Что
будет, если женщина окажется в мужском теле и наоборот? На эту тему
снято множество комедий. Но фильм «Громче, чем бомбы» совсем не
комедия. Семейный психолог Инна Шифанова на примере его героев
размышляет о ролях отца и матери в семье.
«В фильме «Громче, чем бомбы»1 мы встречаемся с семьей, в которой мать беззаветно предана любимому делу – она фотограф, ведущий съемку в горячих точках планеты, тогда как отец посвящает свою жизнь семье: жене и двум сыновьям, отказавшись от актерской карьеры. Я не претендую на то, чтобы догадаться, что хотели сказать авторы, здесь можно говорить только о восприятии. А восприятие – дело заведомо субъективное.
Но разница в том, что в России об этом вряд ли будут делать фильм, а «общественное мнение» на этот счет чаще всего сводится к вопросу, может ли женщина, занятая на ответственной или опасной работе, вместе с этим обрести семейное счастье. И дело не в том, каков ответ, а в том, что относительно мужчин такой вопрос не ставится. И у знаменитых женщин в нашей стране в интервью принято спрашивать, как они с хозяйством справляются. Хотя таких «неравных браков», где мать делает карьеру, а отец остается в тени, и прежде было немало, и сегодня, но этой ситуации стесняются. В 90-е годы, когда началось быстрое имущественное расслоение, ко мне на психологическую консультацию приходили с этой проблемой и женщины, и мужчины. Иногда обвиняли друг друга, иногда как бы спрашивали разрешения на эту «ненормальную» жизнь.
Речь идет о младшем сыне, но и у старшего те же проблемы, хотя и слабее выраженные: он молодой отец, но эта роль для него неуютна, он старается оттянуть возвращение из родительского дома к своей жене и младенцу. В конце концов его отвозит отец – и в этом тоже можно увидеть символ: этот немолодой человек всю жизнь посвятил своей семье. И все же тому лучшему, что в этой жизни есть, отцовству, он не смог научить старшего сына.
В фильме отец готов покинуть свою возлюбленную из-за того, что мальчик чем-то недоволен. При этом он даже не пытается разобраться, а в чем, собственно, заключается недовольство, не нравится ли сыну именно эта женщина, или то, что у отца может быть в принципе какая-то женщина кроме матери, или то, что отец не рассказал ему о своих новых отношениях, или еще что-то. Отец сразу же начинает себя обвинять, объявляет, что «не справился». Возможно, на самом деле причина не в детях. Возможно, он бессознательно винит себя в гибели жены и наказывает себя, запрещая себе быть счастливым, а попытку воспринимая как предательство. Но станет ли сын счастливей от готовности отца к безоговорочным жертвам? Маловероятно. Скорее, он получит еще один повод презирать отца: мало того, что тот не занимает заметного общественного положения, его не показывают по телевизору и не пишут о нем статей (как о матери), но даже он сам считает себя и свои чувства неважными и готов от них отказаться в любую минуту.
«В фильме «Громче, чем бомбы»1 мы встречаемся с семьей, в которой мать беззаветно предана любимому делу – она фотограф, ведущий съемку в горячих точках планеты, тогда как отец посвящает свою жизнь семье: жене и двум сыновьям, отказавшись от актерской карьеры. Я не претендую на то, чтобы догадаться, что хотели сказать авторы, здесь можно говорить только о восприятии. А восприятие – дело заведомо субъективное.
