителей [1]. Процесс преследования, арестов, ссылок и физического уничтожения архиереев, священников, монашествующих и мирян набирал силу и продолжался до Великой Отечественной войны. Нет необходимости об этом говорить подробно, опубликованы тысячи документов, исследования, монографии о судьбах Русской Церкви в XX веке. Одно то, что на Юбилейном Соборе 2000-го года были единовременно прославлены более тысячи новомучеников и исповедников XX века, и вот уже 10 лет это число ежегодно прирастает многими десятками имен святых, – это факт невиданный не только в истории Русской Церкви, но и Вселенского Православия. В кровавый вихрь безбожного лихолетья были вовлечены все слои общества, не осталась незатронутой ни одна сторона отечественной жизни. О трагическом исходе русских из России в результате поражения Белого движения, о красном терроре, коллективизации, раскулачивании, голоде, высылке народов сегодня также хорошо известно из доступных документов, и исследования этих горестных событий XX века продолжаются, открывая все новые страницы всенародного бедствия.

Далее

понедельник, 7 ноября 2016 г.

Что такое гордость ума и гордость воли

Архимандрит Келопа (Илие)
Брат: Преподобный отче, прошу вас, скажите мне, что такое гордыня и какой она бывает?
Старец: Знай, брат Иоанн, что гордыня — это начало, корень и источник всякого греха и всякого беззакония. И поскольку ты спросил, какой она бывает, то знай, что, как говорит святой Григорий Двоеслов, «у гордыни пять ступеней, а чтобы понять эти ступени, надо сначала понять, что блага, которыми гордится гордый, также бывают пяти видов, а именно:
блага природные, то есть сообразительность, красота, храбрость и тому подобное;
второй вид — блага приобретенные, каковы знание, мудрость, мастерство и подобное им;
третий — блага случайные, каковы богатство, слава, должность и тому подобное;
четвертый — блага волевые,
пятый — блага духовные, то есть дар пророчества, чудотворений и тому подобное».
Итак, брат Иоанн, на первой ступени гордости стоит тот человек, который, обладая какими-нибудь из этих благ, не признает, что он получил их от Бога, а считает, что имеет их сам по себе, естественным образом.
Вторая ступень гордости — когда человек признаёт, что эти блага даны ему от Бога, но не даром, а потому, что они полагаются ему как якобы достойному того.

 Далее

суббота, 5 ноября 2016 г.

Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость

«Всех Скорбя́щих Радость», «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…» — наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.

Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" Россия, XIX в., Московская школа, темпера, левкас, золото.
Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где, как считается, и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма). Празднование иконе совершается 24 октября по юлианскому календарю (6 ноября по григорианскому). Некоторые списки с неё имеют свои дни празднования.
«Всех скорбящих Радость» — начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым, работавшим в европейской стилистике.
Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским влиянием (Мадонна во славе, Мизерикордия, Ружанцова, Непорочное зачатие Девы Марии; из православных — Живоносный источник, Образ умиления и посещения в беде страждущим, слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку). Исследователи отмечают, что иконография «Всех скорбящих Радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов». Ранние изводы XVII века первоначально не имели изображений страждущих. Они появляются только после прославления иконы в 1688 году.
Молитвы:
Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице в честь иконы Ея, именуемой «Всех скорбящих Радость»
Молитва Пресвятей Владычице нашей Богородице в честь иконы Ея, именуемой «Всех скорбящих Радость»
Помимо изображения Богородицы, традиционно включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Богоматерь изображается в рост, стоящей в мандорле (сиянии) и в окружении ангелов, (с Младенцем на левой руке, но чаще без него). Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная. Дева Мария стоит на полумесяце (образ из иконографии апокалиптической Жены, облечённой в солнце — Откр.12:1) или на облаках. В руке Богородицы чётки (ранний и редкий вариант, возник под влиянием католического розария), свиток или хлеб.
Несмотря на то, что иконография «Всех скорбящих Радости» сложилась после церковного раскола, связанного с реформами патриарха Никона, образ пользовался популярностью у старообрядцев. Иконописцы из старообрядческих мастерских села Ветка в Белоруссии писали многочисленные списки этой иконы, в том числе и в его западном типе Мизерикордия.
Проповеди:
Поученіе въ день Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, Всѣхъ скорбящихъ Радости, 24 Октября. Архіеп. Никаноръ Бровковичъ
Слово въ день Божіей Матери — Всѣхъ скорбящихъ Радости. Архіеп. Димитрій Муретовъ
Поученіе. Празднованіе иконы Божіей Матери «Всѣхъ скорбящихъ Радости»
Икона «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акинфовой. К 1688 году икона была уже настолько ветхой, что после прославления её укрепили вставками кипарисового дерева.
Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной. Церковная запись Преображенской церкви сообщает: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея».
По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Ефимия Папина однажды во время молитвы услышала голос:
— Евфимия, отчего в страдании твоём не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
— Где же найти мне такую Целительницу? — отвечала Евфимия, изумлённая голосом.
И был ответ:
— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордныке есть икона «Всех скорбящих Радость», попросила принести её к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из «Сказания об иконе», написанного практически сразу после совершения чуда. Служба иконе «Всех скорбящих Радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.
Событие получило широкий отклик (так как Ефимия была родной сестрой покойного патриарха), «помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с неё списки». Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу. Согласно одной из версий, в 1711 году икону увезла из Москвы царевна Наталья, оставив вместо неё список. По другим версиям, царевна, напротив, увезла список, оставив оригинал в Москве.
Метки:
Pages: 1 2

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...