икона Божией Матери Иверская
Святыни Иверского монастыря
История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по
неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и
евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни.
Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Святой апостол и евангелист Лука, в
то время, когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в
Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ
на доске, дабы, как в зеркале, созерцали её последующие поколения и
роды.
Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: «Отныне
ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да
будет». Предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки
от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.
В первые века христианства среди мира Святой Христианской Церкви и
тишины, наставшей после одоления духовных смут, возбужденных
врагом-диаволом чрез подвластных ему и покорных его воле ересиархов:
Ария, Нестория, Македония и других, – внезапно, попущением Божиим,
создалась новая ересь – иконоборческая, сопровождавшаяся тяжкими
гонениями на православных за почитание ими святых икон. Начавшись при
иконоборце императоре греческом Льве Исавре, она продолжалась ещё и при
императоре Феофиле (829–842) .
Этот христоненавистник осудил на изгнание многих православных,
подвергая их всяким мукам, повелевая износить из храмов все иконы и
подвергать их уничтожению, посылая для того своих воинов по всем городам
и селам. И до неба по всей стране Греческой поднимался в то время дым
от икон, сожигаемых нечистыми руками иконоборцев, жалобный стон
православных христиан, предаваемых на мучения за почитание икон.
В стране Никейской жила в это многобедственное время некая
благочестивая православная христианка-вдова с единственным своим сыном.
Была она добродетельна, очень богата и поставила церковь вблизи своего
дома, а в ней – икону Богоматери, которую почитала выше всех своих
сокровищ. Воины, посланные царем-иконоборцем по всей Греческой стране
истреблять святые иконы, пришли и в дом этой христианки и, обыскивая все
места, чрез окно увидели в храме и образ Пречистой.
«Давай нам скорей денег, – вскричали жене той нечестивцы, – Или мы, творя царское повеление, умучим тебя всякими мучениями!»
«Много дам я вам денег, – отвечала жена та, – но только утром: нет их у меня сейчас в доме моем».
Воины не согласились ждать до утра, и один из них обернулся к образу и
со злобой ударил мечем в лик Пречистой, и тотчас истекла из него кровь,
как из живого лица, и они, испугавшись, убежали, обещая вернуться
утром.
Настала ночь. Вошла в храм с отроком своим та христианка и, преклонив
колени, воздела руки к небу и, орошая землю слезами, молилась долго ко
Господу. Затем, вставши, взяла со страхом и благоговением вместе с сыном
святую икону, принесла ее на берег моря и опять стала молиться ей как
Самой Богоматери: «Владычица и Госпожа мира! Благодатию Твоею имеешь Ты
власть и силу как Матерь Бога Вышнего и над всеми созданиями Его
владычествуешь: избавь нас от гнева царя беззаконного, а икону Свою – от
воды!».
И с этой молитвой спустили мать с сыном святую икону в море, и – о
чудо! – не плашмя упала икона, но встала вертикально к воде и поплыла
она, чудотворная, стоя на заход солнца, держа путь, ведомый Единому Богу
и Матери Его Преблагословенной.
Помолились тут и поплакали мать с сыном, пока не скрылась из виду
святая икона. И сказала со слезами горькими мать сыну своему
единственному: «Чадо мое вожделеннейшее! Да явится ныне желание наше и к
Богу благочестие, а к святой иконе Богородичной благоговение! Я, чадо
мое любезнейшее, – слабая женщина и не могу бежать в страну далекую:
останусь я здесь и постараюсь укрыться в тайном месте, а если меня
найдут воины злые царя нечестивого, то, Господь видит, готова я умереть
за любовь к Богоматери. Ты же беги в страну Элладскую (Древняя Греция),
чтобы не сотворили зла и над тобою, сыном моим любимым и единственным».
Облобызали мать с сыном друг друга, поплакали горько и расстались, обливаясь горючими слезами.
