среда, 20 мая 2020 г.

Святой мученик Акакий

Память 7/ 20 мая. 

Святой Акакий пострадал за исповедание имени Христова в царствование Максимиана1 и именно в третье гонение на христиан, воздвигнутое этим императором по наущению диавола.

Происходил святой Акакий из Каппадокии2, был саном воин в звании сотника и служил в полке мартисийском3 под начальством полковника Фирма.


В то время царем Максимианом было приказано отыскивать христиан не  только в городах, но и в рядах воинов; и если находился в числе воинов  кто-либо веровавший во Христа, такого повелено было предавать суду и  мучениям; в том случае, если христианин не оказывал повиновения указу  царскому, его должно было предавать смерти.

Вследствие такого распоряжения, полковник Фирм призывал к себе  каждого воина поодиночке и расспрашивал всякого, какова его вера: и если  оказывалось, что кто-либо из его воинов веровал во Христа, то Фирм  всячески, и ласками и угрозами, принуждал его к идолопоклонству.  Действуя так, Фирм многих, нетвердых в вере и боязливых, христиан  совратил в язычество.

Когда Фирм призвал к себе сотника Акакия, то сей последний во всеуслышание сказал:

— Среди христиан рожден я, христианином я и останусь; свидетелем в  этом да будет мне Сам Господь Иисус Христос; не только отец и мать моя,  но и мои деды и прадеды были христианами: потому христианином останусь и  я.

После этих слов святого, Фирм начал склонять его к идолопоклонству и  ласками, и угрозами; он три раза призывал его к себе и увещевал его  исполнить приказание царское. Однако видя, что Акакий остается  непреклонным, Фирм приказал заключить его в оковы и отослать к  военачальнику Вивиану.

В то время, как военачальник Вивиан восседал на судилище и допрашивал  других исповедников Христовых, к нему подошел комментарисий4 Антонин и сказал:

— Вчера полковник мартисийского полка Фирм заключил в оковы своего  сотника Акакия; ныне он присылает его к тебе, потому что Акакий не  повинуется указу царскому и исповедует веру христианскую.

Тотчас Акакий был представлен на допрос к военачальнику.

Посмотрев на него, военачальник спросил:

— Какое имя твое?

Отвечал святой:

— Вожделенное для меня и для всех родственников моих есть то имя,  которое происходит от достославного имени Христова, — я называюсь  христианином, но по-человечески я именуюсь Акакием.

Сказал на это военачальник:

— По имени твоему и нрав твой, ибо ты злой, так как не повинуешься царскому приказанию!

Отвечал на это святой:

— О воевода! Ты говоришь ложь и неправильно истолковываешь смысл моего имени, потому что Акакий значит: «незлобивый5». Этим именем я по справедливости и называюсь, так как не хочу быть общником злобы диавольской, кровь человеческую пиющей.

Сказал воевода:

— Откуда ты набрался таких неразумных речей?

Отвечал святой:

— Я родом из Каппадокии; отсюда было много мучеников за имя Христово,  и я сам видел чудеса, которые совершались по кончине святых по  благодати и силе, данной от Господа; я сам видел, как гробы и честные  мощи их источали исцеления многим больным. Потому я и хочу быть  подражателем этих святых мучеников, а не вас, и потому я не повинуюсь  вашим нечестивым законам, которые погибнут вместе с вами.

Тогда воевода сказал святому:

— Не думай, что ты будешь предан незначительным мучениям. Ты за свое  высокомерие и суесловие заслуживаешь большой казни; но, если хочешь  избавиться от нее, отрекись от христианской веры и исполни приказание  царское, поклонись богам, по милости которых царствуют императоры и  одерживают победы над врагами своими; постыдись и меня, восседающего на  этом судилище; не считай себя умнее всех людей и не надейся на человека,  именуемого Христом, Который, как говорят, был предан мучениям и законно  осужден на смерть.

Отвечал на это святой:

— Ты заблуждаешься, судия, говоря так, и сильно грешишь, будучи  ослеплен сатаною, потому что цари царствуют и одерживают победы не по  милости богов ваших, но по промышлению и соизволению всеблагого Бога  нашего. А относительно того, что ты говоришь, будто я уповаю на  человека, преданного мучениям и осужденного на смерть, — знай, что это  Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Который ради спасения нас, грешных  людей, пришел на землю и стал человеком, продолжая пребывать Богом  истинным; Господь наш Иисус Христос некоим дивным и неизреченным образом  принял на Себя естество наше; как было это — ты не только не поймешь,  но и не услышишь, если предварительно не сделаешься христианином.  Христос Господь, будучи Богом истинным, как я сказал, будучи Словом  (Ин.1:1), сопребывающим с Отцом и сопредвечным Ему, во время, Ему  благоугодное, совершил дело спасения нашего и, таким образом, избавил  нас от рабства врагу-диаволу, от начала времени нам позавидовавшему.