Неженская профессия
В любой культуре,
мне кажется, именно женщины более восприимчивы к требованиям общества
и, соответственно, больше подвержены давлению гендера. Вполне возможно,
что Изабель, главная героиня фильма «Громче, чем бомбы», выбирает свое
занятие отнюдь не вопреки главенствующим общественным представлениям, а
в соответствии с ними: ведь сегодня западное общество пересматривает
привычные установки и активно предлагает женщине брать на себя больше
социальной ответственности, получать новый опыт, рассматривать себя как
деятельную и значимую личность. Изабель выполняет работу, которая еще
двадцать лет назад считалась бы сугубо «мужской» – она военный
корреспондент. Насколько это удивительно для зрителя в России? Не
особенно. Избирательные права женщины в России получили в 1917 году, на
3 года раньше, чем в США, и на 27 лет раньше, чем во Франции,
например. Мы знаем женщин-режиссеров, летчиц и космонавтов...Но разница в том, что в России об этом вряд ли будут делать фильм, а «общественное мнение» на этот счет чаще всего сводится к вопросу, может ли женщина, занятая на ответственной или опасной работе, вместе с этим обрести семейное счастье. И дело не в том, каков ответ, а в том, что относительно мужчин такой вопрос не ставится. И у знаменитых женщин в нашей стране в интервью принято спрашивать, как они с хозяйством справляются. Хотя таких «неравных браков», где мать делает карьеру, а отец остается в тени, и прежде было немало, и сегодня, но этой ситуации стесняются. В 90-е годы, когда началось быстрое имущественное расслоение, ко мне на психологическую консультацию приходили с этой проблемой и женщины, и мужчины. Иногда обвиняли друг друга, иногда как бы спрашивали разрешения на эту «ненормальную» жизнь.
Отец и сыновья
Вопрос о том,
должны ли родители жертвовать своей личной жизнью ради детей, остается
открытым. В фильме оба родителя чем-то жертвуют, отец – карьерой ради
семьи, мать – семьей ради карьеры (можно назвать это также общественным
служением). В результате все кончается плохо, и никому не весело, ни
детям, ни родителям. Что изменилось бы, если бы было так, как нам
привычнее: папа – герой, мама домохозяйка? Дети идентифицируются с
родителями по полу, например, мальчик – с отцом: «я вырасту и буду
мужчиной, как папа, и буду вести себя как мужчина, то есть как папа». В
той семье, о которой говорится в фильме, мальчику сложно
идентифицироваться с отцом, он скорее не хочет стать таким. А каким же –
таким, как мама? Такое решение довольно сложно принять, хотя он и
гордится ею. К тому же оно требует тщательного анализа, разграничения
профессиональной модели поведения и собственно поло-ролевой, и затем
нового синтеза – это большая внутренняя работа, к которой подросток еще
не готов. Он только смутно чувствует, что таким, как папа, он быть не
хочет, а таким, как мама, не может. И он зависает в безвременье, не
понимая, кто он и как ему себя вести.Речь идет о младшем сыне, но и у старшего те же проблемы, хотя и слабее выраженные: он молодой отец, но эта роль для него неуютна, он старается оттянуть возвращение из родительского дома к своей жене и младенцу. В конце концов его отвозит отец – и в этом тоже можно увидеть символ: этот немолодой человек всю жизнь посвятил своей семье. И все же тому лучшему, что в этой жизни есть, отцовству, он не смог научить старшего сына.
Цена жертвы
Дети без отцов, по
наблюдению психологов, вырастают более тревожными, чем со строгими
отцами. Объяснение в том, что ребенку кроме ласки и всепрощения нужны
ориентиры и границы того, что можно и нельзя. Иначе он путается,
ошибается, пугается. А одинокие мамы иногда перегибают палку с опекой и
лаской. И ребенок вместо благодарности к ней испытывает презрение. Мне
думается, что когда отец ведет себя таким же образом, то и результат
получается тот же самый. Вечную благодарность трудно испытывать, к тому
же она слишком часто напоминает чувство вины, и сын или дочь стараются
избавить себя от этого чувства, обесценивая усилия своих родителей.В фильме отец готов покинуть свою возлюбленную из-за того, что мальчик чем-то недоволен. При этом он даже не пытается разобраться, а в чем, собственно, заключается недовольство, не нравится ли сыну именно эта женщина, или то, что у отца может быть в принципе какая-то женщина кроме матери, или то, что отец не рассказал ему о своих новых отношениях, или еще что-то. Отец сразу же начинает себя обвинять, объявляет, что «не справился». Возможно, на самом деле причина не в детях. Возможно, он бессознательно винит себя в гибели жены и наказывает себя, запрещая себе быть счастливым, а попытку воспринимая как предательство. Но станет ли сын счастливей от готовности отца к безоговорочным жертвам? Маловероятно. Скорее, он получит еще один повод презирать отца: мало того, что тот не занимает заметного общественного положения, его не показывают по телевизору и не пишут о нем статей (как о матери), но даже он сам считает себя и свои чувства неважными и готов от них отказаться в любую минуту.
Далее