Рождество Пресвятой Богородицы
П. Ю. Малков
Далее
Его особенности
Учение о Божией Матери имеет две особенности. Во-первых, оно основано
на христологии и поэтому никогда не рассматривается вне
домостроительства спасения, совершенного Воплотившимся Сыном Божиим.
Во-вторых, в нем почти невозможно отделить догматическое учение от того
почитания, какое воздается Божией Матери в Церкви. Первая особенность
усматривается уже в приготовлении человеческого рода к пришествию
Спасителя. В процессе приготовления «Божественной педагогикой»
реализуется проходящая через весь ВЗ идея избрания: последовательно
избираются Ной, потомство Авраама, израильский народ, колено Иудино,
«дом Давида». «Круг избраний медленно сужается... Так растет древо
Иессеево до последнего и высочайшего избрания Пречистой Девы» и
совершается «предуготовление Той, Которая должна была «взаимодать» Свою
человеческую природу, дабы осуществилась тайна воплощения» (Лосский В.
Догматическое богословие. С. 259-260, 106). Дева Мария, т. о., наряду
со всем человечеством включена в мессианский процесс. Она не изолирована
ни от истории, ни от потомства Адама, ожидавшего пришествия Спасителя.
Величие, святость и чистота Девы Марии — это, как замечает свт. Григорий
Палама, результат последовательных очищений, совершавшихся на
протяжении мн. ветхозаветных поколений и завершившихся в естестве Самой
Девы (Greg. Pal. In Praesent. 8, 11, 32). Причем эти
очищения совершались не механически и насильственно, но с соблюдением
свободы как Девы Марии, так и ее предков. Поэтому святость Пресв. Девы
есть не результат к. -л. привилегий, дарованных Ей в силу Ее будущего
Богоматеринства, но плод Ее подвига веры и жизни. Свобода человека,
лежащая в основе всего мессианского процесса, не нарушается даже тогда,
когда наступает момент Боговоплощения. «Воплощение, — замечает по этому
поводу Николай Кавасила, — было делом не только Отца, Его Силы и Духа...
но также (делом) воли и веры Девы. ...Без согласия Пренепорочной и
содействия Ее веры (Предвечный) Совет не мог бы быть осуществлен. Бог,
научив и убедив Ее... делает Ее Своей Матерью. Он заимствует Свою плоть
от Знающей об этом и Желающей этого. Бог желал, чтобы Матерь носила Его
во чреве столь же свободно, как и Он воплотился добровольно...» (Nicol. Cabas.
Hom. in Annunt. 4-5). О том, что Боговоплощение было актом не только
воли Божией, но и воли Девы, пишет и прп. Иоанн Дамаскин: «После того
как Святая Дева изъявила согласие, на Нее, по слову Господню, которое
сказал Ангел, сошел Святой Дух, очищающий Ее и дарствующий Ей силу для
принятия Божества Слова, а вместе — и для рождения Его» (Ioan. Damasc.
De fide orth. III 2). С учетом того, что Пресв. Дева, будучи
«предызбранной от всех родов» (стихира на стиховне вечерни Введения), в
момент Боговоплощения в Своем лице представляла все человечество, Ее
согласие исполнить Божественную волю, выраженное в словах: «Се, Раба
Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1. 38), стало одновременно и
выражением согласия всего человеческого рода на то, чтобы «Бог явился
во плоти» (1 Тим 3. 16).Далее
Комментариев нет:
Отправить комментарий