На эти слова святого военачальник сказал:

— Если цари противны твоему Христу, то почему же Он не умерщвляет их, будучи Богом Всемогущим, как ты говоришь?

Отвечал святой:

— Потому-то ты и должен познать Его бесконечное милосердие и  беспредельную силу, что Он, поругаемый вами, не умерщвляет вас,  долготерпеливо ожидая, что вы, эллины, покаетесь и воздадите честь, Богу  подобающую, Ему, а не бесам. Затем, Он долго терпит и ради того, чтобы  избранные рабы Его, возлюбленные Ему, явили бы пред глазами всех людей  свой славный подвиг. Если бы Бог наш погубил вас вскоре, то и вы погибли  бы навеки, и рабы Его не были бы явлены миру; не была бы явлена людям и  сила благодати Его. Каким бы образом прославился Владыка наш, если бы  не явил долготерпения Своего к великим грехам нашим? Потому Он и теперь  оставляет вас без наказания; однако вы, презирающие долготерпение Его,  пребывающие в нечестии своем и на нас, неповинных, гневающиеся, — если  не покаетесь, то приготовите себе погибель и погрузитесь в нее, по  причине беззаконий ваших; мы же, знающие силу и могущество Бога нашего,  терпеливо перенося страдания за имя Его, получим вечно-блаженную жизнь  от Него; слава Его будет явлена также и тем людям, которые, познав  заблуждение свое, покаются и исправят свою жизнь.

Удивляясь такому благоразумному ответу мученика, военачальник Вивиан спросил его:

— Не обучался ли ты книгам, так как ты мудро ответил мне; ты  справедливо говоришь, что жизнь человека находится во власти Божией, в  Его промышлении и долготерпении.

Отвечал святой:

— Из того обстоятельства, что я, не обучавшийся книжной мудрости, так  ответил тебе, ты должен был бы познать силу и благодать Бога нашего,  владычествующего над всем миром; ибо Сам Бог говорит устами рабов Своих,  чему и вы, считающие себя премудрыми, удивляетесь. И изначала, когда  Господь наш восхотел возвестить Евангелие всей вселенной, Он избрал для  проповеди не знатных и богатых людей, не мудрых философов и  сладкоречивых риторов, но рыбарей и мытарей, простых и неимущих. Так  сделал Господь для того, чтобы сила Его непостижимая и премудрость,  превосходящая всякое разумение, была познана в тех, которых Сам Дух  Святой невидимо учил и наставлял.

После этого военачальник сказал святому:

— Оставь свое многоглаголание и отвечай мне на этот вопрос: известен  ли тебе указ царский, повелевающий вам, христианам, или принести жертву  богам, или принять тяжкие муки? Скажи мне: подчинишься ли ты приказанию  царскому; принесешь ли ты жертву богам или нет?

Отвечал святой:

— Я еще полковнику Фирму, который меня допрашивал ранее, заявил, и  притом не один раз, что я христианин; то, что я говорил Фирму, говорю и  тебе: я христианин и скверным бесам вашим не принесу жертвы.

Тогда военачальник сказал:

— Щадя юность твою, так как ты имеешь не более двадцати пяти лет, и  уважая твое звание сотника, я вовсе не хотел бы мучить тебя. Однако если  ты пребудешь опять в своем нечестии, то ты заставишь меня предать тебя  жесточайшим мукам.

Святой же отвечал на это:

— Это не безумие, но самое благоразумное и самое богоугодное дело —  не оставлять веры во Единого Бога истинного, Создателя моего, по воле  Которого я существую до нынешнего дня.

Военачальник сказал святому:

— Как же ты говоришь, что Бог Один? Ведь только сейчас ты исповедал  Христа, Сына Божия. Но если ваш Бог имеет Сына, равного Себе, то ты  должен признавать двух богов: одного Бога Отца, а другого — Бога Сына. А  если у вас два бога, то почему же ты теперь исповедал мне только одного  Бога? Я вижу теперь, что ты заблуждаешься и лжешь мне, потому что  противоречишь сам себе на словах.

Pages:  1 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мир Запада

  Недавно президент Финляндии в очередной раз сообщил, что, с точки зрения наших западных «друзей и партнёров», путь к миру на Украине лежит...