Юноша бежал в Фессалоникию, а оттуда на Святую Гору Афонскую, в
Иверскую обитель, где и был пострижен в монахи и, проведя в монастыре
Иверском жизнь преподобническую, с миром отошел ко Господу. От него
афонцы услыхали об иконе, пущенной в море. В течение двух веков
неизвестно было, где скрывалась заветная святыня. Принять к себе икону
суждено было Иверскому монастырю, который был основан на рубеже IХ–Х
веков на Афоне благочестивым грузинским полководцем Торникием.
Афон – особое место для любого православного человека, пожалуй, средоточие православной жизни.
Святая Гора Афон представляет собой полуостров в северовосточной
Греции, восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в
изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 километров в длину и
около 12 километров в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами,
изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. В юго-восточной части
полуострова возвышается гора Афон высотой 2033 метра над уровнем моря. В
языческой древности Афонскую гору знали как Аполониаду (по храму
Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который назывался
по-гречески Афос (по-русски – Афон).
Церковное предание повествует о том, что существуют особые места
попечения Царицы Небесной, названные Ее Вселенскими Жребиями Уделами.
Первый из них Божия Матерь получила после дня Пятидесятницы, когда
апостолы решали вопрос, в какую страну идти каждому из них для проповеди
Евангелия. Пресвятая Богородица пожелала принять участие в благовестии:
«И Я хочу бросить с вами жребий, чтобы не оставаться без части, но
пусть будет и у Меня страна, которую Мне Бог укажет». Ученики
благоговейно бросили жребий по словам Пречистой, и по жребию Ей
досталась Иверская земля. Божия Матерь с радостью приняла Свой
апостольский жребий, желая немедленно туда отправиться. Однако Ангел
Божий явился Ей и сказал: «Не отлучайся теперь из Иерусалима, но
оставайся здесь некоторое время; страна же, выпавшая Тебе по жребию,
просветится впоследствии и владычество Твое водворится там».
Предание Церковное повествует далее, что и Сам Господь Иисус Христос
сказал Пречистой: «О Матерь Моя, не отвергну Жребия Твоего и не оставлю
народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли
вместо Себя Первозванного Андрея в Удел Твой, а с ним – изображение,
которое получится от приложения приготовленной на то доски к Твоему
лицу. Образ этот... послужит хранителем людей Твоих вовеки».
После этого явления Пресвятая призвала к Себе апостола Андрея и
сказала ему: «Чадо Мое Андрее! Очень сокрушаюсь о том, что страна,
доставшаяся Мне в Удел для проповеди, не просвещена еще учением Сына
Моего. Но вот что: когда намеревалась Я идти в Иверию, явился Мне Сам
Благий Сын Мой и Бог и велел, чтобы Я вместо Себя отправила туда с Моим
образом тебя. Я буду Хранительницей жизни людей той страны и, воздевая о
них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». На
это апостол сказал: «Пресвятая воля Благого Сына Твоего и Твоя да будет
во веки».
Тогда Пресвятая Богородица потребовала доску, умывши лицо Свое,
приложила его к этой доске, и на ней появился образ Владычицы с
Предвечным Ее Сыном на руках. Вскоре после этого святой Андрей
отправился на проповедь слова Божия. В древней Иверской земле
проповедовал Евангелие и другой апостол от двенадцати – Симон Кананит.
Хотя в апостольский век Иверия не стала христианской страной, однако
семена веры были посеяны на Иверской земле, поэтому Грузия просветилась
Светом Христовым необычайно быстро, но произошло это уже в иное время...
В первом столетии Ирод воздвиг в Иудее гонения на последователей
Христа. Тогда Матерь Божия с апостолом Иоанном Богословом отправилась на
Кипр к святому Лазарю Четверодневному. Во время плавания корабль прибыл
к горе Афонской. Божия Матерь попросила Афон у Сына Своего в дар, и
тогда раздался глас: «Пусть это место станет Твоим Уделом, и садом, и
раем, а еще и спасительной пристанью для тех, кто желает спастись».
Просвещенные Ее проповедью, местные жители приняли святое крещение.
Божия Матерь сказала: «Сие место будет Мне от Сына и Бога Моего. Да
пребудет же благодать Божия на месте сем и на живущих здесь с верою и
исполняющих заповеди Сына Моего. Все нужное для земной жизни будут иметь
они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до скончания века.
Сему месту Я буду Заступница и Ходатаица о нем Богу» .
С тех пор Афонская гора всегда находилась под покровом Божией Матери.
Сколько здесь было чудесных Ее посещений, явлений и обетовании, сколько
знамений от чудотворных икон Афон стал местом, где человек может
научиться равноангельской жизни.
Спустя три столетия после утверждения Афонского Жребия, Божия Матерь
направила проповедовать Евангелие в Иверскую землю – Свой Второй Жребий –
святую Нину, явившись ей во сне и вручив крест, сделанный из
виноградной лозы: «Прими этот крест, он будет тебе щитом и ограждением
против всех видимых и невидимых врагов, силою его ты утвердишь там
спасительное знамя веры возлюбленного Сына Моего и Господа, Который
хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к уразумению истины».
Пробудившись, Нина обнаружила в руках чудесный крест. Перевязав его
своими волосами, она обратилась к Иерусалимскому Патриарху, который
благословил святую в путь. Нина достигла древнего города Иверской земли –
Урбнисы и изучила там язык, обычаи и нравы нового народа.
В праздник Преображения Господня Нина пришла в столицу Картлинского
царства – город Мцхету, где в этот день совершалось жертвоприношение
языческим богам. По молитве святой поднялся ураган, уничтоживший
изображения идолов. С этого момента Нина начала открыто проповедовать
Евангелие. После чудесного исцеления, по ее молитвам, грузинской царицы,
царь Мириан согласился креститься сам и крестить свой народ.
По просьбе Нины византийский император Константин Великий послал к
ней епископа Иоанна, который прибыл в Мцхету и крестил царя и народ
Иверской земли. Здесь же был заложен каменный храм во имя Преображения
Господня, в память того, что этот праздник знаменовал утверждение
христианства в Грузии. Так в IV веке Иверия стала христианской страной, а
впоследствии иверские иноки поселились на горе Афонской, основав свой
монастырь, который принял чудотворную икону Иверскую, духовно
соединившую Первый и Второй Жребии Божией Матери.
С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под
владычеством Рима, преследовавшего христиан до 313 года, когда император
Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и
свободы вероисповедания. Император Константин воздвиг три обители на
Горе Афонской: первую – у Климентовой пристани, где пристал корабль
Божией Матери, повелев обитель ту освятить в честь и память Успения
Пресвятой Владычицы; вторую – на том месте, где благовествовала народу
учение вечной жизни во Христе Спасителе Пречистая Приснодева; а третью –
там, откуда отплыл с Царицей Небесной корабль, уносивший Ее на Кипр к
Лазарю четверодневному. И населил Господь все те обители великим
множеством иноков дивной подвижнической жизни. Гору Афонскую тем же
императором Константином Великим повелено было звать Святой.
Существует предание о том, что в 422 году было посещение Афона
дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией, но войти в монастырь
Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С того времени
отцы Афона положили закон, запрещающий доступ на Св. Гору лицам
женского пола, что позже закрепилось и царскими указами.
Также на горе Афонской произошло немало дивных и чудесных событий.
Сама Пречистая привела сюда отшельников. Первым из них стал преподобный
Петр. В VII веке Она явилась преподобному вместе со святителем Николаем и
на просьбу Святителя указать Петру место для подвигов сказала: «Для
свободного служения Богу нет более удобного места, чем гора Афонская,
которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследие Себе, дабы те, которые
хотят удалиться мирских забот и смущений, приходили сюда и служили там
Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне гора эта будет называться Моим
Вертоградом. Много люблю Я место сие, и придет время, когда оно от края,
на север и на юг, наполнится множеством иноков. И если те от всей души
будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, то Я сподоблю их, в
великий день Сына Моего, великих дарований: еще здесь, на земле, будут
они получать от Меня помощь; Я стану облегчать болезни и труды их и дам
им возможность, при малых средствах, иметь довольство в жизни, даже
ослаблю вражеские против них брани и плод их сделаю славным во всей
подсолнечной».
Метки:
Богородица
Pages: 1
2 3 4 5 6 7